Автор: Чернышова Татьяна Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение " Средняя общеобразовательная школа №14" Населённый пункт: г.Череповец Вологодской области Наименование материала: Конспект урока литературы в 11 классе Тема: Изучаем поэму В.В.Маяковского "Облако в штанах" Раздел: полное образование
Бунт «тринадцатого апостола в поэме «Облако в штанах».
Цели:
- познакомить с историей создания поэмы; обозначить основные темы поэмы; определить
роль средств выразительности;
- развитие навыка анализа поэмы;
- воспитание интереса к поэтике В.Маяковского.
У меня в душе ни одного седого волоса,
И старческой нежности нет в ней!
Мир огромив мощью голоса,
Иду - красивый, двадцатидвухлетний.
I.
Оргмомент.
II.
Работа с эпиграфом.
III.
Формулировка темы и постановка цели.
IV.
Актуализация знаний. Сообщения групп.
1.
Историки.Замысел поэмы. История создания.
«Облако
в
штанах»
–
одна
из
самых
известных
ранних
поэм
В.
Маяковского
была
закончена к июлю 1915 года. Появление ее в печати стало далеко не рядовым событием
для
русской
поэзии
и
всего
российского
общества.
В
ней
поэт
выступает
как
«тринадцатый
апостол». Известно, что у Христа было двенадцать учеников-апостолов.
Само слово «апостол» означает «посланник». По легенде, их избрал сам Христос и
отправил
по
миру
проповедовать
его
учение. Первоначальное
название
поэмы
–
"Тринадцатый апостол" – было заменено цензурой. Маяковский рассказывал: «Когда я
пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: "Что вы, на каторгу захотели?”
Я сказал, что ни в каком случае, что это ни в коем случае меня не устраивает. Тогда мне
вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это – вопрос о том, откуда взялось
заглавие. Меня спросили – как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я
сказал: "Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите, буду самым нежным, не
мужчина, а облако в штанах"».
Свою
поэму
Владимир
Маяковский
начал
еще
в
первой
половине
1914
года.
По
свидетельству
его
друзей
на
написание
первой
главы
поэмы
поэта
вдохновил
романтический
эпизод
во
время
поездки
футуристов
по
России.
В
Одессе,
где
они
выступали с 16 по 19 января 1914 года, он познакомился с красавицей, Марией Денисовой,
в которую влюбился. Человек мощной фактуры, но с нежным и ранимым сердцем, не мог
не разглядеть в толпе поклонниц глаза прекрасной харьковчанки. В. Каменский, спутник
Маяковского
по
поездке
в
Одессу,
писал
о
Марии,
что
она
была
совершенно
необыкновенной девушкой, в ней «сочетались высокие качества пленительной внешности
и
и н т е л л е к т у а л ь н а я
у с т р е м л е н н о с т ь
к о
в с е м у
н о в о м у » .
Влюбился безответно, страдал от этого, и уже по дороге в следующий город в вагоне
поезда читал друзьям первые строки поэмы... Однако начавшаяся империалистическая
война отодвинула этот замысел. Но когда наступило прозрение относительно войны и
поэту открылись истоки мировой катастрофы, он понял, что готов к продолжению работы
над поэмой, но уже в совсем ином понимании жизни вообще. Заметно, что любовная
драма перерастает в драму жизни.
Очевидно, поэт остановился на данном названии, чтобы привлечь читательское внимание
к самому произведению.
1
2.
Теоретики.
Тетраптих — произведение искусcтва, состоящее из четырёх составных частей (картин,
барельефов и др.), объединённых общей идеей.
Идейно-тематическое единство.
Ее
центральная
тема
–
романтический
конфликт
героя
с
враждебным
ему
миром,
несправедливые законы которого попирают всяческие нормы этики и морали.
Смысл произведения: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй»,
«долой
вашу
религию»
—
четыре
крика
четырех
частей».
Поэт
соединяет
личные
переживания лирического героя с переживаниями всей страны. Поэт против старой жизни.
3.
Литературоведы.Своеобразие сюжета и композиции.
Сюжет поэмы тяготеет к библейской обобщенности, и столь значимое в религиозном
отношении имя для героини выбрано неслучайно. Герой и героиня противопоставлены по
типу контраста: он – огромный, неуклюжий индивидуалист, она – хрупкая, маленькая дочь
своего общества.
Композиционно поэма определена как тетраптих: она имеет маленькое вступление и
четырехчастное
деление.
Стремление
показать
исключительность
и
неординарность
лирического
героя
звучит
во
всех
главах
поэмы. Обратим
внимание
на
сюжетно-
романтический узел поэмы. Перед нами история большой, но неразделённой любви.
Молодой человек ждёт назначенного свидания. Ожидание мучительное
«тряски нервное
желе»,
как
позже
охарактеризовал
Маяковский
подобные
переживания.
Пришедшая,
наконец, Мария объявляет, что «выходит замуж». Девушку «украли». Осиротевший герой
обнаруживает, что он «заболел» любовью. У него «пожар сердца». Одинокий бродит по
улицам, в «тракторных углах вином обливает душу», наблюдает «в экипажах… жирных,
проевшихся насквозь…» Мысленно, тем не менее, герой сосредоточен не на одном своём
горестном чувстве. Личная трагедия с обострённой силой сталкивает его лицом к лицу с
окружающим миром, со сложнейшими проблемами быта, искусства, политики, религии.
Раненое сердце становится предельно чутким не только к собственным, но и к чужим
страданиям, и поэт мучительно стремится осмыслить, почему обесчеловечен прекрасный
в
своей
основе
мир?
Как
возникает
такая
странная
действительность,
где,
с
одной
стороны, великое множество людей бездомных и обречённых на муки, а с другой
лопающиеся от жира сытые? Сказанное объясняет основной принцип композиции поэмы.
Y. Исследовательская работа.
Прочитайте вступление к поэме и по ходу чтения выписывайте средства
выразительности:
- 1-й ряд (метафоры);
- 2-й ряд (гиперболы);
- 3-й ряд (сравнения).
(Анализ наиболее ярких средств).
YI. Беседа.
- Надеюсь, что творчество Маяковского не оставило вас равнодушными. Воскресите
основное содержание урока в своем сознании, ответив на вопросы:
- Почему Маяковский не пытался вернуть прежнее название? (Свыкся)
- Кто явился прообразом лирической героини?
2
- Какова главная мысль поэмы? (Любовь человека к жизни, к миру, к людям в высоком
библейском понимании).
- Что отвергал поэт в существующем строе? (Долой….)
- О чём размышляет поэт в поэме? (Об основных устоях)
- Какую роль сыграли средства выразительности в постижении идеи поэмы?
YII. Выставление оценок.
YIII. Домашнее задание. Работа с текстом:
-подготовить выразительное чтение отрывка;
- выписать средства выразительности по вариантам:
1 - (олицетворения);
2 - (гиперболы);
3 - (метафоры, примеры парцелляции);
4 - (оксюморон);
5 - (антитезу)
6 - (эпитеты)
Финал поэмы звучит не без авторской иронии: Вселенная не слышит протеста
«тринадцатого апостола» – она спит!
Особенности поэтики Маяковского
Поэме В. Маяковского "Облако в штанах" (как и другим его произведениям) свойственны
гиперболизм, оригинальность, планетарность сравнений и метафор. Их чрезмерность
порой создает трудности для восприятия. М. Цветаева, например, любившая стихи
Маяковского, считала, что «Маяковского долго читать невыносимо от чисто физической
растраты. После Маяковского нужно долго и много есть».
Тексты: стихотворения «О дряни», «Прозаседавшиеся»; пьесы «Клоп», «Баня»
1 группа – Сюжет, композиция, образы.
3
2 группа – Роль изобразительных средств в раскрытии образа лирического героя.
3 группа – Особенности лексики, синтаксиса, фонетики и ритмики в раскрытии образа
лирического героя.
Результаты наблюдений (краткая запись)
Сюжета – действия нет, есть сюжет – состояние, переживания. Завязка сюжета –драма
любви, она необычна, так как третий персонаж в любовном ∆ – буржуазный миропорядок.
Основной конфликт –противостояние человека и мира. Сюжет передает страдание
лирического героя: «жилистая громада сюжет, корчится» –«Как больной с кровати,
спрыгнул нерв.» – «Нервы … скачут бешеные…» – «…Спокоен как! Как пульс
покойника…» – «…Самое страшное видели … лицо мое, когда я абсолютно спокоен …» –
«…ваш сын прекрасно болен…» – «Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу! – крик
последний о том, что горю.» Композиция передает состояние души лирического героя.
Завязка – ожидание свидания («нервы скачут бешеные»). Кульминация – приход Марии
(«спокоен как …»).
Развязка – последний крик лирического героя («крик последний, ты хоть о том, что
горю..»). Страданию героя нет исхода («.. в столетия выплесни.» – это в никуда)
Ведущий образ – образ «Я». Лирический герой близок поэту по мировосприятию и
конкретным жизненным обстоятельствам. Но это обобщенный образ страдающего
несовершенством мира человека.
Поэма – страстный монолог лирического героя. Страсть выплескивается в отчаянном
крике, достигает высот трагедии: мир не слышит героя. Лирический герой – страдающая,
мучающаяся душа, ожидающая, не находящая понимания с миром. И в этом ее трагедия, а
не только в трагедии любви.
Образ любимой – это «Джоконда», которую надо украсть» образ противника – неясен, это
весь мир – любителей святотатств, преступлений и боен».
Главные изобразительные средства – это ассоциативная метафора, гиперболизация,
доходящая до гротеска, фантасмагории, яркие сравнения. Основная роль – показать
душевное состояние героя.
Страдания измученной души выражены в парадоксальных и броских метафорах:
«Полночь, с ножом мчась, догнала, ││зарезала, ││вон его…» – рисует образ
безжалостного времени, уничтожающего человека.
«На лице обгорающем ││ из трещины губ ││обугленный поцелуишко броситься вырос..»
– показана трогательная беззащитность человека перед силой любви и страданий.
Необычно интересны сравнения, передающие страдания лирического героя:
Упал двенадцатый час,
Как с плахи голова казненного..
Так передает поэт напряжение героя, ожидающего свою любимую.
Переживания лирического героя передаются и с помощью олицетворений, необыкновенно
ярких. Поэт наделяет даром чувства, способности мыслить и страдать нервы: «Слышу:
││тихо, ││как больной с кровати, ││ спрыгнул нерв…
С помощью сравнений изображается образ возлюбленной: «Вошла ты, ││резкая, как
«нате»!
И
«Вы – Джоконда…»
«Нате» – это эпатирующее публику, бросающее вызов современному миру стихотворение
Маяковского, резкое, бескомпромиссное. Так и здесь: сравнение передает конец любви.
Сравнение любимой с Джокондой, прекрасным творением Леонардо да Винчи, возвышает
этот образ
4
Велика роль гипербол в характеристике образа лирического героя: «Что может хотеться
этакой глыбе?», «Ведь для себя не важно и то, что бронзовый, и то, что сердце холодной
железною…», «…рухнула штукатурка в нижнем этаже…» – гипербола подчеркивает
беззащитность, бессилие человека перед чувством любви и передает противоречивость
образа: сила, мощь – и беззащитность.
Значим и пейзаж в I главе поэмы. Он тоже отражает состояние души лирического героя.
Герой пытается найти защиту: «Еще и еще, ││ дождю ││ лицом в его лицо рябое, ││
жду…» – и видит, что и природная стихия против него: «…││в стеклах дождинки серые
││ свились, гримасу громадили…»
А в самом начале поэмы «хмурый, декабрый» вечер точно гармонирует с душой героя.
Ритм – основная сила стиха, ритмика, как и все элементы стиха, починена смысловой
задаче: передать страдания души лирического героя, его растерянность, метания.
Акцентный стих Маяковского позволяет выделить ключевое слово, точно предающее
состояние героя:
Еще и еще,
Уткнувшись дождю
Лицом в его лицо рябое,
Жду,
Обрызганный шумом городского прибоя.
Короткое слово «жду» на одной строчке, в окружении длинных строк, логически
выделяется, передавая всю муку ждущего человека.
Или еще:
Эй!
Господа!
Любители
Святотатств
Преступлений,
Боен, –
А самое страшное
Видели –
Лицо мое, когда
Я
Абсолютно спокоен.
Поэт выделяет каждое слово, и в этом строении стиха ясно видна антитеза: «я»
лирического героя противопоставляется окружаемому миру.
Ритм неровный, пульсирующий, то замедленный («А ночь по комнате ….») то быстрый,
нервный (Алло! ││Кто говорит? ││Мама!), то взрывающийся на повторах,
задыхающийся («Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу!) Если графически изобразить
ритмику поэмы, то это, наверное, получится кардиограмма больного сердца, работающего
с перебоями.
Замечательная особенность поэтики Маяковского – неожиданная, звучная рифма. Поэт
использует ассонансные (неточные) рифмы и составные. Рифма приковывает к слову,
заставляет понять и принять его :
Видите – спокоен как!
Как пульс покойника … (составная)
«Четкий – чечеткой» (ассонансная)
Поэт использует лексику разговорного стиля, просторечные слова («издерется» рот, двери
«заляскали», «изрыгает», «глаза выкачу»)
В передаче любовного чувства тоже используется часто разговорная лексика, но низкие
слова становятся поэтическими («маша! Ваш сын прекрасно болен..»)
5
В поэме много неологизмов, но они всегда мотивированы, служат усилению экспрессии
поэтического слова (вечер «декабрый», любовь – «любеночек», «выстони», «церковка
сердца»), точно отражают мысль и чувства героя.
Фонетические и синтаксические средства также передают душевное состояние
лирического героя («А ночь по комнате тинится и тинится, Из тины не вытянуться
отяжелевшему глазу…» – ассонанс звука [и] + аллитерация [ц] рождает яркий образ
тянущегося времени, постоянные повторы, сложные синтаксические конструкции в
сочетании с неполными предложениями разговорного стиля отражает неровный ритм
мечущегося сердца.)
Индивидуальные задания.
Первая часть: за что «долой вашу любовь»? Любовный треугольник в духе Джека
Лондона; любовь как «горящее сердце». Первая часть, согласно замыслу поэта, содержит в
себе первый крик недовольства: «Долой вашу любовь». Тему любви можно назвать
центральной, ей посвящен весь первый и часть четвертого раздела.
Вторая часть: почему отвергается «ваше искусство»? Оппозиция поэты и улица (ср.
метафоры: «тихо барахтается в тине сердца глупая вобла воображения» и «улица корчится
безъязыкая»), книги и жизнь, образ поэта-пророка и предтечи
Третья часть – «долой ваш строй», образ миропорядка: небо – «железный Бисмарк»,
земля – «любовница Ротшильда». Поясните метафору: «небо опят иудит / пригоршнью
обрызганных предательством звезд». Поэт – «площадной сутенер и карточный шулер» (см.
религиозный смысл юродства) и «тринадцатый апостол».
Четвертая часть: «долой вашу религию», причина бунта против бога; образ бога у
Маяковского ; поясните финальный образ «спящей Вселенной» (ср. стихотворение М.
Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»).
6