Напоминание

Программа деятельности школьного пресс-центра "На трёх этажах"


Автор: Пичугина Наталья Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы, главный редактор школьной газеты
Учебное заведение: МАОУ "Кожевниковская СОШ №1" Томской области
Населённый пункт: с. Кожевниково Томской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа деятельности школьного пресс-центра "На трёх этажах"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Программа деятельности школьного пресс-центра

(Направление: «ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА «На трёх этажах»)
Автор-составитель: Пичугина Н.В., учитель русского языка и литературы, руководитель школьного пресс-центра «На трёх этажах» МАОУ «Кожевниковская СОШ №1» Кожевниковского района Томской области
Пояснительная записка
Программа рассчитана на учащихся 5–11-х классов, на 102 часа (3 часа в неделю, 1 учебный год). Данная программа создана на основе материалов программы Т. М. Пахновой “Основы редактирования”, но при этом курс содержит авторские материалы, связанные с особенностями работы пресс- центра, во-первых, в условиях сельской школы; во-вторых, данный курс отвечает требованиям новых ФГОС. Цель курса – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом учащийся овладевает навыками редакторской правки, основами верстки газеты и радиопередачи, интервьюирования. Данная программа включает в себя уроки теоретического обучения и практическое применение полученных знаний, изучение стилистики, редакторской правки, знакомство с самыми актуальными жанрами сегодняшнего дня, художественное оформление газеты, знакомство с особенностями верстки радиопередачи, связь с основными курсами школьного обучения – русским языком и литературой, работу с рекламой. Программа предполагает систематическое знакомство с трудами известных журналистов, изучение основных газетных жанров, особенностей макетирования газеты, знакомство с основами ораторского искусства. Состав детей непостоянный; на протяжении реализации данной программы ребята могут пополнить ряды школьной редакции; таким образом, набор детей на кружок свободный. Программа предполагает разные формы работы: групповую, индивидуальную, коллективную. Образовательные области, в рамках которых реализуется данная программа: журналистика, психология, риторика. Детское объединение “Школьный Пресс-центр: направление «Школьная газета” предназначено для совершенствования литературного творчества и журналистской работы, повышения интереса к учебе, приобретения теоретических и практических навыков в работе с компьютером. 1
В течение года предполагается работа юных корреспондентов по данной программе, цель которой – формирование разносторонне развитой личности и реализации творческих интересов и способностей учащихся, формирование гражданской позиции. Данная программа рассчитана на вовлечение детей в различные формы деятельности: теоретические уроки, рукописную и компьютерную версии заметок, компьютерный набор статей, создание компьютерного варианта газеты в программе Microsoft Office Publisher, макетирование и верстка газеты, занятия по психологии и аутотренинги, артикуляционные практикумы.
Постановка проблемы, цель и задачи:
Одним из важнейших средств для самоутверждения юной личности является предоставление возможности конкретному ребенку свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению. К сожалению, сложившаяся система средств массовой информации, а именно недостаточное информирование обучающихся, их родителей, педагогов в рамках районной газеты, не позволяет в полной мере осуществить эту потребность. Таким образом, возникла необходимость и потребность в издании школьной газеты. На страницах школьной газеты ученик может представить на суд свое литературное творение, поделиться открытиями, рассказать об интересных людях, мероприятиях, проводимых в школе и в классе, призвать читателей к решению острых проблем. Газета в школе – это, прежде всего, дополнительное средство общения. Пресса в школе играет ту же роль, что и в обществе: развивает социальные навыки, гражданское самосознание. Но, кроме того, она также выполняет образовательную функцию, позволяя детям и подросткам приобретать навыки выражения собственных мыслей, понимания получаемой информации и ее интерпретации. Очень важно для журналистов, даже очень юных, умение общаться, правильно ориентироваться в создавшейся ситуации, уметь находить компромисс, а при необходимости – отстаивать свою точку зрения, поэтому в программу кружка включены занятия по психологии и аутотренинги. Цель: становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих в о з м о ж н о с т е й – в с ё э т о соответствует требованиям новых образовательных стандартов. Задачи: - Научить учащихся ориентироваться в большом количестве предлагаемой информации; - Сформировать умение работать с документами: проводить опросы; видеть речевые и стилистические ошибки в газетных публикациях; определять жанры публицистики; 2
- Обучить приемам верстки газеты; - Обучить навыкам ораторского искусства.
Основные направления и содержание деятельности

(методы и формы обучения):
Содержание деятельности по данной программе отличается многообразием и различными формами работы – это лекции; деловые игры; экскурсии; составление плана будущей газеты; - выпуск газеты; сбор и обработка информации; методы работы журналиста; - работу с документами; речевые тренинги; основы дикторского искусства; написание текстов в жанре информации, интервью, репортажа, статьи и т. д.
Требования к знаниям и умениям, критерии их оценки:
По окончанию года обучения учащийся должен: Знать: Журналистскую этику, современные требования к газете, типологию газет, информационные и сатирические жанры Уметь: Моделировать газету, писать заметку и н ф о рм а ц и о н н о го , дискуссионного характера, редактировать заметки, составлять и проводить опросы, овладеть основами публичной речи.
Критерии оценки:
- систематическое издание газеты (включая специальные выпуски); - участие в тематических конкурсах различного уровня, пресс-конференциях.
Ожидаемый результат:
- духовно-нравственное развитие личности; - приобретение навыков ораторского искусства, макетирования газеты, создания текстов разных жанров; - умение регулировать самооценку, выражать свои чувства, анализировать события, брать интервью. - приобретение навыков быстрой адаптации в обществе.
Учебно-тематическое планирование

школьного пресс-центра

(направление «ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА «НА ТРЁХ ЭТАЖАХ»)
№ Информационный блок (теория) Компьютерный блок (практика) Вид работы Часы Дата теория практика 1 Организационное занятие. Цели и задачи Кодекс журналиста. Составление Обсуждение и распределение обязанностей 1 2 3
“Информационного центра”. Значение средств массовой информации. Газета как наиболее распространённый способ информационного сообщения. плана работы Современные требования к газете между учащимися Просмотр компьютерных газет Занятие-лекция. 2 Знакомство с жанрами Зарисовки, статьи, миниатюры Составление плана работы над статьёй. Работа в Word. Подборка материала для традиционного выпуска 1 2 3 Как создать газету, альманах? Как создать газету, альманах? Работа в Microsoft Office Publisher 1 2 4 Вёрстка номера ( №1) Вёрстка номера (№1) Подборка материала для выпуска №1 1 2 5 Модель альманаха. О чём можно писать? Модель альманаха. О чём можно писать? Вёрстка номеров (№1) 1 2 6 Жанры. Теоретические и практические вопросы при обучении газетным жанрам Дизайн страницы. Вёрстка номера Подбор цветового оформления, стиля, шрифта. Вёрстка номеров, выпуск газеты 1 2 7 Жанры публицистики и их особенности Написание заметок по заданным темам. Стилистическое оформление альманаха Написание заметок по заданным темам Практикум 1 2 8 Как взять интервью? Как вставить фотографию? Практикум 1 2 4
9 Подготовка номеров альманаха к районному конкурсу школьных пресс- центров Подготовка номеров альманаха к районному конкурсу школьных пресс- центров Практикум Редактирование 1 2 1 0 Выпуск альманаха (№2) Компьютерная вёрстка (№2) Практикум Редактирование 1 2 11 Подготовка номеров альманаха к районному конкурсу школьных пресс- центров Подготовка номеров альманаха к районному конкурсу школьных пресс- центров Практикум Редактирование 1 2 1 2 Готовим новый выпуск (№3). Как найти нужную информацию? Готовим новый выпуск. Как найти нужную информацию? Работа в библиотеке, поиск и пополнение банка анимаций через Интернет 1 2 1 3 Составление план- схемы следующего номера альманаха Составление план- схемы следующего номера альманаха Практикум 1 2 1 4 Как работать с источником информации? Как работать с источником информации? Практикум 1 2 1 5 Как работать с источником информации? Рамка и заливка (с использованием нескольких цветов) при оформлении статей Практикум 1 2 1 6 Готовим новый выпуск. Готовим новый выпуск. Написание заметок по заданным темам 1 2 1 7 Выпуск №4 Компьютерная вёрстка (№3) Практикум Редактирование 1 2 1 Развитие умения Развитие умения Практикум 1 2 5
8 работать со справочной литературой работать со справочной литературой 1 9 Учимся работать в Microsoft Office Publisher Microsoft Office Publisher (использование автофигур при оформлении альманаха) Практикум 1 2 2 0 Проведение опроса. Правила и принципы. Проведение опроса. Правила и принципы. Составление вопросов, распределение обязанностей 1 2 2 1 Виды оформления опросов. Выпуск №5 Виды оформления опросов Практикум 1 2 2 2 Как получить информацию через Интернет? Как получить информацию через Интернет? Практикум по сбору информации 1 2 2 3 Журналистская “гонка” Деловая игра “Особенности деловой речи” Журналистская “гонка” Сбор информации. практикум Деловая игра 1 2 2 4 Создание фоторепортажа Создание фоторепортажа Практикум Редактирование 1 2 2 5 Обсуждение недочётов работы. Планирование Обсуждение недочётов работы. Планирование Составление плана 1 2 2 6 Готовим новый выпуск (№6) Тренинг “Я ещё не волшебник, я только учусь” Готовим новый выпуск. Тренинг “Я ещё не волшебник, я только учусь” Написание заметок по заданным темам Тренинговое занятие 1 2 2 7 Выпуск №6 Выпуск №4 Практикум Редактирование 1 2 2 8 Учимся писать поздравления и оформлять их Учимся писать поздравления и оформлять их Практикум 1 2 2 Особенности Особенности Практикум 1 2 6
9 фоторепортажа фоторепортажа 3 0 Заметки информационного характера Оформление заметок информационного характера. Выпуск №7 Заметки информационного характера Оформление заметок информационного характера Практикум Редактирование 1 2 3 1 Жанровые разновидности письменного и устного общения. Жанровые разновидности письменного и устного общения Круглый стол 1 2 3 2 Заметка в альманах дискуссионного характера Заметка в альманах дискуссионного характера Сбор и обработка информации 1 2 3 3 Работа со справочными источниками информации Работа со справочными источниками информации Практикум 1 2 3 4 Вёрстка и выпуск №8 Вёрстка и выпуск №8 Практикум Редактирование 1 2 Примечание: в данное планирование не входит работа над специальными выпусками, создание которых предполагает наличие интересных фактов школьной, общественной жизни.
Литература
Для педагога: 1. Владавская Е.А. Уроки словесности. М., 2005. 2. Гринина-Земская А.М. Сочинения в газетных жанрах. Волгоград, 2002. 3. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002. 4. Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений различных жанров. М., 1997. 5. Ладыженская Т.А. и Зепалова Т. С. Развивайте дар слова. М., 1990. 6. Лозовский Б.Н. Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993. 7. Пельт В.Д. Теория и практика советской периодической печати. М., 1980. 7
8. Практикум по культуре речи. Иркутск, 2000. 9. Розенталь Д. Русский язык. М., 1990. 10.Словарь диктора. Иркутск, 1999 11.Солганик Г.Я. Русский язык. М., 1995. 12.Стрельцов Б.В. Из серии “Теория и практика периодической печати” – “Основы публицистики. Жанры”, Минск, 1990. 13.Стюфляет М.И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982. 14.Шустрова Л.В. Практическая стилистика русского языка. М., 1994. Для учащихся: 15.Владавская Е.А. Уроки словесности. М., 2005. 16.Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002. 17.Краткий словарь по логике. М., 1992. 18.Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений различных жанров. М., 1997. 19.Ладыженская Т.А. и Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. М., 1990. 20.Шустрова Л.В. Практическая стилистика русского языка. М., 1994. 21. Лепилкина О.И., Умнова Е.Ю., Зимин А.Е., Горюнова И.А. Азбука журналистики: учебное пособие для учащихся 10–11 классов ОУ. – М.: 8


В раздел образования