Напоминание

"Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями, на однозначное число".


Автор: Афанасьева Наталья Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Вознесенское
Населённый пункт: Хабаровский край Амурский район
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями, на однозначное число".
Раздел: начальное образование





Назад





Класс: 4
Предметная область: математика, УМК « Школа России»
Тип урока
: урок «открытия» новых знаний.
Тема:
«Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями, на однозначное число».
Цель:
создание условий для формирования умения овладения приёмом умножения многозначного числа, оканчивающегося нулями, на однозначное число; совершенствование вычислительных навыков, через правильно организованную учебную деятельность.
Задачи:
1. Создать проблемную ситуацию, способствующую осмыслению и выведению нового способа действия при умножении чисел, запись которых оканчивается нулями, на однозначное число; 2. Развивать математическую речь учащихся, внимание, мышление, культуру учебного диалога, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы и умозаключения; 3. Воспитывать эстетические и коммуникативные качества. УУД формируемые на уроке: познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные. Дидактическая задача урока: научить применять полученные знания при умножении чисел, запись которых оканчивается нулями, на однозначное число.
Оборудование урока:
ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (алгоритм умножения на карточках). Учебник: М.И. Моро « Математика» 4 класс, часть 1; рабочая тетрадь ч.1 С.И. Волкова. Работу выполнил: учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Вознесенское Афанасьева Н. И. эл. адрес: natalya afanaseva 57@mail


п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

(называть виды с

расшифровкой)
1.
Мотивация.
Самоопределение к деятельности. (2 мин) Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. - Прозвенел звонок – начинается урок. Включаются в учебную деятельность. Поддерживают диалог.
Коммуникативные:
- умение вступать в диалог
Цель: создать учебную ситуацию перехода ученика в пространство учебной деятельности. Устанавливаютс я учебные тематические рамки «могу», актуализируется требование «надо», создаются условия «хочу» Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи, добра, улыбнитесь. Учитель предлагает занять свои рабочие места. - Очень много лет тому назад один античный мудрец сказал: “Не для школы, а для жизни мы учимся”. - В чём же заключалась его мудрость? - А для чего вы учитесь? - Для чего вы учите математику? - Очень ли важен урок математики? - Тогда я желаю вам удачи! Будем двигаться дальше за новыми знаниями Девиз нашего урока: « С малой удачи начинается большой успех». - Как вы понимаете данное высказывание? - Вы с ним согласны? Не будем терять времени. Объясняют смысл высказывания. -Дает человеку положительные эмоции, внимание других, доброе отношение окружающих, хорошие знания и т.д. 2.
Актуализация

знаний.
(5 мин.) Цели: - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. Ведёт подводящий диалог. ( Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память) - Посмотрите внимательно на экран
( Слайд 1)

8*10 24000*7 67000*1000

4*1000 60:10 6000:10

-
Чем похожи все примеры? -Как умножить или разделить на 10, 100, 1000 и т.д.? -Как перемножить круглые числа? Участвуют в диалоге. (Примеры на умножение и деление с круглыми числами). (Приписать или убрать один, два, три и т. д. нуля) (Выполнить вычисления, не глядя на нули,
Познавательные:
- Общеучебные; - Логические;
Коммуникативные :
- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

(Слайд 2)
-Вычисление какого выражения вызвало затруднение? а потом приписать столько нулей, сколько их в двух множителях) 24000*7 3.
Этап выявления

места и причины

затруднения.
Цель: восстановить выполнение операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг затруднения. Соотнести свои действия с используемым способом действий. 1. Ведёт побуждающий диалог. - Почему вы затруднились назвать произведение чисел 24000 и 7? Побуждает к осознанию темы и цели урока. - Как вы думаете, какова же тема нашего урока? -Сформулируйте задачи урока. - Я предлагаю вам два варианта решения данной проблемы. 2. Стимулирует к деятельности. Предлагает два варианта: - Первый: Сама покажу вам приём умножения. Второй – на основе ранее полученных знаний попробуете решить сами. - Какой вариант выберете вы и почему?
Участвуют в диалоге.
- Не можем, так как с этим приёмом умножения ещё не знакомы (умножение чисел, оканчивающихся нулями)
Формулируют тему урока.
-Умножение многозначных чисел , запись которых оканчивается нулями , на однозначное число. -Научиться выполнять умножение многозначных чисел , запись которых оканчивается нулями , на однозначное число. Дети предпочитают « открывать» новое знание сами.(Знают прием умножения чисел , оканчивающихся нулями)
Познавательные:
- постановка и формулирование проблемы - поиск и выделение необходимой информации
Регулятивные:
- целеполагание; Коммуникативные: - умение выражать свои мысли; 4. Этап построения проекта выхода из 1. Организует деятельность. - Великий Сократ говорил о том, что
Познавательные:
- построение логической
затруднения. Цель: создание проблемной ситуации и построение проекта выхода из затруднения.
«Открытие»

детьми нового

знания.
научиться играть на флейте можно только, играя самому. -Так и вы можете научиться умножать такие числа, думая только своей головой и пытаясь решить самостоятельно
. (Слайд 3)
- У кого есть предположения, как можно его вычислить? - Хорошо, если вычислим на калькуляторе, получим готовый ответ, мы пополним копилку наших знаний? - Вы предложили устно выполнить вычисления. Как именно? - Всегда ли устно можно быстро и правильно выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими? - Какой способ мы можем ещё использовать? - Умеем мы это правильно делать? - Дайте более точную формулировку темы нашего урока. - Какую учебную задачу вы поставите перед собой
? ( Слайд 4)
2.Предлагает записать пример столбиком Выдвигают гипотезы: - на калькуляторе - устно - столбиком. -Нет. Объясняют приём умножения. 20000*7+4000*7=168000 - Не всегда. - Решение столбиком. -Нет.
Дети формулируют тему и учебную

задачу урока:
- Письменное умножение чисел, оканчивающиеся нулями, на однозначное число. - Мы должны научиться письменно умножать многозначные числа, которые оканчиваются нулями, на однозначное число. Пытаются решить пример самостоятельно. цепи рассуждений; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
Коммуникативные:
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем;
5.
/9 мин./
Цель: На этом этапе целью является построение плана действий. При этом используются метод уточнений и метод дополнений. самостоятельно и решить его. - Где мы можем проверить правильность наших рассуждений? - Откройте учебники на стр.79, внимательно рассмотрите образец и сравните со своим решением. - Я прошу поднять руку тех ребят, которые выполнили умножение так, как показано в учебнике. - Молодцы. Значит, вы умеете применять ранее полученные знания. - Открытые вами знания позволили закончить выполнение задания, сформулированного в начале урока?
( Слайд 5)
- Сейчас объясним приём умножения на доске. 3. Вызывает к доске ученика, верно решившего пример. - На что нужно обратить внимание при записи примера столбиком? 4. Организует работу в парах по составлению алгоритма умножения. - Чтобы правильно решать такие примеры, нужно знать алгоритм решения. - Что такое алгоритм? - Сейчас мы его составим. У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке. - В учебнике. Дети открывают учебники и сравнивают своё решение с образцом. Выполняют задание. Объясняют приём умножения. - Нули записываются в стороне. Пошаговое выполнение действий. Открывают конверты. Располагают карточки в нужном порядке.
Выводит алгоритм на экран.
(Слайд 6)
Пары зачитывают алгоритм: 1.Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне. 2.Умножаю многозначное число на число, не обращая внимания на нули. 3.К полученному результату приписываю нули. 4.Читаю ответ. 6.
Этап реализации

построенного

проекта.
(5 мин.) Цель: Проверяют приобретенное знание в нескольких ситуациях, фиксируют построенный способ действий в речи и знаках, уточняется, можно ли использовать способ не только для решения частной задачи, но и для решения всех подобных задач. 1.Организует работу по закреплению нового знания. Фронтальная работа с проговариванием вслух. - Закрепим полученные знания, выполнив письменное умножение с объяснением на доске, ( с.79 №350– 1 строчка ) К д о с к е в ы з ы в а е т с н а ч а л а « сильного» ученика, затем «слабого». - Понятен ли вам этот вычислительный приём? - Как проверить, что вы его усвоили? Даёт инструктаж по выполнению задания.
Р.т. с.68№10
Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат: над заданием этого номера нарисуйте кружок. Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму. Критерий оценки – правильность счёта, безошибочность. А теперь приступим Два ученика работают у доски, остальные в тетради. - Решить примеры самостоятельно. Прогнозируют результат и выполняют задание.
Коммуникативные:
Умение выражать свои мысли; Регулятивные УУД: Овладение алгоритмом умножения;
к выполнению задания.. 7.
Самостоятельная

работа с

самопроверкой

по эталону.
(3 мин.) Цель: -Тренировать способность к самоконтролю и самооценке. -Самостоятельно выполнять задания нового типа, осуществлять проверку, пошагово сравнивать с эталоном. Выводит ответы к заданию на экран.
( Слайд 7)
- Если нет ошибок, закрасьте круг зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым. - Совпал ли ваш прогноз с результатом? Самопроверка по образцу.
Самооценка.

Ответы детей:
-Мой прогноз совпал с результатом, был уверен и правильно выполнил. - Мой прогноз не совпал с результатом, я был уверен, что справлюсь, но допустил ошибку.
Регулятивные :
Прогнозирование; Самоконтроль; Коррекция;
Коммуникативные
Учебное сотрудничество; 8. Физминутка 1 мин Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, умыться, каши съесть, Поскакать, за парту сесть. Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться. 9.
Включение

нового в систему

знаний и

повторение.
(7 мин.) Цель: выявление границы применимости нового знания; - закрепление умения решать текстовые задачи; 2. Организует работу над задачей. - Вернёмся к учебнику. Задача № 351 - Прочитайте задачу. - О чём говорится в задаче? - Что известно? - Как звучит вопрос задачи? Выделите главные слова для краткой записи и сделайте краткую запись задачи.
Слайд 8
М. – 8900 пар Ж- ? в 2 раза > , чем мужской 40000 пар Д. -? - Сколько пар мужской обуви продали? (8900) - Женской обуви? (Не знаем точно, но в 2 раза больше, чем мужской). - Что можно узнать, используя эти данные? (Найти сколько пар женской обуви продали) -Как? Запишите и вычислите.(8900*2= 17800) - Можем ли теперь ответить на вопрос задачи?(Нет) -Почему? (Надо найти сколько продали мужской и женской вместе) Найдите. (890+1780= 26700) Дети отвечают на вопросы учителя по содержанию задачи. 1 ученик записывает решение задачи на доске.
Познавательные УУД:
- анализ с целью выделения главных признаков; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; - выделение и поиск необходимой информации;
Коммуникативные

УУД:
- умение достаточно полно и чётко выражать мысли; -интегрирование в группы и продуктивное взаимодействие.
Регулятивные УУД:
- планирование; - контроль; - коррекция; - самооценка.
- Теперь можем ответить на главный вопрос задачи? (Да). -Решите (40000 - 26700=13300) -Запишите ответ. 10.
Рефлексия

учебной

деятельности.
( 3 мин.) Цель: - оценить результаты собственной деятельности; - осознание метода построения границ применения нового знания. - создание си туации успеха. Благодарит ребят за работу. - Вспомните девиз нашего урока. - Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. Эта удача приблизила ещё на один шаг каждого из вас к успеху. - Какая тема нашего урока? - Какую учебную задачу мы ставили перед собой? - Чему новому научились? - Достигли мы успеха? На память о нашем уроке, чтобы вы ничего не забыли - домашнее задание.
(Слайд 9)
Проводит инструктаж домашнего задания. С. 79№ 350 (2стр.) – обязательный для всех; № 352 – предлагаю тем, кто не боится трудностей.
Всем спасибо за урок.

(Слайд 10)
Закончи любое предложение:  Сегодня я узнал…  Было интересно… - Умножение многозначных чисел, которые оканчиваются нулями, на однозначные числа. - Научиться письменно умножать числа, оканчивающиеся нулями, на однозначное число. - Научились письменно умножать числа, оканчивающиеся нулями, на однозначное число. -Достигли. Записывают задание в дневники.
Регулятивные:
- оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
- умение структурировать знания;
Коммуникативные

УУД:
- аргументировать свои высказывания;
 Было трудно…  Я выполнял задания…  Я понял, что…  Теперь я могу…  Я почувствовал, что…  Я приобрёл…  Я научился…  У меня получилось…  Я смог…  Я попробую…


В раздел образования