Напоминание

Отчёт по теме самообразования


Автор: Князева Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №2 "Кораблик"
Населённый пункт: Сахалинская область,г.Поронайск
Наименование материала: статья
Тема: Отчёт по теме самообразования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска» Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет" Воспитатель: Н.А. Князева 2016 год

Отчёт по теме самообразования
"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет" «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое». К.Д.Ушинский В 2015-2016 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет». Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Эта тема
актуальна
, так как ценность устного народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение для ребёнка, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Сказки, потешки, прибаутки, загадки — первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Общаясь с детьми, я обратила внимание что, у многих детей недостаточный словарный запас, не все дети могут отвечать на вопросы взрослого по содержанию знакомых сказок, игровые и бытовые действия сопровождать речью, в основном используют в общении со сверстниками преимущественно неречевые средства (мимику, жесты, интонацию). Чтобы дети, как можно лучше, могли овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками я поставила перед собой следующую
цель:
— развить познавательные, коммуникативные и речевые способности детей средствами устного народного творчества.
Основными задачами моего направления являются
: — вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, потешек с использованием различных методов и приёмов; — познакомить детей с укладом жизни и быта русского народа; — приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями.
Для решения поставленных задач использую следующие
методы и приёмы
:
Наглядный

метод:
демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный

метод:
коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихов и потешек, рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание.
Игровой

метод:
игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры. В своей работе использую следующие
формы

работы:
художественно- творческая деятельность (изобразительная деятельность, лепка); художественная литература, народный фольклор; проведение занятий, развлечений; подготовка консультаций для родителей и воспитателей. В своей работе использую следующие
дидактические пособия
: — настольный театр; — пальчиковые игры; — кукольный театр; — иллюстрационный материал; — пособия мнемотехники (мнемотаблицы и мнемодорожки) — иллюстрационные альбомы по сказкам и произведениям. Работая с малышами, я составила
картотеки:
— русских народных игр для детей младшего дошкольного возраста; — русских народных песенок, потешек, прибауток, закличек; — пальчиковых гимнастик для детей младшего дошкольного возраста, основанных на фольклорном материале. В моей работе стали традиционными
фольклорные занятия
: «В гости в сказку», «Ладушки у бабушки»,«Сорока—Белобока», «Теремок»; развлечения и физкультурные досуги «Колобок», «Птичий двор», «Мишка — шалунишка». «К белке в гости». Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития коммуникативных навыков. Это даёт мне возможность привнести в непосредственно образовательную деятельность с детьми элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда НОД проходит не в традиционной форме учебной деятельности, а как яркое общение с детьми, ведь на глазах у ребят разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, играют, танцуют и т. д. При внесении настроения затейливости, шаловливого веселья, а иногда и некоторого баловства. В этом я вижу приоритет фольклорных з а н я т и й . Раскрепощённость, возможность реализовать себя в работе, ориентировка на индивидуальный почерк — действенное претворение в жизнь
принципа


демократического обучения
. На фольклорные занятия распространяются общие
дидактические принципы
: -принцип развивающего и воспитывающего обучения; -систематичности и последовательности, наглядности, индивидуального подхода к детям; — принципы активности усвоения и применения знаний. Проводя занятия с детьми, по всем видам деятельности, на каждое подбираю интересную игровую мотивацию с использованием динамических пауз и физминуток, использую приёмы обеспечения интереса детей, в результате чего, малыши проявляют интерес к произведениям устного народного творчества, в повседневной жизни используют потешки, песенки. А также дети эмоционально отзывчивы, откликаются на эмоции близких людей, сопереживают персонажам сказок. Реагируют на музыкальные произведения, мир природы, учатся овладевать средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Учитывая особенности возраста, я начала работу по использованию малых фольклорных форм с использования их для установления эмоционального контакта, а в дальнейшем и эмоционального общения с детьми в разные режимные моменты. Утреннюю гимнастику, физ. минутки, ходьбу по коррекционным дорожкам, оздоровительный бег, прогулки — всё это провожу, сопровождая чтением стихов, потешек, песенок на фольклорной основе.
На непосредственно образовательной деятельности
, для создания игровой мотивации, использую сюжеты из сказок, заучивание потешек, сюрпризные моменты с привлечением героев сказок.
Развитие сенсорных эталонов и конструктивной деятельности
организую с применением игровых приёмов с присутствием сказочного героя, и с элементами фольклора, что придаёт обучению яркую, эмоциональную окраску, способствует эффективному усвоению как математического, так и литературного материала. Так же использую
произведения

устного

народного

творчества

при

одевании,

кормлении,

укладывании

спать,

в

процессе

игровой

деятельности
. Фольклорные произведения, стихи сопровождаю действиями, и наоборот, действия сопровождаю чтением, обыгрывая их. Чтение потешки, в которой упоминается имя ребёнка, вызывает у него радость, желание слушать и повторять её. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся словосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют прислушаться, замирать на какое-то мгновение, всматриваться в лицо говорящего.
Особое значение я придаю малым фольклорным формам в ходе занятий, на которых ставятся обучающие задачи, чисто речевые или развивающие ориентировку в пространстве, действия руки. Проводя народные игры с детьми, я убедилась, что воспитательные возможности народной игры огромны, с её помощью развивается у детей память, внимание, сообразительность, быстрота интеллектуальных и физических реакций, сноровка и общительность, дружелюбие, а также гармоничное душевное состояние. Я узнала и записала много народных игр для малышей, которые использую в своей работе, помня о том, что двигательная функция у ребёнка — ведущая с рождения до школы. Малыши любят играть в «Заинька, походи…», «Курочка Хохлатка», «Зайка серенький сидит», «Гуси-гуси». Для развития мелкой моторики использую
игры

с

пальчиками
на фольклорном материале. Они очень нравятся детям и к концу года дети знают их много, потому, что мы проговариваем их как на занятиях, так и в свободной деятельности. Такие игры как «Мы делили апельсин», «Мы капусту рубим, рубим…», «Этот пальчик дедушка…» и многие другие помогают детям не только развивать мелкую моторику, но и память, создают хорошее настроение, учат проговаривать слова чётко, слаженно, внятно. Спокойная, доброжелательная обстановка, доверительные отношения располагают детей к общению. Для развития речи, которая является основным средством общения, для развития её активности, я использую в своей работе опыт В.А. Деркунской.
Игры-фантазии
с использованием произведений Н.А. Римского-Корсакова помогли детям участвовать в коллективном сочинительстве. Расширению словарного запаса детей, развитию воображения, снятию напряжения помог опыт работы П.А. Жуковой. Игры-драматизации, такие как «Курочка Ряба», «Медведь и пчёлы», «Встреча с колобком» помогают формированию эмоциональной отзывчивости к сверстникам, расширению эмоционального словарного запаса, вызывают у детей интерес к сказке, к ряженью, развивают выразительность движений, умение сопереживать сначала герою сказки, а потом и сверстникам. Идеальными образцами такой формы служат народные художественные произведения: загадки, русские народные сказки, прибаутки, пословицы, потешки.
Содержание

потешек
позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Ценность их состоит в том, что слово можно соединить с действием ребёнка. Их содержание динамично, богато глаголами. Потешки легко можно инсценировать, используя атрибуты. Произведения устного народного творчества, в том числе и потешки, построены на множественных повторах. Повторяются отдельные слова, словосочетания,
предложения, четверостишия. Это способствует запоминанию слов, а затем и активному их употреблению. С помощью потешек у детей сложилось положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приёму пищи, укладыванию спать.
З а г а д к а
— это упражнение для детского ума. Она развивает сообразительность. Когда я загадываю детям загадки, то обязательно выставляю на стол игрушки. Дети быстро отыскивают глазами отгадку, потому что она стоит перед ними. Так же использую картинки и загадки в непосредственно образовательной деятельности.
Заклички
ценны тем, что очень быстро запоминаются, и дети проговаривают их при любом удобном случае хором: «Дождик, дождик, поливай — будет хлеба каравай» или «Солнышко — ведрышко, выгляни, высвети!». Трудно представить мир ребёнка без сказки.
Сказка
, придя к человеку в детстве, остаётся с ним навсегда. Каждый день я читаю детям сказки. По моим эмоциям и мимике дети понимают их содержание. Через сказку дети овладевают языком своего народа, знакомятся с родной природой, укладом жизни, учатся преодолевать трудности, быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Для усвоения детьми слов и обогащения словарного запаса рассматриваю с ними красочные иллюстрации к сказкам, подчеркиваю при этом колорит предметов быта, одежды, обстановки, в которой действуют герои. Систематически работаю над оснащением
предметно-развивающей среды
, которая помогает усваивать предложенный материал, радует детей.
В книжном уголке
— выставка книг и иллюстраций к русским народным потешкам, песенкам, сказкам, а также пальчиковый театр, шумовые инструменты, постоянно оснащаю предметно-развивающую среду, н-р: персонажами пальчиковых театров «Колобок», «Курочка — Ряба», «Теремок» и т.д.; русскими народными шумовыми инструментами. В группе создан и действует
«Уголок

ряженья»
с элементами русских народных костюмов. Сказки, пословицы, песни, обряды — это образец духовного служения людям, который даёт им эстетическое наслаждение, несет определений объём жизненно важной информации. Здесь очень важна
работа,

проводимая

с

родителями.
Я рекомендую родителям шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи, при этом на родительских собраниях и индивидуальных беседах показываю, как это можно сделать. Оформляю для них консультации, повышающие уровень знаний родителей о народном фольклоре и дающие практические навыки рассказывания. Например: папки «Пальчиковая гимнастика» (на фольклорном материале); «Русские народные игры для малышей».Родители активно участвуют в изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам.

В

результате

проведённой

работы
я отметила, что к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей стала выше речевая активность, больше словарный запас, соответствующий их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают стихи, потешки, песенки и с удовольствием их рассказывают. Воспринимают небольшие сказки, рассказы без наглядного сопровождения, называют героев сказок. Для тех детей, которые участвуют в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуются невербальными средствами общения, понимают инструкции при 2-3-х повторениях и нуждаются в незначительной помощи в виде подсказок, а также не проявляют активности и инициативности при общении со сверстниками и взрослыми я разрабатываю рекомендации для воспитателей, для дальнейшей их работы над развитием речи детей. Большое внимание уделяю современным подходам к воспитанию детей, создаю условия, обеспечивающие ребёнку психологический комфорт, его всестороннее развитие. Ориентируюсь на новые подходы к проблемам образования, на инновационные методики и новинки методической литературы, в этом мне очень помогли
курсы повышения квалификации
в ГБОУДПО «Института развития образования Сахалинской области» по дополнительной профессиональной программе «Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»в 2015 году. Принимаю активное участие в организационно-педагогической работе ДОУ: участвую в проведении праздников,развлечениях,досугах МБДОУ №2 «Кораблик». Усовершенствуя работу по направлению «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» занимаюсь
самообразованием.
В своей педагогической деятельности, я планирую продолжать работу реализации принципа «от простого к сложному». Непосредственно образовательную деятельность с детьми проводить в необычной обстановке, со сменой мезосцен, ввести интеграцию во все виды деятельности с детьми по различным направлениям воспитательной работы (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры). В перспективе своей деятельности вижу необходимость продолжить работу по развитию речи детей средствами устного народного творчества.


В раздел образования