Напоминание

Роль психолого-педагогического сопровождения в реализации принципов инклюзивного образования


Автор: Данилова Любовь Михайловна
Должность: учитель русского языка и летературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №40"
Населённый пункт: Г. СТАРЫЙ ОСКОЛ
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Роль психолого-педагогического сопровождения в реализации принципов инклюзивного образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Роль психолого-педагогического сопровождения в реализации

принципов инклюзивного образования
Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально- адаптивного поведения. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей. Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который определял личность и среду как целостность. Согласно его взгляда, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. На данном этапе развития инклюзивного образования остается актуальным вопрос о создании системной модели совместного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной среде нормально развивающихся сверстников. Определенная модель инклюзии должна быть доступна и полезна ребенку. При этом она не должна препятствовать получению качественного образования нормально развивающимся детям. В этом отношении ключевую роль играет психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образования. Идеи психолого-педагогического сопровождения в частности, активно развиваются в работах Л. В. Байбородовой, Н. Г. Битяновой, О. С. Газмана, И. В. Дубровиной, С. В. Дудчик, Е. И. Казаковой, Н. В. Клюевой, и др. В наиболее общем смысле сопровождение характеризуют как помощь ребенку в преодолении возникающих трудностей, в поиске путей решения актуальных противоречий, встречающихся при организации образовательного процесса, как непрерывный процесс изучения, формирования и создания условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, обеспеченных командной работой специалистов различных профилей. Базовым понятием, на наш взгляд, можно считать идею О. С. Газмана, показавшего в своих работах, что педагогическая поддержка и сопровождение развития личности человека  есть не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, а комплексная
система, особая культура поддержки и помощи человеку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. В целом сопровождение ребенка или группы детей с ограниченными возможностями адаптации в образовательном процессе как одно из приоритетных направлений деятельности инклюзивного образовательного учреждения, может быть определена как «…система профессиональной деятельности, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия». Подробнее рассмотрим основные этапы и особенности психолого- педагогического сопровождения инклюзивного процесса Согласно Л. Н. Харавиной процесс психолого-педагогического сопровождения цикличен и предусматривает последовательную реализацию четырех этапов:  диагностического,  поисково-вариативного,  практико-действенного,  аналитического При этом одним из основных механизмов реализации коррекционной работы являет ся оптима льно выст ро енно е взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ в образовательной деятельности.
Внутренний механизм взаимодействия в школе на наш взгляд

существенно раскрыт в следующей схеме
Психолог Логопед Врач Учител ь п дети-инвалиды и дети с ОВЗ Дети, обучающиеся на дому Р Родител и детей- инвали дов Админи- страция школы Дети, обучающиеся в общеобразовательных классах
Такое взаимодействие включает:  многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;  составление комплексных индивидуальных программ общего развития ребёнка. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса в образовательном учреждении строится на нескольких принципах:
Непрерывность.
Психолого-педагогическое сопровождение функционирует н а в с е х с т у п е н я х о б р а з о в а н и я , б л а г о д а р я ч е м у и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.
Системность.
Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и во спит ание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации. Сопровождение семьи означает не только поддержку семей, имеющих детей с особенностями психофизического развития. Это также и формирование социального интереса к «особым» детям у всех родителей инклюзивной группы. Таким образом, от понимания потребностей «особых» детей на микроуровне можно перейти на макроуровень, когда каждый человек, осуществляя свои профессиональные и общественные функции, будет осознавать необходимость учета подобных потребностей и детей, и взрослых.
Обеспечение

положительного

эмоционального

самочувствия

всех

участников

образовательного

процесса.
На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные до стижения, спо собствует р а з в и т и ю взаимодействия детей. Учеными установлена прямая связь между наличием социально- эмоционального благополучия ребенка в учебном коллективе и его успешностью во всех видах деятельности, в том числе и учебной. Технология социально-эмоционального взаимодействия предполагает работу с педагогами, «нормально» развивающимися детьми и их родителями в системе инклюзивного образования, нацеленную на преодоление отрицательных установок, формирование принятия «особых» детей, понимание их особых потребностей. В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность, навыки общения с окружающими, преодолевается социальная изоляция, расширяются возможности произвольного взаимодействия со сверстниками. У тех и других формируется определенная степень социальной зрелости и понимание факта (одного из главных признаков инклюзивного образования), что ребенок с ОВЗ не хуже и не лучше других – он такой же, как все.

Индивидуальный

подход.
Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье. Даже если у детей, посещающих инклюзивное образовательное учреждение сходные нарушения, требующие создания похожих условий в образовательной среде, у каждого из них есть различия в особенностях микросреды, стиле воспитания в семье, возможностей для развития, потребностях и мотивах. Поэтому каждый ребенок и его семья требуют индивидуального подхода с учетом всех этих факторов.
Междисциплинарное

взаимодействие

в

команде

специалистов

сопровождения.
То, насколько сотрудники объединены идеей инклюзивного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению «особого» ребенка и его семьи, других участников образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе. Междисциплинарный подход выражается и в таких конкретных вещах, как: опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка; общего междисциплинарного языка в трактовке тех или иных результатов диагностики; разработка взаимодополняющей коррекционно-развивающей программы; открытость информации о ребенке для всех специалистов, которые работают с ним и его семьей; единое календарно-тематическое планирование; проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий на материале, включенном в содержание общеобразовательной программы. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми. Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями умения взаимодействовать в едином детском коллективе. В процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы; это способствует тому, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно- педагогической работы является со з д а н и е адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть система условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Организация воспитания и обучения дошкольников с особенностями развития предполагает внесение изменений в формы коррекционно- развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внести изменения в планирование образовательной деятельности. Включение, инклюзия – это перемена. Перемены пугают всех. Но в данном случае речь идет о правах человека, и идти навстречу переменам необходимо. Воспитатели, учителя, работающие в системе инклюзивного образования готовы принять «особого» ребенка, зная, что в лице специалистов, а также родителей этих детей они будут иметь огромную поддержку. Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.
Список литературы
1. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе/ – М.: Прометей, 2005. 2. Инклюзивное образование» выпуск 2. – Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ, Семаго Н. Я. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. 3. Инклюзивное образование» выпуск 3. - Организация деятельности координатора по инклюзии в ОУ, Дмитриева Т. П. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. 4. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения; учеб.- метод. пособие / С. Е. Гайдукевич [и др.]; под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечета. - Минск : БГПУ, 2006. - 98 с.


В раздел образования