Напоминание

"Культура поведения за столом"


Автор: Белоусова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 15 посёлка Южного муниципального образования крымский район
Населённый пункт: посёлок Южный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Культура поведения за столом"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Консультация для воспитателей «Культура поведения за столом ».
Автор: Белоусова Татьяна Анатольевна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 15, п. Южный Описание материала: предлагаю вам консультацию для воспитателей из опыта работы, по теме: «Культура поведения за столом». Данный материал будет полезен воспитателям в детских садах. В России отношение к поведению за столом изменилось лишь со времён реформ Пётра первого. По его указу Российской академией наук была создана книга «Юности чистое зерцало», или «Показание к житейскому обхождению». Пётр 1 стремился привить русскому народу европейскую культуру. Целая глава в книге посвящена поведению за столом. Профессиональная обязанность воспитателя детского сада - обучать детей сервировке стола и культурно гигиеническим навыкам приёма пищи. Обучение правилам этикета начинается с 3-х летнего возраста с последующим усложнением на каждом возрастном этапе. В средней группе перед воспитателем стоят следующие задачи.
Задачи:
1. Продолжать учить сохранять правильную позу во время еды. 2. Совершенствовать умения пользоваться ложкой , вилкой , бумажной салфеткой. 3. Учить способам общения за столом, демонстрировать специальные речевые формы ( « подайте пожалуйста», «будьте добры, передайте», «спасибо».) 4. Знакомить с тем, что, как и чем едят (печенье, конфеты, ягоды, фрукты из компота, омлет ). 5. Формировать эстетическое отношение к сервировке стола, украшать стол (вазочки с цветами, разные виды салфеток). В начале учебного года, для того чтобы ребята быстрее усваивали способы сервировки и последовательность действий в нашей группе мы используем следующее стихотворение: Мы дежурные сегодня. Станем няне помогать,
Аккуратно и красиво Все столы сервировать. Что сначала нужно сделать? Будем руки чисто мыть. Потом фартуки наденем, Начнём скатерти стелить. Мы салфетницы поставим, А на самый центр стола- Хлеб душистый, свежий, вкусный. Хлеб всему ведь «голова». Вокруг хлебниц хоровод Блюдца с чашками стоят. Ручки чашек смотрят вправо, В блюдцах ложечки лежат. Мы тарелки всем поставим, Вилки, ложки, и ножи. Не спеши, как класть подумай, А потом уж разложи. От тарелки справа нож, Ложка рядышком лежит. Нож от ложки отвернулся, На тарелочку глядит. Ну а слева от тарелки Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе, Будет с вилкой нож дружить. Каждый дежурный накрывает стол, за которым сидит сам. Обучая детей сервировать стол, мы проводим дидактические игры, такие как « Накроем кукле стол », « Мишка – именинник ждёт гостей», « Что сначала, что потом». Все мы знаем основные правила поведения за столом: - не кричать, - не разговаривать, - не вертеться, - не сорить, - не пачкаться, - не садиться за стол с грязными руками, - не оставлять еду в тарелке и ещё много всяких « не ». Ребёнку трудно выполнить все эти требования. Не следует перечислять правила. Мы постепенно, в игровой и шутливой, доброжелательной форме доносим до сознания детей. В нашей группе на занятиях по этикету мы прочитали главу « Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино» из книги А. Толстого « Золотой ключик, или Приключения Буратино», которая рассказывает о вежливости и соблюдения этикета за столом. С детьми проводим индивидуальную работу по культурно – гигиеническим навыкам, самообслуживанию, проводим дидактические игры: « Водичка, водичка, умой моё личико» ( Артёмова стр. 14 ), « Принимайся обедать» ( Артёмова стр. 17), « Всё готово для ребят» ( Артёмова стр.18). Во время еды сидя за столом, продолжаем напоминать детям, что спинку надо держать прямо, локти слегка прижать к туловищу, запястьями коснуться каря стола, голову слегка наклонить, ноги поставить вместе, к столу вплотную не придвигаться; за стол надо садиться в опрятном виде, с чисто вымытыми руками. Так же используем художественное слово: На того, кто ест опрятно, Моем руки дружно
И смотреть всегда приятно, Нам обедать нужно. Мы едим всегда красиво, После скажем всем «спасибо». За каждым приёмом пищи напоминаем детям , как пользоваться столовыми приборами. Ложку держать в правой руке. Подносить ко рту широкой стороной, ближе к зауженному краю, содержимое медленно выливать в рот; вилку можно держать и в правой и в левой руке; в правой – когда стол сервирован только вилкой, в левой – когда вилкой и ножом; бумажной салфеткой пользоваться один раз, при необходимости брать другую, а использованную, вытерев рот, слегка скомкать, класть под край тарелки. Горячий суп не прихлёбывть и не дуть на него, подождать, когда он остынет. Тарелку наклонять от себя, чтобы капельки супа не капали на стол или одежду, вести ложку в тарелке не к себе а от себя. Тогда капли упадут в тарелку. Во время еды не кладём ложку на стол: она либо в руке, либо в тарелке. Напоминаем как кушать хлеб. Кусок хлеба брать из хлебницы рукой, стараясь не касаться других кусков, и кладём на свою тарелку. Из – за стола выходим не спеша. Для закрепления правил поведения за столом, на занятиях по этикету с детьми играем в игру « Закончи фразу». - есть и пить надо… ( беззвучно и аккуратно), не оставляя на скатерти следов пищи; - не склоняться низко… ( над тарелкой ), лишь слегка наклонить… ( голову ); - на столе лежат только кисти рук, локти на стол… ( не ставим ); - за столом нельзя говорить… ( громко или с полным ртом ); - если во рту пища, воду… ( не пьют ); - всегда благодарить за угощение, добрыми словами… ( «спасибо, очень вкусно!»). Проводим работу с родителями. Мы помещаем в родительском уголке консультации: как ест ребёнок; поведение за столом; привитие культурно – гигиенических навыков; воспитание у детей навыков самообслуживания.
Детям трудно заставить себя делать то, что надо, а не то, что хочется, сложно в короткий срок усвоить нужные привычки. Только терпение воспитателей, родителей, их похвала и уверенность в способностях детей приведут к хорошим результатам в освоении правил столового этикета.


В раздел образования