Использование игровых технологий на уроках английского языка в младшей школе
Автор: Винокурова Наталья Александровна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: ГБОУ Гимназия №540 Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Статья Тема: Использование игровых технологий на уроках английского языка в младшей школе Раздел: начальное образование
Использование игровых технологий на уроках английского языка в младшей школе
В
методике
преподавания
иностранных
языков
все
острее
встает
вопрос
заинтересованности учащихся в учебном процессе, в их реальном участии в различных
мероприятиях
во
время
урока
и
во
внеурочное
время.
Методика
раннего
обучения
иностранным зыкам ка наука прошла долгий путь становления.
Существуют частные
методики, учитывающие условия обучения языку, в том числе, и особенности возрастной
категории обучаемых. Использование игровых моментов на уроке – эффективный метод
обучения, позволяющий повысить мотивацию, снизить утомляемость и в то же время
увеличить темп ведения урока. Учитывая особенности младшего школьного возраста,
необходимость широкого использования игровых приемов занимает значительное место в
обучении: разучивание песенок, стишков, рифмовок, участие детей в инсценировках.
Игры и игровые приемы используются не в ущерб обучению, не с целью превращения
занятий в развлечение, а для прочного усвоения материла в обстановке, максимально
приближающейся к обычной, естественной.
Существует огромное количество самых
разнообразных
игр
различных
категорий
и
разновидностей:
устных
и
письменных,
грамматических и орфографических, лексических и фонетических, игры на совместную
речевую
деятельность
и
коммуникативное
взаимодействие,
деловые
игры,
индивидуальные и командные, спокойные и подвижные.
Особенностью
игрового
метода
является
то,
то
в
игре
все
равны.
Она
посильна
практически каждому ученику, в ней может участвовать даже тот, кто не имеет достаточно
прочных знаний. Находчивость и сообразительность оказываются порой более важными,
чем знания. Незаметно усваивается языковой материал, и ученик уже может говорить
наравне со всеми. Игра является средством создания ситуации общения. Используемые
учебно-речевые игры отличаются от развлекательных тем, что они имеют методическую
цель. Учебно-речевая игровая ситуация побуждает учащихся говорить и действовать по
правилам игры в учебно-методических целях. Именно игра поддерживает и повышает
интерес к общению.
Игровая деятельность используется в качестве:
- урока или его части (введение, контроль);
- самостоятельных технологий для освоения понятия, темы или даже раздела учебного
предмета.
В
отличие
от
игр,
педагогическая
игра
имеет
отличительный
признак
–
четко
поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическими результатоми,
которые могут быть обоснованы и выявлены в явном виде и характеризуются учебно-
познавательной направленностью.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по
основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится
элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Так, например,
обучение фонетике – это обучение иноязычному произношению. При
введении новых звуков выходит на первый план история - волшебный сюжет, развитие
которого требует определенной последовательности. Так, например, сказка о Язычке.
Слушая историю, учащиеся произносят звуки вместе с главным героем, который попадает
в различные ситуации. Именно характер совершаемых персонажем действий
подсказывает и объясняет особенности звуков.
Однажды ночью разыгралась непогода, подул сильный ветер и пошел дождь. Язычок
проснулся и стал прислушиваться к звука снаружи: [p], [p], [p], а потом снова уснул: [h],
[h], [h].
Наутро выглянуло солнышко, и зажужжали мухи. Язычок проснулся, потянулся, выгнув
спинку, как кошка:[n], [n], [n] . Eму захотелось погулять, и он побежал к пруду. Язычок
развеселился и стал кидать камешки:[b], [b], [b], а потом решил искупаться. Вода была
холодная, и он замерз. Язычок выскочил из воды и побежал домой.
Эта сказка может быть различной по продолжительности (от 2 до 10 минут) и дает
простор для творческой фантазии учителя и учащихся.
Следующий этап: фонетические упражнения. Например:
Собираем урожай
В гости пришел Крот, он уже подготовился зиме и собрал весь урожай. Ученики должны
найти среди карточек с изображением овощей только те, которые содержат звук [ ] (a
cabbage, a garlic, a tomato, a potato, a carrot). Проговаривая при этом, название.
Упражнения в воспроизведении:
Словесный аукцион
Продается открытка с изображением кошки. Она достанется тому, кто последним назовет
рифмующееся слово: bee – he, she, we, see, knee, tree.
Также
для
развития
фонетических
навыков
можно
использовать
стихи,
рифмовки,
считалочки, скороговорки.
Следует обратить внимание на более сложный вид игровой деятельности – ролевые игры.
Ситуация ролевого общения является стимулом к развитию спонтанной речи, связанной с
решением
определенных
проблем
и
коммуникативных
задач.
Для
ролевой
игры
необходимо наличие единого сюжета, соответствующего коммуникативной ситуации, и
ролевых отношений между участниками. Роль учителя состоит в том, что он организует и
вдохновляет учеников, обеспечивает необходимы уровень языковой подготовленности, а
потом становится наблюдателем или партнером, контролируя ход игры.
Требования к ролевой игре:
- игра должна взывать интерес, ее следует проводить на основе реальной ситуации
общения;
- игра должна быть четко организована и подготовлена;
- игра должна проводится в доброжелательной, творческой атмосфере;
- игра организуется так, чтобы учащиеся могли в активном ролевом общении максимально
использовать отрабатываемый речевой материал.
«Модницы»
Оборудование: куклы с набором платьев.
Игра проводится в парах. Ученики ведут беседу об одежде.
-
Do you like my new dress?
-
Yes, I do. It’s really nice. What is it made of?
-
Cotton. Do like cotton things?
-
No, I don’t. I prefer things of wool. They are very warm.
-
I’ve got some dresses. But I wear them only in winter/ And what about you?
-
I have a nice coat. It is made of wool too.
Обучающие
игры
являются
сильным
мотивирующим
фактором
в
процессе
обучения
иностранному
языку.
Игра
способствует
закреплению
языковых
явлений
в
памяти,
поддержанию интереса и возникновению желания у учащихся общаться на иностранном
языке. Игры помогают учителю оживить урок, внести естественность в учебное общение,
облегчить процесс усвоения языкового материла, сделать урок интересным.