Напоминание

Кладовая Кузбасса


Автор: Никифорова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 221
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: проект
Тема: Кладовая Кузбасса
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 221 « Детский сад комбинированного вида »
«Кладовая Кузбасса»
Воспитатель: МАДОУ №221 старшей группы Никифорова Елена Викторовна КЕМЕРОВО 2016год
Создание в группе условий для формирования у детей представлений о лекарственных растениях и воспитание у них экологического мировоззрения. 1. Формировать систему знаний о лекарственных растениях, включающей представления о многообразии факторов среды, связи растений и их пользе. 2. Развивать знания детей о природе, о лекарственных растениях, и их видов, встречающихся в Кемеровской области. 3. Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к ней. 2
Целевая группа проекта Партнёры проекта : Библиотека имени Гоголя, Зимний сад, краеведческий музей, аптеки. 3
Фамилия, имя отчество разряд, категория Должность Никифорова Елена Викторовна высшая категория Воспитатель Грохотова Ирина Георгиевна высшая категория Музыкальный руководитель Феофанова Екатерина Юрьевна высшая категория Преподаватель по ИЗО Костюк Татьяна Михайловна высшая категория Преподаватель по хореографии 4
- Работа со справочниками, брошюрами, энциклопедией, буклет. - Организация книжной выставки. - Поиск поговорок, пословиц экологической тематики. - Сбор лекарственных трав. - Составление гербария. - Оформление экологических костюмов лекарственных трав. - Привлечение родителей к помощи в работе над проектом. - Организация заключительной выставки «лесная аптека». - Презентация проекта перед педагогическим коллективом. - Выставка лекарственных трав из пластилина. - Проведение занятий. - Изготовление панно, коллажей. 5
занятия Материально- техническое обеспечение Методическое обеспечение Изобразительная деятельность аудиомагнитофон, телевизор, диопроэктор художественное оформление материала, выставка рисунков изготовление панно, коллажей Музыкальная деятельность муз. центр, фортепьяно, аудиомагнитофон подбор песен по теме. подбор музыкального сопровождения для выступления детей, инсценировки Хореография муз. центр, фортепьяно. Аудиомагнитофон. костюмы разучивание танцев. понтамимо Познавательная деятельность слайдовый пректор. телевизор- видио, фотоаппарат, мультимедийное оборудование. гербарий, открытки, журналы, брошюры, энциклопедии, карточки, видеокассеты просмотр слайдов о лекарственных растениях, изготовление гербария, брошюр, экскурсии в лес 6
Сроки реализа- ции Этапы Содержание работы 2014год Подготовитель ный Сентябрь-ноябрь Сбор и обработка информации, анкетирование. Определение цели и задач проекта Организация конкурса среди детей на лучший рисунок. Приобретение необходимых материалов. 7
2014 - 2015год ПРАКТИЧЕСКИЙ Декабрь-- июнь Проведение открытых мероприятий: постановка танца «Цветы», инсценировка»Лесная аптека», выставка рисунков, буклет «Бабушкины рецепты», «Вкусные рецепты». Апрель - май Посев лекарственных растений (пижма, одуванчик, подорожник, ромашка и др.) Июнь-август Проведение конкурса на лучшую цветочную клумбу многолетних растений (незабудка, ромашка) Июнь-август Изучение лекарственных растений, посадка саженцев деревьев. Полив цветов. 8

№ Занятия

Мероприятия 2014-2015год

Ответствен

ный

Сроки

1

Развитие речи
Чтение сказок русских писателей; корзина сказок; чтение рассказов о лекарственных растениях; заучивание стихов, пословиц, поговорок; энциклопедия «Царство растений»; книга лекарственных трав «Зеленая аптека»; «Лекарственные растения Кузбасса»; викторины; занятия. Воспитатель В течение года
2

Ознакомление

с

окружающим

миром
Посадка семян и рассада; ведение дневника наблюдений; народные приметы; экскурсии в парк, прогулки по экологической тропе; составление гербария, календаря сбора растений. Воспитатель Май- Август
3

Опытно-

эксперемента

льная

деятельность
Строение растений; условия необходимые для жизни растений; размножение, рост, развитие растений. Воспитатель Март- Апрель
4
Изобразительна я деятельность Плакат в защиту растений; альбом «Зеленая аптека в детском саду»; книжки- самоделки «Лекарственные растения»; рисование: одуванчиков, берез, ромашек; аппликация и т.д. Воспитатель , педагог по ИЗО Фев раль- Март 9

5
Музыкальная деятельность Танец «цветов», песни, хороводы. Воспитатель , хореограф, муз. рук-ль Март- Апрель
6
Театрализован ная деятельность Инсценировка «Лесная аптека». Воспитатель , муз. рук-ль Апрель
Перспективное планирование

Ожидаемые результаты:
Гербарий лекарственных растений, фотографии, картинки. Брошюры «Бабушкины рецепты», рассказы, загадки, сказки, игры, подробное описание растения, выбранного ребенком вместе с родителями, о его пользе, сборе и заготовке, целебных свойствах.. Организация фотовыставки: «Лекарственные растения Кемеровской области.» . Выставка детских рисунков и фотографий на тему «Лекарственные растения Кемеровской области.» . В ознакомлении детей с природой метод проекта эффективен. У детей и их родителей появился интерес к лекарственным растениям, дети стали понимать, что лекарственные растения полезны, имеют лечебные свойства. Воспитанники стали творчески перерабатывать в ходе исследования полученную информацию. 10

Результаты:


В процессе выполнения проекта. 1. Формирование представлений о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека. 2. Приобретение общих умений, навыков, способов деятельности, к числу которых относятся наблюдение объектов окружающего мира, их описание, навыки поиска информации, навыки самостоятельной работы. 3. Обобщение собственного опыта исследовательской работы, творческой деятельности. 4.. Формирование бережного отношения к природе. В результате реализации проекта дети получат возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. 11
Дальнейшее развитие проекта позволит реализовать ряд важнейших теоретических положений экологического воспитания, откроет новые возможности в воспитательном процессе. Правила сбора: 1Нельзя рвать много лекарственных растений. 2. Нельзя собирать ЛР около автомобильных дорог. 3. Нельзя собирать ЛР возле ж/д путей. 4. Нельзя собирать ЛР в сырую, мокрую погоду. 5. Собирать ЛР надо днем, в сухую, ясную погоду. 6. Собирать ЛР надо каждый вид отдельно. 7. Нельзя пробовать ЛР на вкус. 8. После сбора ЛР надо тщательно вымыть руки.
История растений
На Руси, как и у других народов, целебные свойства растений известны были с глубокой древности. Лечение с помощью небольшого набора лекарственных трав велось знахарями т.е. людьми, знающими, как надо подействовать на нечистую силу. Обычными лекарствами были полынь, крапива, хрен, ясень, можжевельник, подорожник, береза и др.Издавна в Москве продавалось все необходимое для лечения различных болезней. Необходимы лекарственные растения были во время Великой Отечественной войны. Лекарственные растения были нужны для 12
госпиталей и больниц. Всего в военные годы было введено в медицинскую практику около 50 лекарственных растений. Для лечения гнойных ран и язв использовали лук и чеснок, препараты календулы, бальзам из пихты, зверобойное масло. В госпиталях и больницах испытывался острый недостаток в перевязочных материалов. И здесь помог решить проблему – торфяной мох. Ученые доказали, что он обладает особыми свойствами, поэтому способствует быстрому заживлению ран. Проблемой было также лечение желудочных заболеваний, получивших распространение из-за недоброкачественной пищи. Для их лечения были предложены соплодия ольхи, корни кровохлебки. В современной медицине лекарственные растения привлекают к себе все более пристальное внимание ученых. Из более чем 3000 препаратов, применяемых отечественной медициной, 40% вырабатывается из лекарственных растений. С каждым годом число их увеличивается. Лекарственным растениям нередко отдают предпочтение в связи возможностью длительного применения без проявлений побочного действия 13
Малина — одна из распространенных ягодных культур малины начинают плодоносить на второй год после посадки, а на третий-четвертый год они вступают в пору полного плодоношения и дают ежегодно в течение 12—15 лет хорошие урожаи. Ягоды малины являются ценным продуктом питания в свежем и переработанном виде, так как содержат органические кислоты, сахара, ароматические и минеральные вещества, витамины и обладают высокими вкусовыми качествами. Малина широко применяется в народной медицине в качестве лечебного средства при простудных заболеваниях. Потребление ягод малины в свежем вице непродолжительное (30—45 дней), поэтому значительную часть урожая обычно перерабатывают в лечебные соки, сиропы, концентраты, варенье, компоты, мармелады, желе, повидло. В последнее время широко применяется консервирование ягод путем замораживания. Климатические условия Ленинградской области и смежных областей благоприятны для возделывания малины, и эта культура заслуживает широкого распространения. Малина ягода вкусная, а потому всеми любимая. Но эта ягода помимо отменного вкуса имеет ряд полезных свойств, благодаря которым широко используется в лечении и для профилактики многих болезней. Издавна малина применяется во время простудных и острых респираторных заболеваний, при гриппе, радикулите, лихорадочных состояниях, болях в суставах и невралгиях. Малина повышает аппетит. Высокое содержание в малине пуринов делает эту ягоду противопоказанной при проблемах с почками и подагре, а также при обострении мочекаменной болезни 14
Ромашка очень полезное растение для организма. Трудно перечислить все лечебные и целебные свойства ромашки. Она обладает противовоспалительными, кровоостанавливающими, антисептическими, дезинфицирующими, вяжущими, болеутоляющими, седативными, противосудорожными, потогонными, желчегонными свойствами. Своими полезными свойствами ромашка обязана своему богатому и целебному составу, в котором выделяются белки, камеди, слизи, горечь, эфирное масло и другие вещества. Входящий в состав эфирного масла азулен (хамазулен) обладает противовоспалительными свойствами, а выделенные из ромашки апигенин и апиин - спазмолитическим свойством. Все это привело в частому употреблению ромашки в народной медицине для предупреждения и лечения многих заболеваний. При лечении ромашкой язвенной болезни: 1 ст. ложку корзиночек ромашки залить 1 стаканом воды. Настой пить за 15 мин до еды, после чего полежать на всех 4 сторонах тела, чтобы жидкость равномерно подействовала на разные участки слизистой оболочки желудка. Пить 3 раза в день в течение месяца. 15
Подорожник - травянистое растение с тёмно зелёными листьями овальной формы с жилками, собранные в розетки это подорожник. В народе его называют ещё придорожником, семижильником (за крепкие прожилки в листьях), попутчиком, чирьевой травой или порезником. Мелкие цветы подорожника располагаются на длинном тонком стебле и собраны в колосовидное соцветие. Лечебное свойство имеют листья подорожника собранные во время цветения и семена. Существует легенда о том, как были открыты ранозаживляющие свойства подорожника. Однажды две змеи, расположившись на дороге, грелись на солнце. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая задержалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай как будто бы и натолкнул людей на мысль о возможности использования растения для лечения ран. Цветёт подорожник с июня по сентябрь. Сбор и заготовку листьев, лучше производить на лугах. Не собирайте пыльные листья на обочинах дорог, вместо пользы они принесут вам только вред! Свежий сок из листьев и водный настой подорожника применяют в виде примочек и промываний для заживления ожогов, для очищения и скорейшего заживления кровоточащих, гнойных ран, свежих порезов, язв на коже, хронических язв, нарывов, фурункулов, свищей, опухолей, мозолей и других повреждений кожи. Хороший результат даёт компресс из свежего, промытого листа подорожника при гнойных ранах, фурункулёзе. Лечебное свойство семян используют при воспалительных процессах в кишечнике и слизистой оболочке глаз в качестве сильного успокаивающего и обволакивающего средства. 16
Ценное свойство земляники – накопление большого количества витамина B9 (фолиевой кислоты), которая у большой части сортов содержится в количестве Накопление этого витамина больше в солнечное лето и у хорошо вызревших ягод. Содержание железа у земляники невысокое, что меньше в сравнении с остальными ягодными культурами. Но благодаря удачному «гематогенному комплексу соединений» – витаминам и железу – земляника оказывает хорошее кроветворное действие. И еще: по содержанию кальция земляника занимает первое место среди фруктов и ягод. А кальций особенно необходим растущим детям для нормального развития костной системы. Нужен он и для укрепления зубов. Ягоды полезны для тех, у кого есть камни в почках, и даже могут способствовать их выведению. Для этого в течение сезона земляники (а это три недели) надо съедать по 3-5 стаканов ягод ежедневно или принимать натощак 4-6 столовых ложек свежего сока. Землянику используют и в лечебной косметике: ее соком и размятыми ягодами удаляют с лица угри и пигментные пятна, лечат экземы и мелкие ранки на коже. Но особенно она популярна в приготовлении разнообразных лосьонов и масок. Вот, например, рецепт наиболее простой маски для любой кожи: тонкий слой ваты или несколько слоев марли пропитать соком земляники, слегка отжать и положить на предварительно очищенное лицо на 10-15 мин, затем, как обычно, маску необходимо смыть теплой водой, а кожу смазать питательным кремом. 17
Бабушкины рецепты:
Биточки из крапивы
100 г крапивы, 200 г пшенной каши, 20 г жира, соль. Крапиву отварить 2−3 мин, откинуть на сито, измельчить ножом, перемешать с густой пшеничной кашкой, сделать биточки и жарить.
Плов из крапивы
500 г молодой крапивы, луковица, 2 столовые ложки масла, стакан риса, соль. Промыть и отварить крапиву. Поджарить лук и перемешать ее с рисом. Крапиву крупно нарезать, положить в кастрюлю, высыпать рис с луком, влить 2 стакана отвара из крапивы, посолить и поставить в духовку на 20 мин. Подавать в холодном виде.
Слойки с малиной.
Разделяем желтки и белки. Смешиваем желтки с йогуртом, ванилином и двумя столовыми ложками сахару. Молоко кипятим и в него затем вводим желтковую массу, все перемешиваем. Белки взбиваем вместе с оставшимся сахаром в устойчивую пену. Вмешиваем их в ванильный крем. Слоеное тесто раскатываем и нарезаем из него прямоугольники. Накалываем те вилкой во многих местах и ставим запекаться на противне, предварительно сбрызнутом водой. Печем 8 минут при 180-ти градусах. Когда слойки испекутся, даем им постоять немного, вынув из духовки вместе с противнем. Пудру сахарную с малиновым соком смешиваем и смазываем ими слойки. На них же выкладываем крем, поверх которого - малину. Один прямоугольник накрываем вторым, а затем и третьим. Поверхность многоэтажных слоек украшаем малиновым соком и сахарной пудрой, смешанными друг с другом. 18

Правила при сборе растений :
а) бери только те растения, которые ты твердо знаешь; б) бери только те части растений, которые необходимы для лечения; в) знай сроки, в которые можно собирать те или иные части растений; г) обязательно оставляй хорошие растения на участке для будущего размножения, чтобы не допустить исчезновения растений. д) помни о правильной сушке тех или иных частей растений; е) никогда не собирай растения, цветы, корни в черте города или промышленного района, около дорог. Дидактические игры:
Сбор лекарственных растений
Цель: знакомить детей с буквами как знаками для обозначения гласных и согласных звуков. Материал: карточки с изображением лекарственных луговых растений, конверты с нарисованными на них буквами. Правила игры: На полянке «растут» растения. Каждый ребенок должен взять одно из этих растений, выделить первый звук в названии этого лугового лекарственного растения и положить картинку в конверт с соответствующей буквой. Например — зверобой в конверт, где написана буква — з. Роль воспитателя в процессе проведения игр: отследить правильность выполнения задания, вручение камушков.
Слепой ботаник:
Цель: Учить распознавать растения по запаху. Материалы: луговые растения (клевер, валериана, одуванчик, ромашка и др.) Правила игры: Детям предлагается понюхать цветы. Затем завязываются глаза, к носу подносятся по очереди растения. Ребенок должен распознать растения по запаху и назвать его.
Дорисуй цветок:
Цель: Закреплять умение быстро ориентироваться на листе бумаги в клеточку, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок фломастера. Материал: Карточки в крупную клетку с изображением нарисованных половинок цветов (ромашка, колокольчик, василек, лютик, Иван-чай и др.) 19
Правила игры: Детям предлагается дорисовать по клеткам симметричные половинки предметов, раскрасить и назвать их. Цветочная поляна: Цель: расширять познания в области количественных представлений; формировать навыки словообразования прилагательных (ромашка — ромашковая поляна и т.д.); закреплять умение согласовывать числительные с существительным во множественном числе. Материал: обручи по количеству детей, в каждом из них разложены те или иные луговые растения (в одном — 5 ромашек, во втором — 10 колокольчиков и т.д.) Правила игры: Дети под музыку танцуют на общей полянке. С окончанием музыки, дети должны забежать на определенную полянку. Воспитатель спрашивает «На какую полянку ты попал? Что на ней растет и сколько. ( Я попал на васильковую полянку, на ней растет 6 васильков и т.д.) 20


В раздел образования