"Театральная деятельность – как источник развития чувств"
Автор: Шкатова Наталья Юрьевна Должность: тифлопедагог Учебное заведение: МКДОУ д/с №451 Населённый пункт: город Новосибирск Наименование материала: статья Тема: "Театральная деятельность – как источник развития чувств" Раздел: дошкольное образование
Театральная деятельность – как источник развития чувств
«Театрализованная деятельность является не исчерпываемым
источником развития чувств, переживаний и эмоциональных
открытий ребенка, приобщает к духовному богатству.Постановка
сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и
событиям, и в процессе этого сопереживания создаются
определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и
усваиваемые»
В.А.Сухомлинский
В
специальных
исследованиях
таких
отечественных
ученых
как
Л.И.
Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.,
подчеркивается
зависимость
психического
здоровья
ребенка
от
его
эмоционального благополучия. Среди эмоций детей нередко существенное
место
занимают
не
только
положительные,
но
и
отрицательные
эмоции,
негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и
на его деятельность.
В
настоящее
время,среди
детей
с
нарушением
зрения,
все
больше
в
поведении
отмечаются
негативные
психоэмоциональные
проявления,
к
которым
относятся
эмоциональная
неустойчивость,
враждебность,
агре ссивно сть,
тревожно сть,
что
приводит
к
трудно стям
в о
взаимоотношениях с окружающими.
В процессе педагогического наблюдения за воспитанниками, а так же бесед с
родителями,
нами
были
выявлены
следующие
отрицательные
эмоциональные
проявления:
повышенная
тревожность,
ст рахи,
импульсивность,
двигательная
расторможенность,
раздражительность,
плаксивость, эмоциональная нестабильность, замкнутость, неуверенность в
себе,
боязливость,
нерешительность,
обидчивость.
Данные
проявления
нередко
становятся
причиной
несформированности
социально-
коммуникативных навыков.Поэтому, развитие и коррекция эмоционально-
волевой
сферы
у
детей
с
нарушением
зрения,
мы
считаем, одним
из
важнейших направлений коррекционно-педагогического процесса.
Проблема эстетического развития и воспитания дошкольников традиционно
является одной из важных в педагогической теории и практике.
Определяющим фактором эстетического воспитания и развития ребенка
является искусство. Искусство является уникальным средством
формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной
сферы, образногомышления, художественных и творческих способностей.
Кроме вышеназванных эстетических функций, искусство обладает большим
оздоровительно-развивающим потенциалом. Оздоровительно-развивающие
задачи тесно связаны с развитием и совершенствованием всех духовных сил
человека. Благодаря использованию специально подобранных средств и
методов эстетического воспитания могут быть достигнуты позитивные
психосоматические эффекты. (Л.С.Выготский). Коррекционно-развивающие
возможности искусства связаны с предоставлением ребенку с нарушением
зрения практически неограниченных возможностей для самовыражения и
самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах,
утверждением и познанием своего «Я». И именно это обеспечивает решение
важнейшей задачи коррекционно-педагогической деятельности - адаптации
ребенка посредством искусства в макросоциальной среде.
Практика
работы
с
нашими
воспитанниками
показывает,
ч то
театрализованная деятельность является эффективным средством развития
эмоциональной сферы дошкольников, помогает развитию коммуникативных
способностей
детей.
В
процессе
театрализованной
деятельности
у
детей
развиваются способности распознавать эмоциональное состояние человека
по
мимике,
жестам,
интонации,
умения
ставить
себя
на
его
место
в
различных ситуациях. Для развития эмоциональной сферы
наших детей
очень важным является включение их в совместную деятельность с другими
детьми и взрослыми и театрализация благоприятно этому способствует.
К р о м е
т о г о , у
всех
детей
огромный
интерес
вызывает
любая
театрализованная
деятельность.
Детям
очень
нравится
перевоплощаться,
примеряя на себя маску совершенно противоположного себе, героя сказки,
просто
наблюдать
за
действиями
персонажей
во
время
праздников,
развлечений,
утренников,
постановочных
спектаклей
профессиональных
артистов.
Все
это
вызывает
у
них
огромный
интерес
и
множество
положительных эмоций.
В рамках работы по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы у
детей
с
нарушением
зрения
средствами
театрализованного
искусствамы
использовали следующие формы и методы:
1.
Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
2.
Игры драматизации.
3.
Упражнения для социально – эмоционального развития детей.
4.
Коррекционно – развивающие игры.
5.
Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
6.
Задания для развития речевой интонационной выразительности.
7.
Игры – превращения («учись владеть своим телом»).
9.
Упражнения на развитие детской пластики.
10.
Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.
11.
Упражнения на развитие выразительной мимики.
12.
Упражнения по этике во время драматизаций.
13.
Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
14.
Знакомство
не
только
с
текстом
сказки,
но
и
средствами
её
драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.
Через
театрализованную
деятельность
нам
удается
решить
различные
сложные ситуации: уладить конфликты между детьми, тихих и скромных
детей научить раскрепощаться по средствам выбранной роли. Мы устраиваем
представления
внутри
группы,
проводим
представления
для
родителей,
посиделки с бабушками, где в инсценировке принимают участие не только
дети, но и взрослые. Такжеучаствуемв ежегодном конкурсе нашего детского
сада
«Волшебный
мир
театра»,
где
успешно
занимаем
призовые
места.Показав, другим группам в нашем ДОУ, балет «Муха Цокотуха», дети
смогли
с
помощью
танца,
мимики
и
жестов
проиграть
эмоциональное
состояние героев.
Каждый выбранный
нами спектакль требует большой подготовительной
работы.Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки
даже
недостаточно
активных
и
эмоциональных
детей,
помогая
им
преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю мы
стараемся соблюдать несколько основных правил:
1.
не перегружать детей;
2.
не навязывать своего мнения;
3.
не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
4.
предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных
ролях.
Первая
встреча
детей
с
пьесой
или
инсценировкой
должна
быть
эмоциональна насыщена, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки с их
приключениями и превращениями. Сказки очень близки детям дошкольного
возраста,
они
пробуждают
в
детях
умение
сострадать,
желание
понять
другого
человека,
чувство
справедливости,
стремление
делать
добро
и
бороться
со
злом.
В
нашем
дошкольном
учреждении,мы
ставили
такие
детские
оперетты,
как
«Заюшкина
избушка»
по
мотивам
р.н.с.,
муз.
С.
Бондаренко, «Волк и семеро козлят на новый лад» муз. А. Рыбникова, «Муха
Цокотуха» балет, «Кошкин дом» и многие другие.
Мы убеждены, что театрализованная деятельность позволяет формировать
опыт
социальных
навыков
поведения
благодаря
тому,
что
каждое
литературное
произведение
или
сказка
для
детей
дошкольного
возраста
всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность,
смелость и др.).
При
чтении
или
рассказывании
пытаемся
выразить
искренность
и
неподдельность своих чувств к прочитанному или рассказанному. Но ни в
коем случае не пыталась навязывать свои оценки, отношения. Наоборот,
предоставляем
детям
возможность
высказаться,
проявить
эмоциональную
активность, стараемся не подавить робкого ребёнка, превратив его только в
зрителя. Поэтому, предлагая ребёнку «сыграть» или «показать» что-либо, мы
исходим из реальных возможностей конкретных детей. Учитывая интерес
детей к художественной литературе, в нашей группе стали традиционными
такие мероприятия как «Неделя сказок».
Чтобы
ярче
раскрыть
свои
возможности
и
таланты
в
театрализованной
деятельности,
дети
должны
приобрести
много
навыков
и
умений.
Использование игр и этюдов помогает детям ощутить легкость и радость
общения со сверстниками и взрослыми, быть готовыми к импровизации и к
творчеству.
Во второй половины дня, в совместную деятельность включаем игры –
инсценировки, подготовку к театрализованным представлениям, кукольный
театр. Игры-инсценировки проводим в форме дословного пересказа в лицах
(по
ролям)
художественного
произведения,
прочитанного
воспитателем,
дефектологом, или же свободного пересказа текста детьми – в сюжетно-
ролевой игре
Дословный
пересказ
текста
выполняем
вместе
с
детьми.
Инсценировка
художественного
произведения
в
свободном
пересказе
детьми
реплик
каждого персонажа происходит как сюжетно-ролевая игра.
Работа
с
куклой
позволяет
совершенствовать
мелкую
моторику
рук
и
координацию движений у детей с нарушением зрения; нести ответственность
за управление куклой; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния,
движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не
может
или
не
позволяет
себе
проявлять;
позволяет
научиться
находить
адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.
Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, мы
стараемся так организовать
театрализованную деятельность детей, чтобы
каждый
ребёнок
имел
возможность
проявить
себя
в
какой-то
роли.Театрализованная
деятельность
позволяет
формировать
опыт
социальных
навыков
поведения,
поскольку
каждая
сказка
имеет
нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир «умом и
сердцем»
и
выражает
своё
отношение
к
добру
и
злу.
Любимые
герои
становятся образцами для подражания.
В своей работе мы не ставим главной целью развитие актерского
мастерства у наших воспитанников,
для нас
очень важно научить их
сочувствовать и видеть чувства других детей. В результате нашей работы в
данном направлении, мы отмечаем развитие у детей чувства собственного
достоинства, уважительного отношения к сверстникам и взрослым, умения
делать собственный выбор.Оценку деятельности своей работы мы, прежде
всего, видим в радостных лицах детей, которые нас окружают, они наши
главные вдохновители.