Напоминание

Оригами в экологическом воспитании дошкольников.


Автор: Иванова Галина Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с №44 "Дружок"
Населённый пункт: Московская область, Дмитровский район, поселок Подосинки
Наименование материала: статья
Тема: Оригами в экологическом воспитании дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Оригами в экологическом воспитании дошкольников. В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем является ухудшение экологической ситуации в мире. В связи с этим необходимо пересмотреть систему экологического воспитания младших поколений с переносом акцента на дошкольный возраст, поскольку итогом завершения дошкольного возраста становится формирования собственного мировоззрения ребенка, как одного из показателей успешного прохождения кризиса 7 лет. Это позволит перевести заботу о природе с сознательного на бессознательный уровень ребенка. Разрешение данной проблемы возможно с использованием креативных возможностей ребенка и применением нестандартных методик. Одним из креативных средств экологического воспитания старших дошкольников может стать оригами. Ее внедрение будет иметь двойное действие для воспитанников: 1. Будет развивать креативность; 2. Будет формировать экологическую культуру дошкольников. Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них — ознакомление с природой. Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления-знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней — важнейшие задачи детского сада.
3. Непременным условием успешного усвоения дошкольниками знаний является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями, умением различать, наблюдать, трудовыми умениями. Например, недостаточно дать знания о том, какие растения есть в лесу, в поле, на лугу; необходимо научить детей различать, узнавать наиболее распространенные из них по характерным признакам. 4. Таким образом, экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогиче ский проце сс опирает ся н а основополагающие идеи и понятия экологии. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников — умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического. Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы искусства иногда отходят от этого канона. Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих мелких частей (модулей), каждый из которых складывается из листа бумаги. Значение оригами для развития ребенка трудно переоценить:  Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
 Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;  Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;  Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;  Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;  Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.  Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий);  Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.  Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. Таким образом, использование оригами как средства экологического воспитания старших дошкольников способствует не просто экологическому, но и всестороннему развитию ребенка. Список использованной литературы.
1. Бондаренко Т.М. Экологическое воспитание с детьми 6-7 лет. / Т.М. Бондаренко // – Воронеж, ТЦ «Учитель», 2002. – С.254; 2. Вересов Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников. / Н. Версов //Дошкольное воспитание. 1995. – С.27 3. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми в саду. / С.Н. Николаева //- М., Новая школа, 1995. – С.197; 4. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. / Т.И. Тарабарина // Популярное пособие для родителей и педагогов./Художники Г. В. Соколов, В. Н. Ку ров. — Ярославль: «Академия развития», 1997. — С.224, ил. (Серия: «Вместе учимся, играем»)


В раздел образования