Напоминание

Дифференциация звуков С-Ш


Автор: Ефимова Ирина Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №14
Населённый пункт: п.Красногвардейский
Наименование материала: конспект
Тема: Дифференциация звуков С-Ш
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект подгруппового логопедического занятия
«Дифференциация звуков

[С] и [Ш
]
в

словах и предложениях.»
2 класс. Составитель: Учитель-логопед Ефимова И.Ю.

Тема: Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах и

предложениях
.
Цель:
совершенствование навыка дифференциации согласных звуков и букв [С] и [Ш] в устной и письменной речи.
Задачи:

Коррекционно-образовательные:
-закрепить знания детей об артикуляции смешиваемых звуков [С] и [Ш],упражнять опираться на кинестетические ощущения от артикуляции данных звуков; -способствовать умению правильно произносить смешиваемые звуки; -закрепить навыки правильного чтения и письма со звуками [С] и [Ш].
Коррекционно-развивающие:
-развивать моторику артикуляционного аппарата; -развивать умение дифференцировать звуки [С] и [Ш]; -развивать умение вставлять в предложения слова-паронимы, опираясь на смысл предложения.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать умение у детей отвечать на вопросы педагога после того, как спросят. Оборудование: Интерактивная доска, демонстрационный материал- символы артикуляции звуков [С] и [Ш] ,картинки на звукоподражание (звук ( С)-кран, звук ( Ш )-змея) на каждого ребенка, рабочие тетради, зеркала, индивидуальные карточки с домашним заданием.
Ход.
1.Орг.момент. Логопед: -Доскажите словечко в скороговорке: «Шла Саша по шоссе и сосала … ( сушку).Запишите его. -Легко ли было произносить это слово? написать? (нет, можно сделать ошибки )Запись слова анализируется. 2.Объявление темы: -Сегодня мы будем продолжать учиться различать звуки ( С) и (Ш ), чтобы не путать их в произношении и на письме. 3.Артикуляционная гимнастика. -Чтобы правильно и четко произносить все звуки необходимо подготовить артикуляционные органы к работе, поэтому мы выполним артикуляционную гимнастику. Поставьте перед собой зеркала. Для ( с )- «Улыбочка», «Заборчик», «Чистим нижние зубки», «Горка».Для (Ш )- «Бублик», «Вкусное варенье», «Чашечка». 4.Анализ артикуляции звуков. Логопед:
-Как бежит вода из крана? (« с-с-с-с-с» ) -Как шипит змея? (« ш-ш-ш-ш-ш»). -Сейчас, опираясь на символы ,расскажите об основных моментах артикуляции звуков [С] и [Ш]:положении языка, зубов, губ, голоса. 4. Развитие фонематического слуха. Слова логопеда: -Я буду называть слова со звуками [С] и [Ш],а вы на каждое слово поднимите нужный символ.(на звук ( с ) – картинку «кран», на звук ( Ш )- картинку-змею). - Коляска, шар, кошка, самолёт, барсук, шишка, сахар, мышка. 5.Связь звука с буквой. -Какой буквой мы обозначаем звук (С )?Буквой С.( дети находят магнитную букву и помещают на доску). -Звук (Ш )? Буквой Ш. ( также же находят букву). 6.Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах. ( используется интерактивная доска)  Флипчарт №1. Работа со словами со звуками (с) и (ш).Логопед предлагает детям положить в коробку игрушки только со звуком [ С ]. ( Каждый ребёнок выходит к доске, называет слово-картинку ,выполняет задание). На экране расположены картинки : шар, кошка, барсук, коляска, мышка, слон, груша,лошадь,собака.  Флипчарт №2 Работа со словами - паронимами. ( правильность выполнения задания логопед выполняет с помощью лупы.) Логопед уточняет, что слова-паронимы – это… Детям предлагается подписать название картинок (ученики выходят по цепочке) и подчеркнуть буквы , которыми отличается каждая пара слов). Кашка-каска Басня-башня Усы-уши Мишка-миска Слова сравниваются по смыслу. Логопед подводит детей к выводу, что от замены одной буквы на письме, меняется смысл слова.
Логопед уточняет значение слова «басня» .(словарь Д.Н.Ушакова) Басня - короткий аллегорический рассказ, обычно с нравоучительным заключением. Затем пары слов дети записывают в рабочие тетради., подчеркивают буквы С и Ш. Физминутка. ( повторяется 2-3 раза) Миша шёл, шёл, шёл (Дети шагают на месте) И грибок нашёл. -Раз грибок ( наклоны для сбора «грибов») -Два грибок, -Положу их в кузовок. 7.Дифференциация звуков [С] и [Ш] в предложениях  Флипчарт №3. Детям предлагается задание -закончить предложения, выбрав нужную картинку.(к доске ученики выходят по цепочке) Положили в миску … . ( каску, кашку ) Одевал пожарный … . Мы видели высокую … . (басню, башню) На уроке мы читали … Крылова. У зайца длинные … . ( уши, усы ) У дедушки пушистые … . Далее получившиеся предложения дети читают по цепочке и записывают в тетрадь. 8.Итог занятия. Логопед: -Какие звуки мы учились различать? ( звуки [С] и [Ш]). -Чем различаются артикуляции этих звуков ? ( ответы детей ). - Какие это звуки ? ( согласные, глухие ) -Сможем мы сейчас легко повторить и написать слово чистоговорки «сушку»?(дети проговаривают слово, записывают в тетрадь.) 9.Рефлексия. -Ребята,изобразите собой шкалу успеха.Покажите,на сколько вы разобрались с темой занятия? Если плохо, слабо – сидите за партой, если хорошо – то встаньте, если отлично- то встаньте и поднимите руки вверх. ( дети определяют шкалу успеха) 10.Домашнее задание. Задание на индивидуальных карточках.  Спиши слова,вставляя пропущенные в них буквы С или Ш: Игру…ка,пё..трый, …каф, кра…ивый, …ить, ме…то, голо…, камы…, плю…ка, ко…ка, реди…ка, каранда…и, …амолёт, мы…ка, …ахар.


В раздел образования