Напоминание

кружок "Русская изба"


Автор: Бирюкова Лариса Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №10"
Населённый пункт: д.Березняки, Сергиево-Посадского р-на, МО
Наименование материала: рабочая программа
Тема: кружок "Русская изба"
Раздел: начальное образование





Назад





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»

д. Березняки

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КРУЖКА «РУССКАЯ ИЗБА»

Составитель
: Бирюкова Лариса Алексеевна учитель начальных классов 1 категории
2015
1

Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Русская изба» является программой нравственно- патриотической направленности. Программа создана на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы, с опорой на положения правительственных документов по вопросам воспитания у граждан любви к отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского народа. Являясь неотъемлемой частью национальной культуры, сохраняя традиции преемственности поколений, народное искусство влияет на формирование художественной культуры личности. Основу народного искусства составляет творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию в них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук является важнейшим средством психического развития школьника. Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Занятия в кружке «Русская изба» знакомит детей с русскими народными промыслами, традициями, играми, жанрами устного народного творчества. Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера. Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.. Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию. Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей. Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Цель программы
Занятия направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников на традициях русской культуры, и повышение эффективности их обучения в средней школе.
Задачи программы:

Обучающие:
 закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;  знакомство детей с основными народными промыслами, с их истоками;  раскрытие истоков народного творчества и роли в жизни общества;  формирование умения следовать устным инструкциям;  обучение различным приемам работы с разнообразным материалом;  усвоение специфики художественной системы народного искусства (повтор, вариация, импровизация);  применение знаний, полученных на уроках литературного чтения, окружающего мира, технологии, рисования для выполнения работы.  формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм ;  приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
2
 развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственного воображения;  развитие мелкой моторики рук и глазомера;  развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;  пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;  развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;  формирование творческих способностей, духовной культуры;  развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.
Воспитательные:
 воспитание интереса к искусству;  привитие любви к традиционному народному искусству;  расширение коммуникативных способностей детей;  формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков;  создание условий для формирования представлений о народном мастере, как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта;  осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;  воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;  добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Отличительные особенности данной программы.
Программа рассчитана на полный курс обучения детей в начальной школе и адаптирована для учащихся начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Во время занятий для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и русской народной музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психо-моторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений, т. к. музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека. В процессе обучения формируются, совершенствуются и закрепляются общетрудовые умения и навыки. В частности, умение соблюдать культуру труда: планировать и организовывать свой труд, экономно расходовать материалы, правильно и по назначению их применять. При изготовлении поделок из разных материалов дети учатся самостоятельно решать разнообразные конструкторские и технологические задачи, задачи оформления и художественной отделки изделий. Это способствует более осмысленному выбору приемов работ, развитию фантазии, доставляет им чувство радости, собственной значимости, повышает их самооценку. Итогом работы по программе должно стать желание детей выполнять все более сложные вещи, красивые и необходимые в быту, приносящие пользу и радость людям.
Программа представлена четырьмя блоками:

Блок «Народные промыслы»
нацелен на развитие эмоционально-ценностного восприятия учащимися народного декоративно-прикладного искусства России, на познание многообразия видов 3
народного искусства, их региональных особенностей. Содержание этого раздела предполагает накопление творческого опыта учащихся в процессе упражнений по освоению специфики образного языка народного искусства (на основе повтора, вариаций), самостоятельного составления композиций по мотивам народного творчества (на основе вариаций, импровизаций) и художественной деятельности по выполнению оформления изделий.
Блок «Русские народные традиции»
знакомит детей с наиболее яркими традициями русского народа, как дошедшими до наших дней, так и частично утраченными, позволяет установить более тесную связь между поколениями.
Блок «Русские народные игры».
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе. Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития.
Блок «Устное народное творчество»
более подробно знакомит детей с жанрами устного народного творчества, расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих способностей. Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму: 1. Исторический аспект. 2. Связь с современностью. 3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий. 4. Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных). Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану.
Организационные принципы.
Программа «Русская изба» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Программа кружка «Русская изба» основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок. Для занятий в кружке «Русская изба» принимаются все учащиеся класса каждого года обучения. Занятия проводятся один раз в неделю с 1 сентября по 25 мая.
Год обучения

Количество часов
4
1 год 33 2 год 34 3 год 34 4 год 34
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные
формы занятий
: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
Методы
, в основе которых лежит способ организации занятия:  словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);  наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);  практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы
, в основе которых лежит уровень деятельности детей:  объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;  репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;  частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;  исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы
, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:  фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;  индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;  групповой – организация работы в группах;  индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе в кружке в уч-ся должны получить
знания:
 о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;  о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;  о видах декоративно-прикладного искусства( лепка, роспись, резьба и.т.п.);  о русских народных промыслах;  в области композиции, формообразовании, цветоведения;  о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Гжельская роспись, Хохломская, Жостовская, Дымковская, Филимоновская, Мезенская, Полхов-Майдановская; 5
 об особенностях лепных игрушек;  о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, солома) о вышивке;  о проектной деятельности;  о русских народных традициях;  расширят кругозор в области устного народного творчества; у
мения:
 работать нужными инструментами и приспособлениями;  последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала) и рисовать кистью элементы растительного орнамента;  лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки;  вышивать, создавать композицию из цветов, располагая их на панно.  научатся следовать устным инструкциям;  создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;  разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;  познакомятся с русскими народными играми;  улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Способы фиксации результатов
• Проведение аттестации учащихся в начале, середине и конце года. • Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
Формы подведения итогов
• Составление альбома лучших работ. • Проведение выставок работ учащихся: – в классе, – в школе, - в музее, – в библиотеке. • Участие в районных выставках. 6

Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п

Наименование блоков

Количество часов

теории

Количество часов

практики

Всего

часов
1 Введение 1 - 1 2 Народные промыслы 3 11 15 3 Народные игры - 8 8 4 Народные традиции 1 4 5 5 Устное народное творчество 1 4 5 6 Итого 6 27 33
2 год обучения

№ п/п

Наименование блоков

Количество часов

теории

Количество часов

практики

Всего

часов
1 Введение 1 - 1 2 Народные промыслы 2 10 12 3 Народные игры - 8 8 4 Народные традиции 1 4 5 5 Устное народное творчество - 8 8 6 Итого 4 30 34
3 год обучения

№ п/п

Наименование блоков

Количество часов

теории

Количество часов

практики

Всего

часов
7
1 Введение 1 - 1 2 Народные промыслы 2 8 10 3 Народные игры - 8 8 4 Народные традиции - 4 4 5 Устное народное творчество 1 10 11 6 Итого 4 30 34
4 год обучения

№ п/п

Наименование блоков

Количество часов

теории

Количество часов

практики

Всего

часов
1 Введение 1 - 1 2 Народные промыслы 4 12 16 3 Народные игры 1 6 7 4 Народные традиции - 4 4 5 Устное народное творчество 2 4 6 6 Итого 8 26 34
Содержание программы

1 год обучения (33 часа)

1. Вводное занятие. (1 ч)

2. Народные промыслы. (14 ч)
Городецкая роспись – 4 ч. История и родина промысла, основные элементы росписи, составление простейших узоров. Хохлома – 4 ч. История и родина промысла, основные элементы росписи, составление простейших узоров. Жостовская роспись – 3 ч. История и родина промысла, основные элементы росписи, составление простейших узоров. Русский народный костюм – 1ч. Краткая история русского костюма, аппликация русского костюма Экскурсия в школьный музей – 1 ч. Знакомство с предметами старинного быта. Выставка работ – 1 ч.
3. Народные игры. (8 ч)
Знакомство с правилами игры, разучивание игры, игра. Гуси-лебеди – 1 ч. Жмурки – 1 ч. У медведя во бору – 1 ч. Бой петухов – 1 ч. Мышеловка – 1 ч. Горелки – 1 ч. Бояре – 1 ч. Золотые ворота – 1 ч. 8

4. Народные традиции. (5 ч)
Покров – 1 ч. Знакомство с традицией отмечать на Руси покров день, посиделки. Сороки (птицы на шестах) – 2 ч. Знакомство с традицией, разучивание закличек-веснянок, изготовление поделок из бумаги (Птицы на шестах), из пластилина (Кулик). Ивана – Купала – 1 ч. Знакомство с традицией.
5. Устное народное творчество. (5 ч)
Знакомство с малыми фольклорными жанрами, разучивание их, сбор. Считалки – 1 ч. Скороговорки и загадки – 1 ч. Дразнилки и песенки-потешки – 1 ч. Создание сборника – 1 ч. Сбор материала, оформление, выпуск первого сборника. Экскурсия в библиотеку – 1 ч. Знакомство с библиотекой, ее назначением.
Итого: 33 ч.

2 год обучения (34 ч).

1. Вводное занятие. (1 ч)

2. Народные промыслы. (12 ч)
Матрешка – 3 ч. История и родина промысла, основные элементы росписи, составление простейших узоров, игра «Собери матрешку». Соломка – 3 ч. Знакомство с материалом, способом его обработки, выполнение аппликации, изготовление игрушки- постригушки. Писанки – 1 ч. История появления писанки, основные элементы, роспись. Дымковская игрушка – 3 ч. История и родина промысла, основные элементы росписи, составление простейших узоров. Русский народный костюм – 1 ч. Продолжение изучения русского костюма, знакомство с типами костюмов, изготовление куклы- закрутки в русском костюме. Выставка работ – 1 ч.
3. Народные игры. (8 ч)
Знакомство с правилами игры, разучивание игры, игра. Фанты – 1 ч. Краски – 1 ч. Пятнашки – 1 ч. Коршун (ястреб) – 1 ч. Хромая лиса – 1 ч. Ласточки и пчелки – 1 ч. 9
Посигутки – 1 ч. Выбивала – 1 ч.
4. Народные традиции. (5 ч)
Крещение – 1 ч. Знакомство с традицией, гадания. Вербное воскресенье – 1 ч. Знакомство с традицией, значение веточек вербы. Пасха – 1 ч. Знакомство с традицией, обычай красить яйца, сбор рецептов приготовления куличей. Егорий – 1 ч. Знакомство с традицией, коровий праздник. Куклы-обереги и куклы-игрушки – 1 ч. История возникновения куклы, ее первоначальное предназначение.
5. Устное народное творчество. (7 ч)
Знакомство с малыми фольклорными жанрами, разучивание их, сбор. Докучные сказки – 1 ч. Небылицы – 1 ч. Пословицы и поговорки – 1 ч. Частушки, колыбельные песенки – 1 ч. Чтение и иллюстрирование сказок – 2 ч. Сборник малых фольклорных жанров – 1 ч. Сбор материала, оформление, выпуск второго сборника.
Итого: 34 ч.

3 год обучения – 34 ч.

1. Вводное занятие. (1 ч)

2. Народные промыслы. (10 ч)
Полхов-Майданская роспись – 3 ч. История и родина промысла, основные элементы росписи, составление простейших узоров. Бумажная филигрань (квиллинг) – 3 ч. История и родина промысла, основные элементы, составление простейших узоров. Русский народный костюм – 3 ч. Продолжение изучения русского костюма, знакомство с типами костюмов, изготовление бумажной куклы в народном костюме, элементы русского костюма. Выставка работ – 1 ч.
3. Народные игры. (8 ч)
Знакомство с правилами игры, разучивание игры, игра. Ляпка – 1 ч. Волки во рву – 1 ч. Наседка и коршун – 1 ч. Казаки-разбойники – 1 ч. Калечина-малечина – 1 ч. Мороз – Красный нос – 1 ч. Охотники и утки – 1 ч. Шишки, желуди, орехи – 1 ч.
4. Народные традиции. (4 ч)
Рождество – 1 ч. Знакомство с традицией, колядки, сбор рецептов приготовления сочива. Масленица – 2 ч. 10
Знакомство с традицией, сбор рецептов приготовления блинов, русские забавы. Троица – 1 ч. Знакомство с традицией, праздник русской березки.
5. Устное народное творчество. (11 ч)
Русские народные песни (4 ч): Знакомство с жанром устного народного творчества, разучивание песен. 1. Во кузнице – 1 ч. 2. Во поле береза стояла – 1 ч. 3. Как на тоненький ледок – 1 ч. 4. При лужке – 1 ч. Русские народные сказки (7 ч) 1. Чтение и драматизация сказок – 1 ч. 2. Викторина по русским народным сказкам – 1 ч. Составление кроссвордов, вопросов, викторин. 3. Виды сказок – 3 ч. Сказки бытовые, о животных, волшебные. 4. Проект «Сказка – ложь, да в ней намек» - 1 ч.
Итого: 34 ч.

4 год обучения - 34 ч.

1. Вводное занятие. (1 ч)

2. Народные промыслы. (16 ч)
Филимоновская игрушка – 3 ч. История и родина промысла, основные элементы росписи, составление простейших узоров. Орловский спис – 3 ч. История и родина промысла, основные элементы вышивки, составление простейших узоров. Мезенская роспись – 4 ч. История и родина промысла, основные элементы росписи, составление простейших узоров. Русский народный костюм – 5 ч. Продолжение изучения русского костюма, знакомство с типами костюмов, изготовление тряпичной куклы в народном костюме, элементы русского костюма. Выставка работ – 1 ч.
3. Народные игры. (7 ч)
Уголки – 1 ч. Знакомство с правилами игры, разучивание игры, игра. Взятие снежного городка – 2 ч. Знакомство с правилами игры, разучивание игры, постройка снежного городка, игра. Лапта – 3 ч. Знакомство с правилами игры, разучивание игры, разметка поля, игра. Десяточка – 1 ч. Знакомство с правилами игры, разучивание игры, игра.
4. Народные традиции. (4 ч)
Святки – 1 ч. Знакомство с традицией, святочные гадания. 11
Сватовство – 1 ч. Знакомство с традицией. Девичник – 1 ч. Знакомство с традицией. Свадьба – 1 ч. Знакомство с традицией.
5. Устное народное творчество. (6 ч)
Былины – 2 ч. Знакомство с жанром устного народного творчества, знакомство с былинами. Экскурсия в библиотеку - 1 ч. Где «живут» богатыри русские? Богатыри земли русской – 2 ч. Сбор сведений о русских богатырях, викторина. Учителя духовные 1 ч. Учитель всех учителей - Сергий Радонежский.
Итого: 34 ч.



Примерное тематическое планирование занятий

1 год обучения

№ п/п

Дата по

плану

Дата по

факту

Тема занятия

1 полугодие
1 Вводное занятие. 2 История возникновения городецкой росписи. 3 Элементы и сюжеты городецкой росписи. 4 Составление простейших узоров из элементов городецкой росписи. 5 Составление простейших узоров из элементов городецкой росписи. 6 Экскурсия в школьный музей «Старинные предметы быта». 7 Покров день (посиделки). 8 Считалки. 9 Игра «Гуси-лебеди». 10 Игра «Жмурки». 11 Русский народный костюм (аппликация). 12 Скороговорки и загадки. 13 Экскурсия в библиотеку «Где живут скороговорки, считалки, загадки?». 14 Игра «У медведя во бору». 12
15 Игра «Бой петухов». 16 Экскурсия в школьный музей Русская изба». 17 Игра «Мышеловка».
2 полугодие
18 Жостовская роспись. История промысла. 19 Элементы жостовской росписи. 20 Составление простейших узоров из элементов жостовской росписи. 21 Игра «Горелки». 22 Сороки. Аппликация «Птицы на шестах». 23 Сороки. Рецепты выпечки птичек. Птички из пластилина. 24 Игра «Бояре». 25 Хохлома. Легенды появления промысла. 26 Элементы хохломы. 27 Составление простейших узоров хохломы. 28 Составление простейших узоров хохломы. 29 Игра «Золотые ворота». 30 Песенки-потешки. 31 Ивана-купала. 32 Выставка работ. 33 Сборник №1 «Малые фольклорные жанры».
2 год обучения

№ п/п

Дата по

плану

Дата по

факту

Тема занятия

1 полугодие
1 Вводное занятие. 2 Матрешка. История возникновения. 3 Элементы и сюжеты росписи. 4 Составление простейших узоров. Роспись матрешки. 5 Игра «Фанты». 6 Соломка. Знакомство с материалом. Обработка соломки. 7 Соломка. Аппликация «Гусь». 8 Соломка. Игрушки-постригушки. 9 Игра «Краски». 10 Докучные сказки. 11 Небылицы. 12 Куклы-обереги и куклы-игрушки. 13 Русский народный костюм. Кукла-закрутка. 14 Крещение. Водосвятие. Гадания. 15 Игра «Пятнашки». 16 Игра «Коршун» («Ястреб»).
2 полугодие
17 Дымковская игрушка. История возникновения 13
игрушки. 18 Дымковская игрушка. Элементы росписи. 19 Дымковская игрушка. Составление простейших узоров. 20 Игра «Хромая лиса». 21 Пословицы и поговорки. 22 Частушки и колыбельные песенки. 23 Игра «Ласточки и пчелки». 24 Чтение и иллюстрирование русских народных сказок. 25 Чтение и иллюстрирование русских народных сказок. 26 Игра «Посигутки». 27 Вербное воскресенье. Значение веточек вербы. 28 Пасха. Чтение рассказа С. Лагерлёф «Святая ночь». 29 Пасха. Обычай красить яйца. 30 Писанки. Элементы писанки, роспись яиц. 31 Егорий – коровий праздник. 32 Игра «Вышибала». 33 Выставка работ. 34 Сборник №2 «Малые фольклорные жанры».
3 год обучения

№ п/п

Дата по

плану

Дата по

факту

Тема занятия

1 полугодие
1 Вводное занятие. 2 Полхов-Майданская роспись. История возникновения росписи. 3 Полхов-Майданская роспись. Элементы и сюжеты росписи. 4 Составление простейших узоров из элементов полхов-майданской росписи. 5 Игра «Ляпка». 6 Русская народная песня «Во поле береза стояла». 7 Бумажная филигрань (квиллинг). Базовые формы. 8 Бумажная филигрань (квиллинг). Составление узоров. 9 Бумажная филигрань (квиллинг). Составление узоров. 10 Игра «Наседка и коршун». 11 Русские народные сказки. Чтение. 12 Русские народные сказки. Драматизация сказок. 13 Русские народные сказки. Викторина. 14
14 Игра «Казаки-разбойники». 15 Русская народная песня «Как на тоненький ледок». 16 Рождество. Колядки. Рецепты сочива.
2 полугодие
17 Игра «Калечина-малечина». 18 Русская народная песня «Во кузнице». 19 Русский народный костюм. Поневный тип. Конструирование из бумаги. 20 Русский народный костюм. Поневный тип. Конструирование из бумаги. 21 Русский народный костюм. Поневный тип. Конструирование из бумаги. 22 Игра «Волки во рву». 23 Масленица. Значение каждого дня недели. 24 Масленица. Рецепты блинов. Чаепитие. 25 Игра «Мороз – Красный нос». 26 Виды сказок. Сказки о животных. 27 Виды сказок. Сказки бытовые. 28 Виды сказок. Сказки волшебные. 29 Проект «Сказки». 30 Игра «Шишки, желуди, орехи». 31 Русская народная песня «При лужке». 32 Троица – праздник русской березки. 33 Игра «Охотники и утки». 34 Выставка работ.
4 год обучения

№ п/п

Дата по

плану

Дата по

факту

Тема занятия

1 полугодие
1 Вводное занятие. 2 История возникновения филимоновской игрушки. 3 Элементы и сюжеты филимоновской росписи. 4 Составление простейших узоров из элементов филимоновской росписи. 5 Игра «Уголки». 6 Былины. Знакомство с жанром. 7 Былины. Чтение и рассказывание былин. 8 Экскурсия в библиотеку. Выставка книг «Богатыри земли русской». 9 Богатыри земли русской. Викторина. 10 Богатыри земли русской. Выпуск сборника №3. 11 Игра «Десяточка». 12 Сватовство. Традиции и обряды. 13 Мезенская роспись. История промысла. 14 Мезенская роспись. Элементы и сюжеты. 15 Мезенская роспись. Составление узоров. 16 Мезенская роспись. Роспись узоров.
2 полугодие
15
17 Святки. Святочные гадания. 18 Игра «Взятие снежного городка». Правила. Построение городка. 19 Игра «Взятие снежного городка». 20 Девичник. Традиции и обряды. 21 Орловский спис. История появления вышивки. 22 Орловский спис. Элементы вышивки. 23 Орловский спис. Составление узоров. 24 Учителя духовные. Сергий Радонежский – учитель всех учителей. 25 Свадьба. Традиции и обычаи. 26 Русский народный костюм. Тряпичная кукла в народном костюме. 27 Русский народный костюм. Тряпичная кукла в народном костюме. 28 Русский народный костюм. Тряпичная кукла в народном костюме. 29 Русский народный костюм. Тряпичная кукла в народном костюме. 30 Русский народный костюм. Тряпичная кукла в народном костюме. 31 Лапта. Правила игры. 32 Лапта. Элементы игры. Разметка поля. 33 Лапта. Игра. 34 Выставка работ.
Предполагаемые результаты изучения программы

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания

социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к народным традициям, народному искусству, промыслам, к культуре, к людям старших поколений. Получение представлений о главных отличительных признаках художественного образа различных произведений народного искусства. Знакомство с русскими народными играми; с правилами работы, в том числе в группах, со способами поиска, нахождения и обработки информации.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым

ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, миру, людям иной этнической или культурной принадлежности, своему собственному внутреннему миру. Формирование представлений о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека; о видах декоративно- прикладного искусства( лепка, роспись, резьба и.т.п.); умения следовать устным инструкциям. Овладение умениями создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами; развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения; мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного

социального действия):
приобретение навыка самостоятельно и последовательно строить свою деятельность, соблюдая правила безопасности; опыта самостоятельной организации игры совместно с другими школьниками; улучшение своих коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе; расширение кругозора в области устного народного творчества. 16

Информационно - справочный материал для руководителя кружка
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. 2. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М.: Просвещение, 1988. 3. Гульянс Э. К. Учим детей мастерить. – М.: Просвещение, 2004. 4. Кенеман А. В. Детские подвижные игры. – М.: Просвещение, 1989. 5. Шорыгина Т. А. Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание. – М. : Книголюб, 2005. 6. детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. 7. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Составители Ёлкина Н. В., Тарабарина Т. И. – Ярославль: Академия развития, 1997. 8. И.В.Кадухина. В гостях у мастеров народных промыслов. Начальная школа, №11, 1995. 9. Попова О. С., Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. – М.: Знание, 1984. 10. Интернет-ресурсы. 17


В раздел образования