Автор: Князева Наталья Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №2 "Кораблик" Населённый пункт: Сахалинская область,г.Поронайск Наименование материала: статья Тема: Отчёт по теме самообразования Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска»
Отчёт по теме самообразования
"Влияние устного народного творчества на
развитие речи детей 3-4 лет"
Воспитатель: Н.А. Князева
2016 год
Отчёт по теме самообразования
"Влияние устного народного творчества на
развитие речи детей 3-4 лет"
«Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая
отжившие,
живущие
и
будущие
поколения
народа
в
одно
великое,
исторически живое целое».
К.Д.Ушинский
В 2015-2016 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного
народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития
ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего
дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного
языка.
Эта тема актуальна , так как ценность устного народного творчества в
том,
что
с
его
помощью
взрослый
легко
устанавливает
с
ребёнком
эмоциональный контакт. Произведения устного народного творчества имеют
огромное
познавательное
и
воспитательное
значение
для
ребёнка,
способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Сказки,
потешки,
прибаутки,
загадки
—
первые
художественные
произведения,
которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь,
формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во
всестороннем развитии.
Общаясь с детьми, я обратила внимание что, у многих детей недостаточный
словарный
запас,
не
все
дети
могут
отвечать
на
вопросы
взрослого
по
содержанию знакомых сказок, игровые и бытовые действия сопровождать
речью, в основном используют в общении со сверстниками преимущественно
неречевые средства (мимику, жесты, интонацию). Чтобы дети, как можно
лучше, могли овладевать средствами общения и способами взаимодействия
со взрослыми и сверстниками я поставила перед собой следующую цель:
— развить познавательные, коммуникативные и речевые способности детей
средствами устного народного творчества.
Основными задачами моего направления являются :
— вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно
войти
в
мир
сказок,
прибауток,
потешек
с
использованием
различных
методов и приёмов;
— познакомить детей с укладом жизни и быта русского народа;
— приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного
народного
творчества
используя
различные
методы
и
приёмы
работы
с
родителями.
Для решения поставленных задач использую следующие методы и приёмы :
Наглядный
метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов
действий.
Словесный
метод: коллективное
чтение,
заучивание
наизусть
с
детьми
стихов и потешек, рассказывание русских народных сказок с элементами
драматизации, обыгрывание.
Игровой
метод:
игры-драматизации,
игры-инсценировки,
дидактические
игры, настольно-печатные игры.
В
своей
работе
использую
следующие формы
работы:
художественно-
творческая
деятельность
(изобразительная
деятельность,
лепка);
художественная
литература,
народный
фольклор;
проведение
занятий,
развлечений; подготовка консультаций для родителей и воспитателей.
В своей работе использую следующие дидактические пособия :
— настольный театр;
— пальчиковые игры;
— кукольный театр;
— иллюстрационный материал;
— пособия мнемотехники (мнемотаблицы и мнемодорожки)
— иллюстрационные альбомы по сказкам и произведениям.
Работая с малышами, я составила картотеки:
— русских народных игр для детей младшего дошкольного возраста;
— русских народных песенок, потешек, прибауток, закличек;
—
пальчиковых
гимнастик
для
детей
младшего
дошкольного
возраста,
основанных на фольклорном материале.
В моей работе стали традиционными фольклорные занятия : «В гости в
сказку»,
«Ладушки
у
бабушки»,«Сорока—Белобока»,
«Теремок»;
развлечения и физкультурные досуги «Колобок», «Птичий двор», «Мишка —
шалунишка». «К белке в гости».
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для
пробуждения
познавательной
активности,
самостоятельности,
яркой
индивидуальности малыша, для развития коммуникативных навыков. Это
даёт
мне
возможность
привнести
в
непосредственно
образовательную
деятельность
с
детьми
элементы
артистичности,
индивидуальности
в
исполнении народных произведений. Тогда НОД проходит не в традиционной
форме учебной деятельности, а как яркое общение с детьми, ведь на глазах у
ребят
разыгрывается
красочное
действие:
звери
разговаривают
человеческими
голосами,
поют,
играют,
танцуют
и
т.
д.
При
внесении
настроения
затейливости,
шаловливого
веселья,
а
иногда
и
некоторого
баловства.
В
этом
я
вижу
приоритет
фольклорных
з а н я т и й .
Раскрепощённость, возможность реализовать себя в работе, ориентировка на
индивидуальный
почерк
—
действенное
претворение
в
жизнь принципа
демократического обучения . На фольклорные занятия распространяются
общие дидактические принципы :
-принцип развивающего и воспитывающего обучения;
-систематичности
и
последовательности,
наглядности,
индивидуального
подхода к детям;
— принципы активности усвоения и применения знаний.
Проводя занятия с детьми, по всем видам деятельности, на каждое подбираю
интересную игровую мотивацию с использованием динамических пауз и
физминуток, использую приёмы обеспечения интереса детей, в результате
чего,
малыши
проявляют
интерес
к
произведениям
устного
народного
творчества, в повседневной жизни используют потешки, песенки. А также
дети
эмоционально
отзывчивы,
откликаются
на
эмоции
близких
людей,
сопереживают персонажам сказок. Реагируют на музыкальные произведения,
мир
природы,
учатся
овладевать
средствами
общения
и
способами
взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Учитывая особенности возраста, я начала работу по использованию малых
фольклорных форм с использования их для установления эмоционального
контакта, а в дальнейшем и эмоционального общения с детьми в разные
режимные моменты.
Утреннюю гимнастику, физ. минутки, ходьбу по коррекционным дорожкам,
оздоровительный бег, прогулки — всё это провожу, сопровождая чтением
стихов, потешек, песенок на фольклорной основе.
На непосредственно образовательной деятельности , для создания игровой
мотивации, использую сюжеты из сказок, заучивание потешек, сюрпризные
моменты с привлечением героев сказок.
Развитие сенсорных эталонов и конструктивной деятельности организую
с
применением
игровых
приёмов
с
присутствием
сказочного
героя,
и
с
элементами
фольклора,
что
придаёт
обучению
яркую,
эмоциональную
окраску, способствует эффективному усвоению как математического, так и
литературного материала.
Так
же
использую произведения
устного
народного
творчества
при
одевании,
кормлении,
укладывании
спать,
в
процессе
игровой
деятельности .
Фольклорные произведения, стихи сопровождаю действиями, и наоборот,
действия сопровождаю чтением, обыгрывая их. Чтение потешки, в которой
упоминается имя ребёнка, вызывает у него радость, желание слушать и
повторять её.
Простая
рифма,
неоднократно
повторяющиеся
словосочетания
и
слова,
восклицания
и
эмоциональные
обращения
невольно
заставляют
прислушаться,
замирать
на
какое-то
мгновение,
всматриваться
в
лицо
говорящего.
Особое значение я придаю малым фольклорным формам в ходе занятий, на
которых
ставятся
обучающие
задачи,
чисто
речевые
или
развивающие
ориентировку в пространстве, действия руки.
Проводя
народные
игры
с
детьми,
я
убедилась,
что
воспитательные
возможности народной игры огромны, с её помощью развивается у детей
память,
внимание,
сообразительность,
быстрота
интеллектуальных
и
физических
реакций,
сноровка
и
общительность,
дружелюбие,
а
также
гармоничное душевное состояние. Я узнала и записала много народных игр
для
малышей,
которые
использую
в
своей
работе,
помня
о
том,
что
двигательная функция у ребёнка — ведущая с рождения до школы. Малыши
любят играть в «Заинька, походи…», «Курочка Хохлатка», «Зайка серенький
сидит», «Гуси-гуси».
Для
развития
мелкой
моторики
использую игры
с
пальчиками
на
фольклорном материале. Они очень нравятся детям и к концу года дети знают
их
много,
потому,
что
мы
проговариваем
их
как
на
занятиях,
так
и
в
свободной
деятельности.
Такие
игры
как
«Мы
делили
апельсин»,
«Мы
капусту
рубим,
рубим…»,
«Этот
пальчик
дедушка…»
и
многие
другие
помогают детям не только развивать мелкую моторику, но и память, создают
хорошее настроение, учат проговаривать слова чётко, слаженно, внятно.
Спокойная,
доброжелательная
обстановка,
доверительные
отношения
располагают детей к общению.
Для развития речи, которая является основным средством общения, для
развития её активности, я использую в своей работе опыт В.А. Деркунской.
Игры-фантазии с использованием произведений Н.А. Римского-Корсакова
помогли
детям
участвовать
в
коллективном
сочинительстве.
Расширению
словарного запаса детей, развитию воображения, снятию напряжения помог
опыт работы П.А. Жуковой. Игры-драматизации, такие как «Курочка Ряба»,
«Медведь
и
пчёлы»,
«Встреча
с
колобком»
помогают
формированию
эмоциональной отзывчивости к сверстникам, расширению эмоционального
словарного запаса, вызывают у детей интерес к сказке, к ряженью, развивают
выразительность движений, умение сопереживать сначала герою сказки, а
потом и сверстникам.
Идеальными
образцами
такой
формы
служат
народные
художественные
произведения:
загадки,
русские
народные
сказки,
прибаутки,
пословицы,
потешки.
Содержание
потешек
позволяет
наглядно
воспроизводить
сценки
с
несколькими
последовательно
сменяющимися
действиями.
Ценность
их
состоит
в
том,
что
слово
можно
соединить
с
действием
ребёнка.
Их
содержание динамично, богато глаголами.
Потешки легко можно инсценировать, используя атрибуты. Произведения
устного
народного
творчества,
в
том
числе
и
потешки,
построены
на
множественных повторах. Повторяются отдельные слова, словосочетания,
предложения, четверостишия. Это способствует запоминанию слов, а затем и
активному
их
употреблению.
С
помощью
потешек
у
детей
сложилось
положительное
отношение
к
режимным
моментам:
умыванию,
причесыванию, приёму пищи, укладыванию спать.
З а г а д к а —
это
упражнение
для
детского
ума.
Она
развивает
сообразительность.
Когда
я
загадываю
детям
загадки,
то
обязательно
выставляю
на
стол
игрушки.
Дети
быстро
отыскивают
глазами
отгадку,
потому что она стоит перед ними. Так же использую картинки и загадки в
непосредственно образовательной деятельности.
Заклички ценны тем, что очень быстро запоминаются, и дети проговаривают
их при любом удобном случае хором: «Дождик, дождик, поливай — будет
хлеба каравай» или «Солнышко — ведрышко, выгляни, высвети!».
Трудно представить мир ребёнка без сказки. Сказка , придя к человеку в
детстве, остаётся с ним навсегда. Каждый день я читаю детям сказки. По
моим эмоциям и мимике дети понимают их содержание. Через сказку дети
овладевают языком своего народа, знакомятся с родной природой, укладом
жизни,
учатся
преодолевать
трудности,
быть
добрыми,
храбрыми,
отзывчивыми.
Для усвоения детьми слов и обогащения словарного запаса рассматриваю с
ними красочные иллюстрации к сказкам, подчеркиваю при этом колорит
предметов быта, одежды, обстановки, в которой действуют герои.
Систематически работаю над оснащением предметно-развивающей среды ,
которая помогает усваивать предложенный материал, радует детей.
В книжном уголке — выставка книг и иллюстраций к русским народным
потешкам,
песенкам,
сказкам,
а
также
пальчиковый
театр,
шумовые
инструменты,
постоянно
оснащаю
предметно-развивающую
среду,
н-р:
персонажами пальчиковых театров «Колобок», «Курочка — Ряба», «Теремок»
и т.д.; русскими народными шумовыми инструментами.
В
группе
создан
и
действует «Уголок
ряженья»
с
элементами
русских
народных
костюмов.
Сказки,
пословицы,
песни,
обряды
—
это
образец
духовного
служения
людям,
который
даёт
им
эстетическое
наслаждение,
несет определений объём жизненно важной информации.
Здесь
очень
важна работа,
проводимая
с
родителями.
Я
рекомендую
родителям
шире
использовать
образцы
устного
народного
творчества
в
собственной речи, при этом на родительских собраниях и индивидуальных
беседах показываю, как это можно сделать. Оформляю для них консультации,
повышающие уровень знаний родителей о народном фольклоре и дающие
практические
навыки
рассказывания.
Например:
папки
«Пальчиковая
гимнастика»
(на
фольклорном
материале);
«Русские
народные
игры
для
малышей».Родители
активно
участвуют
в
изготовлении
костюмов
и
атрибутов к русским народным сказкам.
В
результате
проведённой
работы
я
отметила,
что
к
концу
года
большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном,
отвечают на несложные вопросы. У детей стала выше речевая активность,
больше
словарный
запас,
соответствующий
их
возрасту.
Малыши
интересуются
окружающим,
свободно
общаются
со
сверстниками
и
взрослыми,
активно
пользуются
формами
речевого
этикета
(с
просьбой,
приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям
произведений, к окружающим людям. Дети знают стихи, потешки, песенки и
с
удовольствием
их
рассказывают.
Воспринимают
небольшие
сказки,
рассказы без наглядного сопровождения, называют героев сказок.
Для тех детей, которые участвуют в общении чаще по инициативе взрослого,
редко
пользуются
невербальными
средствами
общения,
понимают
инструкции при 2-3-х повторениях и нуждаются в незначительной помощи в
виде подсказок, а также не проявляют активности и инициативности при
общении со сверстниками и взрослыми я разрабатываю рекомендации для
воспитателей, для дальнейшей их работы над развитием речи детей.
Большое
внимание
уделяю
современным
подходам
к
воспитанию
детей,
создаю
условия,
обеспечивающие
ребёнку
психологический
комфорт,
его
всестороннее
развитие.
Ориентируюсь
на
новые
подходы
к
проблемам
образования,
на
инновационные
методики
и
новинки
методической
литературы, в этом мне очень помогли курсы повышения квалификации в
ГБОУДПО
«Института
развития
образования
Сахалинской
области»
по
дополнительной
профессиональной
программе
«Введение
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования»в
2015 году.
Принимаю активное участие в организационно-педагогической работе ДОУ:
участвую
в
проведении
праздников,развлечениях,досугах
МБДОУ
№2
«Кораблик».
Усовершенствуя
работу
по
направлению
«Влияние
устного
народного
творчества на развитие речи детей 3-4 лет» занимаюсь самообразованием.
В
своей
педагогической
деятельности,
я
планирую
продолжать
работу
реализации принципа «от простого к сложному».
Непосредственно
образовательную
деятельность
с
детьми
проводить
в
необычной обстановке, со сменой мезосцен, ввести интеграцию во все виды
деятельности с детьми по различным направлениям воспитательной работы
(развитие речи, ознакомление с природой, различные игры).
В перспективе своей деятельности вижу необходимость продолжить работу
по развитию речи детей средствами устного народного творчества.