Конспект подгруппового логопедического занятия
«Дифференциация звуков
[С] и [Ш ]
в
словах и предложениях.»
2 класс.
Составитель:
Учитель-логопед Ефимова И.Ю.
Тема: Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах и
предложениях
.
Цель: совершенствование навыка дифференциации согласных звуков и
букв [С] и [Ш] в устной и письменной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закрепить знания детей об артикуляции смешиваемых звуков [С] и
[Ш],упражнять опираться на кинестетические ощущения от артикуляции
данных звуков;
-способствовать умению правильно произносить смешиваемые звуки;
-закрепить навыки правильного чтения и письма со звуками [С] и [Ш].
Коррекционно-развивающие:
-развивать моторику артикуляционного аппарата;
-развивать умение дифференцировать звуки [С] и [Ш];
-развивать умение вставлять в предложения слова-паронимы, опираясь на
смысл предложения.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать умение у детей отвечать на вопросы педагога после того, как
спросят.
Оборудование:
Интерактивная доска, демонстрационный материал- символы
артикуляции звуков [С] и [Ш] ,картинки на звукоподражание (звук ( С)-кран,
звук ( Ш )-змея) на каждого ребенка, рабочие тетради, зеркала,
индивидуальные карточки с домашним заданием.
Ход.
1.Орг.момент.
Логопед:
-Доскажите словечко в скороговорке: «Шла Саша по шоссе и сосала …
( сушку).Запишите его.
-Легко ли было произносить это слово? написать? (нет, можно сделать
ошибки )Запись слова анализируется.
2.Объявление темы:
-Сегодня мы будем продолжать учиться различать звуки ( С) и (Ш ), чтобы
не путать их в произношении и на письме.
3.Артикуляционная гимнастика.
-Чтобы правильно и четко произносить все звуки необходимо подготовить
артикуляционные органы к работе, поэтому мы выполним артикуляционную
гимнастику. Поставьте перед собой зеркала. Для ( с )- «Улыбочка»,
«Заборчик», «Чистим нижние зубки», «Горка».Для (Ш )- «Бублик», «Вкусное
варенье», «Чашечка».
4.Анализ артикуляции звуков.
Логопед:
-Как бежит вода из крана? (« с-с-с-с-с» )
-Как шипит змея? (« ш-ш-ш-ш-ш»).
-Сейчас, опираясь на символы ,расскажите об основных моментах
артикуляции звуков [С] и [Ш]:положении языка, зубов, губ, голоса.
4.
Развитие фонематического слуха.
Слова логопеда:
-Я буду называть слова со звуками [С] и [Ш],а вы на каждое слово
поднимите нужный символ.(на звук ( с ) – картинку «кран», на звук ( Ш )-
картинку-змею).
- Коляска, шар, кошка, самолёт, барсук, шишка, сахар, мышка.
5.Связь звука с буквой.
-Какой буквой мы обозначаем звук (С )?Буквой С.( дети находят магнитную
букву и помещают на доску).
-Звук (Ш )? Буквой Ш. ( также же находят букву).
6.Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах.
( используется интерактивная доска)
Флипчарт №1.
Работа со словами со звуками (с) и (ш).Логопед предлагает детям
положить в коробку игрушки только со звуком [ С ]. ( Каждый ребёнок
выходит к доске, называет слово-картинку ,выполняет задание).
На экране расположены картинки : шар, кошка, барсук, коляска, мышка,
слон, груша,лошадь,собака.
Флипчарт №2
Работа со словами - паронимами. ( правильность выполнения задания
логопед выполняет с помощью лупы.)
Логопед уточняет, что слова-паронимы – это…
Детям предлагается подписать название картинок (ученики выходят по
цепочке) и подчеркнуть буквы , которыми отличается каждая пара слов).
Кашка-каска
Басня-башня
Усы-уши
Мишка-миска
Слова сравниваются по смыслу. Логопед подводит детей к выводу, что от
замены одной буквы на письме, меняется смысл слова.
Логопед уточняет значение слова «басня» .(словарь Д.Н.Ушакова)
Басня - короткий аллегорический рассказ, обычно с нравоучительным
заключением.
Затем пары слов дети записывают в рабочие тетради., подчеркивают
буквы С и Ш.
Физминутка.
( повторяется 2-3 раза)
Миша шёл, шёл, шёл (Дети шагают на месте)
И грибок нашёл.
-Раз грибок ( наклоны для сбора «грибов»)
-Два грибок,
-Положу их в кузовок.
7.Дифференциация звуков [С] и [Ш] в предложениях
Флипчарт №3.
Детям предлагается задание -закончить предложения, выбрав нужную
картинку.(к доске ученики выходят по цепочке)
Положили в миску … . ( каску, кашку )
Одевал пожарный … .
Мы видели высокую … . (басню, башню)
На уроке мы читали … Крылова.
У зайца длинные … . ( уши, усы )
У дедушки пушистые … .
Далее получившиеся предложения дети читают по цепочке и записывают
в тетрадь.
8.Итог занятия.
Логопед:
-Какие звуки мы учились различать? ( звуки [С] и [Ш]).
-Чем различаются артикуляции этих звуков ? ( ответы детей ).
- Какие это звуки ? ( согласные, глухие )
-Сможем мы сейчас легко повторить и написать слово чистоговорки
«сушку»?(дети проговаривают слово, записывают в тетрадь.)
9.Рефлексия.
-Ребята,изобразите собой шкалу успеха.Покажите,на сколько вы разобрались
с темой занятия? Если плохо, слабо – сидите за партой, если хорошо – то
встаньте, если отлично- то встаньте и поднимите руки вверх.
( дети определяют шкалу успеха)
10.Домашнее задание.
Задание на индивидуальных карточках.
Спиши слова,вставляя пропущенные в них буквы С или Ш:
Игру…ка,пё..трый, …каф, кра…ивый, …ить, ме…то, голо…, камы…,
плю…ка, ко…ка, реди…ка, каранда…и, …амолёт, мы…ка, …ахар.