Фрагмент урока русского языка "Изменение имён прилагательных по родам" 3 класс, Школа России
Автор: Медведева Елена Юрьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ № 34 Населённый пункт: город Златоуст, Челябинская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Фрагмент урока русского языка "Изменение имён прилагательных по родам" 3 класс, Школа России Раздел: начальное образование
1 .Введение в тему. Мотивация.
Послушайте мини-сценку, которую приготовили ваши одноклассники и
попробуйте определить тему урока.
ведущий:
Родилось имя прилагательное с добрым, забавным и покладистым характером. Но вот
незадача: не было у него ничего собственного, кроме имени. Ни рода, ни числа…
Расстраивалось прилагательное:
прилагательное:
А что, если мне попросить их хотя бы на время у кого-нибудь из частей речи?
ведущий:
И стал оно обращаться ко всем частям речи со своей просьбой. Но никто не хотел ничем
поделиться, тем более дружить - согласовываться с прилагательным.
И только существительному по душе пришёлся этот обаятельный проситель.
Благородно взяв его за руку, оно произнесло:
существительное:
Мне не жалко моих грамматических значений. Возьми мой падеж, число, даже родом с
тобой поделюсь, словно, породнюсь!
ведущий:
Так и живёт дружно с тех пор эта парочка.
Вместе служба, вместе и дружба!
- Какова тема урока?
Тема нашего урока: Изменение имени прилагательного по родам. слайд 1
2 . Работа над усвоением темы.
- Чтобы усвоить тему, необходимо ответить на два проблемных вопроса:
Проблемные вопросы записаны на секретных конвертах, которые мы со
временем откроем:
От чего зависит род имени прилагательного?
Какая часть слова изменяется в прилагательном с изменением рода?
- Соотнесение пар (ЦОР – электронное приложение у учебнику)
-Составьте пары-словосочетания (фронтальная работа).
- Как удалось составить словосочетания? (задавали вопросы, по
вопросу)
«Существительное как-бы задаёт команду-вопрос прилагательному.
Так образуется словосочетание-смысловая пара:
сущ. + прил.»
- От чего зависит команда-вопрос?
(ваши предположения…)
слайд 2
- вопрос «какой?» задаём от существительного мужского род
- вопрос «какая?»……продолжите мою мысль.
- вопрос «какое?»…….
Откройте первый тайный конверт и прочитайте алгоритм определения
рода прилагательного, который вам пригодится. слайд 3
-Дайте ответ на первый проблемный вопрос
«Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного,
с которым оно связано»
- Поиграем в орфографическое лото.
- Один ученик подбирает недостающую часть прилагательного, а
Другой - прикрепляет к соответствующему роду. (на доске)
Фронтальная работа: слайд 4
На слайде: «Прилагательные потерялись» (разнести в 3 столбика по
родам)
Проверка по слайду всех. слайд 5
Проверка пары, работающей у доски.
- Какую часть слова подбирали ребята, работавшие в паре? (окончание)
- Ответим на второй проблемный вопрос: какая часть слова у
прилагательных изменяется с изменением рода?
- Откройте второй тайный конверт, прочитайте вывод и сохраните
памятку-таблицу - опору в своих тетрадях-памятках.
«При изменении рода прилагательных изменяется его окончание»
- Сделаем вывод об окончаниях прилагательных в м., ж., и ср.роде.
(таблица) слайд 6
- Вопрос с ЦОР: Как определить род прилагательного в ед.числе?
- По каким признакам можно определить род прилагательных ед.ч.?
(вопрос, окончание)
3. закрепление (дифференцированные задания по степени трудности)
слайд 7
1) по карточке
2) в печатной тетради с. 47 № 104
3) в учебнике с. 75 № 129
5.
синквейн - итог
подберите прилагательные соответствующего рода:
урок……….
тема урока………….
настроение…………….
4. рефлексия
Как вы оцениваете сегодняшнюю свою работу на уроке?
- Что получилось?
-Чем довольны?
-Чему ещё надо учиться?
Пожелание всем ученикам и гостям - слайд 8