"Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО и реализация программы"
Автор: Труфман Анастасия Юрьевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 10 поселок Щербиновский Населённый пункт: Краснодарский край, Щербиновский район, поселок Щербиновский Наименование материала: опыт работы Тема: "Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО и реализация программы" Раздел: дошкольное образование
Организация и реализация воспитательно – образовательного процесса в
соответствии с ФГОС в МБДОУ детский сад № 10п. Щербиновский.
Дошкольное
образовательное
учреждение
р е а л и зу е т
О О П
Д О
разработанную
творческой
группой
ДОУ,
в
состав
которой
входит
весь
педагогический
коллектив.
Разработана
программа
ДОУ
на
основе
примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От
рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 по образовательным областям:
физическое,
познавательное,
речевое,
социально-коммуникативное
и
художественно-эстетическое
развитие
.
Также
реализуется
программа
Безопасность под редакцией Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б.Стеркина. Часть
формируемая
участниками
образовательного
процесса
реализуется
черезрегиональный
компонент,
виды
деятельности
которого
включают
культурно
–
досуговую
деятельность,
художественное
и
музыкальное
творчество
в
совместной
и
самостоятельной
деятельности
д етей,
профилактические и физкультурно - оздоровительные мероприятия.
Организованная
образовательная
деятельность
сочетается
с
другими
формами организации детей и позволяет детям использовать приобретённые
познания, навыки и умения в самостоятельных играх, продуктивных видах
деятельности, в театрализованной и музыкальной деятельности.
Структура
воспитательно-образовательного
процесса
в
режиме
дня
реализуется через организацию различных видов детской деятельности с
использованием
разнообразных
форм
и
методов
работы,
выбор
которых
осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента
детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных
задач.
Анализ эффективности методической работы за 2014-2015 учебный год. В
первую очередь проанализировали выполнение поставленных задач:
Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного
образования
через
совместную
и
самостоятельную
деятельность
взрослого
и
ребёнка
в
образовательных
областях
«Социализация»,
«Безопасность»;
Коррекция
образовательной
среды
в
соответствии
с федеральными
государственными
требованиями
к
условиям
реализации
основной
общеобразовательной программы дошкольного образования;
Развитие
партнёрских
отношений
с
родителями,
выработать
общуюустановку
на
сотрудничество
педагогического
коллектива
детского сада и родителей;
Образовательное и личностное развитие педагогического коллектива;
Совершенствовать
многоплановую
работу
по
укреплению
здоровья
детей;
Осуществлять нравственно патриотическое воспитание дошкольников
посредством приобщения к культуре и традициям русского народа,
малой Родины.
Реализация
этих
задач
осуществлялась
через
разнообразныеформы
методической работы:
(темы педсоветов);
Педсовет № 1(установочный) Тема:"Федеральный государственный стандарт
для дошкольных учреждений";
Педсовет
№
2 Тема:
«Повышение
профессиональной
компетенции
воспитателей»;
Педсовет
№
3 Тема:
«Эффективные
формы
и
методы
взаимодействия
дошкольного образовательного учреждения и семьи»;
Педсовет № 4 Тема: «
Обеспечение
педагогического
процесса
условиями
для реализации совместной и самостоятельной деятельности педагогов и
детей пообразовательным областям;
Итоговый педсовет№
5 Тема: «Анализ работы ДОУ за 2014-2015 учебный
год».
Другие проводимые мероприятия проходили в форме:
СЛАЙД .- коллективные открытые просмотры педагогической деятельности;
- участие в методических объединениях;
- методические часы и выставки;
- работа над групповыми проектами;
- творческие отчёты по самообразованию;
- анкетирование;
- конкурсы различной направленности, такие как:
Смотр-конкурс «Предметно-развивающая среда в группах» ;
Конкурс поделок из природного материала: «Осенняя фантазия»;
Акция « Мамы детям» ;
Конкурс по использованию нестандартного оборудования по ФИЗО;
Конкурс оригинальных украшений групп «Новый год на порог»;
Конкурс « Постройки из снега»;
Акция « За здоровый образ жизни!»;
Конкурс « Олимпиада- Сочи 2014»;
Акция « Первый весенний цветок»;
Конкурс « Победа деда - моя победа!»;
Акция « Георгиевская ленточка»;
Акция « Летние фантазии на участках»;
(социальный паспорт). Воспитатели планировали свою работу с детьми и
родителями на основе результатов обследования детей, запросов родителей.
На основе проведенного мониторинга готовности введения ФГОС ДО по
методическому
оснащению
показал,
что
ДОУ
оснащен
на
70%,
и
первостепенной задачей на 2016 год поставлено пополнение методическими
пособиями, наглядным материалом.
Все запланированные мероприятия в рамках реализации годового плана на
2014-15 учебный год и образовательной программы МБДОУ по итогам
учебного года в основном были выполнены. Постоянное самообразование -
вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет
не "отстать от поезда современности". И поэтому работу, по повышению
профессиональной
компетенции
воспитателей,
взаимодействию
дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также в особенности
по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников посредством
приобщения к культуре и традициям русского народа, малой Родины решено
продолжать.
Исходя из этого и были определены задачи на текущий учебный год.
1. Продолжать повышение качества
образовательного процесса в
ДОУ
путем
развитие
проектной
деятельности
с
участием
воспитанников, родителей и педагогов.
2.
Концентрировать
усилия
всех
участников
образовательного
процесса
на
сохранении
и
укреплении
здоровья
детей
как
п е р в о с т е п е н н о й
з а д ач е
р а з в и т и я
д е т е й
д о ш ко л ь н о г о
возраста,способствовать
формированию
потребности
в
ежедневной
двигательной
активности
и
физическом
совершенствовании,
разнообразить формы работы с родителями по теме «Здоровый образ
жизни».
3.Совершенствовать
работу
современными
педагогическими
технологиями
в
соответствии
с
ФГОС
по
всем
направлениям
деятельности.Образовательное и личностное развитие педагогического
коллектива;
4. Продолжать осуществлять нравственно патриотическое воспитание
дошкольников
посредством
приобщения
к
культуре
и
традициям
русского
народа,
малой
Родины.
Актуализировать
работу
по
региональному
компоненту
через
формирование
этнокультурной
компетентности дошкольников.
5. Совершенствовать работу по развитию партнёрских отношений с
родителями,
выработать
общуюустановку
на
сотрудничество
педагогического коллектива детского сада и родителей;
Так
как
в
системе
воспитательно-образовательной
работы
по
всем
образовательным
областям
реализуется
региональный
компонент
в
целях
ознакомления
воспитанников
с
культурно-историческими,
природно-
климатическими,
экологическими,
национально-культурными
и
этнокультурными
особенностями
региона
в
учреждении
создана
и
используется развивающая среда:
мини-музей «Комната кубанского быта», краеведческая экспозиция «Наш
край-жемчужина
России»,
фото-экспозиции
«Города
Кубани»,
«Мой
поселок».
Скорость
изменения
современного
мира
задает
темп
развития
социума,
повышает спрос родителей на качественное образование, что, в свою очередь,
побуждает ДОУ активизировать работу по наполнению своей деятельности
новым содержанием. Повышение качества образования находится в прямой
зависимости
от
профессионального
уровня
педагогических
кадров.
К
педагогам
предъявлены
высокие
требования
в
Законе
РФ
«Об
образовании»,ФГОС,
положении
о
порядке
аттестации
педагогических
и
руководящих
работников
го сударственных
и
м ун и ц и п а л ь н ы х
образовательных учреждений. Как видно на слайде нашему педагогическому
коллективу
есть
над
чем
работать,
в
первую
очередь
это
повышение
квалификации, а конкретно перейти из «стадии соответствия» – на «уровень
категория».
Решая
одну
из
задач
по
совершенствованию
работы
современными
педагогическими
технологиями,
в
соответствии
с
ФГОС
по
всем
направлениям
деятельности
в
работе
с
педагогами
руководствуюсь
принципами: - индивидуального подхода; - практически - деятельностного
подхода;
-
системного
подхода.
Методическое
сопровождение
педагогов
включает: диагностический блок: - изучение психологического климата в
коллективе;
-
изучение
уровня
саморазвития
педагогов
(«Анкета
для
выявления
факторов,
стимулирующих
и
препятствующих
развитию
педагогов»,
«Лист
самооценки
педагога;
-
информационно-практический
блок:
-
организация
форм
работы
с
воспитателями,
организация
коллективных
просмотров,
мастер-классов.
В
качестве
одной
из
форм,
которая
ориентирует
воспитателя
на
процесс
самооценивания,
начали
использовать
создание
аттестационного
портфолио.
Портфолио
комплектуется и педагог видит свои достижения и проблемные стороны. Эта
технология помогает видеть проблемы и уровень профессионального роста
педагога.Использование
традиционных
форм
взаимодействия
на
педагогических
советах
–
недостаточно.
Моя
задача
-
поднять
уровень
осознания педагогами ценности и необходимости педагогического общения.
Здесь традиционные методы хороши при информировании, но формирование
мотивации к самообразованию и самопрезентации считаю недостаточным.
Для этого проводится ряд мероприятий, представленных на слайде. (смотры –
конкурсы
на
уровне
ДОУ,
круглые
столы,
открытый
просмотр
ООД,
сообщение из опыта работы, консультации тематические, индивидуальные и
групповые, семинары - практикумы и т.д.).
Для
обмена
педагогическим
опытом,
методической
поддержки
и
профессионального роста, демонстрации инновационной деятельности, в том
числе и за счет широкого использования средств Интернет, педагоги ДОУ
принимают
участие
в
различных
интернет-конкурсах
педагогического
творчества, прослушивают, участвуют в вебинарах, семинарах, конкурсах,
что подтверждают сертификатами, дипломами разной степени:
Труфман
Наталья
Васильевна
-
Лауреат
всероссийского
конкурса
«Родительское собрание» (сайт «Корабль успеха»).
-
«Лучшие
педагогические
работники
дошкольных
образовательных
организаций» в 2015 году в муниципальном образовании Щербиновский
район.
Так же -Призёр(2 место) муниципального этапа Всероссийского конкурса
детских
проектов
«Спортивный
стадион»
программы
«Разговор
о
правильном
питании»
выпустившийся
в
мае
2015
воспитанник
подготовительной группы Купченко Иван .
- Районный форум педагогических работников дошкольных образовательных
учреждений муниципального образования Щербиновский район. Участие в
педагогической гостиной с
докладом «Поддержка детской инициативы.
Оказание не директивной помощи». Опытом работы по этой теме планирует
поделиться
на
методическом
объединении,
запланированном
в
апреле
в
нашем ДОУ.
Труфман Ксения Борисовна – воспитатель. Лауреат всероссийского конкурса
«Умиата»
-
блиц-олимпиада
«ФГОС
дошкольного
образования»
Победитель(1
место)
всероссийского
конкурса
в
номинации
«Конспект
занятия, урока».
-Победитель(2 место) всероссийского конкурса в номинации «Консультация
для родителей» » (сайт «Корабль успеха»).
Воспитатель Гальченко Елена Николаевна проявляет себя в конкурсах на
уровне
ДОУ
и
работе
с
родителями
воспитанников:
–
неоднократный
победитель
ежегодного
смотра
-
конкурса
на
уровне
ДОУ
«На
лучший
ландшафтный дизайн – 2014, 2015», смотр – конкурс на лучшее оформление
групп к новогоднему празднику - 2015», Конкурс на лучший макет «Моя
улица – мой поселок», победителем которого стал родитель воспитанника –
Чабак Тамара Сергеевна, она же и победитель конкурса поделок «Новогодняя
игрушка – символ 2015 года». По этой теме была опубликована статья в
газете Щербиновский курьер.
СЛАЙД.
Детский
сад
–
принимал
участие
в
Муниципальном
смотре-
конкурсе «На лучшую игровую площадку и ландшафтный дизайн территории
дошкольного образовательного учреждения» в 2015 году. Занял 3 место в
номинации
«За
лучшую
организацию
ландшафтного
дизайна
и
использование малых архитектурных форм в оформлении территории ДОУ»,
июнь 2015года.
С л е д у ю щ а я
т е х н о л о г и я ,
и с п о л ь з у е м а я
п е д а г о г а м и
Д ОУ
-
Здоровьесберегающая
образовательная
технология
- это,
прежде
всего,
технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья
дошкольников.
Цель
этих
технологий
-
становление
осознанного
отношения
ребёнка
к
здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения
оберегать,
поддерживать
и
сохранять
его,
обретение
валеологической
компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно
решать
задачи
здорового
образа
жизни
и
безопасного
поведения:
это
различные
формы
закаливания,
беседы,
проекты,
консультации
для
родителей, оснащение нестандартным физкультурным оборудованием.
Метод
проектов в
воспитательно-образовательном
процессе
ДОУ
носит
характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ,
а
также
вовлекаются
родители
и
другие
члены
семьи.Например:
в
подготовительной группе - «На Кубани мы живем!», «Книга – лучший друг»,
«Космос»; в старшей группе «Пасха в Кубанской семье», во всех возрастных
группах - «Разговор о правильном питании», музыкальный исследовательски
– творческий проект «Именины Осени» и др.
Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи
и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать
непосредственными участниками образовательного процесса.
(фото). Технология ИКТ. Использование ИКТ (компьютерные презентации,
в и д е о р ол и к и ,
о бу ч а ющ и е
мул ьт ф и л ь мы
я вл я ют с я
од н и м
и з
эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения
детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного
эмоционального
фона.
А
также
позволяет
перейти
от
объяснительно-
иллюстрированного
способа
обучения
к
деятельностному,
при
котором
ребенок
принимает
активное
участие
в
данной
деятельности.
Это
способствует осознанному усвоению новых знаний. Совсем недавно наш
ДОУ
пополнился
ноутбуком,
проектором
и
м ульт им ед ийным
экраном (первыми пробными версиями стали : публичный отчет заведующего
ДОУ, а в работе с детьми планируется провести «Виртуальную экскурсию к
памятникам ВОВ
городов России», приуроченную к месячнику военно-
патриотической и оборонно-массовой работы в ДОУ.
(фото). Технология интегрированной образовательной деятельности. Которая
отличается
от
традиционного
использования
межпредметных
связей,
предусматривающих
лишь
эпизодическое
включение
материала
других
пред ме тов .
В
форме
инт е грирова нных
за ня т ий
в
о с н о в н о м
проводятся обобщающие
занятия,
презентации
тем,
итоговые
занятия
в
форме досугов и развлечений.
. Родители
воспитанников
так
же
вовлечены
в
педагогический
процесс
учреждения,
что
укрепляет
их
заинтересованность
в
сотрудничестве
с
детским
садом,
формирует
систему
государственно-
общественного
управления,
ориентируясь
на
зону
ближайшего
развития
ребенка;
продумывать
во
всех
деталях
организацию
развивающей
предметно
-
пространственной среды с безусловным созданием комфортных условий для
дошкольника. В
последнее
время
мы
используем
также
и
современные
формы сотрудничества, которые позволяют родителям активно участвовать,
как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.
Информационно-аналитические
анкетирование;
опрос;
"почта доверия".
Наглядно-информационные
мини-библиотека;
информационные стенды;
Познавательные
родительские гостиные;
нетрадиционные родительские собрания;
«Дни открытых дверей».
Досуговые
праздники;
совместные досуги;
акции;
участие родителей в конкурсах, выставках.
Так же, согласно поручению управления образования администрации МОЩР
ведется работа согласно плану ДОУ по профилактике и коррекции детско-
родительских отношений и оказания родителям педагогической помощи. На
сегодняшний день составляется новый социальный паспорт ДОУ, готовимся к
внедрению
разрабатываемого
нами
социального
проекта
«Детство
без
насилия».
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два
важных
социальных
института
социализации
ребенка.
Без
родительского
участия
процесс
воспитания
невозможен,
или,
по
крайней
мере,
неполноценен.
Опыт
работы
с
родителями
показал,
что
в
результате
применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала
более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в
жизни
своего
ребёнка.
Такие
изменения
позволяют
нам
говорить
об
эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Дошкольный возраст - важный период для становления личности, период
развития
представлений
о
человеке,
обществе,
культуре.Реализация
регионального
компонента
осуществляется
в
тесной
взаимосвязи
с
социальными институтами поселка (школа, сельский дом культуры, сельская
библиотека) и при их поддержке в совместной деятельности педагога и детей
и
в
самостоятельной
деятельности
воспитанников
в
соответствии
с
возрастными особенностями через адекватные формы работы. Предпочтение
отдаётся культурно – досуговой деятельности: «Рождественские колядки»,
«Праздник
пасхи
в
детском
саду»,
«Троица»,
«День
семьи,
любви
и
верности»,
«Спас
–
яблочко
припас!»,
«День
Матери»,
«День
народного
единства»и др.
Сюда
же
мы
относим
мероприятия,
приуроченные
ко
Дню
Победы,
месячникуоборонно
–
массовой
и
военно
-
патриотической
работы:
это
«Уроки
мужества»,
Конкурс
открыток
ветеранам
ВОВ,
Афгана,
Боевых
действий
в
Чечне,
Акции
«Открытка
ветерану
(вручение
открыток
на
дому),пешие экскурсии(прогулки) к памятнику «Павшим в ВОВ», экскурсии
в
сельскую
библиотеку,
совместное
с
родителями
изготовление
макетов,
тематические праздники.
Основой
реализации
образовательной
программы
является
предметно
–
развивающая
среда,
необходимая
для
развития
всех
детских
видов
деятельности. В дошкольном учреждении она предусматривает созданные
условия для упражнений в практической деятельности, сенсорного развития,
развития речи, математических представлений, знакомства с окружающим
миром,
природой,
основами
естественных
наук.
Всё
оборудование
дошкольного
учреждения
является
безопасным,
здоровьесберегающим,
стараемся сделать его эстетически привлекательным и развивающим. Мебель
соответствует
росту
и
возрасту
детей,
игрушки
–
обеспечивают
максимальный
для
каждого
возраста
развивающий
эффект.
Пространство
групп
организовано
в
виде
хорошо
разграниченных
зон
(«центры»,
«уголки»), оснащенных достаточным количеством развивающих материалов
(книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и
др.). Все предметы доступны детям.
В группах детского сада созданы центры развития:
*Книжный центр.
*Центр строительно-конструктивных игр.
*Центр развивающих игр.
*Центр художественного творчества.
*Спортивный Центр.
*Центр для сюжетно-ролевых игр.
*Музыкальный центр (центр музыкального развития)
* Центр детского экспериментирования и наблюдения.
* Театральный центр.
* Центр краеведения.
Сохранить высокий уровень работы учреждения, иметь высокий рейтинг и
доверие
у
родителей
в
сегодняшних
финансово-экономических
условиях
нелегко, но возможно. Хотим выразить благодарность Л.И. Городицкой, за то,
что оказала доверие в согласовании приобретения Компьютера, экрана и
проектора. В современном обществе происходят динамичные изменения,
которые характеризуются огромным количеством нововведений, которые мы
в дальнейшем будем применять на практике.