Автор: Бондарев Георгий Владимирович Должность: преподаватель по классу гитары Учебное заведение: Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение "Лицей искусств "Санкт-Петербург" Населённый пункт: г.Санкт-Петербург Наименование материала: Методическая разработка Тема: Организация работы с родителями Раздел: дополнительное образование
Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения
«ЛИЦЕЙ ИСКУССТВ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»
Бондарева Г.В.
Пояснительная записка.
Таланты создавать нельзя,
но можно и нужно создавать среду
для их проявления и роста.
(Г. Г. Нейгауз)
Сотрудничество
с
родителями
способствует
формированию
гармонично
развитой,
способной
к
самосовершенствованию
и
самореализации личности. Музыкальное воспитание характеризуется своей
особой
ролью
в
развитии
личности
ребенка,
воздействуя
на
интеллект,
эмоциональную
сферу,
творческие
способности.
Развитие
музыкального
вкуса создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его
общей духовной культуры в будущем.
Большое значение в формировании личности ребенка играет та среда, в
которой растет начинающий музыкант. Именно домашнее окружение на
начальной
стадии
обучения
играет
значительную
роль.
В
семьях,
где
домашние любят музыку, и готовы прийти на помощь ребенку в освоении
музыкального материала, музыка становится частью жизни. Деятельность
педагога и родителей в интересах ребенка будет плодотворной только в том
случае, если они станут союзниками и партнерами. В работе с семьей важно
разъяснить ту роль, которую оказывает семейная атмосфера на закрепление
появившегося интереса к обучению. Многие родители самоустраняются от
решения
вопросов
музыкального
развития
ребенка,
перестают
интересоваться
его
успехами,
контролировать
выполнение
домашнего
задания
по
музыке.
В
задачу
семьи
входит
привить
желание
и
умение
ежедневно работать над музыкальным репертуаром.
Обучение
игре
на
инструменте
–
процесс
длительный.
Программа
рассчитана
на
несколько
лет
напряженной,
творческой
деятельности,
и
только при постоянной поддержке родителей, единстве и согласованности
действий взрослых может быть достигнута цель не только музыкального, но
и духовного, нравственного, культурного развития ребенка, создано единое
воспитательное и образовательное пространство не только для ученика, но и
культурного просвещения его родителей.
Индивидуальное обучение создает хорошие предпосылки для работы с
семьей. Как правило, в классе ученики разных возрастов из разных семей,
разных
по
социальному
статусу,
культурному
уровню,
запросам,
потребностям, ценностным ориентациям.
2
Традиционные формы работы с родителями, безусловно, приносят свой
положительный результат. Это проведение анкетирования, индивидуальное
консультирование
родителей
по
методическим
вопросам
(освоение
программы,
способы
работы
с
ребенком,
выбор
индивидуального
образовательного маршрута
ученика и т. д.), по вопросам педагогики и
психологии (индивидуальные особенности ребенка, влияние типологических
особенностей
на
музыкальное
развитие,
рациональный
выбор
форм
и
методов работы в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося
и
др.).
Положительно
влияет
на
образовательный
процесс
посещение
родителями
уроков
начинающих
музыкантов;
здесь
же
они
получают
консультацию по работе над музыкальным произведением дома. Без помощи
родителей
закрепление
учебного
материала
невозможно.
Специфика
индивидуального обучения игре на гитаре требует постоянного контроля за
правильным выполнением указаний преподавателя, касающихся постановки
рук, грамотной аппликатуры, работы над звуком и т.д. Учащиеся старших
классов ДШИ должны понимать, что они сами ответственны за выполнение
домашнего задания, ведь работа над музыкальным произведением
– это
прежде всего работа над самим собой.
На
все
концерты
учащихся
приглашаются
родители,
бабушки,
дедушки, сестры, братья, друзья. Особенно важна поддержка близких людей
перед
сольным
выступлением
ученика,
перед
участием
в
конкурсе
или
фестивале, перед экзаменами по специальности. В жизни ребенка это важный
и ответственный момент: нужно отдать много времени, сил, эмоций, чтобы
успешно, на подъеме, без срывов исполнить разнообразную и объемную
музыкальную программу.
Совместная деятельность взрослых (педагогов, родителей), основанная
на заинтересованности, взаимопонимании, поможет сделать учебный процесс
увлекательным, результативным, успешным для каждого ребенка.
Цель
работы
с
родителями :
создание
единого
воспитательного,
образовательного пространства «семья – школа»; выявление и совместное
решение проблем, влияющих на процесс обучения и воспитания ребенка.
Задачи работы с родителями :
1. Объединение и координация работы семьи и школы для решения
поставленных задач, выявление и совместное решение проблем.
2. Вовлечение родителей в совместную деятельность с педагогом и в
музыкальную, общественную жизнь школы.
3.
Ознакомление
родителей
с
программой
обучения,
планом
мероприятий детской музыкальной школы.
4.
Консультации
родителей
по
организации
учебного
процесса
и
домашних занятий.
5. Повышение роли семьи в воспитании детей.
3
Формы связи семьи и школы :
1.
Коллективная:
родительские
собрания,
конференции,
взаимодействие с Управляющим советом школы, день открытых дверей,
фестивали, выставки творческих работ.
2. Групповая: проведение классных родительских собраний, открытые
уроки, работа по оформлению класса, проведение классных мероприятий.
3. Индивидуальная: консультации, беседы, телефонный разговор,
переписка.
Любое собрание для родителей должно включать в себя:
анализ учебных достижений учащихся класса;
ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального
климата в классе (поведение, внешний вид учащихся);
психолого-педагогическое просвещение (информация о новинках
педагогической литературы, выставках, концертах);
обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера,
приобретение учебных пособий);
личные беседы с родителями.
Основные формы работы с родителями:
Мероприятие
Сроки
Родительские собрания (первичное,
плановые, итоговое)
1раз в четверть
Индивидуальные консультации и
беседы
По мере необходимости
Организация совместной
деятельности детей и родителей
(привлечение родителей к проведению
праздничных мероприятий, концертов и
т.д.)
В течение учебного года
Посещение концертов и
общешкольных мероприятий
В течение учебного года
Проведение праздничных концертов и мероприятий.
В течение учебного года ведется активная концертная деятельность,
которая
является
одним
из
показателей
достижений учащихся
школы
и
формирует в целом положительный имидж музыкальной школы. Концертные
выступления проводятся как в самой школе, так и в концертных залах и
музеях-квартирах города и области. Для родителей проводятся классные и
школьные собрания с концертами учащихся, лекции – концерты, открытые
уроки, отчетные концерты отделений. Родители учащихся
– союзники и
помощники,
активные
участники
школьной
жизни,
постоянные
и
самые
благодарные слушатели.
4
Посещение концертов.
Одна из важных задач обучения ребенка музыке – это «концертное
исполнение».
Поэтому
совместное
посещение
концертов
имеет
важное
обучающее
и
воспитательное
значение.
ДШИ
регулярно
организуются
концерты школьных коллективов и сольных исполнителей. Посещение и,
конечно же, участие в этих концертах, создает ощущение праздника и часто
является наградой за каждодневный труд.
Литература:
1.
Алексеева Л. Родительские собрания: если они нужны, то для чего? //
Директор школы. - 1997. - № 5. - С. 29-36.
2.
Алексеева Л. Родительские собрания: если они нужны, то для чего? //
Директор школы. - 1997. - № 30. - С. 49-54 (Спецвыпуск).
3.
Алексеева Л. Родительские собрания: если они нужны, то для чего? //
Директор школы. - 1997. - № 6. - С. 45-50.
4.
Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического
процесса. - Мн.: Университетское, 1990.
5.
Артоболевская
А.
Первая
встреча
с
музыкой:
уч.пособие.
–
М.:
«Советский композитор», 1986.
6.
Байярд Р. Г., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое
руководство для отчаявшихся родителей/ Пер. с англ. - М.: Просвещение,
1991.
7.
Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе. - М.: Знание, 1983.
8.
Баренбойм Л. «Путь к музицированию». -Л., 1974.
9.
Белкин А. С. Знаете ли вы своего ребенка? - М.: Знание, 1986.
10.
Болдырев Н.И. «Классный руководитель» - М.: «Просвещение», 1971.
11.
Бушмина З. П. Единство семьи и школы в создании воспитательного
пространства // Начальная школа. - 2000. - № 5. - С. 88-92.
12.
Гаврилова Т. П. Учитель и семья школьника. - М.: Знание, 1988.
13.
Дружинин И.А. «Заботы и радости классного руководителя» - М.:
«Просвещение», 1982
14.
Ильюхина В. Отметка. Как к ней относиться? Родительское собрание
//Начальная школа (газета). - 1996. - № 31. - С. 6.
15.
Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. - Ростов-на-Дону: «Феникс»,
2002.
16.
Маишева В.А. «работа с родителями» - М.: «Просвещение», 1982
17.
Растегаева О. У каждого ребенка свой дар //Директор школы. - 1997. -
№25
18.
Чемодурова И. В. Методика очистки авгиевых конюшен, или как
провести родительское собрание //Учительская газета. - 1998. - № 40. - С. 13.
5
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Анкета для родителей, присутствующих на уроке.
Оцените пожалуйста, удовлетворены ли вы:
деятельностью учителя на уроке;
оформлением класса;
взаимоотношением ребенка и учителя;
получаете ли вы информацию об успехах и неудачах ребенка;
укажите характер его затруднений;
в какой помощи со стороны учителя Вы нуждаетесь;
что, по Вашему мнению хорошо;
что можно было бы улучшить.
Спасибо за ответы.
6
АНКЕТА № 1
Уважаемые родители!
Нам
очень
интересно
Ваше
мнение
о
значении
музыкального
воспитания
вашего
ребенка.
Просим
Вас
ответить
на
вопросы,
выбрав
устраивающий Вас ответ.
1. Любит ли Ваш ребенок ходить в музыкальную школу?
2. С какими трудностями встретились Вы и ваш ребенок за период обучения
в школе?
3. Устает ли Ваш ребенок? Если да, то почему?
4. Помогаете ли Вы ему выполнять домашнее задание? Все ли они, на ваш
взгляд посильны для него?
5. Сколько времени уходит у Вашего ребенка на подготовку домашнего
задания?
7
АНКЕТА № 2
Уважаемые родители!
В этом году Вы вместе со своими детьми переступили порог нашей школы и
влились в нашу дружную семью! Просим Вас ответить на вопросы, Вашу ответы
помогут нам построить работу по музыкальному воспитанию
с учетом ваших
пожеланий.
1. С каким настроем Ваш ребенок идет в музыкальную школу?
2. По Вашему мнению музыкальное воспитание должно носить характер:
а) обучающий;
б) развивающий;
в) развлекающей.
3. Знакомы ли Вы с системой музыкального воспитания в школе?
а) Да;
б) Нет;
в) Частично.
4. Что, по Вашему мнению, должно иметь приоритетное значение в музыкальной
деятельности детей?
а) общее развитие ребенка;
б) развитие специальных музыкальных способностей детей;
в) формирование основ общей музыкальной культуры ребенка.
5.
Готовы
ли
Вы
принимать
активное
участие
в
совместной
музыкальной
деятельности с ребенком в школе и дома?
а) Да;
б) Нет;
в) Иногда.
6. Есть ли у Вас дома музыкальный инструмент?
а) Да;
б) Нет;
7.Хотите ли Вы получать информацию о системе музыкального воспитания в
школе?
а) Регулярно;
б) Иногда;
в) Для меня это не представляет интереса.
Представьтесь, пожалуйста. Спасибо!