Автор: Тагирова Айселем Тагировна Должность: инструктор по физкультуре Учебное заведение: Центр развития ребенка - детский сад № 62 Населённый пункт: г.Махачкала, Республика Дагестан Наименование материала: проект работы с детьми Тема: Народные подвижные игры Северного Кавказа Раздел: дошкольное образование
Центр развития ребенка – детский сад № 62 г.Махачкалы
Республика Дагестан
ПРОЕКТ
на тему
«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
СЕВЕРНОГО КАВКАЗА»
Выполнили: Тагирова А.Т.,
инструктор по физкультуре
2016 год
Актуальность темы
Воспитание здорового ребёнка – приоритетная задача дошкольной педагогики,
особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую
связана
со
здоровьем
этой
личности. Игра – естественный спутник жизни ребенка и
поэтому
отвечает
законам,
заложенным
самой
природой
в
развивающемся
организме
ребенка
–
неуемной
потребности
его
в
жизнерадостных
движениях.
Преимущество
подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с
инициативой,
фантазией,
творчеством,
протекает
эмоционально,
стимулирует
двигательную
активность.
Игра
является
незаменимым
средством
совершенствования
движений;
развивая
их,
способствует
формированию
быстроты,
выносливости,
координации
движений.
Большое
количество
движений
активизирует
дыхание,
кровообращение
и
обменные
процессы.
Это
в
свою
очередь
оказывает
благотворное
в л и я н и е
н а
п с и х и ч е с к у ю
д е я т е л ь н о с т ь .
Народные игры всегда отражали и отражают окружающую действительность.
Исторически
сложившись,
игра
сама
стала
элементом
культуры,
передающимся
из
поколения в поколение. Передача эта происходит посредством родителей и более старших,
такими носителями народных традиций выступают бабушки и дедушки, педагоги. Именно
они передают правила игры, их организацию, использование атрибутов, способы действий
с игрушками.
Народные
подвижные
игры
позволяют
определить
действительное
значение
положительных
национальных
традиций
каждого
народа
в
развитии
игровой
деятельности, выявить многообразие самобытности игр различных народов. Благодаря
народным
играм
дети
намного
быстрее
приобщаются
к
национальной
культуре,
проникаются традициями и обрядами своего народа. К тому же, игра всегда подразумевает
под собой возникновение положительных эмоций.
Игры народов Северного Кавказа являются отображением национальных традиций,
самобытности
и
колорита
народа.
Начальная
форма
подвижных
игр
определена
общественно-историческим развитием, своеобразием традиций, быта и культуры народа.
Разнообразие детских игр зависит от многонациональности Кавказского региона.
Все коллективные народные игры учат детей толерантности и уважению. Ребёнок
начинает сознательно относиться к своему партнёру по игре весьма уважительно, пытается
найти общий язык, способность к сотрудничеству. У них формируется способность прийти
на помощь в любой момент, пусть даже пока только в игровой форме.
Игры народов Северного Кавказа рассматриваются как метод физического и духовного
воспитания детей.
Вид проекта – познавательный, практико-ориентированный.
Срок реализации проекта – три месяца.
Участники
проекта:
дети
старших
групп,
воспитатели,
инструктор
по
физкультуре,
родители, музыкальный руководитель.
Цель проекта:
2
приобщение
дошкольников
к
материальной
и
духовной
культуре
народов
Северного
Кавказа и вовлечение ребенка в яркий мир народных игр, соревнований и национальных
праздников. Воспитывать детей физически и духовно здоровыми через игры народов
Северного Кавказа.
Задачи:
1.познавательные (приобщить детей к национальной культуре, расширить круг знаний
дошкольников о традициях, обычаях, укладе жизни народов Северного Кавказа) ;
2.развивающие
(способствовать
развитию
навыков
налаживания
конструктивного
межкультурного диалога) ;
3.воспитательные
(развивать
способность
к
действенному
межэтниче скому
взаимоотношению и взаимопониманию) .
4.педагогические задачи:
- изучить литературу и другие информационные источники о народных подвижных играх;
- провести консультацию для сотрудников и родителей о роли народных игр в жизни детей;
- познакомить с разными типами игр;
-воспитывать
устойчивое
заинтересованное
отношение
к
культуре
своих
предков
и
народов, проживающих на территории России;
- формировать чувство товарищества, взаимопомощи, учить договариваться.
Ожидаемый результат:
1. Дети должны научиться уважительному отношению к заветам предков, к их памяти, к
преемственности поколений.
2. У детей должен развиться интерес к народным подвижным играм, в которые играли их
предки.
Этапы проекта
Реализация проекта проходит по трём этапам:
1. Подготовительный
- выявление основные проблемы, формирование идеи по их решению;
-
подбор специальной методической литературы с целью расширения теоретических
знаний педагогов;
3
- совместное обсуждение темы с детьми («Что мы знаем, что мы хотим узнать, как и где
мы можем узнать?»)
- составление плана мероприятий;
- подбор информации в книгах, журналах.
2. Основной
Работа с детьми:
1. Рассматривание иллюстраций с изображением играющих в народные игры Северного
Кавказа.
2. Беседы об играх, в которые играли бабушки и дедушки.
3. Знакомство с правилами подвижных игр народов Северного Кавказа
4. Изготовление атрибутов к играм.
5. Выставка рисунков «Я играю, я расту! »
6. Конкурс «Кто больше знает игр».
7. Разучивание считалок, текста игр.
8.Познавательное занятие «Дагестанские подвижные игры» 9.
Рассматривание альбома
«Играем весело! »
10. Викторина «Волшебная страна Здоровья»
11. Спортивный досуг – игра «Волшебная страна игр»
Работа с педагогами:
1. Консультация «Роль игры в воспитании детей»
2. Знакомство с разными типами игр
3. Подбор литературы
4. Оформление фотоальбома
5. Изготовление атрибутов к играм
6. Составление картотеки игр
7. Разучивание текста игр.
Работа с родителями:
1. Памятка «Роль подвижной игры в воспитании детей»
2. Буклет «Дагестанские подвижные игры»
4
4. Выставка семейных рисунков «Играю вместе с семьёй»
5. Консультация «Роль народных подвижных игр в жизни детей»
6. Беседа «Организация подвижной игры на воздухе»
7. Круглый стол. Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации
проекта.
8. Беседа «Влияние спортивных игр на физическую подготовку детей»
9. Папка-передвижка «Во что играют наши дети? »
10. Физкультурный досуг «С друзьями не скучаем, весело играем! »
11. Консультация «Оздоровительный бег»
3. Заключительный
1. Анализ проведённой работы, соотнесение результата с поставленными целями
2. Оформление фотоальбома «Мы играем в дагестанские игры»
3. Презентация - итоговое мероприятие «Кавказ в подвижных играх»
Рекомендуемая
Баршай В.М. Активные игры для детей.Ростов н\Д: Феникс, 2001.- 320 с.
Беляев Л.В. Подвижные игры .-М. 1974. – 134с.
Бочарова Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании
мальчиков и девочек// Дошкольное воспитание, 1997 г. № 12, с. 72-75.
Вавилова Е.Н. "Развивайте у дошкольника ловкость, силу, выносливость", пособие для
воспитателей детского сада. – М., "Просвещение", 1981г.
Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР:.М. :просвещение, 1989.- 239 с.
Страковская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей.М. :Новая школа, 1994.-
288с.
Сакидибирова З.И. Подвижная игра – спутник жизни ребенка, Махачкала, 2003
5
Приложение
Подборка народных подвижных игр Северного Кавказа для детей дошкольного
возраста
(Адыгейские, Азербайджанские, Грузинские Кабардино-балканские, Северо-Осетинские,
Дагестанские, Армянские Чеченские, Ингушские)
«Гаккарис» (осетинская народная игра);
«Утушка» (чечено-ингушская народная игра);
«Дети
и
петух»
(азербайджанские
народные
игры);
«Земля,
вода,
огонь,
воздух»
(армянская народная игры);
Дагестанские народные подвижные игры
«Подними платок» (ав.) «Джигитовка»
«Надень папаху» (ав.) «Чижик» («Кирпи-лали»)
«Волк и овцы» «Ой райда» (лез.)
«Цику-ция» (лак.) «Достань шапку» (ав.)
6
«Выбей из круга» (ав.) «Под буркой»
Игры
Для девочек
«Отдай платочек», «День – ночь», «Белый- черный мяч», «Изюминка», «Дети и петух»,
«Цветы и ветерки», «Земля.
вода
воздух»,
«Беспокойный
мяч»,
«Игра
в
лягушек»,
«Грузинские
классы»,
«Ударь
жгутом» Достань шапку»,
«Подними платок», «Платочек», «Журав-ли- жураву-шки» «Жмур-ки- носиль-щики».
Для мальчиков
«Пешие всадники, «Сильные ноги», «Всадники», «Перетяги-вание веревки», «Скачки»,
«Перетяги-вание
палки»,
«Козлик-козлик»,
«Дедушка
–
мой
дед»
«Веселая
палка»,
«Конное
поло»,
«Конно-споривная
игра»,
«Метание
копья»,
«Защитники»
«Слепой
медведь» «Борьба за флажки», «Мета-ние с плеча», «Чиж».
Игры на развитие:
- внимания и слуха «День и ночь», «Прятки»
- умения ритмично двигаться «Пастух», «Бег к реке»
Выработка быстроты бега «Всадники», «Кто быстрее»
-
умений:
а)
ритмично
ходить;
б)
быстро
бегать;
в)
прыгать
г)
делать
перебежки
(«Скачки», «Борьба за флажки», «Со спины лошадки»)
-
закрепление
навыков
организованно
и
быстро
совершать
перебежки
группами
(«Наступление»)
- обучение и закрепление умений в бросании и ловле малого мяча («Повелитель лунки»
«Белый мяч и черный мяч», «Три камня», «Беспокойный мяч», «Мяч в кругу»)
- развитие меткости при метании мяча и других предметов в цель («Конное поло», «Конно-
спортивная игра», «Метание копья»)
-
совершенствование
навыка
в
бросании
и
ловле
малого
мяча,
и
других
предметов
(«Плоский камень и мяч», «Метание с плеча», «Чиж», «Изюминка»)
7
- выработка умения точно и быстро передавать мяч и другие предметы («Отдай платочек»,
«Снятие шапки»)
- закрепление техники подпрыгивания («Прыжок лягушки»)
- совершенствование навыка в равновесии («Достань шапку», «Жмурки-носильщики»)
- закрепление навыков лазанья, перетягивания («Перетягивание веревки», «Чья шеренга
победит», «Перетягивание палки», «Снимать сыр»)
- развитие гибкости («Надень папаху», «Утушка»)
-
развитие
умения
выполнять
подражательные
движения
(«Лягушки»,
«Журавли»,
«Пастух», «Дети и петух»).
ож» (эстонская народная игра).
8