Напоминание

Развитие творческой среды на уроках начальной школы в соответствии с ФГОС


Автор: Сылко Елена Владимировна
Должность: учмтель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 22 Курского района Ставропольского края
Населённый пункт: х.Зайцев
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Развитие творческой среды на уроках начальной школы в соответствии с ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




Дорогие коллеги! Традиционно в августе мы подводим итоги прошлого учебного года, намечаем планы на будущее и расставляем приоритеты. Сегодня в системе образования работают преданные своему делу педагоги, которые вдохновенно осваивают развивающие технологии обучения и претворяют в жизнь новые идеи. В настоящее время, какие бы перемены не происходили в системе образования, благодаря нам сохраняются лучшие традиции школы. Именно мы делаем всё для того, чтобы каждый из учащихся получил как можно больше знаний, чтобы в школьных стенах зарождалась крепкая дружба на всю жизнь. На наших плечах лежит ответственная задача – воспитание и образование подрастающего поколения. И от того, каким станет это поколение, зависит будущее всей нашей страны. Уважаемые коллеги! Сердечно поздравляю вас с наступающим новым учебным годом! Пусть он принесёт вам много доброго, радостного, новые достижения! Желаю вам дальнейших творческих успехов, крепкого здоровья, благополучия и счастья. Тема моего выступления « Развитие творческой среды на уроках начальной школы в соответствии с ФГОС». Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека. Творчество - такая деятельность людей, которая приводит к получению нового и оригинального продукта. • Федеральный компонент государственного стандарта определил качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы, призванную обеспечить достижение следующих основных целей: • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; • духовно-нравственное и эстетическое воспитание; • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Я хотела бы познакомить вас с творчеством моих учеников на уроках русского языка, ведь родной язык – язык слов, живущих своей интересной и загадочной жизнью. Поэтому важно с самого начала обучения ребёнка в школе раскрыть тайны и возможности родного слова, развивая детское творчество.
К.Д Ушинский писал:
«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача

первоначального обучения»
Научить учеников создавать новое, творить мне помогает ТРИЗ-педагогика, «Теория решения изобретательных задач» элементы которой я применяю на своих уроках
.
-На уроках русского языка мы часто путешествуем.
- Представьте себя на пороге зимнего леса. Поднимите головы, взгляните на

верхушки деревьев. Вдохните морозный воздух, возьмите в руки комочек снега. Что вы

чувствуете? Послушайте тишину…
Вот как начинаются устные описания воображаемого мира.
« Я вижу….», « Я слышу….», «Я чувствую….
Так дети описывают картину реального мира. Существует, однако ещё один мир - мир образов, Зазеркалье
.
- В Зазеркалье всё как в реальном мире, с одной только разницей: мы видим не сами предметы, а то на что они похожи. - Строим Зазеркалье на уроке.
-
Сравните сосульку на крыше с чем - то целым. ( Расчёска, гусеница, замок вверх ногами )
-
На часть чего похожи сосульки на крыше?
(
гребень динозаврика, чьи-то зубы, кто-то сидит на крыше и свесил ноги)
-
Взгляните на сосульку глазами карлика .С чем по-вашему карлик сравнил бы сосульку? А теперь превратимся в великанов. Что скажете великаны? У образа должна быть своя жизнь, своя история. Этому тоже надо учить. Представьте себе, висела сосулька на крыше и вдруг неожиданно для вас со звоном слетела вниз и раскололась на мелкие кусочки. Найдите «зазеркальные причины»: Почему разбилась сосулька?
(
Она поспорила с подругами, что может вырасти. Тянулась, тянулась вниз! – и упала!) И всё же особо важное место занимает сочинение – высшая форма проявления творческих способностей ребёнка, требующая от него высокого напряжения. Предлагаю написать сочинение «О чём мечтает сосулька?»

В ТРИЗ - педагогике есть
приём – эмпатия.
Суть его в том, что человек представляет себя предметом, о котором идёт речь, вживается в образ предмета и пытается решить задачу, посмотрев на неё глазами данного предмета. Это чисто психологический приём, расчёт на то, что неожиданный взгляд на задачу позволяет увидеть нечто новое. Предлагаю ученикам задуматься об отношении к окружающим нас предметам. На одном из уроков предложила представить себя портфелем или тетрадкой
.

Ребят увлекают задания, которые удивляют своей неожиданностью, поэтому я стараюсь находить и использовать новые формы постановки учебной задачи. С этой целью провела следующие творческие мастерские письма.
Творческая мастерская письма «Дом»
1. Напишите на листе слово «ДОМ». Вслушайтесь, всмотритесь в это слово. Напишите слова, которые связаны с ощущениями, воспоминаниями, мыслями о доме. 2. Закончите предложения: «Мой дом…», «Я в доме…», «Дома мне интересно…», «Я люблю…», «Я хочу…». 3. Напишите слова «холодный дом» и опишите, как вы это понимаете. 4. Напишите слова «теплый дом» и опишите, как вы это понимаете. 5. Напишите слова «идеальный дом». Найдите слова, которые помогут вам описать ваш идеальный дом и напишите их. 6. Наложите свою ладонь на лист. Обведите ее и запишите всех, кого вы возьмете в свой идеальный дом. Выделите главного человека в вашем идеальном доме. 7. Перечитайте все слова и выберите главное слово. Напишите его на листе с большой буквы. Это и есть тема вашего сочинения. 8. Напишите сочинение. ИДЕАЛЬНЫЙ ДОМ В идеальном доме комфортно, красиво и удобно. В нем царит чистота и уют. В таком доме тихо и спокойно.
Творческая мастерская письма «Почувствуйте вкус слова доброта»
1. Доброта – тема нашего урока. Произнесите слово «доброта» и запишите его на листе. 2. Представьте, что это слово превратилось в магнит и притягивает к себе другие слова. Напишите эти слова. 3. Слово и образ 4. Слово и рифма. Подберите рифму к слову «доброта». 5. Еще раз напишите слово «доброта» на листе с большой буквы. Это и есть тема вашего сочинения. 6. Напишите сочинение. Дети любят придумывать занимательные рассказы, все слова которых начинаются с одной буквы. Начинаю с одного предложения. На минутках чистописания, отрабатывая написание какой-либо буквы, я даю задание:
-
Составить предложение, чтобы все слова были на одну букву «Б»
Бедный барашек брел по болоту. Белые бабочки бесились. Белки на березе боролись с

букашками. Бурундук беседовал с бобром.

- Часто я обращаюсь к
буриме
(франц. boutsrimes - «рифмованные концы»). Создание четверостиший на заданные рифмы также стимулирует развитие творческих способностей. Подобная работа развивает у детей творческое воображение, дар слова, а также служит хорошим средством развития чувства юмора. Предлагаю слова:
лужок,

ежик, бережок, снежок, ножки, сапожки.
Составьте, используя данные слова четверостишия. 1. Вышел ежик на лужок И увидел бережок. Не промокнут ножки: У ежа - сапожки! 2. Падал беленький снежок. По дорожке ёжик шёл. Заморозил ножки - Не купил сапожки. Другим средством создания положительной эмоциональной окраски учения являются сказки.
Сочинение

сказок
- еще один этап в развитии речи детей. Дети очень любят переделывать сказки, придумывать продолжение известным сказкам, смешивать их между собой, придумывать сказки по заданному началу или концу. Я предложила перемешать сказки «Колобок», «Кот, Лиса и Петух». Развитию креативности способствует и такой вид работы, как
творческий диктант.
Он развивает самостоятельность учащихся, их речь и служит средством повторения правописания словарных слов, работая с которыми, ребята учатся устанавливать ситуативные связи между предметами. Предлагаются такие задания: составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными. Например: сапоги – ворона – Сколько нужно износить сапог, чтобы поймать одну ворону? – Сколько сапог может износить ворона за свою жизнь? – Сумеет ли ворона надеть сапоги на кошку? – Сколько понадобится лет, чтобы сапоги догнали ворону? Я предлагаю детям нестандартные задания. Главный отличительный признак нестандартных заданий – их связь с творческой деятельностью. Например,
пиктографический диктант.
Как из лейки дождик льёт. Под ёлкой спрятался енот. Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:
1. Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон. 2. Возрастает интерес к изучению русского языка. 3. Повышается орфографическая зоркость, улучшается успеваемость по русскому языку, литературному чтению. 4. Развиваются познавательные способности младших школьников, наблюдательность, мышление, воображение детей. 5. Дети с удовольствием участвуют в творческих конкурсах, школьных и районных. Постепенно – шаг за шагом, год за годом – растёт мастерство моих учеников. На уроках они радуют меня и радуются сами, удивляют взрослых и удивляются себе в этом мире. Главное в педагогике творчества - не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести " таинственному цветку поэзии в душе ребенка, школьника, начинающего мастера. ( Л. Н. Толстой )
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Булохов В.Я. «Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся».//«Начальная школа» №1, 1991, с. 9.- 22 2. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. – Москва: «Просвещение, 1991. 3. Граник Г.Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. – Москва:«Просвещение», 1994. 4. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников – Москва: «Просвещение»,1985. 5. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – Москва: «Просвещение»,1990. 6. Панков М.В. Занимательная орфография. – Москва: «Просвещение», 1984.//«Начальная школа», №1,1996, с.22. 7. Тырычева Л.А. «Занимательные упражнения на уроках русского языка в 1-2 классах».// «Начальная школа», №5, 1994, с 18-22. 8. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – Москва «Просвещение», 1989.школа», №8, 2002, с. 48.

Приложение

Развитие творческих способностей на уроках русского языка

1.

Приём – эмпатия.
Суть его в том, что человек представляет себя предметом, о котором идёт речь, вживается в образ предмета и пытается решить задачу, посмотрев на неё глазами данного предмета. Это чисто психологический приём, расчёт на то, что неожиданный взгляд на задачу позволяет увидеть нечто новое.  Что если ты превратился в кустик?  О чём ты мечтаешь?  С кем ты подружился?  О чём шепчутся твои листочки? Представьте себя линейкой, тетрадью, портфелем и т.д.
2.

Игра «Колодец желаний»
Цель - помочь ученикам выразить свою индивидуальность, высказывая самые заветные мечты; учить соизмерять свои действия с окружающей природой, сдействиями товарищей; развивать речь, воображение, фантазию, помочь разобраться в своих чувствах, понять себя. Темы для творческих работ:  Если бы я был насекомым, то превратился бы в паука.  Если бы животные и птицы смогли говорить на одном языке.  Если бы растения могли не только расти, но и сами двигаться.  Если бы внезапно исчезло солнце
3.Творческая мастерская письма «Дом»
1. Напишите на листе слово «ДОМ». Вслушайтесь, всмотритесь в это слово. Напишите слова, которые связаны с ощущениями, воспоминаниями, мыслями о доме. 2. Закончите предложения: «Мой дом…», «Я в доме…», «Дома мне интересно…», «Я люблю…», «Я хочу…». 3. Напишите слова «холодный дом» и опишите, как вы это понимаете. 4. Напишите слова «теплый дом» и опишите, как вы это понимаете. 5. Напишите слова «идеальный дом». Найдите слова, которые помогут вам описать ваш идеальный дом и напишите их.
6. Наложите свою ладонь на лист. Обведите ее и запишите всех, кого вы возьмете в свой идеальный дом. Выделите главного человека в вашем идеальном доме. 7. Перечитайте все слова и выберите главное слово. Напишите его на листе с большой буквы. Это и есть тема вашего сочинения. 8. Напишите сочинение. ИДЕАЛЬНЫЙ ДОМ
4. Творческая мастерская письма «Почувствуйте вкус слова доброта»
1. Доброта – тема нашего урока. Произнесите слово «доброта» и запишите его на листе. 2. Представьте, что это слово превратилось в магнит и притягивает к себе другие слова. Напишите эти слова. 3. Слово и образ 4. Слово и рифма. Подберите рифму к слову «доброта». 5. Еще раз напишите слово «доброта» на листе с большой буквы. Это и есть тема вашего сочинения. 6. Напишите сочинение.
5. Буриме (франц. - «рифмованные концы»).
Создание четверостиший на заданные рифмы. лужок, ежик, бережок, снежок, ножки, сапожки Вышел ежик на лужок И увидел бережок. Не промокнут ножки: У ежа - сапожки!
6.Пиктографический диктант.
Как из лейки дождик льёт Под ёлкой спрятался енот.

7.Составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета
. Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными. Например: сапоги – ворона – Сколько нужно износить сапог, чтобы поймать одну ворону? и т.д


В раздел образования