Напоминание

Народные подвижные игры Северного Кавказа


Автор: Тагирова Айселем Тагировна
Должность: инструктор по физкультуре
Учебное заведение: Центр развития ребенка - детский сад № 62
Населённый пункт: г.Махачкала, Республика Дагестан
Наименование материала: проект работы с детьми
Тема: Народные подвижные игры Северного Кавказа
Раздел: дошкольное образование





Назад





Центр развития ребенка – детский сад № 62 г.Махачкалы

Республика Дагестан

ПРОЕКТ

на тему

«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

СЕВЕРНОГО КАВКАЗА»



Выполнили: Тагирова А.Т.,

инструктор по физкультуре

2016 год

Актуальность темы
Воспитание здорового ребёнка – приоритетная задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую
связана со здоровьем этой личности. Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Игра является незаменимым средством совершенствования движений; развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное в л и я н и е н а п с и х и ч е с к у ю д е я т е л ь н о с т ь .


Народные игры
всегда отражали и отражают окружающую действительность. Исторически сложившись, игра сама стала элементом культуры, передающимся из поколения в поколение. Передача эта происходит посредством родителей и более старших, такими носителями народных традиций выступают бабушки и дедушки, педагоги. Именно они передают правила игры, их организацию, использование атрибутов, способы действий с игрушками. Народные подвижные игры позволяют определить действительное значение положительных национальных традиций каждого народа в развитии игровой деятельности, выявить многообразие самобытности игр различных народов. Благодаря народным играм дети намного быстрее приобщаются к национальной культуре, проникаются традициями и обрядами своего народа. К тому же, игра всегда подразумевает под собой возникновение положительных эмоций.
Игры народов Северного Кавказа
являются отображением национальных традиций, самобытности и колорита народа. Начальная форма подвижных игр определена общественно-историческим развитием, своеобразием традиций, быта и культуры народа. Разнообразие детских игр зависит от многонациональности Кавказского региона. Все коллективные народные игры учат детей толерантности и уважению. Ребёнок начинает сознательно относиться к своему партнёру по игре весьма уважительно, пытается найти общий язык, способность к сотрудничеству. У них формируется способность прийти на помощь в любой момент, пусть даже пока только в игровой форме. Игры народов Северного Кавказа рассматриваются как метод физического и духовного воспитания детей.
Вид проекта –
познавательный, практико-ориентированный.
Срок реализации проекта –
три месяца.
Участники

проекта:
дети старших групп, воспитатели, инструктор по физкультуре, родители, музыкальный руководитель.
Цель проекта:
2
приобщение дошкольников к материальной и духовной культуре народов Северного Кавказа и вовлечение ребенка в яркий мир народных игр, соревнований и национальных праздников. Воспитывать детей физически и духовно здоровыми через игры народов Северного Кавказа.
Задачи:
1.познавательные (приобщить детей к национальной культуре, расширить круг знаний дошкольников о традициях, обычаях, укладе жизни народов Северного Кавказа) ; 2.развивающие (способствовать развитию навыков налаживания конструктивного межкультурного диалога) ; 3.воспитательные (развивать способность к действенному межэтниче скому взаимоотношению и взаимопониманию) . 4.педагогические задачи: - изучить литературу и другие информационные источники о народных подвижных играх; - провести консультацию для сотрудников и родителей о роли народных игр в жизни детей; - познакомить с разными типами игр; -воспитывать устойчивое заинтересованное отношение к культуре своих предков и народов, проживающих на территории России; - формировать чувство товарищества, взаимопомощи, учить договариваться.
Ожидаемый результат:
1. Дети должны научиться уважительному отношению к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений. 2. У детей должен развиться интерес к народным подвижным играм, в которые играли их предки.
Этапы проекта
Реализация проекта проходит по трём этапам:
1. Подготовительный
- выявление основные проблемы, формирование идеи по их решению; - подбор специальной методической литературы с целью расширения теоретических знаний педагогов; 3
- совместное обсуждение темы с детьми («Что мы знаем, что мы хотим узнать, как и где мы можем узнать?») - составление плана мероприятий; - подбор информации в книгах, журналах.
2. Основной
Работа с детьми: 1. Рассматривание иллюстраций с изображением играющих в народные игры Северного Кавказа. 2. Беседы об играх, в которые играли бабушки и дедушки. 3. Знакомство с правилами подвижных игр народов Северного Кавказа 4. Изготовление атрибутов к играм. 5. Выставка рисунков «Я играю, я расту! » 6. Конкурс «Кто больше знает игр». 7. Разучивание считалок, текста игр. 8.Познавательное занятие «Дагестанские подвижные игры» 9. Рассматривание альбома «Играем весело! » 10. Викторина «Волшебная страна Здоровья» 11. Спортивный досуг – игра «Волшебная страна игр»
Работа с педагогами:
1. Консультация «Роль игры в воспитании детей» 2. Знакомство с разными типами игр 3. Подбор литературы 4. Оформление фотоальбома 5. Изготовление атрибутов к играм 6. Составление картотеки игр 7. Разучивание текста игр.
Работа с родителями:
1. Памятка «Роль подвижной игры в воспитании детей» 2. Буклет «Дагестанские подвижные игры» 4
4. Выставка семейных рисунков «Играю вместе с семьёй» 5. Консультация «Роль народных подвижных игр в жизни детей» 6. Беседа «Организация подвижной игры на воздухе» 7. Круглый стол. Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта. 8. Беседа «Влияние спортивных игр на физическую подготовку детей» 9. Папка-передвижка «Во что играют наши дети? » 10. Физкультурный досуг «С друзьями не скучаем, весело играем! » 11. Консультация «Оздоровительный бег»
3. Заключительный
1. Анализ проведённой работы, соотнесение результата с поставленными целями 2. Оформление фотоальбома «Мы играем в дагестанские игры» 3. Презентация - итоговое мероприятие «Кавказ в подвижных играх»
Рекомендуемая
Баршай В.М. Активные игры для детей.Ростов н\Д: Феникс, 2001.- 320 с. Беляев Л.В. Подвижные игры .-М. 1974. – 134с. Бочарова Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек// Дошкольное воспитание, 1997 г. № 12, с. 72-75. Вавилова Е.Н. "Развивайте у дошкольника ловкость, силу, выносливость", пособие для воспитателей детского сада. – М., "Просвещение", 1981г. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР:.М. :просвещение, 1989.- 239 с. Страковская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей.М. :Новая школа, 1994.- 288с. Сакидибирова З.И. Подвижная игра – спутник жизни ребенка, Махачкала, 2003 5

Приложение

Подборка народных подвижных игр Северного Кавказа для детей дошкольного

возраста
(Адыгейские, Азербайджанские, Грузинские Кабардино-балканские, Северо-Осетинские, Дагестанские, Армянские Чеченские, Ингушские) «Гаккарис» (осетинская народная игра); «Утушка» (чечено-ингушская народная игра); «Дети и петух» (азербайджанские народные игры); «Земля, вода, огонь, воздух» (армянская народная игры);
Дагестанские народные подвижные игры
«Подними платок» (ав.) «Джигитовка» «Надень папаху» (ав.) «Чижик» («Кирпи-лали») «Волк и овцы» «Ой райда» (лез.) «Цику-ция» (лак.) «Достань шапку» (ав.) 6
«Выбей из круга» (ав.) «Под буркой»
Игры

Для девочек
«Отдай платочек», «День – ночь», «Белый- черный мяч», «Изюминка», «Дети и петух», «Цветы и ветерки», «Земля. вода воздух», «Беспокойный мяч», «Игра в лягушек», «Грузинские классы», «Ударь жгутом» Достань шапку», «Подними платок», «Платочек», «Журав-ли- жураву-шки» «Жмур-ки- носиль-щики».
Для мальчиков
«Пешие всадники, «Сильные ноги», «Всадники», «Перетяги-вание веревки», «Скачки», «Перетяги-вание палки», «Козлик-козлик», «Дедушка – мой дед» «Веселая палка», «Конное поло», «Конно-споривная игра», «Метание копья», «Защитники» «Слепой медведь» «Борьба за флажки», «Мета-ние с плеча», «Чиж».
Игры на развитие:
- внимания и слуха «День и ночь», «Прятки» - умения ритмично двигаться «Пастух», «Бег к реке» Выработка быстроты бега «Всадники», «Кто быстрее» - умений: а) ритмично ходить; б) быстро бегать; в) прыгать г) делать перебежки («Скачки», «Борьба за флажки», «Со спины лошадки») - закрепление навыков организованно и быстро совершать перебежки группами («Наступление») - обучение и закрепление умений в бросании и ловле малого мяча («Повелитель лунки» «Белый мяч и черный мяч», «Три камня», «Беспокойный мяч», «Мяч в кругу») - развитие меткости при метании мяча и других предметов в цель («Конное поло», «Конно- спортивная игра», «Метание копья») - совершенствование навыка в бросании и ловле малого мяча, и других предметов («Плоский камень и мяч», «Метание с плеча», «Чиж», «Изюминка») 7
- выработка умения точно и быстро передавать мяч и другие предметы («Отдай платочек», «Снятие шапки») - закрепление техники подпрыгивания («Прыжок лягушки») - совершенствование навыка в равновесии («Достань шапку», «Жмурки-носильщики») - закрепление навыков лазанья, перетягивания («Перетягивание веревки», «Чья шеренга победит», «Перетягивание палки», «Снимать сыр») - развитие гибкости («Надень папаху», «Утушка») - развитие умения выполнять подражательные движения («Лягушки», «Журавли», «Пастух», «Дети и петух»). ож» (эстонская народная игра). 8


В раздел образования