Напоминание

Коллаж как новый способ организации пространства произведения


Автор: Филатова Марина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ЦТРиГО
Населённый пункт: г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: статья
Тема: Коллаж как новый способ организации пространства произведения
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья
УДК 7.036

М. А. Филатова
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования»
Коллаж как новый способ организации

пространства произведения
Коллаж появился в начале ХХ века. Коллаж (от фр. collage – наклеивание, аппликация; от англ. - комбинация разнородных элементов) – прием в искусстве, для создания произведений, когда материалы наклеиваются на основу отличающихся от нее по цвету и фактуре. Впервые коллажи появились в 1912 году в изобразительном искусстве кубистов П. Пикассо и Ж. Брака. Включение таких материалов: вырезки из газет или журналов, фрагменты обоев, нотной бумаги, клеенки, жести было декоративным дополнением в живописи. [1] В «Натюрморте с плетенным стулом» П. Пикассо живописное изображение лимона, курительной трубки, бокала, ножа соединяются с материальным предметом - клеенкой с рисунком, которая имитирует плетеное сидение стула. (рис. 1) Рисунок 1 – Пикассо. Натюрморт с плетёным стулом, 1912 Художники актуальных течений ХХ века создавали произведения используя технику коллаж: футуристы, дадаисты, сюрреалисты, художники поп-арта, конструктивисты, а именно, Дюшан, Ф. Пикабиа, Р.И. Бальдессари, Дж. Северини, Г. Арп, Д. Коверт, К. Швиттерс, Й. Стела, Г. Гросс, Д. Хартфильд, М. Эрнст, Р. Хаусманн, М. Рей, Ж. Кроти, И. Баадер и другие. [2]
К. Швиттерс был первым художником, работавшим только в технике коллажа. Его произведения состояли из элементов бумаги, автобусных билетов, этикеток, купонов, обрывков газет и фрагментов фотографий, фрагментов ткани и дерева. В его коллаже «Вращение» происходит разработка беспредметной образной структуры. (рис. 2) Различные материалы частично закрашенные придают поверхности структурное разнообразие. Такая неоднородная поверхность коллажа и структура создает пространственно – ритмическую композицию. Художник применяет материалы для того, чтобы с их помощью, заменяя и дополняя традиционные масляные краски, создавать беспредметные композиции. Рисунок 2 – К. Швиттерс. Вращение . 1919 Холст, дерево, металл, веревки, картон, шерсть, провода, кожа, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк В искусстве поп-арта (от англ. “popular”, популярное, общедоступное искусство) в коллаже сочетались различные объекты, взятые из обыденной жизни. Художники использовали в коллаже бельё, металлический лом, муляжи предметов, например, пивные банки, тюбики губной помады. Они добивались противопоставления иллюзии и реальности, искусственного и естественного. Например, произведение Р. Раушенберга «Постель» представляет собой вертикально закрепленные и залитые краской подушку и одеяло. [4] (рис. 3)
Рисунок 3 – Р. Раушенберг. Постель. 1955 Коллаж в России возникает в 1910–е годы в авангардных направлениях искусства. Русские художники, создававшие коллажи: А. Лентулов, А. Крученых, О. В. Розанова, В. Татлин, А. М. Родченко, П. С. Галаджев, Параджанов, В. Ермилов, В. Ф. Степанова, В. Эрльбрух, И. Ефимов, А. Куприн, А. Архипенко, Пуни, Клюн, Попова, Ларионов и другие. Первыми коллажами являются работы А. Лентулова. Например, в его произведении "Василий Блаженный" созданное в 1913 использованы наклейки из бумаги и фольги. (рис. 4) Включение произведений искусства литографий, фотографий, рисунков встречается в коллажах Степановой, Родченко, Галаджева. Например, в фотомонтаже А. Родченко «Иллюстрация к поэме В. Маяковского» (1923). (рис. 5) В творчестве В.Е. Татлина объектом эксперимента становится еще один элемент живописи – фактура. В контррельефах художник используются свойства фактуры – грубость, хрупкость, вязкость, мягкость. (рис. 6)
Рисунок 4 - Лентулов «Василий Блаженный»1913 Рисунок 5 - А. Родченко И это стоит столетья. Иллюстрация к поэме В. Маяковского (1923). Фотомонтаж на бумаге, наклейка, черная и красная тушь, розовая бумага
Рисунок 6 – В. Е. Татлин. Ассамбляж. Контр-рельеф. 1914. Дерево, металл, кожа В конце XX века и на современном этапе коллажи приобретают беспредметный характер. Современные представители, использовавшие коллаж: С. Ануфриев, С. Бугаев, В. Захаров, В. Колейчук, В. Хлебникова, П. Жуков, Поварова В. Г, Зосимов А. Г. Писарева, И. Сенькин, И. С Чуйков, А. Агабеков и другие. [4] Например, коллажи А. Агабекова носят абстрактный характер. (рис. 7) Он применяет в своих работах стекло и зеркало, где стекло позволяет показать, пространство за картиной, а зеркало перед ней. Разнонаправленные зеркала позволяют показать многомерность пространства. Например, в произведении «Белая ночь». Рисунок 7 – А. Агабеков. Белая ночь. 1999. Объект. Дерево, стекло, зеркало, бумага цветная, бумага наждачная, металлические детали, сетка капроновая, темпера
Коллаж создает новое пространство из разных элементов, текстов, разных стилей, между фотографиями и рисунком, тиражным и единственным материалом, между материалом разных фактур и разной плотности. Мышление фрагментами, комбинирование, наложение друг на друга разнородных, разностилевых элементов, выделение, фрагментарность, разномасштабность отдельных предметов создают пространство коллажа. Разрывы и швы между изобразительными элементами являются художественными особенностями произведения. [4] В коллаже присутствует многослойность, формы и образы которого не имеют аналогий в реальности. Техника коллажа стремиться к упрощению форм, где элементы коллажа, соединенные на поверхности теряют свою вещественность. Технологический прием коллажа используется в двумерных и в трехмерных коллажах, составленных из разнородных элементов. При этом выделяются различные типы технического исполнения: рассеивание, наслоение, соединение обоих видов и смешение коллажа с живописью. Виды двумерного коллажа: аппликация, декупаж, текстильный коллаж, коллаж с использованием флористики, фотоколлаж (фотомонтаж), компьютерный коллаж. Трехмерный коллаж является ассамбляж. В р а б о т е прослежен исторический путь развития коллажа в изобразительном искусстве XX века, где в коллаже элементы материальной действительности приобретают художественное значение. Данный анализ показал, что коллаж включает в себя различные варианты работы с плоскостью и на плоскости, позволяющие выйти за её пределы в пространство к объекту. Коллаж позволяет экспериментировать с материалами и фактурами, создавая художественные образы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Жидель А. Пикассо. - М.: Молодая гвардия, 2007. – 374 с. 2. Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа / отв. ред. Г.Ф. Коваленко; Гос. ин-т искусствознания М-во культуры и массовых коммуникаций РФ; научный совет РАН «Историко-теоритические проблемы искусствознания» - М.: Наука, 2005. - 430 с. 3. Андреева Е. Постмодернизм. Искусство второй половины XX – начала XXI века. Санкт-Петербург.: Азбука-Классика, 2007. - 486 с. 4. Бобринская Е. Русский авангард: границы искусства. М.: Новое литературное обозрение, 2006. – 304 с.


В раздел образования