Автор: Доможилкина Маргарита Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Межводненская средняя школа" Населённый пункт: Республика Крым, с. Межводное Наименование материала: методическая разработка Тема: Внеклассное мероприятие "Царство пунктуации" Раздел: начальное образование
Цель:
воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;
развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на
уроках, так и во внеурочное время.
Ведущий: слайд 1
- Здравствуйте, ребята!
- Посмотрите, внимательно вокруг себя и скажите, с какой целью мы сегодня
собрались здесь в зале.
(уч-ся читают на передней части стенки запись)
«Царство Пунктуации».
- Правильно.
-Что же такое пунктуация?
Слово «пунктуация» имеет латинское происхождение: «пунктуация» - от
слова «punctus» («точка»). До середины XVII в. точки использовали в текстах,
для указания гласных звуков. Современное значение слово «пунктуация»
получила во второй половине XVII века, и знаки препинания стали
использоваться для смыслового разделения текста, облегчающего его
восприятие и понимание.
- Мероприятие, посвящённое дню РУССКОГО ЯЗЫКА будем считать
открытым.
Слайд 2
Уч-к - Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин,
И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого,
талантливого народа.
Уч-к - В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С.
Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
Чтец 1 (читает стихотворение А.Яшина «Русский язык»):
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Чтец 2 (читает стихотворение Г.Зумакуловой):
Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою порой.
Но, как родной.
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык - я онемею.
Утратив русский, - стану я глухой.
Слайд 3
Ведущий:
- В письмах к молодым читателям И.С.Тургенев завещает бережно
относиться к родному языку: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский
язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими
предшественниками». Обращайтесь почтительно с этим могущественным
орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».
- Да, ребята, если в умелых руках, то чудеса действительно случаются.
Слайд 4
Знаки препинания сегодня у нас в гостях, и о них мы будем говорить.
Точки, палочки, крючки -
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют почтения.
- Наши артисты сейчас вам это докажут.
Слайд 5
(Разыгрывание сценки) (На сцену выходят Придворный и Королева
Пунктуация)
Придворный:
Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец!
Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед
идет напролом.
Королева:
Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.
(Входит Федя)
Федя:
Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне
пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве)
Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?
Королева: (Поправляет корону)
- Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою
королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать
тебя, дерзкий?
Федя:
Федя.
Королева:
Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас
судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь -
жив будешь, неправильно - умрешь.
Федя:
Давайте ваше предложение и запятую.
(предложение написано на доске)
Королева:
Задание. Поставь запятую на нужное место.
Федя: (запятую ставит после слова
)
Королева:
Прочитай, что у тебя получилось.
Федя:
Королева:
Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.
(выбегают слуги и оттаскивают его в сторону)
Федя:
Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают
подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на
размышление». А тут жизнь решается.
Королева:
Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.
Федя:
Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить
нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь,
запятая тебе путь преграждает.
Королева:
Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!
Федя:
Не надо. Мне домой, если можно.
Королева: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве
точность любят. Куда запятые поставишь в предложении:
Не надо мне домой если можно . , ,
(предложение написано на доске)
Федя (ставит запятые):
Не надо, мне домой, если можно.
Королева:
Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. И никогда больше не
будь таким дерзким.
Королева:
Вот какую роль сыграла такая маленькая запятая. И такую же большую роль
в предложениях играют и другие знаки препинания, которые сегодня пришли
со мной.
- Прошу Вас! Проходите! Представьтесь, пожалуйста!
(На сцену входят знаки препинания в костюмах и с табличками на груди)
Слайд 6
1 уч-cя (?):
Разные вопросы задаю я всем: -Как?
-Откуда?
-Сколько? -Почему?
-Зачем? -Где?
-Куда? -Какая?
-Отчего? -О ком?
-Что? -Кому?
-Который? -Чья?
-Каким? -О чём?
2 уч-ся (!):
-Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение, победу,
торжество…
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Вот какой я мастак,
Вопросительный знак!
3 уч-ся (.):
Точка
У меня особый пост
В самой малой строчке.
Если Точка — Вывод прост:
Это значит — Точка..
Фразу следует кончать,
Если Точка рядом.
Точку надо уважать.
Точку слушать надо.
И хотя же я твердыня
В книге и в тетради,
Без особого труда
Нужно со мной поладить,
Если только мысли
Нить от воды избавить,
Если Точку не забыть
Вовремя поставить. (Ф. Кривин)
9-10 уч-ся ( ( ) ) - 2 уч-ся:
- Мы - скобки.
Словам раскрываем объятия:
- Ждём в гости вас,
Милые братья!
Произнестись должно!
4 уч-ся (…):
- Я - многоточие. (пауза)
Обо мне сложены такие строчки:
Стоят три кумушки рядком,
Ведут беседу, но тайком,
Какими-то далёкими
Туманными намёками… (А. Шибаев)
5 уч-ся (:):
- Я - двоеточие.
Обо мне говорят так:
Двоеточие глазастое
Ходит, знаниями хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам, Что к чему.
6 уч-ся (-):
- Я - тире. (пауза)
Лягу палочкой на строчку:
-Проходите по мосточку.
(По А.Шибаеву)
7-8 уч-ся (« ») - 2 уч-ся:
- Мы - кавычки. О нас есть такие
стихи:
Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят…
Ведущий:
- Вот и все наши гости. Прошу садиться. (Жестом приглашает сесть
на стулья в глубине сцены.)
Федя (шумно вбегает на сцену):
- Да что же это такое?! Разве все знаки препинания на сцене?
Еще один знак препинания не представился, а Вы говорите: «Вот и все наши
гости Вот так всегда! Ведь многие ребята о нем забывают в своих
сочинениях, диктантах.
Ведущий:
- Кого же мы забыли? Кого не пригласили?
11 маска( выглядывает из-за кулис):
- А, это вы не пригласили ту, о которой говорят:
«Выйдет на дорожку, Всем подставит ножку».
Федя:
- Ребята, вы догадались о ком это идёт речь?
Дети:
- Речь идет о запятой!
Федя:
- Ведь она помогает людям читать. Там, где она стоит, нужно сделать
небольшую паузу. Многие вежливые слова любят стоять с нею рядом:
пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания.
А меня как она выручила. Вы же сами в этом убедились только что. Также,
ребята?
Ведущий:
- Спасибо Федя, что напомнил о нашей важной гости, которая тебя спасла от
смерти.
Слайд 8
А.С. Пушкин так говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы
выделить мысль…, дать фразе легкость и правильное звучание…»
А.П. Чехов считал, что «знаки препинания служат нотами при чтении!.»
Слайд 9
Ребята исполняют Песню «Точка, точка, запятая» ( звучит песня)
.
А сейчас немного поиграем
1. Предлагаю определить знаки препинания в предложениях из
известных сказок:
- Кто кто в теремочке живет
- Печка матушка спрячь меня
- Под яблонькой зайка сидел
- Это что за хоровод
2. А вот еще одно задание, расставить знаки препинания и найти начало
следующего предложения:
А призыв будет такой: повторить всем вместе
Соревнуясь вместе, мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит острей, наша дружба крепнет с ней!
В реке там рыба на холме
мычит корова в будке
собака лает на заборе
поет синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поет салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке. Молодцы!
- Ребята вы хорошо справились с заданиями, я надеюсь, что вам будет легко
учить русский язык, если вы будете работать сообща.
Так как грамматика изучает строй связанной речи в словосочетании и
предложении, то она, конечно же, связана и с пунктуацией.
Ведь знание грамматики и пунктуации – это залог грамотного письма.
I ученик.
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Пусть трудна, но без нее
Плохо было бы житье.
II ученик.
Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.
III ученик.
Надо дружить с грамматикой,
Учить правила, и, если не лениться,
Можно всему-всему научиться.
Слайд 10
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, и
потому вся жизнь государства и общества без него немыслима.
В РФ на русском языке пишутся все официальные документы, без которых
не может существовать государство: тексты законов и разнообразные
приказы, заявления , объяснительные записки и отчеты.
Все эти документы должны быть написаны понятно и недвусмысленно, и
каждый гражданин страны должен уметь читать такие документы и при
необходимости составлять их сам.
На русском языке оглашаются обращения президента и звучат парламентские
дебаты – поэтому любой гражданин, если он хочет быть активным,
информированным членом общества, должен уметь понимать со слуха
достаточно сложные тексты.
На русском языке ведется преподавание в учебных заведениях страны.
Следовательно, только хорошо зная русский язык, гражданин России –
независимо от национальности – полноценно пользуется всеми благами,
которые может ему предоставить государство.
Кроме того, в нашем многонациональном государстве знание русского языка
обеспечивает человеку возможность свободно общаться с людьми всех национальностей.
Стихотворение «Выучи русский язык!».
1 -й Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
2-й Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!
3-й . Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!
4-й . Горького зоркость, бескрайность
Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!
Праздник в Царстве пунктуации подходит к концу и мы с вами споем песню,
которая так и называется :
Песня «О русском языке» (звучит песня)
Точка, точка, запятая,
1. Точка, точка, запятая,
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик,
Появился человечек.
2. Что увидят эти точки,
Что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки
Уведут его,
Как он будет жить на свете,
Мы за это не в ответе,
Мы его нарисовали
Только и всего.
3. Что вы, что вы, это важно,
Чтобы вырос он отважным,
Чтобы мог найти дорогу,
Рассчитать разбег.
Это трудно, это сложно,
Но иначе невозможно,
Только так из человечка
Выйдет человек.
Песня о русском языке
1.
Русских слов глубокое теченье
Дарит силу песенной строке.
Ах, какое это наслажденье —
Говорить на русском языке!
2. Колосится рожь в широком поле,
Облака купаются в реке.
Мы с тобой о радости и боли
Говорим на русском языке.
3. Не померкнет подвиг наших дедов,
Ордена горят на пиджаке.
В майский день друг другу:
«С Днём Победы!» —
Говорим на русском языке.