Автор: Буренкова Олеся Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 204 Населённый пункт: Красноярск Наименование материала: статья Тема: "С чего начинается Родина" Раздел: дошкольное образование
Воспитатель
:
Буренкова
Олеся
Александровна
С
чего
начинается
родина
.
А правда с чего начинается родина?
В СССР было все просто и ясно.
С картинки в моем букваре… Патриотизм прививался с молоком матери.
А что обозначает слово- патриотизм?
Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных
оттого, что вы здесь родились.
Бернард Шоу
За несколько лет в нашей стране много произошло изменений. В связи
с проблемами в государстве у граждан страны идет спад
патриотических ценностей. Люди стали в меньшей мере интересоваться
историческими ценностями своей Родины, зачастую и вспомнить не могут
традиций, знаменательных событий и исторических личностей. И в связи с
этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения
к истории России. Я считаю, что сейчас особенно актуальна проблема
патриотического воспитания детей.
Актуальность мною выбранной темы я вижу в том, что сегодня одной ,
из самых значимых проблем является воспитание в детях патриотизма.
Дошкольное образовательное учреждение - это самое первое звено системы
образования. Оно призвано сформировать у детей базовое представление об
окружающем мире, об отношении человека к природе, к Родине и к своему
Отечеству.
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным
стандартом дошкольного образования одним из направлений образовательной
программы является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,
предполагает развитие интересов детей о Родине и Отечестве, представлений
о культурных ценностях своего народа, об отечественных традициях и
праздниках.
Под патриотическим воспитанием нужно понимать формирование у детей
любви к своей Родине.Воспитани е чувства патриотизма у дошкольника -
процесс сложный и длительный. Любовь к близким ему людям, к детскому
саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в жизни
ребенка. Но, как ребенок будет относиться к Родине, зависит, прежде всего,
от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают,
какими впечатлениями обогатят. Воспитание у ребенка любви к Родине, к ее
культуре и традициям начинается с семьи.
В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа воспитания и
образования детей. Обучение должно быть непосредственным, развивающим.
Нужно обогащать ребенка знаниями, формировать познавательные интересы
и способности. Для агитации этой темы родителям своих воспитанников
организовывала консультации на темы:
-«Куда сводить ребенка в выходной?»
-«Отечественные памятники культуры».
-«Роль народного творчества в воспитании патриотизма».
-«Расскажите своим детям о любимых местах города. Когда и почему вы их
полюбили?»
Также проводилась фотовыставка «Мы из Красноярска».
Целью моей работы является организация педагогического процесса,
способствующего формированию патриотического воспитания детей
посредством знакомства с родным городом, краем, страной.
Чтобы работа была плодотворной, я для себя поставила следующие задачи:
1.Воспитание у детей любви, привязанности к дому, семье, улице, детскому
саду, городу;
2.Формирование бережного отношения к живой и неживой природе;
3. Развитие интереса к русским культурам и традициям;
4.Формирование базовых знаний о правах человека;
5.Расширение представлений о своем городе;
6.Знакомство воспитанников с государственной символикой (флаг, герб,
гимн);
7.Воспитание чувства гордости, ответственности за достижения своей
страны;
Решение этих задач происходит во всех видах деятельности детей в ДОУ. В
играх, в труде, в образовательной деятельности, в быту, а так же в
совместной деятельности детей и воспитателей.
Организуя патриотическое воспитание, следует опираться на
психологические особенности дошкольника. Ребенок 5-7 летнего возраста
мыслит образами, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и
факты. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо
строить на доступных и конкретных фактах, а так же событиях. Это ближе и
понятно ребенку. Например, знакомя детей с историей страны, можно
попросить их составить с помощью родителей свою родословную. Дети,
узнавая о своих корнях, предках и через жизнь близких людей, познают
историю Родины. Она станет им ближе и понятнее, потому что окрасится их
переживаниями. Так, например, когда дети знакомились с ближайшим
окружением. Для уточнения представления об их именах мною был
изготовлен альбом «Я и мое имя», где дети познакомились со значением
своего имени.
В своей работе подвожу детей к тому, что любовь к Родине начинается с
малого - с любви к матери, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного
дома, улицы.
Мама - самый дорогой и близкий человек. Огромную работу проводим с
детьми к Международному Дню 8 марта, ко Дню матери. Совместно с детьми
изготавливаем подарки, открытки, организовываем тематические выставки.
Приобщение к народным праздникам и традициям – это тоже важная
особенность патриотического воспитания детей.
Участвуем с детьми в народных праздниках: «Золотая осень» ,«Масленица»,
«Пасха». В процессе подготовки праздника, дети много узнают о русских
обычаях и традициях.
Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется и через
ознакомление с художественной литературой. Знакомство с книгами
происходит с помощью иллюстраций и сопровождающей музыкой. В своей
работе по воспитанию патриотизма у детей использую народный фольклор ,
так как оно является богатейшим источником развития патриотизма. В
пословицах, поговорках, сказках, былинах, песнях четко оцениваются
различные жизненные позиции, обращают внимания на недостатки и
положительные качества людей.
Большое место в организации работы по этой теме принадлежит игре, т.к. она
является основной деятельностью дошкольника. Дети могут обыграть
бытовые, трудовые и общественные сюжеты. Театрализованные игры по
русским народным сказкам с помощью различных видов театра: кукольного,
настольного, пальчикового. Дети старшей и подготовительной групп могут
демонстрировать свои «артистические» способности малышам. Все получат
удовольствие и радость от общения. В нашей группе, при помощи
родителей создала условия для театрализованных русских народных игр, и
для совместной и самостоятельной театрализованной деятельности.
Очень большая работа проводится ко Дню Победы. В группе вместе с детьми
и родителями оформляем уголок «Никто не забыт, ничто не забыто…». В
группе создана зона “Моя Родина”, где представлены фотоальбомы
различной тематики, игры экологической направленности, есть глобус,
портрет президента, мера города.
Большие возможности патриотического воспитания заключаются
также и в музыке. Народные музыкальные произведения часто в веселой
игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом,
бережным отношение к природе. С музыкальным фольклором дети
знакомятся на занятиях и повседневной жизни, и при участии в народных
праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит радость и
хорошее настроение.
В нашей организации установлена тесная связь с родителями детей, и
воспитание чувства любви к Родине и родному краю проходит более
эффективно, так как, родители помощники детского сада и равноправные
участники в формировании личности ребенка. Родители вместе с детьми
участвуют во всевозможных конкурсах и выставках. Принимают активное
участие в праздниках , которые проходят в ДОУ. «Папа , мама , я – спортивная
семья», «Этот день Победы», «День матери» .
Воспитание патриотических чувств, всегда будет одним из главных
составляющих воспитания гражданина нашей страны.
Детство – то, что дается каждому на очень короткий промежуток времени, то
чувство, которое мы с нежностью храним и передаем следующему
поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно
наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям,
какими полноценными гражданами своей страны они станут.
В дальнейшем буду работать по данной теме, так как считаю, что патриотизм
- главная черта русского народа, он поможет воспитать чувства любви к
Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависит, будут ли
наши дети любить свою Родину.