Напоминание

Работа концертмейстера в вокальном классе


Автор: Орлова Екатерина Олеговна
Должность: концертмейстер кафедры вокальное искусство
Учебное заведение: ГБОУ ВО Белгородский государственный институт искусств и культуры
Населённый пункт: г.Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Работа концертмейстера в вокальном классе
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Работа концертмейстера в вокальном классе
Профессия концертмейстера является наиболее распространенной формой пианистической деятельности. Без концертмейстера не может обойтись ни один специальный класс. Это и класс оркестровых инструментов (струнных, духовых и народных), и класс вокала, и класс хора, и класс хореографии и другие. Концертмейстер необходим так же и в пианистическом классе в роли преподавателя по предмету концертмейстерского мастерства. Несмотря на это, в наши дни многие музыканты недооценивают в полной мере роль концертмейстера. Концертмейстер – это своего рода универсальный специалист. Для того чтобы пианисту стать искусным концертмейстером, ему необходимо иметь ряд качеств: развитый музыкальный слух, способность интонационного мышления, чувство ритма, чувство формы, творческое воображение и, разумеется, уверенное владение инструментом. Кроме того, необходимо владеть информацией об интерпретации музыки различных стилей и эпох, уметь бегло читать нотный текст с листа. Называя все эти качества, необходимо сказать, что стать хорошим концертмейстером дано не каждому пианисту. Солист и концертмейстер представляют собой единое целое в художественном смысле. Для создания слаженного ансамбля большая ответственность лежит именно на концертмейстере. Концертмейстер должен приспосабливать свое понимание музыки к исполнительской манере солиста, сохраняя при этом свою индивидуальность. При работе с вокалистом необходимо помнить об особенностях певческого дыхания, знать основы постановки голоса и артикуляции. Пианист-концертмейстер является неотъемлемой частью вокального урока. Ему необходимо присутствовать на всех уроках, а иногда, по просьбе учащихся, заниматься дополнительно без преподавателя. Являясь помощником педагога-вокалиста, концертмейстер не только разучивает с учащимся репертуар, но и помогает ему усваивать указания педагога. При
этом функции концертмейстера в значительной мере приобретают педагогический характер. Поэтому здесь мало быть просто хорошим пианистом, необходимо так же в полной мере владеть знаниями по педагогики и психологии. Особенностью вокальных произведений является наличие словесного текста. При работе над текстом, прежде всего необходимо уловить характер произведения, уметь осмысленно и эмоционально правильно прочесть литературный текст. Текст помогает исполнителям уловить художественную задачу произведения. Творческое участие концертмейстера особенно ярко проявляется в тех местах, где партия рояля выступает самостоятельно. Как правило, это вступление и заключение произведения, а также связующие партии внутри произведения. Здесь концертмейстер наравне с солистом участвует в развитии музыкального содержания произведения. Кульминационный момент, а впоследствии итог проделанной работы концертмейстера-пианиста и вокалиста над музыкальным произведением – это выступление на сцене. Главная цель при этом – совместно с солистом раскрыть музыкально-художественный замысел произведения при высочайшей культуре исполнения сочинения. Важным фактором успешного выступления на сцене является умение создать контакт с аудиторией. Этому в немалой степени способствуют профессиональные качества концертмейстера. При положительной реакции со стороны зрителей концертмейстер сможет в полной мере воплотить свои художественные замыслы, что в свою очередь даст возможность достигнуть нужной цели вокалисту. Работа концертмейстера заключается в творческой и педагогической деятельности. Музыкально-творческие аспекты проявляются в работе с учащимися любых специальностей. Педагогическая сторона деятельности особенно отчетливо выявляется в работе с учащимися вокального класса. Мастерство концертмейстера предполагает владение ансамблевой техникой,
знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах. Деятельность концертмейстера требует от пианиста применения многосторонних навыков и знаний. Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильная реакция и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость. Концертмейстер – это призвание, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога.


В раздел образования