Автор: Белоусова Татьяна Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 15 посёлка Южного муниципального образования крымский район Населённый пункт: посёлок Южный Наименование материала: методическая разработка Тема: "Культура поведения за столом" Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей «Культура поведения за столом ».
Автор: Белоусова Татьяна Анатольевна, воспитатель МБДОУ Детский сад №
15, п. Южный
Описание материала: предлагаю вам консультацию для воспитателей из
опыта работы, по теме: «Культура поведения за столом». Данный материал
будет полезен воспитателям в детских садах.
В России отношение к поведению за столом изменилось лишь со времён
реформ Пётра первого. По его указу Российской академией наук была
создана книга «Юности чистое зерцало», или «Показание к житейскому
обхождению». Пётр 1 стремился привить русскому народу европейскую
культуру. Целая глава в книге посвящена поведению за столом.
Профессиональная обязанность воспитателя детского сада - обучать детей
сервировке стола и культурно гигиеническим навыкам приёма пищи.
Обучение
правилам этикета начинается с 3-х летнего возраста с
последующим усложнением на каждом возрастном этапе. В средней группе
перед воспитателем стоят следующие задачи.
Задачи:
1.
Продолжать учить сохранять правильную позу во время еды.
2.
Совершенствовать умения пользоваться ложкой , вилкой , бумажной
салфеткой.
3.
Учить способам общения за столом, демонстрировать специальные
речевые формы ( « подайте пожалуйста», «будьте добры, передайте»,
«спасибо».)
4.
Знакомить с тем, что, как и чем едят (печенье, конфеты, ягоды, фрукты
из компота, омлет ).
5.
Формировать эстетическое отношение к сервировке стола, украшать
стол (вазочки с цветами, разные виды салфеток).
В начале учебного года, для того чтобы ребята быстрее усваивали способы
сервировки и последовательность действий в нашей группе мы используем
следующее стихотворение:
Мы дежурные сегодня.
Станем няне помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнём скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола-
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хоровод
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки, и ножи.
Не спеши, как класть подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.
Каждый дежурный накрывает стол, за которым сидит сам. Обучая детей
сервировать стол, мы проводим дидактические игры, такие как « Накроем
кукле стол », « Мишка – именинник ждёт гостей», « Что сначала, что потом».
Все мы знаем основные правила поведения за столом:
- не кричать,
- не разговаривать,
- не вертеться,
- не сорить,
- не пачкаться,
- не садиться за стол с грязными руками,
- не оставлять еду в тарелке и ещё много всяких « не ».
Ребёнку трудно выполнить все эти требования. Не следует перечислять
правила. Мы постепенно, в игровой и шутливой, доброжелательной форме
доносим до сознания детей. В нашей группе на занятиях по этикету мы
прочитали главу « Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать
Буратино» из книги А. Толстого « Золотой ключик, или Приключения
Буратино», которая рассказывает о вежливости и соблюдения этикета за
столом. С детьми проводим индивидуальную работу по культурно –
гигиеническим навыкам, самообслуживанию, проводим дидактические
игры: « Водичка, водичка, умой моё личико» ( Артёмова стр. 14 ),
« Принимайся обедать» ( Артёмова стр. 17), « Всё готово для ребят»
( Артёмова стр.18).
Во время еды сидя за столом, продолжаем напоминать детям, что спинку
надо держать прямо, локти слегка прижать к туловищу, запястьями коснуться
каря стола, голову слегка наклонить, ноги поставить вместе, к столу вплотную
не придвигаться; за стол надо садиться в опрятном виде, с чисто вымытыми
руками. Так же используем художественное слово:
На того, кто ест опрятно, Моем руки дружно
И смотреть всегда приятно, Нам обедать нужно.
Мы едим всегда красиво,
После скажем всем «спасибо».
За каждым приёмом пищи напоминаем детям , как пользоваться столовыми
приборами. Ложку держать в правой руке. Подносить ко рту широкой
стороной, ближе к зауженному краю, содержимое медленно выливать в рот;
вилку можно держать и в правой и в левой руке; в правой – когда стол
сервирован только вилкой, в левой – когда вилкой и ножом; бумажной
салфеткой пользоваться один раз, при необходимости брать другую, а
использованную, вытерев рот, слегка скомкать, класть под край тарелки.
Горячий суп не прихлёбывть и не дуть на него, подождать, когда он остынет.
Тарелку наклонять от себя, чтобы капельки супа не капали на стол или
одежду, вести ложку в тарелке не к себе а от себя. Тогда капли упадут в
тарелку. Во время еды не кладём ложку на стол: она либо в руке, либо в
тарелке. Напоминаем как кушать хлеб. Кусок хлеба брать из хлебницы рукой,
стараясь не касаться других кусков, и кладём на свою тарелку. Из – за стола
выходим не спеша.
Для закрепления правил поведения за столом, на занятиях по этикету с
детьми играем в игру « Закончи фразу».
- есть и пить надо… ( беззвучно и аккуратно), не оставляя на скатерти следов
пищи;
- не склоняться низко… ( над тарелкой ), лишь слегка наклонить… ( голову );
- на столе лежат только кисти рук, локти на стол… ( не ставим );
- за столом нельзя говорить… ( громко или с полным ртом );
- если во рту пища, воду… ( не пьют );
- всегда благодарить за угощение, добрыми словами… ( «спасибо, очень
вкусно!»).
Проводим работу с родителями. Мы помещаем в родительском уголке
консультации: как ест ребёнок; поведение за столом; привитие культурно –
гигиенических навыков; воспитание у детей навыков самообслуживания.
Детям трудно заставить себя делать то, что надо, а не то, что хочется,
сложно в короткий срок усвоить нужные привычки. Только терпение
воспитателей, родителей, их похвала и уверенность в способностях детей
приведут к хорошим результатам в освоении правил столового этикета.