Автор: Пыш Галина Дмитриевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ Сош №13 Населённый пункт: г. Усть-Илимск, Иркутская обл. Наименование материала: Методическая разработка Тема: Развитие речи 1-4 классы Раздел: начальное образование
Обучение младших школьников написанию изложений.
Понятие об изложении учащиеся получают во 2 классе и на протяжении учебного года
упражняются в письменном пересказе текста по вопросам учителя. Данная система уроков
рассчитана на проведение по 1 уроку в четверть во 2, 3 и 4 классах. Развитие письменной
речи
–
важная
задача
обучения
родному
языку.
Речь
–
основа
всякой
умственной
деятельности, средство коммуникации. Логически чёткая, доказательная, образная устная
и письменная речь учащегося – показатель его умственного развития. Нужно научить
ребёнка правильно строить предложения:
-не пропускать слова,
-ставить слова в определённой последовательности,
-правильно согласовать слова друг с другом,
-правильно оформить предложение письменно.
Одним из важнейших средств речевого развития является работа с готовыми текстами.
Именно на их материале дети знакомятся с новым для них видом работы и получают
представление об изложении как письменном пересказе текста. Во 2 классе проводятся
подробные изложения. Целью таких упражнений является формирование у учащихся
следующих умений: строить текст по логическим частям (по плану), полно и точно
передавать
его
содержание,
раскрыть
тему,
выделять
главное,
соблюдать
последовательность
и
связность
мыслей,
правильно
пользоваться
способвми
связи
предложений, выражать мысли грамотно, придерживаясь норм литературного языка.
Методика работы над изложением:
1. Чтение текста учителем (учащимися).
2. Беседа по содержанию текста, цель которой – выявление понимания прочитанного,
установление качества восприятия текста.
3.
Знакомство
с
предложенным
планом,
его
обдумывание
или
составление
плана
(коллективно или самостоятельно)
4. Словарно-орфографическая подготовка.
5. Полный пересказ текста по вопросам. В вопросе подчёркивается слово с которого
необходимо начать ответ на вопрос.
6. Написание текста изложения. Самопроверка и совершенствование написанного.
Обучение написанию подробных изложений целесообразно начинать с письменных
пересказов текстов по вопросам, подсказывающим слова для ответа. Вопросы опорные
слова записываются на доске.
В третьем классе учащиеся пишут изложения по готовому или коллективно
составленному плану. Изложению от урока к уроку нужно обучать, то есть систематически
и постепенно усложнять задачи по развитию речевых умений.
В четвёртом классе текст читает учитель, (либо самостоятельное чтение детьми, если
текст записан на доске или на отдельных листах). Постепенно устную подготовительную
работу необходимо сокращать, предоставляя учащимся большую самостоятельность.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 2 КЛАСС.
Развитие речи. Изложения.
Изложение. 2 класс. Урок 1. Тема: Сочетания ЧК, ЧН
Осенние наряды.
Солнечные лучи падают на опушку леса. Там деревья надели осенние наряды.
Листочки берёзы стали жёлтыми. Клён выкрасил себя жёлтой и коричневой краской.
На каждую веточку рябина набросила красные бусы.
Только ёлочка не поменяла своих зелёных иголок. (36)
Вопросы и задания к тексту.
-Что означает слово ОПУШКА? (Работа с толковым словарём.)
-Что произошло на опушке леса?
-Объясните, как вы понимаете выражение надели осенние наряды.
-Опишите осенние наряды деревьев. Какие чувства вызывает у вас описание лесной
опушки?
Вопросы плана и слова для построения ответов
1. Куда падают солнечные лучи? На опушку леса.
2. Что там сделали деревья? Надели осенние наряды.
3. Какими стали листочки берёзы? Жёлтыми.
4. Какой краской выкрасил себя клён? Жёлтой и коричневой?
5. Что набросила рябина на каждую веточку? Красные бусы.
6. Какой осталась ёлочка? Не поменяла зелёных иголок.
Словарно-орфографическая подготовка
-Найдите слова с сочетанием ЧК, ЧН, запомните их написание.
-Найдите слова, которые обозначают цвет осенней листвы деревьев. Запомните их
написание.
-Почему осенняя листва названа нарядом?
-Какие слова подчёркивают, что всем нравится картина осеннего леса? (Листочки,
веточка, ёлочка – ласково называют предметы.)
Изложение. 2 класс. Урок 2. Тема: Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их
буквами.
Снег.
Наступила холодная зима. Всё вокруг покрылось снегом.
С дорог и крыш снег убирают. А на полях его берегут, собирают. Под снегом спрятался
будущий хлеб. Снаружи стоит мороз, холод. А хлеб под снегом не мёрзнет, ему тепло.
На поле снег – наш друг.
(41) (По Архангельской)
Вопросы и задания к тексту.
-Что принесла с собой зима?
-Как поступаю со снегом в городе и на полях?
-Почему такое разное отношение к снегу?
-Объясните, почему снег назван в рассказе другом?
Вопросы плана и слова для построения ответов
1. Какое время года наступило? Холодная зима.
2. Чем покрылось всё вокруг? Снегом.
3. Откуда снег убирают? С дорог и крыш.
4. Что делают со снегом на полях? Берегут, собирают.
5. Что спряталось под снегом? Будущий хлеб.
6. Что стоит снаружи? Мороз, холод.
7. Как чувствует себя хлеб под снегом? Не мёрзнет, ему тепло.
8. Что можно сказать о снеге на полях?
Словарно-орфографическая подготовка
-Проверьте согласные в словах:
вокруг –
снег –
дорог –
крыш –
хлеб –
мороз –
холод –
друг –
-Обратите внимание на написание слов: убирают, собирают, берегут, снаружи.
Изложение. 2 класс. Урок 3. Тема: Ударение. Обозначение гласных звуков в ударных и
безударных слогах.
Снеговик.
Весь день шёл мягкий пушистый снег. Дети решили слепить снеговика. Мальчики
скатали три снежных кома и положили их друг на друга.
Девочки сделали из угольков глаза, из морковки – нос, из веток – рот. На голову надели
старое ведро. В руку дали метлу. Хороший получился снеговик! (4)
Вопросы и задания к тексту.
-Какая была погода?
-Что задумали сделать дети?
-Расскажите, как это происходило?
-Какой получился снеговик?
-Прочитайте последнее предложение с нужной интонацией.
Вопросы плана и слова для построения ответов
1. Какой снег шёл весь день? Мягкий пушистый.
2. Что решили сделать дети? Слепить снеговика.
3. Что сделали мальчики? Скатали, положили.
4. Что сделали девочки? Глаза, нос, рот.
5. Что надели снеговику на голову? Старое ведро.
6. Что ему дали в руки? Метлу.
7. Какой получился снеговик? Хороший.
Словарно-орфографическая подготовка
-Проверьте безударные гласные в словах: снеговик, слепить, скатали, глаза, ведро,
метла.
-Объясните написание согласных в словах: мягкий, снег, друг, нос, рот.
-Запомни написание слов: решили, положили.
Изложение. 2 класс. Урок 4. Тема: Предложение. Текст.
Спас.
На дорожку слетел молодой воробьишка. Он сложил крылья и начал клевать
крошки.
Пушистый рыжий кот Василий скучал. Он лежал на крыльце исонно щурил глаза.
Хитрый Васька почуял добычу и приготовился к прыжку.
Это заметил Илья. Мальчик прогнал кота и спас беспечную птичку. (44)
(По
Н.Павловой)
Вопросы и задания к тексту.
-Кто появился перед крыльцом?
-Какой был воробьишка?
Опишите его действия.
Примерный план
1. Беспечный воробьишка.
2. Василий почуял добычу.
3. Илья спас птичку.
Словарно-орфографическая подготовка
-Назовите слова, которые нужно написать с большой буквы.
-Объясните написание пропущенных букв в следующих словах: в_р_б_ишка, д_ро_ка,
сл_тел, крыл_я, кро_ки, л_жал, гла_ки,к_та.
-Вспомните правила о написании гласных после шипящих. Объясните, какие буквы
нужно написать в следующих словах: слож…л, нач…л, пуш…стый, скуч..л, щ…рил,
поч..ял, добыч…
-Объясните, как вы понимаете смысл слова БЕСПЕЧНАЯ. Подберите к нему близкие по
значению слова.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 3 КЛАСС.
Развитие речи. Изложения
Изложение. 3 класс. Урок 1. Тема: Повторение. Речь.
Рябина.
Посадите возле дома рябинку!
Весной рябинка одна из первых оживает. Многие деревья голые стоят, а она тонкими
кружевами зеленеет.
А как красиво цветёт рябина! По зелёной кроне белыми шапками разбросаны
соцветия. Запах за версту слышен.
В конце лета всё теряет красоту. А рябина вспыхивает красным огнём.
Осенью возле дома будут жить скворцы, дрозды, снегири. Они будут благодарны
хозяину за щедрое угощение.
Посадите возле дома рябину! (По Р. Игнатенко)
Вопросы и задания к тексту.
-С каким призывом обращается к нам автор?
-Как вы думаете, почему он нас об этом просит?
-Опишите рябинку весной.
-Расскажите, как цветёт рябина.
-Как выглядит рябина летом?
-Что происходит осенью?
Примерный план
-1. Рябина весной.
-2. Цветёт рябина.
-3. В конце лета.
-4. Осенние гости.
Словарно-орфографическая подготовка
- Объясните написание пропущенных букв: в…сной, ож…вает, деревья, ст…ят, з…
л…неет, цв…тёт, зап…х, в…рста, т…ряет, кр..соту, г…стить, скв…рцы, др…зды,
сн…гири, пос…дите, угощение, осен…ю.
- Как понимаете значение выражений: тонкими кружевами зеленеет, вспыхивает красным
огнём?
- С чем сравнивают соцветия рябины?
- Придумайте свои сравнения.
Изложение. 3 класс. Урок 2. Тема: Имя прилагательное.
Олин Тополь.
Морозной зимой хрупкие ветки деревьев ломались и падали на снег. Оля подняла
веточку. Примёрзшие к коре льдинки зазвенели, будто веточка была стеклянная.
Дома девочка поставила веточку в воду. Ветка оттаяла. На голых прутьях стали видны
жёлтые почки.
Долго стояла веточка в банке с водой. Оля о ней забыла.
И вдруг ветка проснулась! Лопнула на почках жёсткая кожура. Из трещин выскочили
зелёные листья. Они были клейкие, смятые, но живые. От них шёл свежий весенний запах.
Запах тополя. (76) (По А. Гафу)
Вопросы и задания к тексту.
- Почему ветки деревьев падали на снег?
-Как поступила Оля с веточкой?
-Как изменилась в комнате?
-Что в конце концов произошло с веткой?
Примерный план
1. Стеклянная ветка.
2. Ветка оттаяла.
3. Оля забыла о ветке.
4. Ветка проснулась!
Словарно-орфографическая подготовка
-Подберите имена прилагательные из текста к словам: зима (какая?) …, ветки …, ветка
…, прутья …, почки …, кожура …, листья …, запах ….
-Почему о ветке сказано, что была будто стеклянная.
-Что создавало это впечатление
Изложение. 3 класс. Урок 3. Тема: Глагол.
Три весны.
Первой приходит весна полевая. На земле чернеют первые проталины. Прилетают
грачи, скворцы, жаворонки. Грачи таскают из земли червей. Скворцы ловят насекомых.
Жаворонки собирают прошлогоднее зерно.
В полях бежит ручьями снег. Тает от солнца крепкий лёд реки. Наступает весна речная.
Треснул лёд. Проснулись рыбы, рачки. Рады водяные птицы – утки, гуси, лебеди, чайки.
Зима уходить не хочет. Долго прячет последний снег в лесу. Но идёт весна лесная.
Укутывает деревья зелёным туманом, возвращает певчих птиц.
Это победа весны и солнца. (78) (По В. Бианки)
Вопросы к тексту.
-Какие три весны описывает автор?
-Что приносит весна полевая?
-Какие события отличают весну речную?
-Как названа в тексте весна?
-Действительно ли это три разные весны?
Примерный план
1. В поле.
2. На реке.
3. В лесу.
Словарно-орфографическая подготовка
-Подберите из текста глаголы к словам: весна (что делает?) …, грачи …, скворцы …, снег
…, лёд ….
-Замените близким по значению выражение укутывает зелёным туманом.
Изложение. 3 класс. Урок 4. Тема: Глагол.
Простудился жираф.
Простудился жираф. Он жил в Швеции. Зоопарк там хороший. О животных заботятся.
Но ведь родился жираф в Африке. А тут север. Принялся жираф чихать и кашлять.
Ребятишкам было очень жаль жирафа. Надо ему помочь! Мама Глории вяжет носки,
варежки, шапочки. Тёплые-тёплые. Поэтому Глория никогда не болела. Триста мальчишек
и девчонок собрали деньги на шерсть. Купили самую красивую, пушистую и тёплую.
А как вязали! Все по очереди, даже мальчишки.
И вот триста празднично одетых ребят явились в зоопарк. Служители не могли понять,
что притащили дети. Развернули свёрток. Кому такой шарф? Жирафу! Чтоб больше не
простужался. Знаете какая у жирафа шея? По шее и шарф. Двадцать пять метров. (110)
(По Б. Рябинину).
Вопросы к тексту.
-Почему простудился жираф?
-Как шведские мальчишки и девчонки решили помочь жирафу?
-Как они это сделали?
-Кто такие служители?
-Почему они не могли понять, что притащили мальчишки и девчонки?
-Как ребята объяснили, кому принесли подарок?
Примерный план изложения и опорные слова.
1. Простудился жираф. (2 предложения) простудился, принялся
2. Надо помочь! (3 предложения) жаль, собрали, вязали
3. По шее и шарф. (3 предложения) явились, шарф, не простужался
Словарно-орфографическая подготовка
-Укажите знакомые орфограммы в словах: жираф, празднично, не могли, притащили, не
простужался.
-Обрати внимание на написание слов: Швеции – в Швеции, зоопарк, Африка, двадцать
пять.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС.
Развитие речи. Изложения
Изложение с творческим заданием. 4 класс. Урок 1. Тема: Неопределённая форма
глагола. Не с глаголами.
Когда люди радуются.
Научился Алёша столярничать. Сделал прекрасный самокат. Катался-катался, а на него
никто смотрит. Бросил мальчик самокат.
В школе ребята собрались рассаду помидоров выращивать. Ящики обещали смастерить
старшеклассники.
Алёша решил сам ящики сделать. Трудился субботу и воскресенье. А в понедельник
принёс в класс два аккуратных ящичка. Товарищи похвалили Алёшу. Учительница тоже
обрадовалась.
Удивился Алёша. Почему его не хвалили, когда он самокат сделал? (65) (По С.
Баруздину)
Вопросы и задания к тексту.
-Что умел делать Алёша?
-Что сначала сделал мальчик?
-Для кого он его сделал?
-Как отнеслись к игрушке Алёшины товарищи?
-Как они отнеслись к другой поделке Алёши?
-Помогите Алёше понять, почему его не хвалили, когда он сделал самокат.
-Объясните название рассказа.
Примерный план
(Помогите Алёше ответить на его вопрос и дополните текст рассуждением о том, когда
люди радуются.)
1. Самокат.
2. Нужны ящики.
3. Когда люди радуются.
(Примерный ответ. Произошло так потому, что самокат Алёша сделал для себя одного, а
ящики смастерил для всех. Люди радуются, когда видят, что человек заботится не только о
себе, но и беспокоится об общем деле.)
Словарно-орфографическая подготовка
-Дополните словосочетания глаголами неопределённой формы: научился (что делать?) …,
собрались (что делать?) …, обещали (что сделать?).
-Подберите проверочные к словам: ст…лярничать, к…тался, см…стерить, похв…лили,
уд…вился.
- Вспомните, как пишутся слова: сделал, суббота, воскресенье, понедельник, класс,
аккуратные.
-Вспомните, как пишется не с глаголами. Напишите правильно: (не)смотрит, (не)хвалили.
-Обратите внимание на написание слов: самокат, на него, рассада, старшеклассники.
Изложение. 4 класс. Урок 2. Тема: Три склонения имён существительных.
Кривая указка.
Нина Васильевна показывала первоклассникам буквы. Учительницы не было указки.
Она пользовалась карандашом. Нина Васильевна попросила детей принести ей хорошую
указку.
На другой день ребята принесли палочки и положили их на стол. Учительница вошла в
класс и улыбнулась. Она взяла самую красивую указку. Её сделал отец Миши Столярова.
Нина Васильевна спросила остальных учеников, кто делал их указки. Всем указки делали
папы, мамы, старшие братья.
Вася делал указку сам. Она получилась кривая, не очень аккуратная. Учительница взяла
эту указку и стала показывать ею буквы. (85) (По П.
Коростелеву)
Вопросы и задания к тексту.
-Чем пользовалась Нина Васильевна, показывая буквы?
-О чём она попросила ребят?
-Как ребята выполнили просьбу учительницы?
-Подумайте, почему учительница выбрала Васину кривую, не очень аккуратную указку?
-Что учительница дала понять детям, выбрав эту указку?
Примерный план
1. Просьба учительницы.
2. Красивые указки.
3. Выбор учительницы.
Словарно-орфографическая подготовка
-Назовите слова, которые нужно писать с большой буквы?
-Укажите орфограммы в словах: указка, просьба, класс, аккуратная, Васильевна,
положили
Изложение. 4 класс. Урок 3. Тема: Склонение имён прилагательных.
Бессмертие.
Фашисты заняли деревню. Ночью поднялась стрельба. В кустах лозняка немцы
задержали
партизана.
К
офицеру
привели
мальчика
в
синей
рубашке
с
белыми
пуговицами. Его мучили, но он молчал. Утром юного партизана расстреляли.
На следующую ночь у фашистов взорвались оружейные склады. Перед офицером
стоял мальчик в синей рубашке с белыми пуговицами. Немец не верил своим глазам.
Он приказал повесить героя.
На третью ночь партизаны схватили офицера и привели в свой лагерь. Ему развязали
глаза.
Рядом
с
партизаном
стоял
всё
тот
же
мальчик
в
синей
рубашке
с
белыми
пуговицами.
Фашист закричал от страха. Ему показалось, что оживают те, кого он казнил.
Вопросы и задания к тексту.
-Когда происходили события?
-Что происходило ночью в занятой фашистами деревне?
-Опишите, как выглядел юный партизан.
-Как он себя вёл?
-Как с ним поступили фашисты?
-Что произошло следующей ночью?
-Кто вновь предстал перед фашистским офицером?
-Что приказал офицер?
-Где оказался фашист на третью ночь?
-Что почудилось фашисту, когда он вновь увидел перед собой мальчика в синей рубашке с
белыми пуговицами?
-Подумайте, почему рассказ назван «Бессмертие»?
-Какие чувства он у вас вызвал?
Примерный план
1. Юный разведчик.
2. Необычная встреча.
3. Герои оживают.
Словарно-орфографическая подготовка
-Назовите словосочетания имён существительных имён существительных с именами
прилагательными, поставьте вопросы к именам прилагательным, объясните в них
написание падежных окончаний.
-Разберите по составу слова: задержали, расстреляли, схватили, развязали, закричал,
показалось.
-Обрати внимание на написание слов: офицер, пуговицы.
Изложение. 4 класс. Урок 4. Тема: Правописание глаголов в прошедшем времени.
Мальчик-Огонёк.
Жил на свете Огонёк. Хотелось ему стать мальчиком. Чтобы у него было две ловкие
руки,
две
крепкие
ноги,
два
зорких
глаза.
Фея
превратила
его
в
мальчугана.
Но
предупредила: попадёт в воду – погаснет.
Огонёк поселился в большом и весёлом доме, подружился с ребятами. Только купаться
с ребятами не ходил.
Как-то вышел Огонёк на берег реки. Видит: мальчишка тонет. Что делать? Вспомнил
Огонёк слова волшебницы, вспомнил … и бросился в воду.
Вытащил на берег мальчишку. Выбрался сам. И погас. Лежат на песке чёрные угольки.
Солнце всё увидело. Направило сильный луч на мальчика-Огонька и зажгло его. Стал
Огонёк большим Огнём. С таким же добрым сердцем.
(102) (По Э. Киселёвой)
Вопросы к тексту.
-Кем хотелось стать Огоньку?
-Как выполнила его желание фея?
-Как жил Огонёк в большом доме?
-Что случилось однажды на реке?
- Знал ли Огонёк, что его ожидает?
-Почему же он всё-таки бросился в воду?
-О чём эта сказка?
Примерный план
1. Огонёк хочет стать мальчиком.
2. Фея помогает Огоньку.
3. Жизнь в большом доме.
4. Тонет мальчишка.
5. Погас Огонёк.
6. Огонёк стал Огнём.
Словарно-орфографическая подготовка
-Вставьте суффиксы и окончания глаголов: фея преврат…л…, предупред…ла; брос…лся,
вытащ…л, выбр…лся; солнце вид…л…, направ…л….
-Разберите по составу слова: поселился, вытащил, угольки.
-Раскройте скобки: (не)ходил, (у)он, (по)падёт.