"Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ".
Автор: Меркулова Наталья Михайловна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ- "СОШ №4" им. Сушкина Т.Г. Населённый пункт: село Белое Наименование материала: Элективный курс по русскому языку в 11 кл. Тема: "Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ". Раздел: полное образование
Элективный курс по русскому языку «Сочинение: законы и секреты ма-
стерства. Подготовка к ЕГЭ».
Пояснительная записка.
Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпуск-
ному экзамену, так как, чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно
знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки
правильного использования лексического состава языка, различных его грам-
матических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой
работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста,
уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и
пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории ли-
тературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль,
языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необ-
ходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный
курс.
Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ» призван
актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе
изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, ком-
муникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ» рассчи-
тан на учащихся 11 класса как профильного, так и общеобразовательного
уровня.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на меж-
предметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса
русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать
внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический матери-
ал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во вре-
мя уроков знания.
Курс рассчитан на 2 часа в неделю аудиторных занятий. Общий объем – 68
часов
Цели и задачи изучения курса.
Основными целями курса являются совершенствование приобретенных
учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистиче-
ской компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение
кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
1
Задачи курса:
обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку,
необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в
формате ЕГЭ ;
формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение
уровня С).
Ученики должны
иметь представление
о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ
по русскому языку;
знать
сведения о языке, соответствующие государственным программам и
Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего об-
разования по предмету;
содержание заданий ЕГЭ;
уметь
применять знания о языке в практике правописания, при анализе язы-
ковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
применять приёмы сжатия текста;
понимать и интерпретировать текст;
создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по
поводу прочитанного текста;
аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читатель-
ский опыт.
2
Тематическое планирование
Раздел
программы
Тема
Количество часов
1. Введение
1. Цели и задачи изучаемого
курса. Знакомство с последней
демоверсией, кодификатором и
спецификацией ЕГЭ. Обуче-
ние заполнению бланков ЕГЭ.
1
2. Повторение основных
сведений о тексте.
2. Что такое текст? Связь
предложений в тексте.
3. Стили текста: публицистиче-
ский стиль.
4. Стили текста: художествен-
ный стиль.
5. Типы текста.
6. Зачетная работа №1
1
1
1
1
1
3. Подготовка к сочине-
нию уровня С.
7. Тема, идея текста.
8-9. Проблематика текстов.
10.Способы формулировки
проблемы текста.
11-12. Виды комментария к
проблеме (текстуальный и кон-
цептуальный комментарий).
13-14-15. Выявление и форму-
лировка авторской позиции.
16-17-18-19. Аргументы, виды
1
2
1
2
3
3
аргументов, способы аргумен-
тации.
20-21. Отработка навыков аргу-
ментации.
22. Зачетная работа №2.
23-24. Композиция сочинения.
Речевое оформление компози-
ционных частей сочинения.
25-26. Практикум по написа-
нию сочинения.
27. Анализ сочинений.
28. Зачетная работа №3.
4
2
1
2
2
1
1
4. Комплексная подго-
товка к ЕГЭ.
29-30-31. Тренинг в формате
ЕГЭ.
32.Индивидуальная коррекция
ошибок.
3
1
5. Тестовые задания
33. Правописание Ни НН в
суффиксах различных частей
речи. П.9
34. Правописание корней. П.
10
35. Правописание приставок,
правописание на стыке при-
ставки и корня. П 11
36. Правописание личных
окончаний глаголов и суффик-
сов причастий настоящего вре-
1
1
1
4
мени. П 12
37. Правописание суффиксов
различных частей речи (кроме
Н НН) П. 13
38. Правописание НЕ и НИ. П
14
39. Слитное, дефисное, раз-
дельное написание слов. П. 15
40. Орфография (обобщение).
П. 16
41-42. Пунктуация в простом и
сложном предложении. П 17
43-44. Знаки препинания при
обособленных членах предло-
жения. П 18
45-46. Знаки препинания в
предложениях со словами и
конструкциями, грамматически
не связанными с членами
предложения. П19
47-48. Знаки препинания в
простом осложненном предло-
жении (однородные члены
предложения) П 20.
49-50.Знаки препинания в
бессоюзном сложном предло-
жении. П 21.
51-52. Знаки препинания в
сложноподчиненном предложе-
нии. П. 22
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
5
53-54. Знаки препинания в
сложном предложении с разны-
ми видами связи. П 23.
55-56. Информационная обра-
ботка письменных текстов раз-
личных стилей и жанров. П.24.
57-58. Анализ текста. П.25.
2
2
2
59-64. Практическая работа с
тестами ЕГЭ.
65-68. Итоговая работа.
6
4
Список рекомендуемой литературы
1 Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2016. Книга 2: учебно-методическое посо-
бие/ под редакцией Н.А. Сениной.(Готовимся к ЕГЭ)
3. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, коммента-
рии. М.: Просвещение, 2015
4. Русский язык. 10-11 классы. Тематический тренинг. Модели сочинений.
Подготовка к ЕГЭ: учебное пособие/Н.А. Сенина (Готовимся к ЕГЭ)
5. «Пишем сочинение на ЕГЭ» Е.В. Амелина.
6