Напоминание

Урочная и внеурочная деятельность педагога по ФГОС ОО


Автор: Саможенова Тамара Васильевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МКОУ Баганская СОШ №1
Населённый пункт: село Баган Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Урочная и внеурочная деятельность педагога по ФГОС ОО
Раздел: среднее образование





Назад





«Урочная и внеурочная деятельность педагога

по ФГОС ОО – из опыта

работы».

Саможенова Тамара Васильевна учитель биологии и химии, высшей

квалификационной категории, Баганского района Новосибирской

области.
Учителя Баганского района в пилотном режиме осуществляют педагогическую деятельность по новым Федеральным Государственным стандартам. Лично я в этом направлении работаю 2 года. Первый год вообще плохо понимала разницу между классическим уроком и занятием, проводимым в соответствии с требованиями ФГОС ОО. Но за два учебных я разобралась и выстроила систему проблемных уроков по биологии для 6классов, некоторыми наработками я хочу поделиться с вами. Центром всей моей педагогической работы является системно – деятельностный подход, который направлен на развитие личности каждого ребенка. По следующей схеме я провожу учебные занятия: 1. Любое занятие начинаю с мотивации (активатора) деятельности, чтобы заинтересовать детей, включить их в работу. Активатором могут быть стихи, загадки, сказки, кроссворды, игры, различные ситуации. 2. Далее дети определяют тему урока. И составляют проблемный вопрос по теме урока (каждый ребенок задает свой?). Это и есть планируемый результат. На свой вопрос ребенок должен найти ответ при работе на учебном занятии. 3. Затем я направляю работу детей по планированию учебной деятельности, помогаю им, спрашиваю ребят: « Как мы будем работать на уроке?» Они называют этапы деятельности – это: вспомним то, что знаем, прочитаем текст, найдем ключевые слова, выпишем их в тетрадь, заполним таблицу, выполним лабораторную работу, поработаем в группах, оценим свою работу, запишем задание на дом. 4. На следующем этапе реализуем намеченный план работы, иногда вносим коррективы, что – то изменяем по ходу занятия. Дети выполняют работу индивидуально, в парах, группами. Использую интерактивные методы, которые включают каждого ребенка в деятельность. 5. Далее оцениваем результат своей работы на занятии, проводим рефлексию. Каждый обучающийся возвращается к проблемному вопросу и проговаривает, ответил ли я на свой ? в процессе
деятельности. Проводим самооценку или взаимопроверку в зависимости от ситуации. Ребенок комментирует поставленную отметку зеленой пастой в тетради. Описывает свое отношение к работе: что понравилось делать, что было интересно, что оказалось трудным и почему? Где это можно применить? 6. Следующий этап - домашнее задание или перспективы развития. Дается дифференцированно: кто не ответил на свой? дома работает дополнительно и ищет ответ. Дети по желанию выполняют проектные и исследовательские работы, составляют презентации, сообщения и т.д., все остальные читают текст и учат ключевые понятия. Системно - деятельностный подход использую и во внеурочной деятельности при реализации привентивной программы «Стиль жизни – здоровье», через кружковую деятельность. Форимрование УУД определено Федеральным Государственным образовательным Стандартом. Универсальные Учебные Действия включают: 1.Личностные – обеспечивают формирование мотивации, личной ответственности, познавательных интересов и взаимопомощи. 2. Регулятивные – даю возможность учащимся организовать свою учебную деятельность. 3.Познавательные – включают: общеучебные, логические постановки и решения проблем. 4.Коммуникативные – обеспечивают социальную позицию, умение слушать, вступать в диалог, участвовать в обсуждении, работать в группе, выстраивать сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Василий Андреевич Сухомлинский писал «…замечательные и блестящие уроки есть там, где имеется ещё что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков » это повышает мотивацию детей к изучению школьных предметов. Формы внеурочной деятельности в школе: - факультативы - элективные курсы
- кружки - проектная деятельность - предметные недели - научно – исследовательская деятельность « Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю » Конфуций 1. Я поделюсь с вами наработками по реализации программы «Стиль жизни – здоровье» через кружковую деятельность 2. Кружковая деятельность осуществляется второй год, 36 часов (1 занятие в неделю), продолжительность занятий по 45минут, вовлечены учащиеся 9-х классов. 3.Анализ проведенных занятий по программе: Мною отработано восемь занятий по определённой тематике, каждую тему разбиваю на два часа, так как велик объём информации, много разнообразных интересных заданий, и все хочется выполнить. Двухчасовое занятие проводить очень сложно, дети сильно устают за 6часов учебных занятий и оптимальная продолжительность занятия кружка – учебный час(45 минут). Форма занятий: семинар - тренинг Методы работы: ролевая игра, мини – лекция, работа в малых группах, групповая дискуссия, чтение литературных примеров, анкетный опрос, мозговой штурм, тренинг ассертивного поведения, тренинг психической саморегуляции. – На первых занятиях большое затруднение ребята испытывали при формулировании цели и результата занятия. – Затруднялись сравнивать полученный результат и прогнозируемый результат в начале занятия, аргументировать свой ответ. - Обучающие испытывали затруднения при оценке своей продуктивности на занятии. На данный момент большинство ребят с этими заданиями справляются. ( Регулятивные и Познавательные УУД ) *Очень нравиться детям живое общение и разговор по кругу: выражать свое мнение, представлять себя и соседа, делать комплименты товарищам,
высказывать своё мнение о полезности занятия. *Ребята выплескивают свои эмоции, расслабляются и отдыхают при проведении игр – активаторов и просят поиграть ещё. *С большим удовольствием проигрываем различные ситуации, театрализованные сценки и даже придумываем свои. При проведении занятия «Познаю себя в общении с другими» проиграли ситуацию позднего возвращения дочери и разговора с ней родителей, используя «Ты – высказывания» и «Я – высказывания». В первом случае - это спонтанно привело к конфликту в семье, а во втором случае - девочка извинилась перед родителями (происходит формирование Личностных и Коммуникативных УУД) Работа кружка «Стиль жизни – здоровье» органично вписалось в план школьных мероприятий по антинаркотической пропаганде. В организации кружковой деятельности мне очень помогают методические разработки: сценарные планы занятий и рабочие тетради для учащихся. В заключении хочется сказать, что и через кружковую работу происходит формирование Универсальных Учебных Действий у обучающихся, а так же и повышение мотивации к изучению предмета. Работа направлена на антинаркотическую пропаганду. Сегодня - это очень актуально, так как в России 8млн наркопотребителей, из них ежегодно умирают от наркотиков 30 – 70тысяч человек (за все годы войны а Авганистане погибло 15тысяч человек).


В раздел образования