"Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры"
Автор: Яковлева Людмила Родионовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДС КВ"Солнышко" п.г.т.Уренгой,Пуровского района Населённый пункт: п.г.т.Уренгой,Пуровский район Наименование материала: конспект для воспитателей Тема: "Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры" Раздел: дошкольное образование
«Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»
Цель: формировать системы элементарных знаний о предметах и явлениях
окружающей жизни, как основы воспитания правильного отношения к ней
через дидактические игры.
Активизировать познавательные процессы через избирательную
направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей
действительности;
Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который
становится основой положительного отношения к интеллектуальной
деятельности;
Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и
глубоких знаний, которые носят поисковый характер;
Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность,
настойчивость, стремление к завершению деятельности;
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного
образования, для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые
возможности для успешного обучения в школе. Сущность изменения
касается модели образовательного процесса. Детей дошкольного возраста
нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно
посредством доступной для их возраста деятельности – игры. В результате
весь образовательный процесс будет встроен в игру и дети, сами того не
замечая, будут обучаться.
Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание
таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его
творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного
возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов, таких
как: память, внимание, мышление, речь. Познавательные процессы являются
составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают
ту или иную ее информацию. Они позволяют человеку наметить заранее
цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход
этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих
действий и управлять ими по мер выполнения.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать
познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше
сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические
игры. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной
деятельности дошкольника. Дидактические игры выполняют функцию
средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся
классифицировать, обобщать, сравнивать.
В работе с дошкольниками используются различные виды дидактических
игр, но в наше современное время предпочтение отдается электронным
дидактическим играм. Использование интерактивных компьютерных
технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения – это одна
из самых новых и актуальных проблем в отечественном дошкольном
образовании.
В период дошкольного детства благодаря познавательной активности
ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира
формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из
3 – х компонентов:
1. познавательные процессы восприятие, внимание, память, воображение,
мышление);
2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути
познания мира);
3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты,
предметы, явления и события нашего мира). Все компоненты познавательной
сферы тесно связаны между собой.
Работая с детьми, проводя изучение особенностей развития детей, я
отметила, что активность детей при организации образовательной, в
повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер. Дети почти не
задают встречных вопросов. После образовательной деятельности не всегда
пытаются продолжать разговор на изученную тему, не используют
полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный
интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность
детей постепенно снижается, у детей слабо развито мышление, они не умеют
или не хотят думать.
По мнению Захаревича Петра Феофиловича , Постниковой Полины
Константиновны, Сорокиной Агнессы Ивановны, Щукиной Галины
Ивановны сущность познавательного интереса, обусловливающего
познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится
сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в
сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них.
Проанализировав изученную мной литературу и проведя наблюдения за
детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения
в:
• систематизации и обобщении предметов и явлений;
• анализировании и умении логически обосновывать свои мысли;
• многие дети не имеют стремление, потребность личности заниматься
именно той деятельностью, которая приносит удовлетворение;
• видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.
Работа с детьми построена по следующим направлениям:
1. Интеллектуальное развитие;
2. Развитие внимания;
3. Развитие восприятия и памяти;
4. Развитие речи.
В интеллектуальном развитии применяю такие игры: «Отгадай фигуру»,
«Собери снеговика», «Превращения», «Чудесный лес», «Четвёртый лишний»,
«Путаница?».
В развитии внимания: «Отражение», «Выложи кружочки», «Пантомима»,
«Портрет».
В развитии восприятия и памяти: «Найди отличия», «Сложи картинку»,
«Угадай предмет», «Какое время года?», «Кто не на месте?», «Рассмотри
внимательно», «Найди предмет».
По развитию речи: «Вершки и корешки», «Вкусный сок», «Угадай, что я
съел», «Что за предмет?», «Разноцветный сундучок».
Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей. При
подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их
интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я
использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь,
различные атрибуты. Дидактические игры включаю в образовательную
деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Игры
для образовательной деятельности подбираю с учетом познавательного
материала, который дети изучали. По математике я подбираю игры с
математическим содержанием требующие умственного напряжения:
- игры головоломки;
- игры шутки;
- игры с занимательными вопросами: «Почему овал не катится?», «Кто
быстрее найдет», «Незаконченные картинки», «Чиним одеяло», «Живые
числа», «Новогодние елочки».
По развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения
вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и
предположения: «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит
и назовет».
Игра «Кто больше назовет», «Кто назовет больше действий?».
При ознакомлении с окружающим, провожу игры на закрепления знаний о
сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие
развитию любознательности, наблюдательности: «Волшебный кубик»,
«Садовник и цветы», «Кто летает?», «Отгадай-ка»
В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю
образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к
опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры. В
процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к
играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения,
использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.
Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю
в группе предметно-развивающую среду - специальную дидактическую зону
с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики,
наглядности, доступности.
Применяю в работе с детьми различные дидактические игры, в том числе и
электронные игры. Я обратила внимание на то, что подача информации на
экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей
огромный интерес. Использовать эти электронные пособия при организации
образовательной деятельности или индивидуально очень удобно, так как
большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных
интересов. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал
увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый
игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями,
которые требуют от него мыслительной деятельности.
Широко использую: игры – путешествия, презентации, интерактивные игры.
Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность:
сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая
информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению
окружающего мира.
В свою работу активно подключала родителей. Провела собрание «Чем
играют наши дети?». Здесь была представлена выставка дидактических игр и
авторских многофункциональных пособий, в процессе которых родители
ознакомились с новыми играми, а так же, вместе со своими детьми
проигрывали их, обсуждали уже проведенные игры. Провела анкетирование
родителей, которое показало, что у детей увеличился словарный запас,
расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более
самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной
литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась
мыслительная способность. Дидактические игры включаю в работу с
родителями в форме «игры на дом».