Автор: Полубояринова Дарья Александровна Должность: преподаватель по классу сольного пения Учебное заведение: МБОУ ДО "Инжавинская детская школа искусств" Населённый пункт: р.п. Инжавино, Тамбовская область Наименование материала: методическое сообщение Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроках вокала Раздел: дополнительное образование
«Здоровьесберегающие технологии на уроках вокала»
Пение – это род музыки, где в качестве живого музыкального инструмента
выступает голосовой аппарат человека, а точнее все его тело. Поэтому так
важно состояние здоровья поющего, и я каждый урок вокала начинаю с
вопроса учащемуся о его самочувствии. Вот и мотивация здорового образа
жизни! Вокалист, чтобы заниматься, должен быть здоров, петь в больном
состоянии не рекомендуется, поэтому ему необходимо вести здоровый образ
жизни, соблюдать свод определенные правила
– гигиену голоса. Хочешь
хорошо петь – заботься о своем физическом и душевном здоровье.
Ни один музыкальный инструмент в мире не может сравниться с голосом
хорошего
певца
по
силе
эмоционально-художественного
и
лечебного
воздействия.
Об
этом
знали
еще
наши
предки. В
античные
времена
отношение
к
музыке было как к занятию, не уступающему по важности
медицине. Например, Аристоксен (354-300 г. до н.э.) говорил, что «тело
очищает врачевание, а душу – музыка, как искусство пения со словом».
Участвовать в хоре в те времена считалось священным долгом. По словам
Платона,
хоровое
пение
есть
«божественное
и
небесное
занятие,
укрепляющее всё хорошее и благородное в человеке».
Действие пения на человека еще в древности использовалось у многих
народов
для
борьбы
с
самыми
разнообразными
недугами.
К
примеру,
в
Древнем
Египте
с
помощью
хорового
пения
лечили
от
бессонницы.
В
Древней Греции Демокрит превозносил пение как специфическое средство
для
исцеления
некоторых
видов
бешенства,
а
Аристотель
и
Пифагор
рекомендовали пение при лечении душевных болезней и помешательства.
На Руси славяне считали, что поет в человеке сама душа и пение – это ее
естественное состояние. Поэтому работа со звуком (его силой, долготой,
высотой),
ритмом,
дыханием,
интервалами
не
только
приближает
к
качественному и техничному исполнению песен, но и в большей степени
обеспечивает успех в кропотливой работе над коррекцией и формированием
личности человека.
Методы вокалотерапии (именно так называется лечение пением) активно
используются во всем мире для лечения и профилактики как физических, так
и
психических
расстройств:
неврозов,
фобий
(навязчивые,
болезненные
страхи
перед
чем-либо),
депрессий
(особенно
если
она
сопровождается
заболеваниями дыхательных путей), бронхиальной астмы, головных болей и
др.
В
музыке
заложен
колоссальный
потенциал
для
оздоровления.
Она
воздействует
на
многие
сферы
жизнедеятельности
человека
через
три
основных
фактора:
вибрационный,
физиологический
и
психологический.
Причем
действие
музыки
рефлекторно,
оно
не
контролируется
нашим
сознанием. Звук улавливается ухом. Его рецепторы воспринимают вибрацию
и передают ее в мозг. Он реагирует на воздействие, которое выражается в
создании определенных эмоциональных переживаний, оказывающих влияние
на психику человека; на интенсивность обменных процессов, дыхательной и
сердечно-сосудистой
системы;
на
повышение
тонуса
головного
мозга
и
кровообращения.
Каждый из нас с рождения
обладает совершенным терапевтическим
аппаратом, одной из функций которого является резонанс. Этот аппарат - наш
голос,
который
всегда
вибрирует,
когда
звучит
(при
разговоре,
пении,
шепоте). Управляя собственным голосом при помощи различных тонов и
гласных звуков, мы имеем возможность «настраивать» наш организм так же,
как это делает настройщик с роялем при помощи камертона, входя в резонанс
с самим собой, возвращая пением собственному телу здоровые вибрации.
О лечебных свойствах отдельных звуков , произносимых, а лучше
пропетых собственным
голосом люди знали со времен самых древних
цивилизаций. Особое значение им придавали в Индии и Китае, где с их
помощью лечили самые различные заболевания. Чудодейственной силе звука
отдавали должное и на Руси, ему даже отводилась некая мистическая роль.
Самый простой пример: получив травму, человек стонет, не потому, что хочет
позвать на помощь. Как теперь выяснялось, стоны имеют эффект анестезии,
возбуждая деятельность одних участков мозга, и подавляя активность других.
Стоны
стимулируют
выброс
в
кровь
эндорфинов,
которые
по
болеутоляющему действию сильнее морфия в 50 раз!
Если
рассматривать
лечебные
звуки
и
звукосочетания
с
позиций
музыкотерапии (т.е. не столько в плане их произнесения, сколько в плане их
пропевания ), то с учетом открытий современной науки рекомендации в этой
специфической области вокалотерапии будут следующими:
звук "А"– снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь,
немедленно вызывает расслабление;
звук "И" – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную
деятельность, “прочищает” нос;
звук
"О"
–
оживляет
деятельность
поджелудочной
железы,
способствует устранению проблем с сердцем;
звук "У" – укрепляет горло и голосовые связки; улучшает дыхание,
стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря;
звук "М" - снимает стресс, дает возможность полностью расслабиться;
звуки "В", "Н", "М", "Э" – улучшают работу головного мозга;
звуки "Ц", "К", "Щ", "И", "Ы" – лечат уши;
звуки "У", "Ы", "X", "Ч" – улучшают дыхание;
звуки "О", "А", "С", "М", "И" – лечат заболевания сердца.
Не менее целебными свойствами обладают различные звукосочетания, так
называемые "мантры". В частности, созвучие:
"ОМ" – снижает кровяное давление;
"АЙ", "ПА" – снимают боли в сердце;
"АП", "АМ", "АТ", "ИТ", "УТ" – исправляют речь;
"УХ", "ОХ", "АХ" – стимулируют выброс из организма отработанных
веществ и негативной энергии.
Таких сочетаний очень много и перечислять их просто не имеет смысла.
Все они основаны не на смысловом значении, а на целебном воздействии
колебаний, возникающих при их произнесении.
Искусство пения – это, прежде всего, правильное дыхание, которое и
является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Давно известно,
что пение - это лучшее дыхательное упражнение : тренируется дыхательная
мускулатура, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость
легких. Умение управлять дыханием способствует умению управлять своим
организмом.
Медленный
выдох
помогает
расслабиться,
успокоиться,
справиться
с
волнением
и
раздражительностью
.
Правильное
дыхание
стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, лечит от
заикания, кашля, бронхиальной астмы, снимает усталость и переутомление,
избавляет человека от многих болезней.
Работая над дыханием, мы занимаемся так называемой парадоксальной
дыхательной
гимнастики
А.
Н.
Стрельниковой ,
известной
далеко
за
пределами нашей страны. Ее результаты поистине удивительны. С помощью
нескольких
несложных
динамических
дыхательных
упражнений,
часть
которых
выполняется
при
сжатии
грудной
клетки
на
вдохе,
оказалось
возможным остановить приступ удушья при бронхиальной астме, избавиться
от
хронического
бронхита
и
гайморита,
преодолеть
заикание,
вернуть
потерянный
голос.
В
настоящее
время
дыхательная
гимнастика
Стрельниковой применяется очень широко: ее рекомендуют выполнять не
только
при
заболеваниях
дыхательной
системы,
но
и
при
различных
сердечно-сосудистых
проблемах,
вегетососудистой
дистонии,
половых
расстройствах у женщин и мужчин. В короткие сроки она способна творить
чудеса и помогает даже лежачим больным в самых тяжелых случаях. Нам же
она помогает научиться правильно дышать во время пения. В гимнастике
есть упражнения для тренировки диафрагмы («Насос», «Кошка», «Большой
маятник»), играющей важную роль в пении. Эти же упражнения успешно
используются и для исправления различных деформаций костной системы:
грудной
клетки
(ее
патологических
изменений),
в
некоторых
случаях
—
позвоночника
(сколиозы,
лордозы,
кифозы),
а
также
для
увеличения
подвижности суставов.
Итак,
подведем итоги .
Пение - это универсальное средство лечения,
поскольку
воздействует
не
на
какой-то
орган
в
отдельности,
а
не
весь
организм
в
целом.
В
процессе
пения
укрепляется
певческий
аппарат,
певческая
установка
способствует
воспитанию
хорошей
осанки.
Научно
доказано,
что
музыка
повышает
иммунитет,
улучшает
обмен
веществ,
приводит
к
снижению
заболеваемости.
По
наблюдениям
отечественных
педагогов, те дети, которые посещают уроки вокала, меньше болеют и даже
начинают лучше учиться по другим предметам.
Научными исследованиями доказано, что
«просто» пение от души в
течение 20 – 30 минут ежедневно оказывает исключительно положительное
воздействие
на
организм
человека.
Оно
активизирует
умственные
способности, развивает эстетические и нравственные представления, слух,
память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь
дыхательный аппарат. Вокалотерапии является исключительно эффективным
антистрессовым средством.
Суммируя
все
сказанное,
можно
назвать
пение
своеобразной
«здоровьесберегающей
технологией»,
ведь
оно
не
только
поддерживает
здоровье человека, но и укрепляет его, полностью соответствуя определению.
На своих занятиях я использую определенные дыхательные и голосовые
упражнения, которые кроме развивающих и обучающих задач, решают еще и
оздоровительно-коррекционные задачи. Это могут быть, например:
элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой;
упражнения для развития артикуляционного аппарата – скороговорки,
речевые упражнения,
артикуляционная
гимнастика;
интонационно-фонопедические упражнения В.В. Емельянова;
Петь может и должен каждый, так как проблема пения глубоко научна.
Пение
необходимо
для
укрепления
здоровья
человека,
в
нем
заложена
величайшая профилактика старости и многих заболеваний.