Самостоятельная работа как форма учебной деятельности студентов
Автор: Туник Ольга Валентиновна Должность: преподаватель Учебное заведение: "Первый" МОК г.Москвы Населённый пункт: Щёлково Наименование материала: методическая разработка Тема: Самостоятельная работа как форма учебной деятельности студентов Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Первый» московский образовательный комплекс
Методическая разработка
Самостоятельная работа студента как форма учебной
деятельности
Подготовила
Учитель географии
Туник Ольга Валентиновна
Москва 2016г
Самостоятельная работа студента как форма учебной
деятельности
“Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Вовлеки меня - и я научусь”.
Самостоятельная
работа
как
форма
учебной
деятельности,
согласно
требованиям ФГОС СПО, является важнейшим элементом образовательного
процесса.
Процесс
самостоятельной
работы
студента
неосуществим,
если
студент
несамостоятелен
в
учебной
деятельности,
формирование
способности
к
саморазвитию
немыслимо
без
наличия
навыков
самостоятельно
находить,
отбирать, анализировать информацию, самостоятельно тренировать память,
речевые умения и т.д., корректировать свое поведение и стратегию обучения в
соответствии
с
полученным
опытом,
восстанавливать
эмоциональные
и
физические силы, работать в коллективе, создавать межличностные контакты.
Что бы помочь студентам в организации самостоятельной работы, научить их
систематизировать,
теоретические
знания
и
практические
умения,
разрабатывается
образовательный
ресурс
по
дисциплине
«географии»,
он
включает в себя:
1.
систематизации
и
закрепления
полученных
теоретических
знаний
и
практических умений студентов;
2.
углубления и расширения теоретических знаний;
3.
формирования
умений
использовать
нормативную,
правовую,
справочную и специальную литературу;
4.
развития
познавательных
способностей
и
активности
студентов:
творческой
инициативы,
самостоятельности,
ответственности
и
организованности;
5.
формирования
самостоятельности
мышления,
способностей
к
саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
6.
формирования практических умений и навыков;
7.
развития исследовательских умений;
8.
Выбирать способы и осуществлять поиск информации в соответствии с
целью, в том числе с помощью компьютерных средств;
9.
отбирать требуемые источники информации;
10.работать
с
источниками
информации
(учебниками,
справочниками,
таблицами, схемами и т.д.);
11.перерабатывать
информацию
(анализировать,
с р а в н и в ат ь ,
классифицировать, обобщать, выявлять причинно-следственные связи),
12.преобразовывать
информацию
из
одного
вида
в
другой
(структурировать,
«сжимать»
(из
текста
в
таблицы,
схемы
и
т.д.),
раскрывать «сжатую» информацию);
Формы контроля самостоятельной работы
1.
текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на
вопрос, сообщения, доклада
2.
конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно;
3.тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой
теме;
Внеаудиторные самостоятельные работы по географии
Раздел
Тема самостоятельной работа
форма контроля
Политическая
карт а
мира
Международные
организации
и
их
функции
сообщение по теме
Политическая
карт а
мира
«Горячие точки планеты»
З а щ и т а
р е ф е р а т а ,
заполнение
контурных
карт
Политическая
карт а
мира
Изменения на политической карте в
современном мире
сообщение по теме
Населения мира
Демографическая ситуация в России
Защита реферата
Населения мира
Урбанизация – всемирный процесс
сообщение по теме
Населения мира
Культурные традиции народов мира
Приготовить
презентацию
Природные
ре сурсы
мира
Нефтяной рынок мира
сообщение по теме
работа
на
контурной
карте
Мировое
хо з я й с т в о
мира
Влияние НТР на транспорт мира
Приготовить
презентацию
Мировое
хо з я й с т в о
мира
Центры международного туризма
Приготовить
презентацию
Мировое
хо з я й с т в о
мира
Главные финансовые центры мира
сообщение по теме
География
зарубежных
стран мира
Культурные
особенности
ст ран
Европы
Приготовить
презентацию
География
зарубежных
Культурные
особенности
ст ран
Приготовить
стран мира
Европы
презентацию
География России
Россия в международной торговле
Защита реферата
География
зарубежных
стран мира
Туристические центры России
Приготовить
презентацию
Глобальные
проблемы
мира
Классификация глобальных проблем.
Приготовить
презентацию
Глобальные
проблемы
мира
Проблемы глобального потепления
Приготовить
презентацию
№1 Международные организации и их функции
Цель работы
1.
Сформировать понятия “международная организация”
2.
Продолжить
развитие
общеучебных
умений
стандартизировать,
анализировать,
сопоставлять,
сравнивать,
выделять
главное,
устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры
3.
Познакомиться с функциями международных организаций
№2 «Горячие точки планеты»
Цель работы
1. Количество серьёзных конфликтов (или «горячих точек») в конце XX в.
достигло
150.
Для
понимания
сути
этих
многочисленных
конфликтов
необходимо их систематизировать (или классифицировать).
2.
Используя Интернет-ресурсы (выборка статей официальных изданий )
заполнить
таблицу
и
составить
картосхему,
отражающую
участие
международных
организаций,
преимущественно
европейских,
в
решении проблем.
3.
Сделать выводы
№3 Изменения на политической карте в современном мире
Цель работы
1.
Изменения на ПКМ в новейшее и современное время:
2.
Составить таблицу Изменения на ПКМ на территории Европы, Азии,
Америки, Африки
3.
Сделать выводы
№4 Демографическая ситуация в России
Цель работы
1.
Сформировать представление у студентов о демографической ситуации в
современной России, используя в качестве основного источника данные
статистики.
2.
Выявить факторы, влияющих на демографические процессы
3.
Построить диаграмму «Изменения численности России за последние 5
лет»
№5 Урбанизация – всемирный процесс
Цель работы
1.
Показать историю возникновения городов. Первые города. Что вы о них
знаете?
2.
Современные
города.
Определить
основные
критерии
города:
численность, функции, плотность населения, планировка городов, уровень
их благоустройства.
3.
Сделать выводы
№6 Культурные традиции народов мира
Цель работы
По внешней манере держаться за границей судят не только о человеке, но и о
стране,
которую
он
представляет.
Традиции
деловых
кругов,
проведение
деловых и дружеских встреч, разговорные фразы, преподнесение подарков,
манеры поведения за столом, дресс-коды.
Подготовить презентацию по теме «Особенности этикета в странах мира.
№ 7 Нефтяной рынок мира
Цель работы
1.
Рассмотреть
факторы,
формирующие
мировой
спрос
на
нефть
и
ее
предложение
2.
Определить место нефти в топливном балансе мира.
3.
Отметить страны на контурной карте, ведущие добычу нефти
№8 Экологические проблемы различных видов природопользования
Цель работы
1.
Понятие экологии и природопользования как наук;
2.
Методы рационального природопользования;
3.
Влияние состояния окружающей среды на здоровье человека
№ 9 Влияние НТР на транспорт мира
Цель работы
Углубление
научно-технического
прогресса
внесло
свои
коррективы
и
в
разделение труда между различными видами транспорта.
Пользуясь
учебником
интернет
-
ресурсами
,
приведите пять
примеров
влияния НТР на транспорт в целом:
1.
Приведите примеры влияния НТР на некоторые виды транспорта, ответ
можно оформить в виде схемы.
2.
Составьте схему «Влияние НТР на транспорт»
Железнодорожный
3.
Автомобильный
4.
Водный
5.
Авиационный
№10 Центры международного туризма
Цель работы
1.
Выявить
значение
и
факторы
размещения
центров
международного
туризма, изучить географию важнейших туристических потоков.
2.
Обозначить на контурной карте условными знаками районы круизных
маршрутов. Объяснить, почему именно эти районы являются местами
круизного туризма;
3.
Подписать наиболее посещаемые города
Страна
Доля
рынка в %
Достопримечательности
США
ФРГ
Япония
Великобритания
Франция
Канада
Италия
Россия
№11 Главные финансовые центры мира
Цель работы
В последней четверти ХХ века — начале XXI века наметилась тенденция к
усилению концентрации финансовых операций в рамках международных и
региональных финансовых центров.
1.
Назовите
и
найдите
на
карте
крупнейшие
финансовые
центры
современного мира.
2.
Определите специализацию данных центров
№12 Культурные особенности стран Европы
Цель работы
1.
Подготовить презентацию «Путешествие по Европе»
2.
Составить собственный маршрут путешествия.
3.
Показать самобытность культуры стран Европы.
№13 Россия в международной торговле
Цель работы
1.
Рассмотреть особенности международной торговли и торговли России в
условиях развития мирового рынка
2 Провести анализ экспортно-импортных отношений РФ с другими странами.
№ 14 Туристические центры России
Цель работы
Золотое
кольцо
России
–
это
знаменитый
туристический
маршрут
протяженностью
более
1000
километров,
который
проходит
по
древним
городам Владимиро-Суздальской и Московской Руси. Маршрут включает в
себя около 20 городов Московской, Ивановской, Владимирской, Костромской,
Ярославской
и
Тверской
областей.
Здесь
сосредоточены
исторические
и
архитектурные памятники XII-XVIII веков, которые составляют сокровищницу
русской
культуры.
Эти
уникальные
достопримечательности
охраняются
Российским государством и ЮНЕСКО.
Составить памятку для туристов по Золотому кольцу России
№15 Классификация глобальных проблем.
Цель работы
1.Что такое глобальные проблемы современности.
2.Назвать причины проблем3. Выявить пути решения проблем
№16 Проблемы глобального потепления
Цель работы
глобальными
проблемами,
связанными
с
состоянием
атмосферы,
изучить
явление
"парникового
эффекта",
рассмотреть
причины
и
последствия
увеличения скорости глобального потепления, меры борьбы с ним.
Подготовить презентацию по данной теме.
Список литературы:
1. Организация самостоятельной работы обучающихся при реализации ФГОС
по профессиям и специальностям СПО
2. Методические рекомендации Авторы-составители: Быковец О.А.,
заместитель директора по профессиональному образованию ГБОУ УМЦ ПО
ДОгМ, Янченкова Е.В., руководитель отдела методического сопровождения
реализации программ СПО ГБОУ УМЦ ПО ДОГМ, к.п.н.