Роль психолого-педагогического сопровождения в реализации принципов инклюзивного образования
Автор: Данилова Любовь Михайловна Должность: учитель русского языка и летературы Учебное заведение: МАОУ "СОШ №40" Населённый пункт: Г. СТАРЫЙ ОСКОЛ Наименование материала: СТАТЬЯ Тема: Роль психолого-педагогического сопровождения в реализации принципов инклюзивного образования Раздел: среднее профессиональное
Роль психолого-педагогического сопровождения в реализации
принципов инклюзивного образования
Изменение
подходов
к
обучению
и
воспитанию
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) направлено на формирование
и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-
адаптивного поведения. Одним из путей реализации этой задачи является
образовательная
инклюзия,
которая
рассматривается,
прежде
всего,
как
средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи.
Кроме
этого,
развитие
инклюзивного
образования
обеспечивает
равные
права,
доступность,
возможность
выбора
подходящего
образовательного
маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других
возможностей.
Российская
модель
инклюзии
базируется
на
позициях
Л.С.
Выготского,
который определял личность и среду как целостность. Согласно его взгляда,
социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с
ограниченными возможностями здоровья.
Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс
совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся
сверстников. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее
полного прогресса в социальном развитии.
На данном этапе развития инклюзивного образования остается актуальным
вопрос о создании системной модели совместного обучения детей с ОВЗ в
общеобразовательной
среде
нормально
развивающихся
сверстников.
Определенная модель инклюзии должна быть доступна и полезна ребенку.
При
этом
она
не
должна
препятствовать
получению
качественного
образования нормально развивающимся детям.
В
этом
отношении
ключевую
роль
играет
психолого-педагогическое
сопровождение субъектов инклюзивного образования.
Идеи
психолого-педагогического
сопровождения
в
частности,
активно
развиваются в работах Л. В. Байбородовой, Н. Г. Битяновой, О. С. Газмана, И.
В. Дубровиной, С. В. Дудчик, Е. И. Казаковой, Н. В. Клюевой, и др. В
наиболее общем смысле сопровождение характеризуют как помощь ребенку в
преодолении возникающих трудностей, в поиске путей решения актуальных
противоречий, встречающихся при организации образовательного процесса,
как непрерывный процесс изучения, формирования и создания условий для
принятия
субъектом
оптимальных
решений
в
различных
ситуациях
жизненного
выбора,
обеспеченных
командной
работой
специалистов
различных профилей.
Базовым понятием,
на наш взгляд, можно считать идею О. С. Газмана,
показавшего
в
своих
работах,
что
педагогическая
поддержка
и
сопровождение
развития
личности
человека
есть
не
просто
сумма
разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, а комплексная
система, особая культура поддержки и помощи человеку в решении задач
развития, обучения, воспитания, социализации.
В
целом
сопровождение
ребенка
или
группы
детей
с
ограниченными
возможностями
адаптации
в
образовательном
процессе
как
одно
из
приоритетных
направлений
деятельности
инклюзивного
образовательного
учреждения,
может
быть
определена
как
«…система
профессиональной
деятельности,
направленной
на
создание
социально-психологических
условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в
ситуации школьного взаимодействия».
Подробнее
рассмотрим
основные
этапы
и
особенности
психолого-
педагогического сопровождения инклюзивного процесса
Согласно Л. Н. Харавиной процесс психолого-педагогического
сопровождения цикличен и предусматривает последовательную реализацию
четырех этапов:
диагностического,
поисково-вариативного,
практико-действенного,
аналитического
При этом одним из основных механизмов реализации коррекционной работы
являет ся
оптима льно
выст ро енно е взаимодействие
специалистов
образовательного
учреждения,
обеспечивающее
системное
сопровождение
детей-инвалидов и детей с ОВЗ в образовательной деятельности.
Внутренний механизм взаимодействия в школе на наш взгляд
существенно раскрыт в следующей схеме
Психолог
Логопед
Врач
Учител
ь
п
дети-инвалиды и дети с ОВЗ
Дети,
обучающиеся
на
дому
Р
Родител
и
детей-
инвали
дов
Админи-
страция
школы
Дети, обучающиеся в
общеобразовательных
классах
Такое взаимодействие включает:
многоаспектный
анализ
личностного
и
познавательного
развития
ребёнка;
составление комплексных индивидуальных программ общего развития
ребёнка.
Психолого-педагогическое
сопровождение
инклюзивного
процесса
в
образовательном учреждении строится на нескольких принципах:
Непрерывность. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует
н а
в с е х
с т у п е н я х
о б р а з о в а н и я ,
б л а г о д а р я
ч е м у
и
обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.
Системность. Значимость
и
продуктивность
сопровождения
определяется
его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья,
обустройство
образовательной
среды,
обучение
и
во спит ание,
взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.
Сопровождение семьи означает не только поддержку семей, имеющих детей с
особенностями
психофизического
развития.
Это
также
и
формирование
социального интереса к «особым» детям у всех родителей инклюзивной
группы.
Таким
образом,
от
понимания
потребностей
«особых»
детей
на
микроуровне
можно
перейти
на
макроуровень,
когда
каждый
человек,
осуществляя
свои
профессиональные
и
общественные
функции,
будет
осознавать необходимость учета подобных потребностей и детей, и взрослых.
Обеспечение
положительного
эмоционального
самочувствия
всех
участников
образовательного
процесса. На
всех
этапах
инклюзивного
образования
сопровождение
обеспечивает положительное
эмоциональное
самочувствие воспитанников,
положительную
динамику
в
развитии
и
положительные
учебные
до стижения,
спо собствует
р а з в и т и ю
взаимодействия детей.
Учеными
установлена
прямая
связь
между
наличием
социально-
эмоционального
благополучия
ребенка
в
учебном
коллективе
и
его
успешностью во всех видах деятельности, в том числе и учебной. Технология
социально-эмоционального
взаимодействия
предполагает
работу
с
педагогами,
«нормально»
развивающимися
детьми
и
их
родителями
в
системе
инклюзивного
образования,
нацеленную
на
преодоление
отрицательных
установок,
формирование
принятия
«особых»
детей,
понимание их особых потребностей.
В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития
формируется социальная компетентность, навыки общения с окружающими,
преодолевается
социальная
изоляция,
расширяются
возможности
произвольного взаимодействия со сверстниками. У тех и других формируется
определенная степень социальной зрелости и понимание факта (одного из
главных признаков инклюзивного образования), что ребенок с ОВЗ не хуже и
не лучше других – он такой же, как все.
Индивидуальный
подход. Важный
принцип,
которым
руководствуются
специалисты
психолого-педагогического
сопровождения
– индивидуальный
подход к каждому ребенку и его семье.
Даже
если
у
детей,
посещающих
инклюзивное
образовательное
учреждение сходные нарушения, требующие создания похожих условий в
образовательной
среде,
у
каждого
из
них
есть
различия
в
особенностях
микросреды,
стиле
воспитания
в
семье,
возможностей
для
развития,
потребностях и мотивах. Поэтому каждый ребенок и его семья требуют
индивидуального подхода с учетом всех этих факторов.
Междисциплинарное
взаимодействие
в
команде
специалистов
сопровождения. То, насколько сотрудники объединены идеей инклюзивного
образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого
подхода к сопровождению «особого» ребенка и его семьи, других участников
образовательного
процесса,
напрямую
влияет
на
эффективность
работы,
успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе.
Междисциплинарный подход выражается и в таких конкретных вещах,
как: опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании
нормативного и нарушенного развития ребенка; общего междисциплинарного
языка
в
трактовке
тех
или
иных
результатов
диагностики;
разработка
взаимодополняющей
коррекционно-развивающей
программы;
открытость
информации о ребенке для всех специалистов, которые работают с ним и его
семьей;
единое
календарно-тематическое
планирование;
проведение
специалистами
коррекционно-развивающих
занятий
на
материале,
включенном в содержание общеобразовательной программы.
Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим
недостаткам
сверстников,
чувство
взаимопомощи
и
стремление
к
сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми
образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам
и адекватного социального поведения, а также более полной реализации
потенциала
развития
в
обучении
и
воспитании.
Инклюзивное
обучение
реализует
обеспечение
равного
доступа к
получению
того
или
иного
образования
и
создание
необходимых
условий
для
достижения
успеха
в
образовании всеми детьми.
Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном
пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети,
имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среду
здоровых сверстников.
Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное
включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что
требует от педагога новых психологических установок на формирование у
детей
с
нарушениями
умения
взаимодействовать
в
едином
детском
коллективе.
В процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении
важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы; это
способствует тому, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива.
Одним
из
условий
повышения
эффективности
коррекционно-
педагогической
работы
является со з д а н и е адекватной
возможностям
ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей
среды,
то
есть система условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов
деятельности,
коррекцию
отклонений
высших
психических
функций
и
становление личности ребенка.
Организация воспитания и обучения дошкольников с особенностями
развития
предполагает
внесение
изменений
в
формы
коррекционно-
развивающей
работы.
Для
большинства
детей
характерны
моторные
трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что
требует внести изменения в планирование образовательной деятельности.
Включение, инклюзия – это перемена. Перемены пугают всех. Но в данном
случае речь идет о правах человека, и идти навстречу переменам необходимо.
Воспитатели, учителя, работающие в системе инклюзивного образования
готовы принять «особого» ребенка, зная, что в лице специалистов, а также
родителей этих детей они будут иметь огромную поддержку.
Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем
интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без
исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание
различий,
это
обогащение
представлений
о
различиях
как
естественном
явлении
мира
и
общества,
это
возможность
получения
эффективного
образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного
пространства.
Список литературы
1. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные
стратегические подходы к работе в интегративном классе/ – М.: Прометей,
2005.
2. Инклюзивное образование» выпуск 2. – Технология определения
образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ, Семаго Н. Я. – М.: Центр
«Школьная книга», 2010.
3. Инклюзивное образование» выпуск 3. - Организация деятельности
координатора по инклюзии в ОУ, Дмитриева Т. П. – М.: Центр «Школьная
книга», 2010.
4. Организация образовательной среды для детей с особенностями
психофизического развития в условиях интегрированного обучения; учеб.-
метод. пособие / С. Е. Гайдукевич [и др.]; под общ. ред. С. Е. Гайдукевич,
В. В. Чечета. - Минск : БГПУ, 2006. - 98 с.