Сопоставительный анализ рассказов И.Бунина "Подснежник" и "Красавица".
Автор: Ильина Галина Сергеевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №39" Населённый пункт: г.Уфа Наименование материала: Статья+методическая разработка Тема: Сопоставительный анализ рассказов И.Бунина "Подснежник" и "Красавица". Раздел: среднее образование
Сопоставительный анализ рассказов И.Бунина «Подснежник» и «Красавица»
1.
В центре каждого рассказа – мироощущение ребёнка.
Рассказ «Подснежник». Саше 10 лет; у него умерла мама, но есть «милая, чувствительная
тетя Варя, заменившая ему родную мать». Есть и отец, которого мальчик очень любит.
Приезд отца становится для Саши праздником. Саша чист, свеж, он новичок в этом мире,
поэтому похож на только что проклюнувшийся подснежник. Необходимость учиться в
гимназии привела его в уездный городишко, в чужую семью. Жизнь здесь скучна, грустна,
он чувствует себя одиноко. Однако отец любит мальчика, а Саша любит отца и всё,
связанное с родной деревней. Поэтому грязный городишко, прокуренный трактир не
омрачают радости маленького героя, потому что отец рядом, и это праздник. Расставание с
отцом для Саши временно: будут каникулы, отец приедет ещё. Где-то в деревне у мальчика
есть родной дом. И хотя расставаться грустно, Саше есть чего ждать, есть кого любить.
Это жизнь!
Рассказ «Красавица». Мальчик – герой рассказа – лишён жизни. Ему только осталось
самому спрятаться навечно в сундук покойной матери от «спокойно ненавидящей» мачехи
и предавшего его отца. Красавица лишила его внимания, любви – лишила судьбы. Его
«круглое одиночество» похоже на смерть.
2.
Основания
для
сопоставления:
в
центре
обоих
произведений
-
маленькие
мальчики и драматизм (трагизм) их судьбы; отношение детей к тому, что с ними
происходит.
Приёмы:
Вводная беседа (Каковы основные темы творчества И.Бунина? Каковы особенности
жанра лирической миниатюры? Когда написаны
рассказы? Кто стал главным
героем каждого из рассказов?)
Справка+словарная работа ( можно поручить учащимся – рассказать о реалиях
жизни дореволюционной России: уездный городишко, чиновник казённой палаты и
др.)
Сжатый пересказ (Перескажите кратко сюжет каждого из рассказов.- Поможет
выявить основания для сопоставления.)
Творческое чтение+комментированное чтение; составление таблицы:
Параметры сопоставления
« Подснежник»
« Красавица»
Время создания
Портрет
героя,
его
ощущения,
поведение
Детали портрета и поведения др.
героев
Худ.тропы, лексические средства
Сюжет
Композиция
Смысл названия
Идея
Обобщение
сказанного
.
3.
Вопросы
:
Сопоставьте
рассказы
И
.
Бунина
«
Подснежник
»
и
«
Красавица
».
Что
общего
и
чем
различаются
судьбы
маленьких
героев
этих
рассказов
?
Сравните
идейное
содержание
рассказов
.
Как
оно
отражается
в
названии
?
Определите
хронотоп
каждого
из
рассказов
.
Как
он
связан
с
идеей
?
Какие
ключевые
слова
помогают
выразить
мироощущение
каждого
ребёнка
?
Каково
это
мироощущение
?
Как
названия
рассказов
выражают
идейное
содержание
каждого
из
них
?
В
чём
проявляется
трагизм
обречённости
России
и
жизни
человека
в
рассказах
И
.
Бунина
«
Подснежник
»
и
«
Красавица
»?