Автор: Орлова Екатерина Олеговна Должность: концертмейстер кафедры вокальное искусство Учебное заведение: ГБОУ ВО Белгородский государственный институт искусств и культуры Населённый пункт: г.Белгород Наименование материала: статья Тема: Работа концертмейстера в вокальном классе Раздел: среднее профессиональное
Работа концертмейстера в вокальном классе
Профессия концертмейстера является наиболее распространенной
формой пианистической деятельности. Без концертмейстера не может
обойтись ни один специальный класс. Это и класс оркестровых инструментов
(струнных, духовых и народных), и класс вокала, и класс хора, и класс
хореографии и другие. Концертмейстер необходим так же и в
пианистическом классе в роли преподавателя по предмету
концертмейстерского мастерства. Несмотря на это, в наши дни многие
музыканты недооценивают в полной мере роль концертмейстера.
Концертмейстер – это своего рода универсальный специалист. Для того
чтобы пианисту стать искусным концертмейстером, ему необходимо иметь
ряд качеств: развитый музыкальный слух, способность интонационного
мышления, чувство ритма, чувство формы, творческое воображение и,
разумеется, уверенное владение инструментом. Кроме того, необходимо
владеть информацией об интерпретации музыки различных стилей и эпох,
уметь бегло читать нотный текст с листа. Называя все эти качества,
необходимо сказать, что стать хорошим концертмейстером дано не каждому
пианисту.
Солист и концертмейстер представляют собой единое целое в
художественном смысле. Для создания слаженного ансамбля большая
ответственность лежит именно на концертмейстере. Концертмейстер должен
приспосабливать свое понимание музыки к исполнительской манере солиста,
сохраняя при этом свою индивидуальность. При работе с вокалистом
необходимо помнить об особенностях певческого дыхания, знать основы
постановки голоса и артикуляции.
Пианист-концертмейстер является неотъемлемой частью вокального
урока. Ему необходимо присутствовать на всех уроках, а иногда, по просьбе
учащихся, заниматься дополнительно без преподавателя. Являясь
помощником педагога-вокалиста, концертмейстер не только разучивает с
учащимся репертуар, но и помогает ему усваивать указания педагога. При
этом функции концертмейстера в значительной мере приобретают
педагогический характер. Поэтому здесь мало быть просто хорошим
пианистом, необходимо так же в полной мере владеть знаниями по
педагогики и психологии.
Особенностью вокальных произведений является наличие словесного
текста. При работе над текстом, прежде всего необходимо уловить характер
произведения, уметь осмысленно и эмоционально правильно прочесть
литературный текст. Текст помогает исполнителям уловить художественную
задачу произведения.
Творческое участие концертмейстера особенно ярко проявляется в тех
местах, где партия рояля выступает самостоятельно. Как правило, это
вступление и заключение произведения, а также связующие партии внутри
произведения. Здесь концертмейстер наравне с солистом участвует в
развитии музыкального содержания произведения.
Кульминационный момент, а впоследствии итог проделанной работы
концертмейстера-пианиста и вокалиста над музыкальным произведением –
это выступление на сцене. Главная цель при этом – совместно с солистом
раскрыть музыкально-художественный замысел произведения при
высочайшей культуре исполнения сочинения. Важным фактором успешного
выступления на сцене является умение создать контакт с аудиторией. Этому в
немалой степени способствуют профессиональные качества
концертмейстера. При положительной реакции со стороны зрителей
концертмейстер сможет в полной мере воплотить свои художественные
замыслы, что в свою очередь даст возможность достигнуть нужной цели
вокалисту.
Работа концертмейстера заключается в творческой и педагогической
деятельности. Музыкально-творческие аспекты проявляются в работе с
учащимися любых специальностей. Педагогическая сторона деятельности
особенно отчетливо выявляется в работе с учащимися вокального класса.
Мастерство концертмейстера предполагает владение ансамблевой техникой,
знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных
инструментах. Деятельность концертмейстера требует от пианиста
применения многосторонних навыков и знаний. Полноценная
профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у
него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем
внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильная реакция и
находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический
такт и чуткость. Концертмейстер – это призвание, и труд его по своему
предназначению сродни труду педагога.