"Мордовский фольклор в развитие речи у детей дошкольного возраста"
Автор: Николаева Татьяна Петровна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Большеберезниковский детский сад "Теремок" Населённый пункт: Б-Березники Наименование материала: статья Тема: "Мордовский фольклор в развитие речи у детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Проект «Мордовский фольклор в развитие речи у детей дошкольного
возраста»
«Мордовский фольклор в развитие речи у детей дошкольного возраста»
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное
звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком
является
одним
из
самых
важных
приобретений
ребёнка
в
дошкольном
возрасте. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи.
Поэтому
процесс
речевого
развития
рассматривается
в
современном
дошкольном образовании, как общая основа воспитания и развития детей.
Потешки,
скороговорки,
пословицы,
поговорки
являются
богатейшим
материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и
рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и
формируем интонационную выразительность его речи.
Народные игры, содержащийся в них фольклорный материал способствует
овладению родной речью. В процессе игр – забав, считает Т.Тарасова, не
только развивается речь, но и мелкая моторика .
Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к национальной культуре
через;
- фольклорно – игровые занятия;
- дидактические игры и упражнения;
- рассматривание иллюстраций, книжек – малышек, раскладушек;
- игры – драматизации;
- досуги и праздники;
- подвижные народные игры (с пением, речевым сопровождением);
- хороводы.
Важнейшей
предпосылкой
для
решения
речевых
задач
в
детском
саду
является
правильная
организация
обстановки,
в
которой
бы
у
детей
появилось
желание
говорить,
называть
окружающее,
вступать
в
речевое
общение, особенно в первые дни жизни ребёнка в детском саду. Особую
значимость приобретает и народный фольклор в период привыкания к новой
обстановке,
когда ребёнок ещё не может общаться с другими детьми и
взрослыми. Тогда на помощь приходит выразительно рассказанная потешка,
которая поможет установить контакт с ребёнком.
Фольклорно – игровые занятия проводить не в традиционных формах, а
как
яркое
общение
с
малышами.
Зная
уровень
развития
своих
детей,
произведения
предлагать
адекватно
их
речевым
возможностям.
На
фольклорно – игровых занятиях использовать приём действенного соучастия
детей, привлекать к поисковой деятельности, самостоятельности, развитию
фантазии.
Народные
песенки,
потешки,
частушки
также
представляют
собой
прекрасный речевой материал, который помогает увеличить запас слов у
малышей.
Используя
этот
материал
на
речевых
занятиях,
развивается
звучность, ритмичность, напевность. Занимательность потешек привлекает
детей,
вызывает
желание
повторить,
запомнить;
что,
в
свою
очередь,
способствует развитию разговорной речи.
С
помощью
разучивания
поговорок
и пословиц формируются
умения
лаконично, выразительно выражать свои чувства, интонационно окрашивать
свою речь.
Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на
разностороннее развитие речи детей; обогащается словарь.
Интерес
к
культуре
народа,
доминантой
которой
является
язык,
делает
актуальной
проблему
его
сохранения.
Это
относится
и
к
республике
Мордовия. Поэтому надо создавать все условия для усвоения
материала,
обогащать знания о мордовской культуре.