Автор: Меньшакова Ирина Анатольевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 Населённый пункт: Город Оханск Пермский край Наименование материала: конспект урока по окружающему миру в 3 классе по УМК "Начальная инновационная школа" Тема: Мой дом - моя крепость Раздел: начальное образование
Тема: Мой дом – моя крепость
Цель: формирование у школьников представления об одной из основных
функций жилища – защите от неблагоприятного воздействия окружающей
среды
Задачи : объяснять, в чём заключаются основные функции жилища человека.
Обосновывать зависимость формы жилища, используемых строительных
материалов и других его особенностей от природно-климатических условий
местности.
Формируемые УУД:
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные УУД: строить тематические сообщения (доклады и
рефераты) в устной форме.
Коммуникативные УУД: строить монологические высказывания, участвовать
в диалоге.
Личностные УУД: устойчивые социальные и учебно – познавательные
мотивы; интерес к новому учебному материалу и способам решения новых
познавательных задач.
Ход урока
1.
Актуализация знаний
- Вспомните, над каким разделом мы работаем? (слайд)
- Что мы уже знаем? (Ответы
учащихся)
- Чтобы узнать, что мы будем изучать сегодня, предлагаю вам
выполнить следующее задание: вычеркните из схемы те буквы, о
которых пойдёт речь, оставшиеся – подскажут тему. Кто поработает у
доски? (на обратной стороне доски такая же схема, как и у каждого
ученика на парте).
ж
ё
и
ш
ц
ь
л
и
щ
б
а
е
- Убери букву , которая
Не имеет звука (ь)
Всегда ударная в слове (ё)
Последняя буква в слове ХЛЕБ (б)
Непарный звонкий, всегда твёрдый согласный (ц)
Непроверяемая безударная гласная в слове КВАРТИРА (а)
Всегда твёрдый, парный глухой согласный (Ш)
- Какое слово получилось из оставшихся букв? ЖИЛИЩЕ
- Подберите синонимы к данному слову ОЧАГ, ДОМ, КВАРТИРА
- Исходя из общей темы и опорных слов, сформулируйте тему урока.
2.Работа над темой
- Сегодня мы поговорим о жилищах, и какой дом человек строит, исходя из
условий окружающей среды.
(На стенде разного вида жилища)
- Посмотрите, какими разными бывают дома. Вам знакомы их названия?
(Ответы учащихся)
- Как они называются, и в каких природных условиях человек строит данные
жилища, вам расскажут ребята. (Выступления детей о видах жилищ с
показом на карте места их строительства: вигвам, иглу, дом на сваях,
хата, изба, юрта, чум; параллельно идёт презентация с демонстрацией
особенностей тех или иных жилищ, также дети знакомятся с японским
домом и его особенностями).
- Вы просмотрели и внимательно послушали одноклассников о разных
видах жилищ, на какие группы можно их разделить? (временные и
постоянные)
- Объясните, почему? (ответы детей)
Вывод : с давних времён для строительства домов применялись самые
разнообразные природные материалы: древесина, хворост, солома,
тростник, глина, дёрн – верхний, густо переплетённый корнями растений
слой почвы, снег. (слайд)
- Но строительство домов зависит, прежде всего, от тех условий окружающей
среды, где непосредственно проживает человек.
- Скажите, а можно в нашем городе построить красивый японский дом?
(ответы детей)
- Около посёлка Юго-камский есть такой домик. Что можно сказать о хозяине
этого жилища? (ответы детей)
- Как вы думаете, какие условия при строительстве должен был соблюсти
владелец, чтобы дом простоял долго? (в ходе ответов
детей на доске появляется памятка) :
Доступность материала
Прочность материала
Долговечность материала
Безопасность жилища
Надёжное убежище
Комфортно – удобно и тепло в доме
3.
Закрепление изученного
- Скажите, пожалуйста, а зачем мы изучаем данную тему? (ответы детей)
- Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
- Русская пословица гласит: «Каждый человек в своей жизни должен родить
сына, посадить дерево и построить дом», у вас есть мечта, как будет
выглядеть ваш будущий дом? (ответы детей)
- Пройдёт много лет и всё изменится. Конечно, изменится и облик жилищ,
т.к. изменится и окружающая среда. Дома будут совершенно другими.
- Посмотрите, некоторые фантазии. (презентация необыкновенных видов
домов)
-Я предлагаю вам пофантазировать и нарисовать, как могут выглядеть дома
в далёком будущем, работая в группе. (делятся на группы)
- На что, прежде всего, будете обращать внимание? (учитывать условия, в
которых будут находиться люди будущего, материал)
Презентация работ по памятке.
4.
Рефлексия
- У вас получились замечательные дома: прочные, крепкие, ведь недаром
говорят «Мой дом – моя крепость» . (слайд)
- Ещё, почему так говорят?
Возможность отдохнуть
Помогает дом
Оберегает, здесь надёжно
Я горжусь своим домом
5.
Домашнее задание
- Я благодарю вас за работу, а дома предлагаю подумать и ответить на такой
вопрос: какая форма домов преобладала раньше? Какую форму чаще имеют
современные жилища? Почему? (стр.16 учебника) (слайд)
Разработка урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Мой дом - моя крепость" (по УМК
"Начальная инновационная школа"). На данном уроке у детей формируется представление об
одной из основных функций жилища - защите от неблагоприятного воздействия окружающей
среды. Ученики принимают непосредственную подготовку к уроку - доклады о различных
видах жилища человека, ищут информацию, в каких климатических условиях строятся те или
иные дома, из каких материалов и почему именно из таких. Кроме того, на уроке учащиеся
знакомятся с необычными домами, и пробуют в совместной работе придумать и нарисовать
свой дом будущего.