Напоминание

Сопоставительный анализ рассказов И.Бунина "Подснежник" и "Красавица".


Автор: Ильина Галина Сергеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №39"
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: Статья+методическая разработка
Тема: Сопоставительный анализ рассказов И.Бунина "Подснежник" и "Красавица".
Раздел: среднее образование





Назад





Ильина Г.С., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №39» г.Уфы

Сопоставительный анализ рассказов И.Бунина «Подснежник» и «Красавица»
1. В центре каждого рассказа – мироощущение ребёнка.
Рассказ «Подснежник».
Саше 10 лет; у него умерла мама, но есть «милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать». Есть и отец, которого мальчик очень любит. Приезд отца становится для Саши праздником. Саша чист, свеж, он новичок в этом мире, поэтому похож на только что проклюнувшийся подснежник. Необходимость учиться в гимназии привела его в уездный городишко, в чужую семью. Жизнь здесь скучна, грустна, он чувствует себя одиноко. Однако отец любит мальчика, а Саша любит отца и всё, связанное с родной деревней. Поэтому грязный городишко, прокуренный трактир не омрачают радости маленького героя, потому что отец рядом, и это праздник. Расставание с отцом для Саши временно: будут каникулы, отец приедет ещё. Где-то в деревне у мальчика есть родной дом. И хотя расставаться грустно, Саше есть чего ждать, есть кого любить. Это жизнь!
Рассказ «Красавица».
Мальчик – герой рассказа – лишён жизни. Ему только осталось самому спрятаться навечно в сундук покойной матери от «спокойно ненавидящей» мачехи и предавшего его отца. Красавица лишила его внимания, любви – лишила судьбы. Его «круглое одиночество» похоже на смерть. 2. Основания для сопоставления: в центре обоих произведений - маленькие мальчики и драматизм (трагизм) их судьбы; отношение детей к тому, что с ними происходит. Приёмы:  Вводная беседа (Каковы основные темы творчества И.Бунина? Каковы особенности жанра лирической миниатюры? Когда написаны рассказы? Кто стал главным героем каждого из рассказов?)  Справка+словарная работа ( можно поручить учащимся – рассказать о реалиях жизни дореволюционной России: уездный городишко, чиновник казённой палаты и др.)  Сжатый пересказ (Перескажите кратко сюжет каждого из рассказов.- Поможет выявить основания для сопоставления.)  Творческое чтение+комментированное чтение; составление таблицы:
Параметры сопоставления
«
Подснежник»
«
Красавица»
Время создания Портрет героя, его ощущения, поведение Детали портрета и поведения др. героев Худ.тропы, лексические средства Сюжет Композиция Смысл названия
Идея  Обобщение сказанного . 3. Вопросы :  Сопоставьте рассказы И . Бунина « Подснежник » и « Красавица ». Что общего и чем различаются судьбы маленьких героев этих рассказов ?  Сравните идейное содержание рассказов . Как оно отражается в названии ?  Определите хронотоп каждого из рассказов . Как он связан с идеей ?  Какие ключевые слова помогают выразить мироощущение каждого ребёнка ? Каково это мироощущение ?  Как названия рассказов выражают идейное содержание каждого из них ? В чём проявляется трагизм обречённости России и жизни человека в рассказах И . Бунина « Подснежник » и « Красавица »?


В раздел образования