Автор: Богданова Светлана Вячеславовна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: МАДОУ МО " Центр развития ребёнка- детский ад №200" Населённый пункт: г.Краснодар Наименование материала: Методическая разработка Тема: Баскетбол для дошкольников Раздел: дошкольное образование
Баскетбол для дошкольников.
Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Полноценное
физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического
воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений.
Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения
(плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках, санках - велосипеде), а также эле менты спортивных
игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, бадминтон и др.). Овладение всеми видами спортивных
упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей.
В разделе физического воспитания «Программы воспитания в детском саду» действия детей с
мячом включены начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди других
средств физического воспитания и усложняются с возрастом за счет введения дополнительных зада-
ний, а также более сложных способов выполнения. В подготовительной к школе группе, кроме
подбрасываний мяча разными способами, с различными заданиями, метаний на дальность и в цель,
предусмотрено формирование навыков ведения (отбивания мяча), ловли, передачи (перебрасывания
мяча друг другу), а также забрасывания мяча в корзину. Упражнения в бросании, катании мячей
способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений.
Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направ ление
броска,
согласовывать
усилие
с
расстоянием,
развивают
выразительность
движений,
пространственную
ориентировку.
В
играх
с
мячом
развиваются
физические
качества
ребенка:
быстрота, ловкость, прыгучесть, сила.
Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно
влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса
и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность
суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка, готовящегося к обучению
в
школе.
При
ловле
и
бросках
мяча
ребенок
действует
обеими
руками.
Это
способст вует
гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.
В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания
положительных нравственно-волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические
побуждения,
воспитывают
выдержку.
Необходимость
принимать
быстрые,
разумные
решения,
правильно их реализовывать в игре способствует воспитанию уверенности, решительности. В игре
ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действия.
При обучении игре в баскетбол используются самые разнообразные действия с мячом, что
обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребенка. Напри мер, при
передвижении по площадке (с мячом или без мяча) ребенок упражняется: в беге с ускорением и с
изменением направления; в беге в сочетании с ходьбой и с прыжками; в беге с остановкой; в беге
приставным шагом (вперед, спиной вперед, в стороны) и т. п. Броски мяча в высоко расположенную
цель
по
структуре
близки
к
действиям,
которые
ребенок
совершает,
стремясь
достать
высоко
подвешенный
предмет.
Последнее
рекомендуется
как
специальное
упражнение
для
воспитания
правильной осанки.
Элементарные
действия
игры
в
баскетбол
могут
широко
использоваться
в
старших
и
подготовительных к школе группах детского сада. Обучение детей основным приемам владения
мячом в игровых условиях должно иметь целью достижение благоприятного физического развития и
разносторонней двигательной подготовленности детей, а также ознакомление детей с баскетболом в
доступной форме для создания общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.
У
детей
старшего
дошкольного
возраста
при
систематическом
обучении
значительно
улучшаются навыки владения мячом: они свободно его держат, передают, бросают; умеют следить за
полетом мяча и устремляются в сторону летящего мяча, стараясь поймать его. Поэтому на базе уже
имеющихся движений появляется возможность формировать достаточно сложные действия с мячом:
определять расстояние, траекторию полета мяча, его вес и упругость.
Техника игры в баскетбол складывается из двух видов действий. Для одного из них характерны
движения, выполняемые без мяча и с мячом в руках без его передачи партнеру: стойка, остановки,
повороты, прыжки; и с передачей мяча: ловля, передача, ведение и броски в корзину.
ТЕХНИКА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
Для успешного овладения действиями с мячом необходимо научить детей таким приемам
перемещения, как стойка, бег, прыжки, повороты, остановки. Сходные действия выполняются и в
подвижных играх, в которые дети играют на занятиях по физической культуре и во время прогулок.
Следует научить детей принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку баскетболиста:
ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на полша га вперед;
тело, направляется вперед, тяжесть его распределяется равномерно на обе ноги; руки согнуты в
локтях, прижаты к туловищу. Из стойки можно быстро, удобно и успешно выполнять любое действие
с мячом и без мяча.
Передвижение
по
площадке
осуществляется
бегом
в
сочетании
с
ходьбой,
прыжками,
остановками и поворотами. Во время бега ребенок должен ставить ногу на всю стопу или ис -
пользовать перекат с пятки на носок. При этом нога значительно сгибается в коленном суставе.
Расслабленные руки, полусогнутые в локтях, двигаются свободно.
Остановки. Детей дошкольного возраста следует обучать остановке двумя шагами. Остановка
начинается с энергичного отталкивания одной ногой. Ребенок делает удлиненный, стопорящий шаг и,
немного отклонившись на опорную ногу, выполняет второй шаг. Инерция бега погашается сгибанием
ног, тяжесть тела распределяется равномерно.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Обучение перемещению начинается с ознакомления детей с основной стойкой баскетболиста. Здесь
следует обращать особое внимание на постановку ног и равномерное распределение тяжести тела, на
правильное положение корпуса.
При обучении остановкам следует придерживаться такой последовательности: остановка после
ходьбы шагом, затем после медленного бега, остановка после быстрого бега и внезапная остановка.
Вначале остановки выполняются свободно, а затем внезапно, по звуковым и зрительным сигналам.
ТЕХНИКА УДЕРЖАНИЯ МЯЧА
Большое значение имеет правильное удержание мяча. Исходное положение - держать мяч на
уровне груди двумя руками. При этом руки должны быть согнуты, локти опущены вниз, кисти рук
сзади сбоку мяча, пальцы широко расставлены, большие направлены друг к другу, остальные - вверх
- вперед. Разумеется, по ходу игры ребенок может держать мяч в зависимости от игровой ситуации и
последующих действий с ним по-разному: приподнимать его вверх, опускать вниз, отводить в
сторону так, чтобы его не смог выбить противник.
Правила держания мяча:
1. Мяч держи на уровне груди.
2. Руки согни, пальцы широко расставь.
3. Локти опусти вниз, мышцы рук расслабь.
Возможные ошибки: узкое расположение пальцев на мяче, разведение локтей в стороны,
держание мяча высоко.
Пути исправления: контролировать широкое расположение пальцев, не закрывать лицо мячом.
ЛОВЛЯ МЯЧА
На
первых
занятиях
большинство
детей
стараются
ловить
мяч,
прижимая
его
к
груди,
обхватывая его руками, стоя на прямых, жестко и плотно сжатых ногах.
Необходимо учить детей встречать мяч руками как можно раньше, образовывая из пальцев как
бы половину полого шара, в который должен поместиться мяч. Ребенок следит за полетом мяча, и как
только
мяч
прикоснется
к
кончикам
пальцев,
он
должен
захватить
его
и
подтянуть
к
себе
амортизирующим
движением.
При
этом
одновременно
надо
сгибать
ноги
так,
чтобы
принять
положение исходной стойки.
Правила ловли мяча:
1. Мяч лови кистями рук, не прижимая к груди, продвигаясь навстречу летящему мячу.
2. Не задерживай мяч в руках, быстро действуй с ним.
Возможные ошибки: стремление зажать мяч, обхватить его руками; узкое расположение
пальцев и ловля мяча напряженными кистями рук; прием мяча на заранее согнутые руки, без
амортизирующего движения.
Пути исправления: следить, чтобы движение рук было прямо навстречу мячу с широким
разведением пальцев; ловить мяч расслабленными кистями рук с последующим отведением их назад
и сгибанием рук в локтях.
ПЕРЕДАЧА МЯЧА
Одновременно с ловлей мяча необходимо обучать детей и передаче его двумя руками с места, в
дальнейшем в движении. Детей следует научить передавать мяч из правильной стойки, держа мяч
двумя руками на уровне груди. При передаче ребенок должен описать мячом небольшую дугу к
туловищу вниз - на грудь и, разгибая руки вперед, от себя посылать мяч, активным движением кисти,
одновременно разгибая ноги. Такая техника передачи мяча усваивается детьми постепенно.
Правила передачи мяча:
1. Локти опусти вниз.
2. Бросай мяч на уровне груди партнера.
3. Сопровождай мяч взглядом и руками.
Возможные
ошибки:
неправильная
стойка
-
плотно
сжатые
и
прямые
ноги;
чрезмерное
разведение локтей в стороны.
Пути исправления: контролировать постановку ног, сохранять положение незначительного
полуприседа; следить, чтобы полусогнутые руки в локте касались туловища.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Обучать ловле мяча следует после того, как дети научатся правильно стоять, держать мяч,
передвигаться по площадке. Вначале следует учить ловить мяч двумя руками на уровне груди,
используя легкие упражнения: после отскока мяча от пола, от стены или щита, подвешенного на
уровне груди ребенка, мосле броска мяча вверх и в других упражнениях. Затем осваивается ловля
мяча параллельно с передачей его двумя руками от груди: ловля мяча на месте и передача его двумя
руками партнеру; ловля на месте и передача мяча, делая шаг вперед сзади стоящей ногой; передача со
следующим шагом.
При совершенствовании ловли и передачи мяча широко применяются сочетании этих действий
с другими приемами: остановками, поворотами, ведением и бросанием мяча.
ВЕДЕНИЕ МЯЧА
Одним из наиболее важных действий с мячом является его ведение, т. е. перемещение с ним по
площадке,
что
предусматривается
правилами
большинства
спортивных
игр.
В
методических
пособиях рекомендуется упражнение - отбивание мяча. Однако это действие отличается от ведения
тем,
что
не
имеет
четкой
техники
выполнения.
Дети
выполняют
его
свободно,
при
обучении
акцентируется только высота отскока мяча. Ведение мяча - более целенаправленное действие, к
технике ведения мяча предъявляются определенные требования.
На начальном этапе обучения детям шестилетнего возраста более доступно ведение мяча с
высоким отскоком, потому что оно не требует низкой стойки. Этот прием позволяет научиться
правильно, держать спину, не наклоняться к мячу, видеть площадку. Затем появляется возможность
научить ребенка передвигаться на полусогнутых ногах. В результате систематического обучения
ведению мяча у детей вырабатывается умение успешно управлять им даже без зрительного контроля,
продвигаясь приставным шагом, изменяя темп бега, высоту отскока мяча, направление перемещения
и т. п. При этом движения рук с мячом начинают автоматически согласовываться с ритмом работы
ног. Наиболее благоприятным ритмом ведения мяча является такой, при котором на два шага ребенка
приходится один удар мячом о площадку. При этом ребенок двигается непринужденно, шаг его
становится достаточно широким и свободным.
Правила ведения м я ч а :
1. Не бей по мячу, а толкай его вниз.
2. Веди мяч вперед - сбоку, а не прямо перед собой.
3. Смотри вперед, а не вниз на мяч.
Возможные
ошибки:
туловище
сильно
наклонено
вперед,
прямые
ноги;
удары
по
мячу
расслабленной ладонью, узкое расположение пальцев на мяче; ведение мяча прямо перед собой.
Пути исправления: соблюдать правильную стойку, толкать мяч вниз кистью руки за счет сгибания и
разгибания ее в локтевом суставе и мягкого направляющего толчка пальцами; следить за
расстановкой пальцев; мяч посылать вперед - в сторону предстоящего движения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
При
обучении
ведению
мяча
целесообразно
вначале
использовать
подготовительные
упражнения: отбивание мяча обеими руками, отбивание правой и левой рукой на месте, ведение мяча
на месте правой и левой рукой, ведение на месте попеременно правой и левой рукой и др., которые
позволяют освоить способ накладывания руки на мяч. Затем можно перейти к ведению в движении
сначала шагом, потом бегом.
БРОСКИ МЯЧА В КОРЗИНУ
От точности бросков мяча в корзину зависит успех в игре. Движения при передаче мяча и
бросках его в корзину являются сходными по своей структуре.
Бросать
мяч
в
корзину
двумя
руками
от
груди
с
места
сле дует
из
такого
же
исходного
положения, как и при передаче мяча. Удерживая мяч на уровне груди, ребенок должен описать им
небольшую дугу вниз на себя и, выпрямляя руки вверх, бросить его с одновременным разгибанием
ног. Кисти и пальцы при этом мягким толчком направляют мяч в корзину.
Бросок мяча двумя руками от груди применяется главным образом при бросках мяча в корзину
с места.
Правила броска мяча в корзину:
1. Бросая мяч, не опускай голову, сопровождай его руками.
2. Смотри в передний край кольца.
3. Бросай смело; если мяч не попадет, не падай духом, повтори еще раз или передай мяч
партнеру, который находится в более удобном положении.
Возможные
ошибки:
неправильное
исходное
положение
-
ноги
вместе,
прямые;
несогласованное движение рук и ног; выпуск мяча усилием плеча и предплечья со слабым участием
кисти руки.
Пути исправления: соблюдать правильную стойку; при броске одновременно выпрямлять руки и
ноги (после выпуска мяча кисть руки сгибается).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Броскам мяча в корзину детей обучают одновременно с обучением передаче, мяча. Сходство
координационной структуры облегчает процесс овладения действиями. При обучении броскам важно
сосредоточивать внимание детей на исходном положении, на согласованности работы рук и ног,
движении кисти при броске.
Обучение броскам начинают после ознакомления с передачей мяча, а также показа броска мяча
в
цель,
установленную
на
полу.
Для
овладения
бросками
мяча
с
траекторией
целесообразно
применять подготовительное упражнение - бросок мяча через препятствие (веревочка, планка, сетка
и др.). Далее высота цели постепенно изменяется.
Инструктор сообщает детям основные правила прицеливания, объясняет значение траектории
полета мяча, ее зависимость от прилагаемой силы к мячу.
Детей старшего дошкольного возраста интересует результат попадания, поэтому в конце упражнений
и игр воспитатель подводит их итог.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В БАСКЕТБОЛ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Процесс обучения двигательным действиям можно условно разделить на следующие этапы:
первоначальное обучение, углубленное разучивание, закрепление и совершенствование движений.
На
каждом
из
них
ставятся
определенные
задачи,
которые
осуществляются
при
помощи
соответствующих средств и методов физического воспитания. Очень важно обеспечить постепенное
усложнение условий выполнения действий в зависимости от имеющихся у детей навыков обращения
с мячом. Четкая последовательность и взаимосвязь средств и методов обучения создает оптимальные
условия для формирования двигательных действий.
С
детьми
дошкольного
возраста
следует
начинать
разучивать
элементы
баскетбола
в
специально созданных условиях (вне игры) на месте, для чего подбираются легкие упражнения,
которые
имеют
существенное
сходство
с
основным
изучаемым
действием,
но
являются
более
простыми и более легкими. Например, при обучении броскам мяча в корзину первым упражнением
является
обычная
передача
мяча,
затем
-
выполнение
передачи
с
высокой
траекторией,
далее
передача мяча через различные высоко расположенные препятствия (сетка, веревка, планка) с
попаданием
в
горизонтальную
цель
(щит
баскетбольной
корзины)
и,
наконец
-
броски
непосредственно в корзину. Как видим, все эти упражнения включают бросок мяча; но условия его
выполнения постепенно усложняются.
При обучении приемам игры в баскетбол очень важно усвоить следующие главные элементы
двигательных действий: при ловле мяча - овладение положением кистей рук, пальцев в момент со-
прикосновения с мячом; при передаче и бросках мяча - овладение движением рук; при ведении мяча -
овладение положением кистей рук и пальцев в момент соприкосновения с мячом.