Программа деятельности школьного пресс-центра "На трёх этажах"
Автор: Пичугина Наталья Валентиновна Должность: учитель русского языка и литературы, главный редактор школьной газеты Учебное заведение: МАОУ "Кожевниковская СОШ №1" Томской области Населённый пункт: с. Кожевниково Томской области Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа деятельности школьного пресс-центра "На трёх этажах" Раздел: дополнительное образование
(Направление: «ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА «На трёх этажах»)
Автор-составитель:
Пичугина Н.В.,
учитель русского языка и литературы,
руководитель школьного пресс-центра
«На трёх этажах»
МАОУ «Кожевниковская СОШ №1»
Кожевниковского района
Томской области
Пояснительная записка
Программа рассчитана на учащихся 5–11-х классов, на 102 часа (3 часа
в неделю, 1 учебный год). Данная программа создана на основе материалов
программы Т. М. Пахновой “Основы редактирования”, но при этом курс
содержит авторские материалы, связанные с особенностями работы пресс-
центра,
во-первых,
в
условиях
сельской
школы;
во-вторых,
данный
курс
отвечает требованиям новых ФГОС.
Цель курса – становление духовного мира человека, создание условий
для
формирования
внутренней
потребности
личности
в
непрерывном
совершенствовании,
в
реализации
и
развитии
своих
творческих
возможностей.
При
этом
учащийся
овладевает
навыками
редакторской
правки, основами верстки газеты и радиопередачи, интервьюирования.
Данная программа включает в себя уроки теоретического обучения и
практическое
применение
полученных
знаний,
изучение
стилистики,
редакторской
правки,
знакомство
с
самыми
актуальными
жанрами
сегодняшнего
дня,
художественное
оформление
газеты,
знакомство
с
особенностями
верстки
радиопередачи,
связь
с
основными
курсами
школьного обучения – русским языком и литературой, работу с рекламой.
Программа
предполагает
систематическое
знакомство
с
трудами
известных журналистов, изучение основных газетных жанров, особенностей
макетирования газеты, знакомство с основами ораторского искусства.
Состав
детей
непостоянный;
на
протяжении
реализации
данной
программы
ребята
могут
пополнить
ряды
школьной
редакции;
таким
образом, набор детей на кружок свободный.
Программа
предполагает разные
формы
работы:
групповую,
индивидуальную, коллективную.
Образовательные
области,
в
рамках
которых
реализуется
данная
программа: журналистика,
психология,
риторика.
Детское
объединение
“Школьный Пресс-центр: направление «Школьная газета” предназначено для
совершенствования
литературного
творчества
и
журналистской
работы,
повышения интереса к учебе, приобретения теоретических и практических
навыков в работе с компьютером.
1
В
течение
года
предполагается
работа
юных
корреспондентов
по
данной программе, цель которой – формирование разносторонне развитой
личности
и
реализации
творческих
интересов
и
способностей
учащихся,
формирование гражданской позиции.
Данная программа рассчитана на вовлечение детей в различные формы
деятельности: теоретические уроки, рукописную и компьютерную версии
заметок,
компьютерный
набор
статей,
создание
компьютерного
варианта
газеты
в
программе
Microsoft
Office
Publisher,
макетирование
и
верстка
газеты,
занятия
по
психологии
и
аутотренинги,
артикуляционные
практикумы.
Постановка проблемы, цель и задачи:
Одним из важнейших средств для самоутверждения юной личности
является
предоставление
возможности
конкретному
ребенку
свободно
высказывать
и
утверждать
свои
взгляды,
отстаивать
свои
интересы,
обращаться к общественному мнению. К сожалению, сложившаяся система
средств
массовой
информации,
а
именно
недостаточное
информирование
обучающихся,
их
родителей,
педагогов
в
рамках
районной
газеты,
не
позволяет
в
полной
мере
осуществить
эту
потребность.
Таким
образом,
возникла необходимость и потребность в издании школьной газеты.
На страницах школьной газеты ученик может представить на суд свое
литературное творение, поделиться открытиями, рассказать об интересных
людях, мероприятиях, проводимых в школе и в классе, призвать читателей к
решению
острых
проблем. Газета
в
школе
–
это,
прежде
всего,
дополнительное средство общения. Пресса в школе играет ту же роль, что
и в обществе: развивает социальные навыки, гражданское самосознание. Но,
кроме того, она также выполняет образовательную функцию, позволяя детям
и
подросткам
приобретать
навыки
выражения
собственных
мыслей,
понимания получаемой информации и ее интерпретации.
Очень важно для журналистов, даже очень юных, умение общаться,
правильно
ориентироваться
в
создавшейся
ситуации,
уметь
находить
компромисс, а при необходимости – отстаивать свою точку зрения, поэтому в
программу кружка включены занятия по психологии и аутотренинги.
Цель: становление духовного мира человека, создание условий для
формирования
внутренней
потребности
личности
в
непрерывном
совершенствовании,
в
реализации
и
развитии
своих
творческих
в о з м о ж н о с т е й
–
в с ё
э т о соответствует
требованиям
новых
образовательных стандартов.
Задачи:
-
Научить
учащихся
ориентироваться
в
большом
количестве
предлагаемой информации;
- Сформировать умение работать с документами: проводить опросы;
видеть
речевые
и
стилистические
ошибки
в
газетных
публикациях;
определять жанры публицистики;
2
- Обучить приемам верстки газеты;
- Обучить навыкам ораторского искусства.
Основные направления и содержание деятельности
(методы и формы обучения):
Содержание деятельности по данной программе отличается многообразием и
различными
формами
работы
–
это
лекции;
деловые
игры;
экскурсии;
составление плана будущей газеты;
- выпуск газеты; сбор и обработка информации; методы работы журналиста;
- работу с документами; речевые тренинги; основы дикторского искусства;
написание текстов в жанре информации, интервью, репортажа, статьи и т. д.
Требования к знаниям и умениям, критерии их оценки:
По окончанию года обучения учащийся должен:
Знать:
Журналистскую этику, современные требования к газете, типологию
газет, информационные и сатирические жанры
Уметь:
Моделировать
газету,
писать
заметку
и н ф о рм а ц и о н н о го ,
дискуссионного характера, редактировать заметки, составлять и проводить
опросы, овладеть основами публичной речи.
Критерии оценки:
- систематическое издание газеты (включая специальные выпуски);
- участие в тематических конкурсах различного уровня, пресс-конференциях.
Ожидаемый результат:
- духовно-нравственное развитие личности;
-
приобретение
навыков
ораторского
искусства,
макетирования
газеты,
создания текстов разных жанров;
- умение регулировать самооценку, выражать свои чувства, анализировать
события, брать интервью.
- приобретение навыков быстрой адаптации в обществе.
Учебно-тематическое планирование
школьного пресс-центра
(направление «ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА «НА ТРЁХ ЭТАЖАХ»)
№
Информационный
блок
(теория)
Компьютерный
блок
(практика)
Вид работы
Часы
Дата
теория
практика
1
Организационное
занятие. Цели и
задачи
Кодекс
журналиста.
Составление
Обсуждение и
распределение
обязанностей
1
2
3
“Информационного
центра”.
Значение средств
массовой
информации. Газета
как наиболее
распространённый
способ
информационного
сообщения.
плана работы
Современные
требования к
газете
между
учащимися
Просмотр
компьютерных
газет
Занятие-лекция.
2
Знакомство с
жанрами
Зарисовки, статьи,
миниатюры
Составление
плана работы
над статьёй.
Работа в Word.
Подборка
материала для
традиционного
выпуска
1
2
3
Как создать газету,
альманах?
Как создать газету,
альманах?
Работа в
Microsoft Office
Publisher
1
2
4
Вёрстка номера
( №1)
Вёрстка номера
(№1)
Подборка
материала для
выпуска №1
1
2
5
Модель альманаха.
О чём можно
писать?
Модель
альманаха. О чём
можно писать?
Вёрстка
номеров (№1)
1
2
6
Жанры.
Теоретические и
практические
вопросы при
обучении газетным
жанрам
Дизайн страницы.
Вёрстка номера
Подбор
цветового
оформления,
стиля, шрифта.
Вёрстка
номеров,
выпуск газеты
1
2
7
Жанры
публицистики и их
особенности
Написание
заметок по
заданным темам.
Стилистическое
оформление
альманаха
Написание
заметок по
заданным темам
Практикум
1
2
8
Как взять
интервью?
Как вставить
фотографию?
Практикум
1
2
4
9
Подготовка номеров
альманаха к
районному конкурсу
школьных пресс-
центров
Подготовка
номеров
альманаха к
районному
конкурсу
школьных пресс-
центров
Практикум
Редактирование
1
2
1
0
Выпуск альманаха
(№2)
Компьютерная
вёрстка (№2)
Практикум
Редактирование
1
2
11
Подготовка номеров
альманаха к
районному конкурсу
школьных пресс-
центров
Подготовка
номеров
альманаха к
районному
конкурсу
школьных пресс-
центров
Практикум
Редактирование
1
2
1
2
Готовим новый
выпуск (№3). Как
найти нужную
информацию?
Готовим новый
выпуск. Как найти
нужную
информацию?
Работа в
библиотеке,
поиск и
пополнение
банка анимаций
через Интернет
1
2
1
3
Составление план-
схемы следующего
номера альманаха
Составление план-
схемы
следующего
номера альманаха
Практикум
1
2
1
4
Как работать с
источником
информации?
Как работать с
источником
информации?
Практикум
1
2
1
5
Как работать с
источником
информации?
Рамка и заливка (с
использованием
нескольких
цветов) при
оформлении
статей
Практикум
1
2
1
6
Готовим новый
выпуск.
Готовим новый
выпуск.
Написание
заметок по
заданным темам
1
2
1
7
Выпуск №4
Компьютерная
вёрстка (№3)
Практикум
Редактирование
1
2
1
Развитие умения
Развитие умения
Практикум
1
2
5
8
работать со
справочной
литературой
работать со
справочной
литературой
1
9
Учимся работать в
Microsoft Office
Publisher
Microsoft Office
Publisher
(использование
автофигур при
оформлении
альманаха)
Практикум
1
2
2
0
Проведение опроса.
Правила и
принципы.
Проведение
опроса. Правила и
принципы.
Составление
вопросов,
распределение
обязанностей
1
2
2
1
Виды оформления
опросов. Выпуск
№5
Виды оформления
опросов
Практикум
1
2
2
2
Как получить
информацию через
Интернет?
Как получить
информацию
через Интернет?
Практикум по
сбору
информации
1
2
2
3
Журналистская
“гонка” Деловая
игра “Особенности
деловой речи”
Журналистская
“гонка”
Сбор
информации.
практикум
Деловая игра
1
2
2
4
Создание
фоторепортажа
Создание
фоторепортажа
Практикум
Редактирование
1
2
2
5
Обсуждение
недочётов работы.
Планирование
Обсуждение
недочётов работы.
Планирование
Составление
плана
1
2
2
6
Готовим новый
выпуск (№6)
Тренинг “Я ещё не
волшебник, я только
учусь”
Готовим новый
выпуск.
Тренинг “Я ещё не
волшебник, я
только учусь”
Написание
заметок по
заданным темам
Тренинговое
занятие
1
2
2
7
Выпуск №6
Выпуск №4
Практикум
Редактирование
1
2
2
8
Учимся писать
поздравления и
оформлять их
Учимся писать
поздравления и
оформлять их
Практикум
1
2
2
Особенности
Особенности
Практикум
1
2
6
9
фоторепортажа
фоторепортажа
3
0
Заметки
информационного
характера
Оформление
заметок
информационного
характера. Выпуск
№7
Заметки
информационного
характера
Оформление
заметок
информационного
характера
Практикум
Редактирование
1
2
3
1
Жанровые
разновидности
письменного и
устного общения.
Жанровые
разновидности
письменного и
устного общения
Круглый стол
1
2
3
2
Заметка в альманах
дискуссионного
характера
Заметка в
альманах
дискуссионного
характера
Сбор и
обработка
информации
1
2
3
3
Работа со
справочными
источниками
информации
Работа со
справочными
источниками
информации
Практикум
1
2
3
4
Вёрстка и выпуск
№8
Вёрстка и выпуск
№8
Практикум
Редактирование
1
2
Примечание: в данное планирование не входит работа над специальными
выпусками, создание которых предполагает наличие интересных фактов
школьной, общественной жизни.
Литература
Для педагога:
1.
Владавская Е.А. Уроки словесности. М., 2005.
2.
Гринина-Земская А.М. Сочинения в газетных жанрах. Волгоград, 2002.
3.
Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002.
4.
Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений различных жанров. М.,
1997.
5.
Ладыженская Т.А. и Зепалова Т. С. Развивайте дар слова. М., 1990.
6.
Лозовский Б.Н. Искусство разговаривать и получать информацию. М.,
1993.
7.
Пельт В.Д. Теория и практика советской периодической печати. М., 1980.
7
8.
Практикум по культуре речи. Иркутск, 2000.
9.
Розенталь Д. Русский язык. М., 1990.
10.Словарь диктора. Иркутск, 1999
11.Солганик Г.Я. Русский язык. М., 1995.
12.Стрельцов Б.В. Из серии “Теория и практика периодической печати” –
“Основы публицистики. Жанры”, Минск, 1990.
13.Стюфляет М.И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982.
14.Шустрова Л.В. Практическая стилистика русского языка. М., 1994.
Для учащихся:
15.Владавская Е.А. Уроки словесности. М., 2005.
16.Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002.
17.Краткий словарь по логике. М., 1992.
18.Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений различных жанров. М.,
1997.
19.Ладыженская Т.А. и Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. М., 1990.
20.Шустрова Л.В. Практическая стилистика русского языка. М., 1994.
21. Лепилкина О.И., Умнова Е.Ю., Зимин А.Е., Горюнова И.А. Азбука
журналистики: учебное пособие для учащихся 10–11 классов ОУ. – М.:
8