Развитие творческой среды на уроках начальной школы в соответствии с ФГОС
Автор: Сылко Елена Владимировна Должность: учмтель начальных классов Учебное заведение: МОУ СОШ № 22 Курского района Ставропольского края Населённый пункт: х.Зайцев Наименование материала: Методические рекомендации Тема: Развитие творческой среды на уроках начальной школы в соответствии с ФГОС Раздел: начальное образование
Дорогие коллеги!
Традиционно в августе мы подводим итоги прошлого учебного года, намечаем планы на
будущее и расставляем приоритеты.
Сегодня в системе образования работают преданные своему делу педагоги, которые
вдохновенно осваивают развивающие технологии обучения и претворяют в жизнь новые
идеи.
В настоящее время, какие бы перемены не происходили в системе образования, благодаря
нам сохраняются лучшие традиции школы. Именно мы делаем всё для того, чтобы каждый
из учащихся получил как можно больше знаний, чтобы в школьных стенах зарождалась
крепкая дружба на всю жизнь. На наших плечах лежит ответственная задача – воспитание
и образование подрастающего поколения. И от того, каким станет это поколение, зависит
будущее всей нашей страны.
Уважаемые коллеги!
Сердечно поздравляю вас с наступающим новым учебным годом! Пусть он принесёт вам
много доброго, радостного, новые достижения!
Желаю вам дальнейших творческих успехов, крепкого здоровья, благополучия и счастья.
Тема моего выступления « Развитие творческой среды на уроках начальной школы в
соответствии с ФГОС». Развитие воображения и творческих способностей является
важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы
развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых
решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что
истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и
навыками, но и развитие, воспитание творческого человека. Творчество - такая
деятельность людей, которая приводит к получению нового и оригинального продукта.
• Федеральный компонент государственного стандарта определил качественно новую
личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы,
призванную обеспечить достижение следующих основных целей:
• освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления
разнообразных видов деятельности;
• духовно-нравственное и эстетическое воспитание;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
• развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению,
формирование желания и умения учиться.
Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и
надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск
разума и добра.
Я хотела бы познакомить вас с творчеством моих учеников на уроках русского
языка, ведь родной язык – язык слов, живущих своей интересной и загадочной жизнью.
Поэтому важно с самого начала обучения ребёнка в школе раскрыть тайны и возможности
родного слова, развивая детское творчество.
К.Д Ушинский писал:
«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача
первоначального обучения»
Научить учеников создавать новое, творить мне помогает ТРИЗ-педагогика, «Теория
решения изобретательных задач» элементы которой я применяю на своих уроках .
-На уроках русского языка мы часто путешествуем.
- Представьте себя на пороге зимнего леса. Поднимите головы, взгляните на
верхушки деревьев. Вдохните морозный воздух, возьмите в руки комочек снега. Что вы
чувствуете? Послушайте тишину…
Вот как начинаются устные описания воображаемого мира.
« Я вижу….», « Я слышу….», «Я чувствую….
Так дети описывают картину реального мира.
Существует, однако ещё один мир - мир образов, Зазеркалье .
- В Зазеркалье всё как в реальном мире, с одной только разницей: мы видим не сами
предметы, а то на что они похожи.
- Строим Зазеркалье на уроке.
- Сравните сосульку на крыше с чем - то целым.
( Расчёска, гусеница, замок вверх ногами )
- На часть чего похожи сосульки на крыше?
( гребень динозаврика, чьи-то зубы, кто-то сидит на крыше и свесил ноги)
- Взгляните на сосульку глазами карлика .С чем по-вашему карлик сравнил бы сосульку?
А теперь превратимся в великанов. Что скажете великаны?
У образа должна быть своя жизнь, своя история. Этому тоже надо учить.
Представьте себе, висела сосулька на крыше и вдруг неожиданно для вас со звоном
слетела вниз и раскололась на мелкие кусочки. Найдите «зазеркальные причины»: Почему
разбилась сосулька?
( Она поспорила с подругами, что может вырасти. Тянулась, тянулась вниз! – и упала!)
И всё же особо важное место занимает сочинение – высшая форма проявления творческих
способностей ребёнка, требующая от него высокого напряжения.
Предлагаю написать сочинение «О чём мечтает сосулька?»
В ТРИЗ - педагогике есть приём – эмпатия. Суть его в том, что человек представляет
себя предметом, о котором идёт речь, вживается в образ предмета и пытается решить
задачу, посмотрев на неё глазами данного предмета. Это чисто психологический приём,
расчёт на то, что неожиданный взгляд на задачу позволяет увидеть нечто новое.
Предлагаю ученикам задуматься об отношении к окружающим нас предметам. На одном
из уроков предложила представить себя портфелем или тетрадкой .
Ребят увлекают задания, которые удивляют своей неожиданностью, поэтому я стараюсь
находить и использовать новые формы постановки учебной задачи. С этой целью провела
следующие творческие мастерские письма.
Творческая мастерская письма «Дом»
1. Напишите на листе слово «ДОМ». Вслушайтесь, всмотритесь в это слово. Напишите
слова, которые связаны с ощущениями, воспоминаниями, мыслями о доме.
2. Закончите предложения: «Мой дом…», «Я в доме…», «Дома мне интересно…», «Я
люблю…», «Я хочу…».
3. Напишите слова «холодный дом» и опишите, как вы это понимаете.
4. Напишите слова «теплый дом» и опишите, как вы это понимаете.
5. Напишите слова «идеальный дом». Найдите слова, которые помогут вам описать ваш
идеальный дом и напишите их.
6. Наложите свою ладонь на лист. Обведите ее и запишите всех, кого вы возьмете в свой
идеальный дом. Выделите главного человека в вашем идеальном доме.
7. Перечитайте все слова и выберите главное слово. Напишите его на листе с большой
буквы. Это и есть тема вашего сочинения.
8. Напишите сочинение.
ИДЕАЛЬНЫЙ ДОМ
В идеальном доме комфортно, красиво и удобно. В нем царит чистота и уют. В таком доме
тихо и спокойно.
Творческая мастерская письма «Почувствуйте вкус слова доброта»
1. Доброта – тема нашего урока. Произнесите слово «доброта» и запишите его на листе.
2. Представьте, что это слово превратилось в магнит и притягивает к себе другие слова.
Напишите эти слова.
3. Слово и образ
4. Слово и рифма. Подберите рифму к слову «доброта».
5. Еще раз напишите слово «доброта» на листе с большой буквы. Это и есть тема вашего
сочинения.
6. Напишите сочинение.
Дети любят придумывать занимательные рассказы, все слова которых начинаются с
одной буквы. Начинаю с одного предложения. На минутках чистописания, отрабатывая
написание какой-либо буквы, я даю задание:
- Составить предложение, чтобы все слова были на одну букву «Б»
Бедный барашек брел по болоту. Белые бабочки бесились. Белки на березе боролись с
букашками. Бурундук беседовал с бобром.
- Часто я обращаюсь к буриме (франц. boutsrimes - «рифмованные концы»). Создание
четверостиший на заданные рифмы также стимулирует развитие творческих
способностей. Подобная работа развивает у детей творческое воображение, дар слова, а
также служит хорошим средством развития чувства юмора. Предлагаю слова: лужок,
ежик, бережок, снежок, ножки, сапожки. Составьте, используя данные слова
четверостишия.
1. Вышел ежик на лужок
И увидел бережок.
Не промокнут ножки:
У ежа - сапожки!
2. Падал беленький снежок.
По дорожке ёжик шёл.
Заморозил ножки -
Не купил сапожки.
Другим средством создания положительной эмоциональной окраски учения являются
сказки. Сочинение
сказок - еще один этап в развитии речи детей. Дети очень любят
переделывать сказки, придумывать продолжение известным сказкам, смешивать их между
собой, придумывать сказки по заданному началу или концу.
Я предложила перемешать сказки «Колобок», «Кот, Лиса и Петух».
Развитию креативности способствует и такой вид работы, как творческий диктант. Он
развивает самостоятельность учащихся, их речь и служит средством повторения
правописания словарных слов, работая с которыми, ребята учатся устанавливать
ситуативные связи между предметами. Предлагаются такие задания: составьте как можно
больше вопросов, соединяя два предмета. Постарайтесь, чтобы вопросы были
необычными.
Например: сапоги – ворона
– Сколько нужно износить сапог, чтобы поймать одну ворону?
– Сколько сапог может износить ворона за свою жизнь?
– Сумеет ли ворона надеть сапоги на кошку?
– Сколько понадобится лет, чтобы сапоги догнали ворону?
Я предлагаю детям нестандартные задания. Главный отличительный признак
нестандартных заданий – их связь с творческой деятельностью. Например,
пиктографический диктант.
Как из лейки дождик льёт.
Под ёлкой спрятался енот.
Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей
обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:
1. Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон.
2. Возрастает интерес к изучению русского языка.
3. Повышается орфографическая зоркость, улучшается успеваемость по русскому языку,
литературному чтению.
4. Развиваются познавательные способности младших школьников, наблюдательность,
мышление, воображение детей.
5. Дети с удовольствием участвуют в творческих конкурсах, школьных и районных.
Постепенно – шаг за шагом, год за годом – растёт мастерство моих учеников. На уроках
они радуют меня и радуются сами, удивляют взрослых и удивляются себе в этом мире.
Главное в педагогике творчества - не дать угаснуть Божьему дару, не помешать
расцвести " таинственному цветку поэзии в душе ребенка, школьника, начинающего
мастера. ( Л. Н. Толстой )
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Булохов В.Я. «Орфографические ошибки и пути повышения грамотности
учащихся».//«Начальная школа» №1, 1991, с. 9.- 22
2. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. – Москва: «Просвещение, 1991.
3.
Граник
Г.Г.,
Бондаренко
С.
М.,
Концевая
Л.
А.
Секреты
орфографии.
–
Москва:«Просвещение», 1994.
4. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников – Москва:
«Просвещение»,1985.
5. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – Москва: «Просвещение»,1990.
6. Панков М.В. Занимательная орфография. – Москва: «Просвещение», 1984.//«Начальная
школа», №1,1996, с.22.
7. Тырычева Л.А. «Занимательные упражнения на уроках русского языка в 1-2
классах».// «Начальная школа», №5, 1994, с 18-22.
8. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – Москва «Просвещение», 1989.школа», №8, 2002,
с. 48.
Приложение
Развитие творческих способностей на уроках русского языка
1.
Приём – эмпатия.
Суть его в том, что человек представляет себя предметом, о котором идёт речь,
вживается в образ предмета и пытается решить задачу, посмотрев на неё глазами
данного предмета. Это чисто психологический приём, расчёт на то, что неожиданный
взгляд на задачу позволяет увидеть нечто новое.
Что если ты превратился в кустик?
О чём ты мечтаешь?
С кем ты подружился?
О чём шепчутся твои листочки?
Представьте себя линейкой, тетрадью, портфелем и т.д.
2.
Игра «Колодец желаний»
Цель - помочь ученикам выразить свою индивидуальность, высказывая самые заветные
мечты; учить соизмерять свои действия с окружающей природой, сдействиями товарищей;
развивать речь, воображение, фантазию, помочь разобраться в своих чувствах, понять
себя.
Темы для творческих работ:
Если бы я был насекомым, то превратился бы в паука.
Если бы животные и птицы смогли говорить на одном языке.
Если бы растения могли не только расти, но и сами двигаться.
Если бы внезапно исчезло солнце
3.Творческая мастерская письма «Дом»
1. Напишите на листе слово «ДОМ». Вслушайтесь, всмотритесь в это слово.
Напишите слова, которые связаны с ощущениями, воспоминаниями, мыслями о
доме.
2. Закончите предложения: «Мой дом…», «Я в доме…», «Дома мне интересно…»,
«Я люблю…», «Я хочу…».
3. Напишите слова «холодный дом» и опишите, как вы это понимаете.
4. Напишите слова «теплый дом» и опишите, как вы это понимаете.
5. Напишите слова «идеальный дом». Найдите слова, которые помогут вам описать
ваш идеальный дом и напишите их.
6. Наложите свою ладонь на лист. Обведите ее и запишите всех, кого вы возьмете в
свой идеальный дом. Выделите главного человека в вашем идеальном доме.
7. Перечитайте все слова и выберите главное слово. Напишите его на листе с
большой буквы. Это и есть тема вашего сочинения.
8. Напишите сочинение. ИДЕАЛЬНЫЙ ДОМ
4. Творческая мастерская письма «Почувствуйте вкус слова доброта»
1. Доброта – тема нашего урока. Произнесите слово «доброта» и запишите его на
листе.
2. Представьте, что это слово превратилось в магнит и притягивает к себе другие
слова. Напишите эти слова.
3. Слово и образ
4. Слово и рифма. Подберите рифму к слову «доброта».
5. Еще раз напишите слово «доброта» на листе с большой буквы. Это и есть тема
вашего сочинения.
6. Напишите сочинение.
5. Буриме (франц. - «рифмованные концы»). Создание четверостиший на
заданные рифмы.
лужок, ежик, бережок, снежок, ножки, сапожки
Вышел ежик на лужок
И увидел бережок.
Не промокнут ножки:
У ежа - сапожки!
6.Пиктографический диктант.
Как из лейки дождик льёт
Под ёлкой спрятался енот.
7.Составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета . Постарайтесь,
чтобы вопросы были необычными. Например: сапоги – ворона
– Сколько нужно износить сапог, чтобы поймать одну ворону? и т.д