Автор: Иванова Галина Григорьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ д/с №44 "Дружок" Населённый пункт: Московская область, Дмитровский район, поселок Подосинки Наименование материала: статья Тема: Оригами в экологическом воспитании дошкольников. Раздел: дошкольное образование
Оригами в экологическом воспитании дошкольников.
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем является
ухудшение
экологической
ситуации
в
мире.
В
связи
с
этим
необходимо
пересмотреть
систему
экологического
воспитания
младших
поколений
с
переносом акцента на дошкольный возраст, поскольку итогом завершения
дошкольного
возраста
становится
формирования
собственного
мировоззрения ребенка, как одного из показателей успешного прохождения
кризиса 7 лет. Это позволит перевести заботу о природе с сознательного на
бессознательный уровень ребенка.
Разрешение данной проблемы возможно с использованием креативных
возможностей ребенка и применением нестандартных методик. Одним из
креативных
средств
экологического
воспитания
старших
дошкольников
может
стать
оригами.
Ее
внедрение
будет
иметь
двойное
действие
для
воспитанников:
1.
Будет развивать креативность;
2.
Будет формировать экологическую культуру дошкольников.
Всестороннее
развитие
и
воспитание
детей
осуществляется
разными
средствами.
Одно
из
них
—
ознакомление
с
природой.
Природа
—
неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или
иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса,
яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и
лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой
интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной
деятельности. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми
при
самостоятельном
общении
с
природой,
далеко
не
всегда
при
этом
формируется
правильное
отношение
к
растениям
и
животным.
Ввести
ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления-знания
о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной
природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней — важнейшие
задачи детского сада.
3.
Непременным
условием
успешного
усвоения
дошкольниками
знаний
является
одновременное
овладение
ими
умственными
и
практическими
действиями,
умением
различать,
наблюдать,
трудовыми
умениями. Например, недостаточно дать знания о том, какие растения есть в
лесу, в поле, на лугу; необходимо научить детей различать, узнавать наиболее
распространенные из них по характерным признакам.
4.
Таким образом, экологическое воспитание дошкольников - это
ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический
подход,
при
котором
педагогиче ский
проце сс
опирает ся
н а
основополагающие
идеи
и
понятия
экологии.
Приобретенное
в
детстве
умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности,
вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует
формированию
характера
и
интересов.
Для
того
чтобы
дети
правильно
воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия
ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования
ее
в
воспитательно-образовательной
работе
детского
сада
нельзя
решать
задачи всестороннего развития дошкольников — умственного, эстетического,
нравственного, трудового и физического.
Классическое
оригами
предписывает
использование
одного
квадратного
равномерно
окрашенного
листа
бумаги
без
клея
и
ножниц.
Современные
формы
искусства
иногда
отходят
от
этого
канона.
Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами,
в котором целая фигура собирается из многих мелких частей (модулей),
каждый из которых складывается из листа бумаги.
Значение оригами для развития ребенка трудно переоценить:
Доступность
бумаги
как
материала,
простота
ее
обработки
привлекают
детей.
Они
овладевают
различными
приемами
и
способами
действий
с
бумагой,
такими,
как
сгибание,
многократное
складывание,
надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под
контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные
движения пальцев, происходит развитие глазомера;
Оригами
способствует
концентрации
внимания,
так
как
заставляет
сосредоточиться
на
процессе
изготовления,
чтобы
получить
желаемый результат;
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного
мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы
сделать
поделку,
должен
запомнить
последовательность
ее
изготовления,
приемы и способы складывания;
Оригами
знакомит
детей
с
основными
геометрическими
понятиями
(угол,
сторона,
квадрат,
треугольник
и
т.
д.),
одновременно
происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами
активизирует
мыслительные
процессы.
В
процессе
конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных
символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов
складывания)
и
перевод
их
значения
в
практическую
деятельность
(самостоятельное выполнение действий);
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует
культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из
бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой
сказке,
становятся
сказочными
героями,
совершают
путешествие
в
мир
цветов и т. д.
Таким образом, использование оригами как средства экологического
воспитания старших дошкольников способствует не просто экологическому,
но и всестороннему развитию ребенка.
Список использованной литературы.
1.
Бондаренко Т.М. Экологическое воспитание с детьми 6-7 лет. /
Т.М. Бондаренко // – Воронеж, ТЦ «Учитель», 2002. – С.254;
2.
Вересов
Н.
Основы
гуманитарного
подхода
к
экологическому
воспитанию старших дошкольников. / Н. Версов //Дошкольное воспитание.
1995. – С.27
3.
Николаева
С.Н.
Воспитание
начал
экологической
культуры
в
дошкольном детстве: методика работы с детьми в саду. / С.Н. Николаева //-
М., Новая школа, 1995. – С.197;
4.
Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. / Т.И. Тарабарина //
Популярное пособие для родителей и педагогов./Художники Г. В. Соколов, В.
Н. Ку ров. — Ярославль: «Академия развития», 1997. — С.224, ил. (Серия:
«Вместе учимся, играем»)