Автор: Павлюкова Татьяна Васильевна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МКОУ "Жилетовская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: Калужская область, Дзержинский район Наименование материала: Программа внеурочной деятельности Тема: "Умелые ручки" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Жилетовская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей технологии, ОБЖ и
физической культуры
Протокол № ___от _____20___ г.
____________Т.В.Павлюкова
ПРИНЯТО
на заседании
Педагогического совета
школы
Протокол № ____
от ______________20___ г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_________________________
Т.М.Климова
Приказ №_____
от ______________ 20 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
кружка « УМЕЛЫЕ РУЧКИ »
для 1-2 классов
Разработчик программы:
Учитель Павлюкова Т.В.
Квалификационная категория:
высшая
ЖИЛЕТОВО
2015 год
1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (курс квиллинга) является
общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической
направленности. Занятия квиллингом позволяют детям удовлетворить свои познавательные
интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить
навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе
освоения программы.
Значение квиллинга для развития ребенка
Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание скручивание
надрезание, склеивание.
Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у
них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
Учит концентрировать внимание, так как заставляет соср6едоточится на процессе
изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить
последовательность ее изготовления, приемы и способы скручивания и складывания.
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, конус, треугольник, угол,
сторона, вершина и т.д. при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными
терминами.
Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым
складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию
чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовать в тетрадку.
Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их
воображение и фантазию.
Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности
детей.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению
бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Большое внимание при обучении квиллингу уделяется созданию сюжетно-тематических
композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике квиллинга.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры,
оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в
зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду
обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем,
бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При
помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В
прцессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии,
представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать
предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в
разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом) что требует изменения величины фигур.
Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же
предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы
перспективы.
Таким образом, создание композиций при обучении квиллингу способствует применению
школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения.
2
Цель программы
Занятия квиллингом направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие
младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.
Ведущая идеяданной программы — создание комфортной среды общения, развитие
способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Задачи программы
Обучающие
Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами
квиллинга.
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы
изделий.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других,
для создания композиций с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного
воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитание интереса к искусству квиллинга.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Отличительные особенности данной программы
В отличие от уже существующих программ годичного обучения, рассчитанных на детей
школьного возраста, данная программа разработана и адаптирована на двухгодичный курс
обучения детей 1-2 классов начальной школы. В процессе обучения возможно проведение
корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей
и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение
квиллингу но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических
композиций, в которых используются изделия,, выполненные в этой технике.
Организационные принципы
Программа адресована учащимся 1-2 классов начальной школы. Учитывая возраст детей и
новизну материала, для успешного освоения прграммы занатия в группе должны сочетаться с
индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Количество детей в группе должно
быть не более 15 человек.
В 1 год обучения принимаются все желающие учащиеся 1классов начальной школы. В
группы 2-го года обучения зачисляются учащиеся, успешно прошедшие предыдущий этап
обучения и выполнившие требования итоговой аттестации.
Занятия проводятся один раз в неделю с 1сентября по 25 мая.
3
Год
обучения
Количество часов
(академический)
Кол-во
детей в
группе
в неделю
в год
1
1
33
15
2
1
34
15
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные,
комбинированные
и
практические
занятия;
лекции,
игры,
праздники,
конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный
(показ
мультимедийных
материалов,
иллюстраций,
наблюдение,
показ
(выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
частично-поисковый
–
участие
детей
в
коллективном
поиске,
решение
поставленной
задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный
–
чередование
индивидуальных
и
фронтальных
форм
работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
2. Учебно-тематический план
1 год обучения (1 класс)
№
п/п
Темы разделов
Характеристика основных видов
учебной деятельности обучающихся
Количество
часов
теория
практика
всего
1.
Формирование группы.
Введение. Из истории
квиллинга.
Знакомиться с планом работы кружка,
кабинетом.
Знакомиться с искусством квиллинга.
1
-
1
2.
Беседа по охране труда
Изучать правила по ТБ при работе в
кабинете.
1
-
1
3.
Отработка приемов
Изучить приемы скручивания бумаги.
5
9
14
4
скручивания бумаги
Базовая форма «Тугая
спираль» (Ролл)
Базовая форма
«Свободная спираль»
Базовая форма «Глаз»
Базовая форма «Листок»
Контролировать качество работы
Анализировать ошибки и делать
выводы.
Выполнять фрагменты композиции на
основе базовых форм
4.
Зимние узоры
Выполнять творческую работу на
зимний сюжет по выбору учащихся.
Осуществлять самостоятельный
выбор освоенных базовых форм для
создания картинки или поделки.
Использовать в работе прием
«завиток».
-
3
3
5.
Базовая форма «Капля»
Изучать базовую форму «Капля»
Выполнять и оформлять композицию
1
2
3
6.
Цветы к празднику 8
марта
Складывать цветы на основе
изученных базовых форм. Оформлять
композиции для поздравительных
открыток.
1
2
3
7.
Превращения бумажного
листа
Изучать скрытые возможности
бумажного листа.
Осваивать приемы складывания и
гофрирования бумаги.
Изготавливать дополнительные
детали для дальнейшего
использования их в творческих
работах.
1
1
2
8.
Весенние композиции
Изучать цветочные композиции на
основе простых базовых форм.
Легенды о цветах Складывать группы
цветов. Оформлять композиции
1
2
3
9.
Впереди – лето!
Игра «Цветик - семицветик». О чём
мы мечтаем? Проектная работа.
-
1
1
10.
Итоговое занятие
«Чему мы научились за год». Итоговая
диагностика.
-
1
1
11.
Оформление
выставочных работ
Изучать правила и требования по
оформлению работ к экспозиции.
Оценивать работы. Подводить итоги.
Выполнять подготовительные работы
к экспозиции.
-
1
1
ИТОГО:
11
22
33
5
2 год обучения (2 класс)
№
п/п
Темы разделов
Характеристика основных видов
учебной деятельности обучающихс
я
Количество
часов
теория
практика
всего
1.
Формирование группы.
Введение. Демонстрация
образцов
Знакомиться с программой курса.
Изучать образцы. Сравнивать и
высказывать свое мнение
1
-
1
2.
Организация рабочего
места и правила
безопасной работы
Организовать свое рабочее место.
Определять место для инструментов и
приспособлений
Повторять правила по ТБ.
Подготавливать заготовки
1
-
1
3.
Приемы скручивания
бумаги. Термины,
принятые в квиллинге .
Изучать новые термины.
Осваивать приемы скручивания
бумаги.
Контролировать качество работы.
1
1
2
4.
Базовая форма «Тугая
спираль»,
Прием «Пестрая лента»,
Базовая форма
«Капелька».
Совершенствовать навыки полученные
ранее.
Анализировать ошибки и делать
выводы.
Определять качество выполненных
работ.
Выполнять композиции на основе
базовых форм
-
4
4
5.
Бахромчатая тугая
спираль .
Изучить усложненные приемы.
Освоить приемы
на практике.
Изготовить композицию используя
новый прием.
1
2
3
6.
Объемные фигуры
Изучать технологию изготовления
объемных фигур и возможность их
использования.
Выносить идеи на обсуждение
Изготавливать дизайн объекты.
1
4
5
7.
Творческое задание
Планировать последовательность
технологических операций по
выполнению творческого задания.
Выполнять проектное задание «Зимняя
галерея».
-
2
2
8.
Сеченая лента
Изучать приемы изготовления деталей
из сеченой ленты.
Выполнить и оформить композицию
1
1
2
9.
Индивидуальная работа
Выполнять работу по собственному
замыслу
1
2
3
6
Осуществлять самоконтроль и оценку
качества выполненной работы
Анализировать ошибки
.
10.
Двухцветный цветок
Освоить прием скручивания двух полос.
Выполнить и оформить композицию.
1
2
3
11.
Базовая форма
«Стрелка»
Изучать базовую форму «Стрелка»
Выполнять и оформлять композицию
1
2
3
12.
Весенние композиции
Выполнять композиции на основе
пройденных базовых форм
Складывать цветы. Оформлять
композиции в различных вариантах.
-
3
3
13.
Итоговое занятие.
«Чему мы научились за год». Итоговая
диагностика.
1
-
1
14.
Подготовка работ и
оформление выставки
Оформлять соответственно правилам и
требованиям работы к экспозиции.
Оценивать наиболее удачные работы.
Подведение итогов.
-
1
1
ИТОГО:
10
24
34
3. Содержание программы
1 год обучения
Формирование группы. Введение. Из истории квиллинга
Демонстрация образцов (1 час)
Рассказ об истории возникновения и развития искусства квиллинга. Показ презентации и
демонстрация лучших работ учеников.
Беседа по охране труда (1 час)
Отработка приемов скручивания бумаги (1 час)
Правила поведения на занятиях квиллинга. Правила пользования материалами и
инструментами. Термины, принятые в квиллинге. Нарезка лент из листа бумаги. Понятие
«базовые формы». Вспомогательные приспособления для работы с бумагой.
Базовая форма «Тугая спираль» (Ролл) (4 часа),
Базовая форма «Свободная спираль» (3 часа),
Базовая форма «Глаз» (4 часа),
Базовая форма «Листок» (2 часа),
Знакомство с условными знаками, принятыми в квиллинге и основными приемами
скручивания и складывания. Базовые формы. Складывание изделий на основе простых
базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями.
Зимние узоры (3 часа)
Творческая работа на зимний сюжет по выбору учащихся. Самостоятельный выбор
освоенных базовых форм для создания картинки или поделки. Использование в работе
приема «завиток».
7
Базовая форма «Капля» (3 часа)
Цветы к празднику 8 марта (3 часа)
8 марта – международный женский праздник. Складывание цветов на основе изученных
базовых форм. Оформление композиций для поздравительных открыток.
Превращения бумажного листа (2 часа)
Скрытые возможности бумажного листа. Придание жесткости конструкции с помощью
скручивания, складывания или гофрирования бумаги. Изготовление дополнительных деталей
для дальнейшего использования их в творческих работах.
Весенние композиции (3 часа)
Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах (Нарцисс,
фиалка, волшебный цветок папоротника и т.д.) Складывание цветов. Оформление
композиций
Впереди – лето! (1 час)
Игра «Цветик - семицветик». О чём мы мечтаем?
Итоговое занятие (1 час)
«Чему мы научились за год». Итоговая диагностика.
Оформление выставочных работ (1 час)
Подготовка и оформление работ учащихся к выставкам.
2 год обучения
Формирование группы. Введение. Демонстрация образцов (1 час)
Квиллинг – искусство кручения полос из бумаги.
Базовые формы – основа любого изделия.
Организация рабочего места и правила безопасной работы (1 час)
Правильное расположение всех принадлежностей и материалов на рабочем столе и их
использование при работе. Техника безопасной работы при занатиях квиллингом.
Приемы скручивания бумаги. Термины, принятые в квиллинге (2 часа)
Повторение приемов скручивания бумаги и терминологии принятой в квиллинге.
Базовая форма «Тугая спираль» (1 час),
Прием «Пестрая лента» (2 часа),
Базовая форма «Капелька» (1 час),
Бахромчатая тугая спираль (3 часа),
Объемные фигуры (5 часов),
Повторение условных знаков, основных приемов складывания скручивания. Повторение
изученных базовых форм. Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и
схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных
базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями
(объемная аппликация). Личные и коллективные работы.
Творческое задание (2 часа)
Зимняя галерея. Выполняется в различных формах по собственным эскизам и наброскам с
использованием пройденных форм квиллинга, дополнительных материалов и средств для
достижения выразительности и объема изделия.
Сеченая лента (2 часа)
Осваивается новый прием и варианты его использования в изготовлении пышных, объемных
деталей цветов. Оформление композиции.
Индивидуальная работа (3 часа)
Индивидуальная работа выполняется по собственному эскизу в 3 этапа: подготовка деталей,
изготовление основы и фона, сборка и оформление поздравительной открытки или папки.
8
Двухцветный цветок (3 часа),
Базовая форма «Стрелка» (3 часа)
Изучение новых базовых форм. Работа с картами и схемами. Складывание изделий на основе
этих форм. Оформление композиций.
Весенние композиции (3 часа)
Композиции на основе пройденных базовых форм Складывание цветов. Оформление
композиций в различных вариантах.
Итоговое занятие (1 час)
«Чему мы научились за год». Итоговая диагностика.
Подготовка работ и оформление выставки (1 час)
Оформление тематических выставок.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
Первый
уровень
(приобретение
школьником
социальных
знаний,
понимания
социальной реальности и повседневной жизни) приобретение школьниками знаний о нормах
коллективной жизни; об основных формах
и правилах общения; о способах и приемах
управления своими эмоциями.
Второй
уровень
(формирование
позитивного
отношения
школьника
к
базовым
ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) развитие ценностных
отношений школьника к родной школе, своему классу, к своему собственному здоровью и
внутреннему миру.
Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-
нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять
положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленной цели.
Метапредметные:
- познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с
выполнением упражнений, практической работы; осмысливать технологию изготовления
изделия; соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.
- коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками;
уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.
- регулятивные: уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью;
организовывать рабочее место; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; уметь планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
9
условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата.
В конце обучения дети должны получить знания:
о материалах, инструментах;
о технологии работы с бумагой;
о правилах безопасности труда;
в области композиции, формообразовании, цветоведения;
о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
у мения:
понимать и применять профессиональные термины
определять и реализовывать художественные цели при создании изделия,
планировать конечный результат своей работы
создавать композиции с изделиями;
овладеть различными приемами работы с бумагой и инструментами,
следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
Критерии оценки результативности реализации программы
Уровень
усвоения
программы
оценивается
как высокий, если
обучаемые полностью
овладели теоретическими знаниями, правильно их используют и систематически применяют.
Качество выполнения практических работ соответствует техническим и технологическим
требованиям.
В
работе
-
максимально
самостоятельное
изготовление
изделий,
помощь
членов семьи носит скорее формальный характер. Учащиеся могут объяснить значение,
смысл выполняемых работ, применять знания и умения, полученные на занятиях, правильно
организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности.
Уровень усвоения программы оценивается как средний , если обучаемые овладели не всей
полнотой теоретических знаний, но усвоенный материал могут правильно использовать и
применять. Качество выполнения практических работ не всегда соответствует техническим и
технологическим
требованиям.
Присутствует
самостоятельная
работа,
но
возникают
затруднения при выполнении изделий. Помощь членов семьи – минимальна. Учащиеся могут
объяснить значение, смысл выполняемых работ, применять знания и умения, полученные на
занятиях,
правильно
организовывать
рабочее
место,
соблюдать
правила
техники
безопасности. Время, затраченное на выполнение определённой работы не выходит за рамки
отведённого.
Уровень усвоения программы оценивается как низкий, если обучаемые овладели частью
теоретических
знаний,
но
систематически
их
не
применяют,
не
могут
правильно
использовать. Качество выполнения практических работ не соответствует техническим и
технологическим требованиям. Самостоятельная работа практически отсутствует, помощь
семьи на всех этапах выполнения изделия. Требуется индивидуально – дифференцированный
подход со стороны педагога. Учащиеся могут объяснить значение, смысл выполняемых
работ,
применять
знания
и
умения,
полученные
на
занятиях,
могут
правильно
10
организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности. Периодически не
укладываются во время, отведенное для выполнения определённой работы.
5.Формы подведения итогов
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе
Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.
6.Методическое обеспечение программы
Работа строится на следующих принципах :
- развитие интереса и способностей детей
- создание ситуации успеха на занятиях
- доброжелательное отношение в коллективе
Организация деятельности кружка основана на следующих принципах :
- наглядность
- сознательность усвоения
- доступность
- связь теории с практикой
Методы обучения :
- словесный
- наглядный
- практический
По дидактическим задачам:
- приобретение знаний
- формирование умений и навыков
- применение знаний на практике
- творческая деятельность
11
- проверка результатов обучения
По характеру деятельности:
- объяснительно-демонстрационный
- наглядно-практический
- репродуктивный
- частично-поисковый
- исследовательский
Формы обучения:
- групповая
- парная
- индивидуальная
Методическое обеспечение :
- иллюстрированная литература
- презентация (MS PowerPoint)
- книги, журналы
- пособия с описанием техники изготовления изделий
- фотографии, схемы
- технологические карты
7. Материально-техническое обеспечение
- кабинет
- столы
- стулья
- шкаф для хранения поделок, изделий и принадлежностей
- шкаф для хранения образцов и методической литературы
Инструменты и материалы:
12
- картон
-цветная бумага
-салфетки
- ножницы
-кисти
-краски
-клей ПВА
Литература (для педагога, детей и родителей):
1.Уолтер Х. Популярный квиллинг: цветы, птицы, животные из бумажных лент / Пер. с англ.
– М.:Издательство «Ниола-Пресс», 2008. – 104с.: ил.
2.Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992.
3.Букина С. Квиллинг: практикум для начинающих/ С.Букина, М.Букин. – Ростов н/Д :
Феникс, 2011 – 111с.: ил. – (Город мастеров)
4. Букина С. Квиллинг: шаг вперед/ С.Букина, М.Букин. – Ростов н/Д : Феникс, 2011 – 94с.:
ил. – (Город мастеров)
5.Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-
Петербург, «Дельта», 1996.
13
14