Урочная и внеурочная деятельность педагога по ФГОС ОО
Автор: Саможенова Тамара Васильевна Должность: учитель биологии и химии Учебное заведение: МКОУ Баганская СОШ №1 Населённый пункт: село Баган Новосибирская область Наименование материала: статья Тема: Урочная и внеурочная деятельность педагога по ФГОС ОО Раздел: среднее образование
Саможенова Тамара Васильевна учитель биологии и химии, высшей
квалификационной категории, Баганского района Новосибирской
области.
Учителя Баганского района в пилотном режиме осуществляют
педагогическую деятельность по новым Федеральным Государственным
стандартам.
Лично я в этом направлении работаю 2 года. Первый год вообще плохо
понимала разницу между классическим уроком и занятием, проводимым в
соответствии с требованиями ФГОС ОО. Но за два учебных я разобралась и
выстроила систему проблемных уроков по биологии для 6классов,
некоторыми наработками я хочу поделиться с вами.
Центром всей моей педагогической работы является системно –
деятельностный подход, который направлен на развитие личности каждого
ребенка. По следующей схеме я провожу учебные занятия:
1.
Любое занятие начинаю с мотивации (активатора) деятельности, чтобы
заинтересовать детей, включить их в работу. Активатором могут быть
стихи, загадки, сказки, кроссворды, игры, различные ситуации.
2.
Далее дети определяют тему урока. И составляют проблемный вопрос
по теме урока (каждый ребенок задает свой?). Это и есть планируемый
результат. На свой вопрос ребенок должен найти ответ при работе на
учебном занятии.
3.
Затем я направляю работу детей по планированию учебной
деятельности, помогаю им, спрашиваю ребят: « Как мы будем работать
на уроке?» Они называют этапы деятельности – это: вспомним то, что
знаем, прочитаем текст, найдем ключевые слова, выпишем их в
тетрадь, заполним таблицу, выполним лабораторную работу,
поработаем в группах, оценим свою работу, запишем задание на дом.
4.
На следующем этапе реализуем намеченный план работы, иногда
вносим коррективы, что – то изменяем по ходу занятия. Дети
выполняют работу индивидуально, в парах, группами. Использую
интерактивные методы, которые включают каждого ребенка в
деятельность.
5.
Далее оцениваем результат своей работы на занятии, проводим
рефлексию. Каждый обучающийся возвращается к проблемному
вопросу и проговаривает, ответил ли я на свой ? в процессе
деятельности. Проводим самооценку или взаимопроверку в
зависимости от ситуации. Ребенок комментирует поставленную
отметку зеленой пастой в тетради. Описывает свое отношение к
работе: что понравилось делать, что было интересно, что оказалось
трудным и почему? Где это можно применить?
6.
Следующий этап - домашнее задание или перспективы развития.
Дается дифференцированно: кто не ответил на свой? дома работает
дополнительно и ищет ответ. Дети по желанию выполняют проектные
и исследовательские работы, составляют презентации, сообщения и
т.д., все остальные читают текст и учат ключевые понятия.
Системно - деятельностный подход использую
и во внеурочной
деятельности при реализации привентивной программы «Стиль жизни –
здоровье», через кружковую деятельность.
Форимрование УУД определено Федеральным Государственным
образовательным Стандартом.
Универсальные Учебные Действия включают:
1.Личностные – обеспечивают формирование мотивации, личной
ответственности, познавательных интересов и взаимопомощи.
2. Регулятивные – даю возможность учащимся организовать свою
учебную деятельность.
3.Познавательные – включают: общеучебные, логические постановки и
решения проблем.
4.Коммуникативные – обеспечивают социальную позицию, умение
слушать, вступать в диалог, участвовать в обсуждении, работать в группе,
выстраивать сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Василий Андреевич Сухомлинский писал «…замечательные и блестящие
уроки есть там, где имеется ещё что-то замечательное, кроме уроков, где
имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся
вне уроков » это повышает мотивацию детей к изучению школьных
предметов.
Формы внеурочной деятельности в школе:
- факультативы
- элективные курсы
- кружки
- проектная деятельность
- предметные недели
- научно – исследовательская деятельность
« Я слышу, и я забываю.
Я вижу, и я помню.
Я делаю, и я понимаю » Конфуций
1. Я поделюсь с вами наработками по реализации программы «Стиль
жизни – здоровье» через кружковую деятельность
2. Кружковая деятельность осуществляется второй год, 36 часов (1
занятие в неделю), продолжительность занятий по 45минут, вовлечены
учащиеся 9-х классов.
3.Анализ проведенных занятий по программе:
Мною отработано восемь занятий по определённой тематике, каждую
тему разбиваю на два часа, так как велик объём информации, много
разнообразных интересных заданий, и все хочется выполнить.
Двухчасовое занятие проводить очень сложно, дети сильно устают за
6часов учебных занятий и оптимальная продолжительность занятия
кружка – учебный час(45 минут).
Форма занятий: семинар - тренинг
Методы работы: ролевая игра, мини – лекция, работа в малых группах,
групповая дискуссия, чтение литературных примеров, анкетный опрос,
мозговой штурм, тренинг ассертивного поведения, тренинг психической
саморегуляции.
– На первых занятиях большое затруднение ребята испытывали при
формулировании цели и результата занятия.
– Затруднялись сравнивать полученный результат и прогнозируемый
результат в начале занятия, аргументировать свой ответ.
- Обучающие испытывали затруднения при оценке своей продуктивности
на занятии. На данный момент большинство ребят с этими заданиями
справляются. ( Регулятивные и Познавательные УУД )
*Очень нравиться детям живое общение и разговор по кругу: выражать
свое мнение, представлять себя и соседа, делать комплименты товарищам,
высказывать своё мнение о полезности занятия.
*Ребята выплескивают свои эмоции, расслабляются и отдыхают при
проведении игр – активаторов и просят поиграть ещё.
*С большим удовольствием проигрываем различные ситуации,
театрализованные сценки и даже придумываем свои. При проведении
занятия «Познаю себя в общении с другими» проиграли ситуацию
позднего возвращения дочери и разговора с ней родителей, используя «Ты
– высказывания» и «Я – высказывания». В первом случае - это спонтанно
привело к конфликту в семье, а во втором случае - девочка извинилась
перед родителями (происходит формирование Личностных и
Коммуникативных УУД)
Работа кружка «Стиль жизни – здоровье» органично вписалось в план
школьных мероприятий по антинаркотической пропаганде.
В организации кружковой деятельности мне очень помогают
методические разработки: сценарные планы занятий и рабочие тетради
для учащихся.
В заключении хочется сказать, что и через кружковую работу происходит
формирование Универсальных Учебных Действий у обучающихся, а так
же и повышение мотивации к изучению предмета.
Работа направлена
на антинаркотическую пропаганду. Сегодня - это
очень актуально, так как в России 8млн наркопотребителей, из них
ежегодно умирают от наркотиков 30 – 70тысяч человек (за все годы войны
а Авганистане погибло 15тысяч человек).