Напоминание

Экспансия предмета


Автор: Филатова Марина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ЦТРиГО
Населённый пункт: г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: статья
Тема: Экспансия предмета
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья
УДК 7.036

М. А. Филатова
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования»
Экспансия предмета
В изобразительном искусстве начала ХХ появляется новый художественный прием ассамбляж. Ассамбляж (от фр. ensemble – вместе) - прием в изобразительном искусстве, один из видов коллажа, который состоит из различных объемных элементов, размещенных на плоском основании. Исследования, посвященные изучению ассамбляжа, опубликованы в монографиях и сборниках научных статей, а именно, «Авангард - поставангард, модернизм - постмодернизм, проблема терминологии» (Е.А. Бобринская, 1985), «Русский авангард: границы искусства» (2006), «Русский Авангард 1910-1920х гг. в европейском контексте» (2000), В. Полевого «Двадцатый век» (1989г), А. Накова «Русский авангард» (1994), Е. Бобринская «Русский авангард: границы искусства» ( 2 0 0 6 ) , иллюстрированные каталоги: «Коллаж в России» (2003), «Коллаж в России XX век» (2005), сборник научных статей «Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа» (2005). В них показаны исследования в области ассамбляжа и репродукции произведений художников, создающих ассамбляжи. С появлением ассамбляжа изменяется существовавшее в искусстве отношение предмета и картины, где предмет и картина становятся едины. Произведение представляет собой не картину и предмет, а картину-предмет. Главными представителями, использовавшие ассамбляж в западном и русском искусстве были: П.Пикассо, Дюшан, Ф. Пикабиа, Мондриан, Купка,
Г.Арп, Д. Коверт, К. Швиттерс, Й.Стела, Г.Гросс, Д.Хартфильд, М.Эрнст, Э. Прамполини, Жан – Ив Ланглуа, Д. Споерри, Татлин и другие. Первые ассамбляжи были созданы в 1914 г. В произведении «Скрипка» (1915) видно, что Пикассо уже не изображает предмет на плоскости холста, а создает его в трехмерном пространстве. (Рис. 1) Рисунок 1 - Пикассо. Скрипка. 1915. Музей Пикассо Художник говорил: «…Если у меня было что сказать, я говорил это в той манере, которую ощущал наиболее подходящей. Различные темы неизбежно требуют различных способов выражения». [1] Формирование принципов ассамбляжа происходит в работах кубистов и дадаистов. В дадаизме ассамбляж является средством разрушения материального мира, становится выражением хаотичности. Одним из главных представителей этого направления в искусстве является Х. Арп. В отличие от тщательно продуманных соотношений форм в искусстве, в его ассамбляжах подчеркивались элементы случайного. [2] (Рис. 2)
Рисунок 2 – Х. Арп. Листья и капли I 1920-е, Частное собрание Последователями дадаистов были сюрреалисты. В отличие от кубистов сюрреалисты подчиняли форму и цвет образному содержанию произведения. В своих произведениях К. Швиттерс использует фрагменты материальных предметов как цветовые, формальные и структурные элементы, соединенные с абстрактной живописью, используя материалы как художественные элементы для создания произведений. В произведении К. Швиттерса «Конструкция для благородных дам» (1919) возникают различные плоскости, границы между ними обозначаются более темным тоном на заднем плане и переднем высветленным. [2] (Рис. 3)
Рисунок 3 - К. Швиттерс. Конструкция для благородных дам . 1919 Ассамбляж. 103 x 83,3 см Музей искусства, Лос-Анджелес В искусстве поп-арта (от англ. “popular”, популярное, общедоступное искусство) в ассамбляже сочетались различные объекты, взятые из самой обыденной жизни. Художники использовали в ассамбляже бельё, металлический лом. Некоторые художники выставляли увеличенные до гигантских размеров муляжи предметов, например, пивные банки, тюбики губной помады. Они добивались противопоставления иллюзии и реальности, искусственного и естественного. Среди художников этого направления наиболее известны работы Р. Раушенберга. [3] Произведение Э. Прамполини. Интервью с материей, (1930, Турин, Галерея современного искусства) занимает одно из важных мест в наследии знаменитого итальянского футуриста. Художник исследует изменчивый мир реальности и создает композиции текучих форм, символ синтеза и распада органического мира. Используемые материалы: лак, пробка, губка, перламутр и оловянная фольга. [4] (Рис. 4) Рисунок 4 - Э. Прамполини. Интервью с материей, 1930. Дерево, масло, смальта, пробка, галалит, губка, 99,6X80,3 см. Турин, Галерея современного искусства
Другой ассамбляж «Бегинаж» (1914) представляет собой соединение различных материалов – перьев, кружев, сетки и сплетенных нитей. Это произведение было выставлено в Венеции 1930 году в Бьеннале. (Рис. 5) Рисунок 5 – Э. Прамполини. Бегинаж. 1914. Коллаж на картоне, 18X22 см. Лугано, частная коллекция Ассамбляж Э. Прамполини «Пластическое состояние души моря», (1937, Полиматериалы на гипсе, Музей современного искусства Тренто и Роверето. Коллекция ВАФ) выполнен из различных материалов, соединенных на общей поверхности. (Рис. 6) Рисунок 6 – Э. Прамполини. Пластическое состояние души моря, 1937. Полиматериалы на гипсе, 32X41 см. Музей современного искусства Тренто и Роверето. Коллекция ВАФ Жан-Ив Ланглуа, принадлежащий к основателям «Groupe de Cinqs», экспериментирует в своих произведениях с различными техниками,
материалами и стилями. С 1980 года он соединяет живопись и печатную графику, плоское изображение и рельеф. [5] (Рис. 7) Рисунок 7 - Жан-Ив Ланглуа. Без названия.1980. Бумага, гуашь, цинковая печать, цинк, коллаж. 210X300 В русском искусстве первыми ассамбляжами являются работы В.Е Татлина. Художник монтирует объемные формы на плоскости картины, например, рельефы 1914 года, но позже выносит их в реальное пространство – контррельефы в 1915 году. (Владимир Татлин. Ретроспектива. Koln.: Dumont, 1993. – 415 с.) (Рис. 8) Рисунок 8 - В.Е Татлин. Контр-рельеф. 1914. Дерево, металл, кожа. 63X53 В его произведении «Рельеф» (1914) на основе закреплены дерево, металл, стекло и пластмасса. В конце XX века и на современном этапе ассамбляжи приобретают беспредметный характер. Асссамбляжи А. Агабекова носят абстрактный характер. Он применяет в своих работах стекло и зеркало, где стекло
позволяет показать пространство за картиной, а зеркало перед ней, следовательно, многомерность пространства. Например, в произведении «Белая ночь» (1999). (Рис. 9) Рисунок 9 - А. Агабеков. Белая ночь. 1999. Объект. Дерево, стекло, зеркало, бумага цветная, бумага наждачная, металлические детали, сетка капроновая, темпера. Используемые материалы в ассамбляже: а) металл б) предметы быта в) дерево г) перья д) кружево е) зеркало ж) фарфор и) гвозди к) стекло л) пластмасса м) веревки н) фрагменты мебели п) фрагменты утвари р) трубки с) тарелки т) пилы
Во второй половине XX века происходит изменения в ассамбляже. Используются синтетические материалы, материалы магматического и органического происхождения. Исследуя произведения этого периода можно выделить основные используемые материалы: а) синтетическая клейкая лента б) полиуретан вулканизированный в) войлок г) керамика д) смальта е) губка ж) пробка и) блестки Современный ассамбляж стремится к абстрактности. Используемые материалы: а) керамика б) кисти в) компьютерные платы г) значки д) болты е) пуговицы ж) решетки и) монеты к) бусины л) кожа м) мешковина Элементы природного происхождения: а) засушенные цветы
б) листья в) береста г) кора деревьев. В конце XX веке проходят выставки ассамбляжей, создаются музеи ассамбляжа: во Франции ассоциация Артколл (Artcoll, 1992), в Форт-Уорте (США, штат Техас) Международный музей коллажа, ассамбляжа и конструкций - The International Museum of Collage, Assemblage and Construction, в 1961 г. в Нью-Йорке в музее современного искусства прошла выставка «Искусство ассамбляжа». В 1977 г. в Лос-Анджелесе открылся Музей коллажа и ассамбляжа. В 1981 состоялась новаторская выставка «Предметы и скульптура» в Институте современного искусства в Лондоне и галерее Арнольфини в Бристоле. Создан специальный выставочный проект московского музея современного искусства «Экспансия предмета», где представлены ассамбляжи. В 2006 г. в Русском музее состоялась большая выставка «Коллаж в России. XX век», а в 2012 году прошла выставка «20 век», где в экспозиции были показаны ассамбляжи современных художников. Список использованной литературы 1. Жидель, А. Пикассо / Анри Жидель; науч. ред. и авт. предисл. М.А. Бусеев; пер с фр. Л.Ф. Матяш. - М.: Молодая гвардия, 2007. – 374 с. 2. Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа / отв. ред. Г.Ф. Коваленко; Гос. ин-т искусствознания М-во культуры и массовых коммуникаций РФ; научный совет РАН «Историко-теоритические проблемы искусствознания» - М.: Наука, 2005. - 430 с. 3. Андреева, Е. Постмодернизм. Искусство второй половины XX – начала XXI века / Е.Андреева. - Санкт-Петербург.: Азбука-Классика,2007. -486 с.
4. Футуризм. Новеченто. Абстракция. Итальянское искусство XX века / ред. Эмануэла Ди Лалло. Государственный Эрмитаж. – Italy.: Skira, 2005. – 232 с. 5. Государственный Русский музей. Музей Людвига в Русском музее / сост. Пиа фон Дорп, П.Кюнер-Верстеег, Б.М Тиманн; ред. Н.Обновленская.- Italy: GRAFICART, 1998. – 304 с. 6. Владимир Татлин. Ретроспектива / сост. А. Стригалев, Ю. Хартен. – Koln: Dumont, 1993. – 415 с.


В раздел образования