Напоминание

Формирование системы управленческих действий по повышению уровня читательской грамотности


Автор: Серикова Марина Владимировна
Должность: директор
Учебное заведение: МОУ "Центр образования"
Населённый пункт: п.г.т. Пангоды, Надымский район, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование системы управленческих действий по повышению уровня читательской грамотности
Раздел: полное образование





Назад





Тема: Формирование системы управленческих действий по повышению

уровня читательской грамотности

Серикова М.В., директор

МОУ «Центр образования»
Определение, которое дают сегодня философия и социология, человеку, востребованному современным обществом, –homolegens («человек читающий»), по сути является фокусом ключевых компетенций личности, формируемых по ФГОС. Следовательно, в формировании ключевых компетенций важную роль играет читательская грамотность, которая так необходима для результативного прохождения государственной итоговой аттестации.
Запрос общества
В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Результаты международных исследований грамотности чтения PIRLS и PISA, подтверждают то, что где обучающиеся 4х классов показывают высокие результаты, пятнадцатилетние учащиеся – ниже. Таким образом,
обществу необходим

человек, обладающий высокой читательской грамотностью.

Запрос школы
Для того чтобы успешно сдать Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) по всем предметам, выпускник должен иметь достаточный уровень читательской грамотности. Группы читательских умений напрямую связаны с умениями, которые должны продемонстрировать наши выпускники в процессе работы с контрольно-измерительными материалами (КИМами). По результатам ШСОК в 2013 году (стартовый контроль по русскому языку, административные контрольные срезы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, анализ уровня тематического изучения) о бу чаю щие ся продемонстрировали низкие и средние учебные возможности. При написании сжатого изложения (ОГЭ) необходимо владеть способами смыслового сжатия (компрессии) исходного текста. Сформированное умение анализировать, разделять полученную информацию на главную и второстепенную – залог успеха девятиклассника. Кроме того, чтобы получить допуск к сдаче государственной итоговой аттестации, необходимо получить зачёт по итоговому сочинению. Основными умениями, которыми должен овладеть каждый выпускник, являются
речевые компетенции
обучающегося, умение обращаться к литературному материалу, выбирать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы. Все субъекты образовательного процесса заинтересованы в том, чтобы
каждый

выпускник

сдал

успешно ЕГЭ

по русскому языку и литературе, т.е. необходим человек, обладающий

высоким уровнем речевых компетенций.

Актуальность, проблемные точки
Актуальность опыта формирования системы управленческих действий по повышению уровня читательской грамотности заключается в выявлении наиболее эффективного подхода к формированию метапредметной компетенции выпускников. Данный опыт разработан в 2013 года. На первоначальном этапе (во II полугодии 2013) осуществлен сравнительный анализ мониторинговых исследований обучающихся 1
начальных классов, результатов сдачи ОГЭ И ЕГЭ, результаты ВШК. Выявлены следующие
проблемные точки:

-низкий

уровень

формирования

читательской

грамотности

педагогами

в

урочное и внеурочное время
(В результате диагностирования педагогов был выявлен дефицит педагогических компетенций (12 педагогов из 43 владеют и применяют современные технологии по формированию читательской грамотности, что составляет всего 27, 9%));
-нет стабильности в результатах мониторинговых исследований уровень,

нет системы управленческих действий
(В ноябре 2013/2014 учебного года в рамках проекта проводилось обследование учащихся 9-х классов с использованием адаптированного инструментария международных сравнительных исследований PISA и PIRLS. Результаты учащихся 9-х классов сравнивались с их же результатами выполнения той же работы в 7 классе. При проведении исследования предлагались одни и те же тексты диагностической методики, получившей название «Тяни-Толкай». В сравнении успешность выполнения всей работы повысилась до 67%(+20%), что на 5% ниже показателя по региону);
-противоречие между уровнем чтения 1 и 4, 8 классы по результатам ВШК
(С 2013 года в 4 классах по результатам техники чтения наблюдается отрицательная динамика в сравнении с АППГ (-0,4%), а в 1 классах - положительная (+20,88%). -
низкий уровень написания изложений 9 классами и сочинений 11 классами
(Результаты сдачи ЕГЭ в 2013/2014 учебном году из 61 выпускника 8 чел. (13%) получили 3 балла из трёх по критерию №4 «Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме». Это значит, что только 13% обучающихся привели 2 аргумента из литературы. 11 чел. набрали 0 баллов, то есть не справились, не аргументировали и не выразили своё мнение. При сдаче ОГЭ по русскому языку отслеживается отрицательная динамика качества - с 2012 г. по 2015 г. качество упало на 18,2%).
Управленческие решения

1 этап.
В I полугодии 2014 года приказом определена инициативная группа по определению путей выхода из сложившейся ситуации. Группой разработан диагностический инструментарий для всех субъектов образовательного процесса: анкета по изучению профессиональных дефицитов педагогов по формированию основных групп читательских умений, анкета по изучению организации семейного чтения и обсуждения книг для родителей, анкета для выявления потребности в чтении для обучающихся (Приложение 1).
2 этап. Разработан годовой мониторинг
внутренней оценки качества (ШСОК) (Приложение 2). Данный инструментарий был апробирован в 2014/2015 учебном году в 4 и 8 классах. По результатам апробации и результатам внешней оценки качества 1-х, 9-х классов выявлены затруднения на уровне педагогов и обучающихся. Принято управленческое решение
o

разработке

системы

мер

управленческих

действий

по

повышению уровня читательской грамотности
.
3 этап
С целью повышения эффективности формирования читательских умений обучающихся были приняты следующие меры: 1. Глубокий анализ мониторинга читательской грамотности обучающихся. Разработка Оценочной карты формирования читательской грамотности в рамках урока (занятия). Организация постоянно действующего семинара «Успех на ЕГЭ» (включая обучение учителей начальных классов), проведение мастер-классов и методических мероприятий по внедрению педагогами следующих педагогических технологий по формированию читательской грамотности:  Методика структурно-логического анализа текста (Н.И. Козлов);  Методика «Быстрое чтение» (О.А. Андреев);  Методика развивающего чтения (И.И. Тихомирова); 2
 Технология формирования информационной культуры личности (Н.В. Збаровская, Н.И. Гендина);  Методика обучения младших школьников пониманию текста (О. Соболева, Г.Г. Граник);  Технология скорочтения (М.А. Зиганов). 2. Разработка институциональной
Модели повышения уровня читательской

грамотности
(Приложение 3). 3. Внедрение Олимпиады читателей на уровне начального общего образования (3-4 классы). 4. Организация и проведение общественных лекториев, индивидуальных практикумов (5-7 классы), серии образовательных событий (10 классы). 5. Включение в тематику родительских собраний вопрос «Роль семьи в формировании интереса учащихся к чтению». А также включение в план воспитательной работы мероприятий, направленных на популяризацию чтения, поддержку и развитие семейного чтения.
4 этап

Разработана модель. Описание модели.
Принимая во внимание выше сказанное, мы пришли к выводу о том, что в школе необходимо создать систему учебно-воспитательной работы, направленную на формирование грамотного читателя как основной фактор повышения успешности каждого ученика. Внедрение и апробацию модели начали с 2015/2016 учебного года. Данная модель представлена следующими основными блоками:  особенности учебного процесса;  особенности воспитательного процесса;  организация внеурочной деятельности;  социальное партнёрство;  совместная работа с библиотекой. Каждый блок включает в себя ряд мероприятий, формирующих читательскую грамотность. Хочется сделать акцент на том, что только система работы школы по формированию читательской грамотности на всех уровнях обучения способна решить проблему. Для этого необходимо разработать и правильно выстроить инструментарий, распределив его по уровням обучения, и задействовать его и в учебной, и во внеучебной работе школы. Стратегии работы с текстом – «это закономерность в принятии решений в ходе познавательной деятельности. Одинаковый способ работы с материалом при изменении самого материала, набор действий, которые использует учащийся для совершенствования обучения, повышения его эффективности и результативности. В случае успеха учащийся запоминает способ, переносит его в другие ситуации, делает универсальным». Техники активно-продуктивного чтения основаны на естественной возможности детей быстро усваивать большие порции информации, это ряд технологических приемов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. 3
Уровень начальной школы - стратегия работы с текстом; уровень основной школы - техники активно - продуктивного чтения; уровень старшей школы - алгоритмы работы с не сплошными текстами. Начальный этап – это формирование читательской грамотности на уровне начального общего образования, когда у обучающихся сформированы навыки анализа и оценки содержания книги. В формировании читательской грамотности важную роль играет именно начальный этап, так как любовь к литературе зарождается с детства. С дошкольного возраста и возраста младшего школьника необходимо приобщать ребенка к литературе, формировать у него интерес к чтению книг вообще. На этом этапе целесообразно организовать клубную деятельность, ежегодно проводить конкурсы «Самый читающий ученик», «Самый читающий педагог», «Самая читающая семья», проводить КТД «Моя любимая сказка», «Кукольный театр», реализовать проект «Семейный абонемент». Основной этап формирования читательской грамотности начинается в 5 классе. Внимание обучающихся направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской грамотности. Прежде всего, следует основательно изучить литературные произведения, необходимые для сдачи ЕГЭ по литературе и написания допускного сочинения. Биографии писателей, литературные термины, умение анализировать произведения – все эти теоретические знания должны быть основательно «проработаны». Для этого в течение учебного года проводятся Дни образовательных событий. В рамках мероприятий, начиная с сентября, обучающиеся на Читательской скамейке в развивающей зоне «В начале было слово…» читают произведения, обсуждают под руководством куратора-литератора (одарённый ученик). Далее по прочитанным произведениям ставятся инсценировки, проводятся литературные гостиные. На заключительном этапе формируется отношение к книге как значимой части не только в учебной, но и жизненной ситуации. Открытие доски читательских отзывов по произведениям программы для обучающихся 10 классов, реализация проектов «Информационный школьный вестник», «РадиоЦентр», организация общественных лекториев и индивидуальных практикумов, выездов на учебные сессии, привлечение к мероприятиям преподавателей УрГЭУ г. Екатеринбург, Тюменского нефтегазового университета – всё это способствует развитию речи и совершенствованию риторического мастерства.
Перспективы развития опыта
Результаты внедрения данной модели показали значительное повышение уровня читательской грамотности: по результатам написания допускного сочинения из 54 обучающихся 11 классов только один (0,02%) получил отрицательную оценку по критерию №3 и один (0,02%) – по критерию №4. В перспективе мы планируем усилить линию преемственности, включая уровень дошкольного образования, организовать сетевое взаимодействие с другими школами по организации и проведению Олимпиады читателя в 3-4 классах. 4


В раздел образования