Психологическая коррекция страхов у детей младшего дошкольного возраста
Автор: Клецко Екатерина Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: РГПУ им. А. И. Герцена Населённый пункт: г. Светогорск, Выборгский район Наименование материала: Статья Тема: Психологическая коррекция страхов у детей младшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Психологическая коррекция страхов у детей младшего дошкольного
возраста
Выборгский филиал Российского государственного педагогического
университета им. А. И. Герцена
Россия
Трудно найти человека, который бы никогда не испытывал чувства
страха.
Беспокойство,
тревога,
страх
—
такие
же
неотъемлемые
эмоциональные
проявления
нашей
психической
жизни,
как
и
радость,
восхищение,
гнев,
удивление,
печаль.
Но
при
чрезмерной
податливости
страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становится
неуверенным в себе, а временами его может даже разбить "эмоциональный
паралич".
Подавляющее
большинство
страхов
в
той
или
иной
степени
обусловлены
возрастными
особенностями
и
имеют
временный
характер.
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их
появления,
чаще
всего
исчезают
бесследно.
Если
же
они
болезненно
заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком
неблагополучия, и говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном
поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей
ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье [1].
Именно
поэтому,
проблема
детских
страхов
является
актуальной
в
современном мире.
Известный
физиолог
И.
П.
Павлов
считает
страх
проявлением
естественного
рефлекса,
пассивно-оборонительной
реакцией
с
лёгким
торможением
коры
больших
полушарий.
Страх
основан
на
инстинкте
самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными
физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, отражается
на
частоте
пульса
и
дыхания,
показателях
артериального
давления,
выделением желудочного сока.
Cтрах
–
это
чувство
беспокойства
в
ответ
на
настоящую
или
воображаемую
угрозу.
В
одних
обстоятельствах
страх
бывает
подсознательным,
в
других
же
–
обусловливается
каким-то
жизненным
опытом[2].
В
психологии
и
педагогике
существуют
разные
классификации
страхов.
В
психологическом
словаре
под
редакцией
Ю.
Л.
Неймера
выделяется
3
основных
вида
страхов:
реальный,
невротический
и
страх
свободный:
-
Реальный
страх
–
рациональное
выражение
инстинкт а
самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.
- Страх невротический – разнообразные формы «бесцельного страха»
невротиков, возникают из-за отвлечения либидо от нормального применения,
либо из-за отказа психических инстанций.
- Страх свободный – общая неопределённая боязливость, готовая на
время привязаться к любой появившейся возможности и выражающаяся в
состоянии «боязливого ожидания», страх беспредметный, не связанный с
каким-либо объектом, вызывающим этот страх.
Р.В. Овчарова выделяет следующие виды страхов:
- Возрастные страхи возникают под действием следующих факторов:
наличие
страхов
у
родителей,
тревожность
в
отношениях
с
ребёнком,
избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со
сверстниками. Большое количество запретов со стороны родителя того же
пола или полное предоставление свободы ребёнку родителями и другого
пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;
-
Невротические
страхи
характеризуются
большой
эмоциональной
интенсивностью и напряжённостью. Могут быть результатом длительных и
неразрешимых переживаний. Чаще боятся чувствительные, испытывающие
эмоциональные
затруднения
в
отношениях
с
родителями
дети,
чьё
представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или
конфликтами[4].
Наиболее
полной
можно
считать
классификацию
страхов
А.
И.
Захарова:
-по характеру – природные, социальные, ситуативные, личностные.
-по степени реальности – реальные и воображаемые.
-по степени интенсивности – острые и хронические.
Условно страхи можно разделить на две большие группы: врожденные
(возрастные) и приобретенные.
На
каждом
из
этапов
своего
развития
дети
испытывают
страхи,
которые различны для разных возрастов:
-
от
рождения
до
6
месяцев
малышей
способен
напугать
любой
громкий и неожиданный шум, любое быстрое движение со стороны другого
человека, падение и потеря физической поддержки, опоры;
- от 7 месяцев до года малыша пугают уже определенные громкие
звуки
(например,
шум
пылесоса),
практически
любые
незнакомые
люди,
раздевание, одевание и смена обстановки, высота. Для многих малышей
источником страха является отверстие стока в ванной и душе;
-
дети
от
1
года
до
2
лет
могут
бояться
разлуки
с
родителями,
незнакомых людей, травм, засыпания и самого сна из-за ожидания ночных
кошмаров;
- источником страхов детей до 3 лет являются отвержение со стороны
родителей,
незнакомые
ровесники,
смена
обстановки,
изменение
порядка
жизни.
-
дети
с
3
до
4
лет
начинают
бояться
темноты,
одиночества
и
замкнутого пространства[1].
Определить
боящегося
ребенка
обычно
не
составляет
труда,
если
учесть напряженность и беспокойство в поведении, избегание источника
угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха. Прежде чем
помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно
страхам они подвержены. Страхи, которые проявляются в поведении ребенка,
отражают далеко не полную картину его внутренних, часто неотделимых от
опасений страхов. Поэтому выяснить весь спектр страхов можно только
специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком,
доверительных отношений и отсутствия конфликта.
В большинстве случаев страхи уходят сами, так и не заявив о себе. С
возрастом
происходит
интеллектуальная
переработка
страхов,
теряющих
чисто эмоциональный оттенок и наивный детский характер[3].
Целью
эксперимента,
является
проведение
исследования
психологической коррекции страхов у детей младшего дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза о том, что если использовать в
работе с детьми младшего дошкольного возраста методы песочной терапии и
сказкотерапии, то метод песочной терапии будет более эффективным.
Исследование
проводилось
посредством
анкеты
А.
И.
Захарова,
направленной на выявление гендерных различий по 29 страхам; рисуночного
теста «Кактус» - определение уровня тревожности испытуемых по четырем
пунктам (баллы от 1-3, 1 – не выражен (в графике «1 - 6»), 2 – слабо выражен
(«6 - 12»), и 3 – ярко выражен («13 - 18»).
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №2 города
Светогорска». В исследовании принимали участие 42 ребенка. На основании
результатов,
полученных
при
проведении
первичных
методик,
были
сформированы
две
выборки
испытуемых
с
одинаковыми
показателями:
контрольная и экспериментальная. Также были разработаны две программы
психологической
коррекции
страхов:
по
сказкотерапии
и
по
песочной
терапии.
Далее сравнительному анализу подверглись результаты, полученные
при проведении анкеты А. И. Захарова и рисуночного теста «Кактус» в двух
выборках обследуемых.
Результаты исследования показали качественные изменения у детей
экспериментальной группы по коррекции страхов. Уменьшается процентное
соотношение у детей имеющих медицинские, социальные, пространственные
страхи, боязнь сказочных персонажей и темноты. В соответствии с этим
изменились
показатели
по
уровню
тревожности.
В
контрольной
группе
показатели практически не изменились.
Таким образом, можно отметить, что если использовать в работе с
детьми
младшего
дошкольного
возраста
методы
песочной
терапии
и
сказкотерапии, то метод песочной терапии будет более эффективный.
Список использованных источников:
1. Дневные и ночные страхи у детей /Детская психология и
психотерапия/А. И. Захаров. – СПб, «Речь», 2010. – с. 2-15.
2. Детские страхи / Книга для родителей и педагогов/ А. С. Зубкова, С.
Г. Зубанова. – Ярославль, « Академия развития», 2007. – с. 4-9.
3. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Просвещение,
2003, 127с.
4. Овчарова Р.В. Практическая психология - М.: Т.Ц. «Сфера», 2006. -
337 с.