Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы"
Автор: Сороковых Антон Сергеевич Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: АОУ гимназия № 13 Населённый пункт: Долгопрудный Московской области Наименование материала: Технологическая карта урока Тема: Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" Раздел: среднее образование
Автономное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Долгопрудного Московской области
гимназия № 13
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
«Антонимы»
Подготовил
учитель русского языка и литературы
Сороковых Антон Сергеевич
г. Долгопрудный - 2016
Тема: Антонимы.
Тип урока: Урок развития умений (комплексного применения знаний и умений).
Цели:
Образовательные:
. познакомить учащихся с понятием "Антонимы";
. научить использовать антонимы, определять лексическое значение слова;
. расширить лексический запас учащихся.
Развивающие:
. развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
. развивать сообразительность, мышление, внимание, память;
. развивать умение работать с текстом.
Воспитательные:
воспитывать толерантность, ответственность за собственные поступки;
воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать
определение
антонимов, ум е т ь подбирать
антонимы
к
словам
и
находить
их
в
тексте;
устанавливать связь антонимов с многозначностью слова. Наблюдать за использованием антонимов в художественной
речи.
Личностные:
осознанное
уважительное
и
доброжелательное
отношение
к
другому
человеку,
его
мнению,
мировоззрению, культуре, языку как основе мирного поведения.
Метапредметные:
перерабатывать
и
преобразовывать
информацию
из
одной
формы
в
другую
(изображение
в
словесную форму).
Познавательные
УУД: самостоятельное
выделение
и
формулирование
познавательной
цели,
осознанное
и
произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения
задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения.
Регулятивные
УУД: целеполагание,
планирование,
оценка
результатов
работы,
внесение
необходимых
дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его
результата.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил
речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: ПК, раздаточный материал, листы формата А4.
Приветствуют
учителя.
Подписывают
ч и с л о ,
словарь, оставляя строку
для
написания
темы
урока.Личностные,
коммуникативные.
Цель
–
мотивация
на
учебу,
создание
доброжелательной
атмосферы. Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.
Актуализация
знаний.Проверка
готовности учеников
к
у р о к у .
Психологический
н а с т р о й
н а
плодотворную
работу.
3 мин.
2.
Организационный
момент.
3.
1 мин.
Учитель открывает слайд, на котором
изображены
два
мальчика,
один
из
которых поднимается в гору, а другой –
спускается с горы.
- Составьте и запишите предложение,
опираясь на данный слайд.
-
Найдите
в
предложении
слова
с
п р от и во п ол ож н ы м
л е к с и ч е с к и м
значением.
- Какой частью речи они являются?
- Как называются такие слова?
- Какие слова мы будем изучать сегодня
на уроке?
Ребята, подпишите тему нашего урока.
Ученики
записывают
предложение:
Саша
поднимается
в
гору,
а
Миша
Познавательные,
регулятивные.
спускается с горы.
Ответы детей.
Поднимается – спускается
Глаголы.
Антонимы.
Слова
одной
и
той
же
части
речи
с
п р от и во п ол ож н ы м
л е к с и ч е с к и м
значением.
Подписывают тему.
4.
Постановка
цели
и
з а д а ч
у р о к а .
Мотивация
учебной
деятельности
учащихся.
1 мин.
-
Чему
мы
должны
научиться на
данном уроке?
Уп о т р е б л я т ь
в
р е ч и
антонимы.
Регулятивные,
познавательные.
5.
Первичное
закрепление. 9 мин.
Учитель
говорит
номер
упражнения,
которое следует выполнить.
Ч и т а ю т
з а д а н и е
к
упражнению.
Выполняют
его.
Познавательные.
6.
Работа с тестами по
данной теме. 9 мин.
Учитель
называет
номера
заданий
(тесты
и
текст
с
последующими
заданиями).
Выполняют задания.
Познавательные.
7.
Работа
в
парах.
8
мин.
Учитель выдает задания под одним и
тем же номером (два небольших текста,
в которых к пяти выделенным словам
необходимо подобрать антонимы).
Один
ученик
выполняет
з а д а н и е ,
д р у г о й
–
контролирует правильность
выполнения
задания
и
результат
(имеет
образец
Коммуникативные,
познавательные,
регулятивные.
в ы п о л н е н и я ) .
П р и
выполнении
следующего
задания
дети
меняются
ролями.
8.
Физминутка
(прием
«Верные – неверные
утверждения»)
1
мин.
Учитель называет пары слов (6-8 пар).
Е с л и
о н и
я в л я ю т с я
антонимами (попарно), дети
хлопают в ладоши, если нет
– топают ногой.
Коммуникативные.
9.
Творческое
применение
знаний
(групповая
форма
работы). 7 мин.
Учитель
выдает
листы
формата
А4,
делит
класс
на
четыре
команды,
назначает
капитанов
каждой
из
них,
говорит
задание
(каждая
команда
д ол ж н а
п р и д умат ь
н а и б о л ь ш е е
количество антонимов за определенное
время
(2
минуты)
в
зависимости
от
п р и н а д л е ж н о с т и
а н т о н и м о в
к
определенной
части
речи.
Названия
команд: «Имя существительное», «Имя
прилагательное», «Глагол», «Наречие».
Вызывает капитанов по очереди.
Дополнительное
задание
капитанам
команд.
Назвать
три
пары
антонимов
другой команды (любой).
Участники команд активно
б е с е д у ю т ,
н а з ы в а я
соответствующие
слова.
Кап и т а н ы
з а п и с ы в а ю т
антонимы
на
отдельный
лист.
Чит ают
п о л у ч и в ш и е с я
антонимы.
Капитаны отвечают вслух.
Коммуникативные,
познавательные,
регулятивные.
10.И н ф о р м а ц и я
о
домашнем
задании,
инструктаж
по
его
выполнению. 2 мин.
1
группа.
Параграф
учебника
и
одно
упражнение письменно (на выбор).
2
г р у п п а .
П а р а г р а ф
у ч е б н и к а .
Придумать
и
записать
по
три
пары
антонимов на каждую часть речи в виде
Знакомятся
с
условиями
домашней
работы,
задают
вопросы по выполнению.
Личностные,
коммуникативные.
таблицы
(имя
существительное,
имя
прилагательное, глагол, наречие).
3 группа. Параграф учебника. Найти и
записать
названия
художественных
п р о и з в е д е н и й ,
я в л я ю щ и е с я
антонимами.
11.Рефлексия
(подведение
итогов
занятия). 4 мин.
У ч и т е л ь
з а д а е т
в о п р о с ы
индивидуально. Доволен (довольна) ли
ты
своим
результатом
или
нет
и
почему?
Какие антонимы не удалось определить
и почему?
Что
именно
помогло
тебе
сегодня
безошибочно справиться с работой?
Выставление оценок с комментариями.
Вопрос ученику.
Как
ты
думаешь,
каков
сегодня
твой
результат? Оцени свой ответ на уроке.
Отвечают на вопросы.
Коммуникативные,
личностные,
познавательные,
регулятивные.
Литература
Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. В 2ч./ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.
Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – 32 изд. – М.: Просвещение, 2012.