Коллаж как новый способ организации пространства произведения
Автор: Филатова Марина Александровна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ ДО ЦТРиГО Населённый пункт: г. Петропавловск-Камчатский Наименование материала: статья Тема: Коллаж как новый способ организации пространства произведения Раздел: дополнительное образование
М. А. Филатова
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр творческого развития и гуманитарного образования»
Коллаж как новый способ организации
пространства произведения
Коллаж
появился
в
начале
ХХ
века. Коллаж
(от
фр.
collage
–
наклеивание, аппликация; от англ. - комбинация разнородных элементов) –
прием
в
искусстве,
для
создания
произведений,
когда
материалы
наклеиваются на основу отличающихся от нее по цвету и фактуре.
Впервые коллажи появились в 1912 году в изобразительном искусстве
кубистов П. Пикассо и Ж. Брака. Включение таких материалов: вырезки из
газет или журналов, фрагменты обоев, нотной бумаги, клеенки, жести было
декоративным дополнением в живописи. [1] В «Натюрморте с плетенным
стулом» П. Пикассо живописное изображение лимона, курительной трубки,
бокала, ножа соединяются с материальным предметом - клеенкой с рисунком,
которая имитирует плетеное сидение стула. (рис. 1)
Рисунок 1 – Пикассо. Натюрморт с плетёным стулом, 1912
Художники
актуальных
течений
ХХ
века
создавали
произведения
используя технику коллаж: футуристы, дадаисты, сюрреалисты, художники
поп-арта, конструктивисты, а именно, Дюшан, Ф. Пикабиа, Р.И. Бальдессари,
Дж.
Северини, Г.
Арп,
Д.
Коверт,
К.
Швиттерс,
Й.
Стела,
Г.
Гросс,
Д.
Хартфильд, М. Эрнст, Р. Хаусманн, М. Рей, Ж. Кроти, И. Баадер и другие. [2]
К. Швиттерс был первым художником, работавшим только в технике
коллажа.
Его
произведения
состояли
из
элементов
бумаги,
автобусных
билетов,
этикеток,
купонов,
обрывков
газет
и
фрагментов
фотографий,
фрагментов
ткани
и
дерева.
В
его коллаже
«Вращение» происходит
разработка
беспредметной
образной
структуры.
(рис.
2)
Различные
материалы
частично
закрашенные
придают
поверхности
структурное
разнообразие. Такая неоднородная поверхность коллажа и структура создает
пространственно
–
ритмическую
композицию.
Художник
применяет
материалы для того, чтобы с их помощью, заменяя и дополняя традиционные
масляные краски, создавать беспредметные композиции.
Рисунок 2 – К. Швиттерс. Вращение
. 1919
Холст, дерево, металл, веревки, картон, шерсть, провода, кожа, масло. Музей
современного искусства, Нью-Йорк
В искусстве поп-арта (от англ. “popular”, популярное, общедоступное
искусство) в коллаже сочетались различные объекты, взятые из обыденной
жизни.
Художники
использовали
в
коллаже
бельё,
металлический
лом,
муляжи предметов, например, пивные банки, тюбики губной помады. Они
добивались противопоставления иллюзии и реальности, искусственного и
естественного.
Например,
произведение
Р.
Раушенберга
«Постель»
представляет собой вертикально закрепленные и залитые краской подушку и
одеяло. [4] (рис. 3)
Рисунок 3 – Р. Раушенберг. Постель. 1955
Коллаж
в
России
возникает
в
1910–е
годы
в
авангардных
направлениях искусства.
Русские
художники,
создававшие
коллажи:
А.
Лентулов,
А.
Крученых, О. В. Розанова, В. Татлин, А. М. Родченко, П. С. Галаджев,
Параджанов, В. Ермилов, В. Ф. Степанова, В. Эрльбрух, И. Ефимов, А.
Куприн, А. Архипенко, Пуни, Клюн, Попова, Ларионов и другие.
Первыми коллажами являются работы А. Лентулова. Например, в его
произведении
"Василий
Блаженный"
созданное
в
1913
использованы
наклейки из бумаги и фольги. (рис. 4)
Включение
произведений
искусства
литографий,
фотографий,
рисунков
встречается
в
коллажах
Степановой,
Родченко,
Галаджева.
Например,
в
фотомонтаже
А.
Родченко
«Иллюстрация
к
поэме
В.
Маяковского» (1923). (рис. 5)
В творчестве В.Е. Татлина
объектом эксперимента становится еще
один элемент живописи – фактура. В контррельефах художник используются
свойства фактуры – грубость, хрупкость, вязкость, мягкость. (рис. 6)
Рисунок 4 -
Лентулов «Василий
Блаженный»1913
Рисунок 5 - А. Родченко
И это стоит столетья. Иллюстрация к поэме В. Маяковского (1923).
Фотомонтаж на бумаге, наклейка, черная и красная тушь, розовая
бумага
Рисунок 6 – В. Е. Татлин. Ассамбляж. Контр-рельеф. 1914. Дерево, металл,
кожа
В
конце
XX
века
и
на
современном
этапе
коллажи
приобретают
беспредметный
характер.
Современные
представители,
использовавшие
коллаж: С. Ануфриев, С. Бугаев, В. Захаров, В. Колейчук, В. Хлебникова, П.
Жуков, Поварова В. Г, Зосимов А. Г. Писарева, И. Сенькин, И. С Чуйков, А.
Агабеков и другие. [4]
Например, коллажи А. Агабекова носят абстрактный характер. (рис. 7)
Он
применяет
в
своих
работах
стекло
и
зеркало,
где
стекло
позволяет
показать, пространство за картиной, а зеркало перед ней. Разнонаправленные
зеркала
позволяют
показать
многомерность
пространства.
Например,
в
произведении «Белая ночь».
Рисунок 7 – А. Агабеков. Белая ночь. 1999. Объект. Дерево, стекло, зеркало,
бумага цветная, бумага наждачная, металлические детали, сетка капроновая,
темпера
Коллаж создает новое пространство из разных элементов, текстов,
разных стилей, между фотографиями и рисунком, тиражным и единственным
материалом, между материалом разных фактур и разной плотности.
Мышление фрагментами, комбинирование, наложение друг на друга
разнородных,
разностилевых
элементов,
выделение,
фрагментарность,
разномасштабность
отдельных
предметов
создают
пространство
коллажа.
Разрывы
и
швы
между
изобразительными
элементами
являются
художественными особенностями произведения. [4]
В коллаже присутствует многослойность, формы и образы которого не
имеют аналогий в реальности. Техника коллажа стремиться к упрощению
форм, где элементы коллажа, соединенные на поверхности теряют свою
вещественность.
Технологический
прием
коллажа
используется
в
двумерных
и
в
трехмерных коллажах, составленных из разнородных элементов. При этом
выделяются
различные
типы
технического
исполнения:
рассеивание,
наслоение, соединение обоих видов и смешение коллажа с живописью.
Виды
двумерного
коллажа:
аппликация,
декупаж,
текстильный
коллаж, коллаж с использованием флористики, фотоколлаж (фотомонтаж),
компьютерный коллаж. Трехмерный коллаж является ассамбляж.
В
р а б о т е прослежен
исторический
путь
развития
коллажа
в
изобразительном искусстве XX века, где в коллаже элементы материальной
действительности
приобретают
художественное
значение.
Данный
анализ
показал,
что коллаж
включает
в
себя
различные
варианты
работы
с
плоскостью
и
на
плоскости,
позволяющие
выйти
за
её
пределы
в
пространство
к
объекту. Коллаж
позволяет
экспериментировать
с
материалами и фактурами, создавая художественные образы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Жидель А. Пикассо. - М.: Молодая гвардия, 2007. – 374 с.
2.
Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа / отв. ред. Г.Ф.
Коваленко;
Гос.
ин-т
искусствознания
М-во
культуры
и
массовых
коммуникаций
РФ;
научный
совет
РАН
«Историко-теоритические
проблемы искусствознания» - М.: Наука, 2005. - 430 с.
3.
Андреева Е. Постмодернизм. Искусство второй половины XX – начала
XXI века. Санкт-Петербург.: Азбука-Классика, 2007. - 486 с.
4.
Бобринская
Е.
Русский
авангард:
границы
искусства.
М.:
Новое
литературное обозрение, 2006. – 304 с.