Напоминание

ПРОГРАММА "МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА"


Автор: Пичугина Наталья Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Кожевниковская СОШ №1" Томской области
Населённый пункт: с. Кожевниково
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ПРОГРАММА "МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА"
Раздел: среднее образование





Назад





Томская область, Кожевниковский район, с. Кожевниково

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1»

ПРОГРАММА

«МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА»

Кожевниково, 2015

«Утверждено» уч. методический совет МАОУ «Кожевниковская СОШ №1» Протокол № _____________ _________________/_Л. А. Костырева Директор МАОУ «КСОШ №1»
Пояснительная записка
Образовательное пространство в условиях реализации ФГОС выдвигает высокие требования к общей культуре и социальным знаниям учителя, делает необходимым постоянное совершенствование его общепедагогического и методического уровня. Особое значение для профессионального становления учителя имеет снижение риска профессиональной дезадаптации в первые годы работы в ОУ, формирование положительной мотивации к профессиональной деятельности, рост удовлетворенности начинающего педагога содержанием своей работы, что в конечном итоге, приводит к закрепляемости молодых специалистов в ОУ. Предлагаемая программа «Модуль педагогического сопровождения профессиональной адаптации современного педагога» посвящена вопросам адаптации молодого специалиста в образовательном учреждении, ориентирована на решение вышеперечисленных проблем. С учетом специфических особенностей образования при организации обучения предлагается использовать следующие принципы организации образовательного процесса. а) непрерывности – взаимосвязи организованных образовательных мероприятий и самообразования педагога; б) опережающего характера содержания образования - ориентация не только на актуальные, но и на прогнозируемые проблемы сферы образования; в) стимулирования субъектности - формирования способности педагога к саморазвитию и самоорганизации; г) вариативности - гибкости и разнообразия содержания, методов и форм образования педагогов; д) преемственности содержания и методики различных уровней повышения квалификации; е) дифференциации и индивидуализации обучения - учета реального уровня профессионально - педагогической подготовки и личностного развития педагогов; ж) связи содержания и методики обучения с практической деятельностью специалистов. Программа с начинающими педагогами включает серию компонентов:
Целевой компонент
предполагает решить следующие задачи:
-
совершенствование системы индивидуального и комплексного сопровождения преподавателей, способной обеспечить условия
профессиональной адаптации, становления и развития молодого специалиста;
-
стимулирования профессионально-личностного развития педагога;
-
формирования устойчивого интереса к выбранной профессии;
-
развитие методологического, критического, творческого мышления, профессиональной компетентности педагога;
-
мониторинг ПЛР (профессионально-личностного развития) педагога в период профессиональной адаптации;
Содержательный компонент
включает в себя:
-
определение места, роли научных и организационных основ педагогического взаимодействия в процессе педагогического сопровождения;
-
изучение и учёт уровня сформированности профессиональной компетентности молодого педагога;
-
постановка целей и задач, т.е. целеполагание;
-
оптимальный выбор и использование методов, приёмов и средств и форм;
-
согласованность и скоординированность всех действий субъектов сопровождения;
Технологический компонент
включает в себя ряд этапов: - адаптационный (диагностический); - основной (проектировочный); - контрольно-оценочный;
Наставническая деятельность выстраивается в 3 этапа

(этапы указаны выше):
1¬й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации. 2¬й эт ап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет коррект ировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования. 3 ¬ й э т а п - контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Критериально-результативный

компонент
: критерии, показатели и уровни сформированности профессиональной компетентности: -оптимальный (творчество); -стандартный (компетентность); -репродуктивный (функциональная грамотность); -недопустимый (некомпетентность) В результате реализации данной программы педагоги-наставники будут:  иметь представления о процессе адаптации начинающих педагогов к профессиональной деятельности, о возможных проблемах, возникающих в ситуации адаптации и способах их решения;
 формировать действующую прямую и обратную связи управленческой информации, обеспечивающую своевременный обмен сведениями с целью упорядочения деятельности начинающего педагога и оказания ему своевременной коррекционной помощи;  уметь планировать деятельность управленческого звена образовательного учреждения по организации успешной адаптации молодых специалистов школы.
Ц е л ь

п р о г р а м м ы :
сформировать условия для успешной профессиональной адаптации молодого специалиста к деятельности в образовательном учреждении.
Задачи:
1. Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании 2. Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс. 3. Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе. 4. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации программы молодые специалисты смогут:  успешно входить в новый коллектив, уметь решать межличностные проблемы, поставить себя в позицию равноправного члена коллектива, повысить результативность психологического контакта с учениками и их родителями  активно включаться в учебно-воспитательную работу с учащимися, грамотно применять государственные программы, соблюдать образовательный минимум;  уметь систематически изучать имеющееся методическое сопровождение, грамотно его использовать, с учетом индивидуальных особенностей своих воспитанников;  формировать опыт создания собственных методических разработок;  развивать саморефлексию своей деятельности;  осваивать на практике концептуальные основы воспитания, формировать профессиональное мастерство воспитателя.
Ключевые понятия модели:
Сущность процесса адаптации молодых педагогов, ведущие принципы эффективных современных технологий адаптации молодого специалиста, разработка индивидуального маршрута профессионального развития молодого педагога, мониторинг внедрения эффективных технологий
адаптации, технология проектирования программы внедрения современных технологий адаптации молодых педагогов, методика проектирования работы в проблемно - творческой группе, проектирование самостоятельной работы.
Модель педагогического сопровождения профессиональной адаптации

современного педагога

1.

Целевой компонент
1. Адекватная адаптация и развитие индивидуальности педагога 1. Успешно адаптироваться в условиях новой профессиональной среды педагогов 2. Достижение каждым педагогом высокого уровня профессиональной компетентности 3. Конкурентоспособный, мобильный, обладающий системным, методологическим мышлением преподаватель
Задачи:
1. Совершенствование системы индивидуального и комплексного педагогического сопровождения педагогов, способной обеспечить условия профессиональной адаптации, становления и развития молодого специалиста; 2. Стимулирование профессионально-личностного развития педагога; 3. Формирование устойчивого интереса к выбранной профессии; 4. Развитие методологического, критического, творческого мышления, профессиональной компетентности педагога; 5. Мониторинг ПЛР (профессионально-личностного развития) педагога в период профессиональной адаптации
Субъекты:
1. Педагог-наставник; 2. Молодой специалист; 3. Администрация ОУ
Целевые функции

Инструмент функции
1. Развитие, педагогическая поддержка, коррекция -диагностическая; -прогностическая; -проектировочная; -организаторская; -коммуникативная
Подходы

Принципы
- деятельностный; - личностно-ориентированный; - практико-ориентированный 1. Общенаучные: интеграция и согласованность действий, вариативность, непрерывность и системность, структурность, рефлексия. 2. Непосредственно принципы педагогического сопровождения:
непубличный характер решения проблем и публичный характер представления достижений. 3. Сотворчество: самоорганизация и саморазвитие, опора на имеющиеся достижения у сопровождаемого, приоритет личных и профессиональных интересов и планов сопровождаемого, обеспечение субъектной позиции сопровождаемого, оптимистической стратегии взаимодействия всех субъектов педагогического сопровождения
2.

Содержательный компонент:
- определение места, роли научных и организационных основ педагогического взаимодействия в процессе педагогического сопровождения; - изучение и учёт уровня сформированности профессиональной компетентности молодого педагога; - постановка целей и задач, т.е. целеполагание; - оптимальный выбор и использование методов, приёмов, средств и форм; - согласованность и скоординированность всех действий субъектов сопровождения
3. Технологический компонент

(этапы):
1. Адаптационный (диагностический); 2. Основной (проектировочный); 3. Контрольно-оценочный.
Методы, технологии
Сфера развития личности Методы педагогического сопровождения молодого педагога Методы саморазвития личности Когнитивная -консультирование; - убеждение; - анализ педагогического опыта: - обсуждение педагогической информации из СМИ; - изучение нормативно- правовой и учётной - самоубеждение; - чтение профессиональной литературы и её анализ; - обобщение педагогического опыта; - Интернет-обзор по
документации; - дискуссии профессиональным проблемам; - наблюдение и анализ урочных и внеурочных занятий Эмоционально-волевая - диагностирование; - совместное планирование и проектирование; - мастер-классы; - решение педагогических задач; - анализ педагогических ситуаций самодиагностирование ; - изучение опыта педагогического мастерства; - выступления на конференциях; - рефлексия; - самоотчёт; - самопрезентация
4.

Критериально-результативный компонент:
Критерии, показатели и уровни сформированности профессиональной компетентности: - оптимальный (творчество), - стандартный (компетентность), - репродуктивный (функциональная грамотность), - недопустимый (некомпетентность)
Индикативные показатели успешности реализации программы:
1) Умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование. 2) Овладение методикой проведения нетрадиционных уроков. 3) Умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу. 4) Умение проектировать воспитательную систему 5) Умение индивидуально работать с детьми. 6) Овладение системой контроля и оценки знаний учащихся. 7) Становление молодого учителя как учителя-профессионала. 8) Повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.
Список литературы для слушателей:
1.ФГОС НОО / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 С. 2. Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели . М.,1997. 3. Крупенин А.Л. Крохина И.М. Эффективный учитель.Ростов,1995. 4. Лазарев В.С. Системное развитие школы. –М., 2002. 5.Максимова Т.В. Смысложизненные ориентации как фактор становления индивидуального стиля педагогической деятельности. – М., 2000.
6.Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога.- М., 2005. 7.Сонин В. А. Психолого – педагогический анализ профессионального менталитета учителя (на материале школы, лицея, колледжа, вуза). – Смоленск,1999.
ПРИЛОЖЕНИЯ

1.

Пример

анкеты

«Мотивы

выбора

учителями

педагогической

профессии» (факторы, активно влияющие на этот выбор)
Мотивы выбора Стаж до 5 лет Нравится работать с детьми Оказал влияние любимый учитель Хотелось изучать любимый предмет Выбор был случайным
2.

Пример анкеты, используемой наставниками в школе № 547 ЮАО г.

Москвы.
Цели анкетирования: 3. выявить положительное в методической работе и наметить проблемы, над которыми нужно работать в следующем году; 4. проследить достижения молодых педагогов по самообразованию, обновлению содержания образования для составления банка данных успешности работы; 5. выявить степень участия молодых педагогов в реализации единой методической темы школы "Дифференцированное обучение учащихся как залог повышения качества образовательного процесса".
3.

Примерная структура индивидуального плана работы по теме

«Адаптация молодого специалиста»
Направления Мероприяти я Ответственны е Критерии эффективност и Ожидаемы е результаты 1. Диагностический этап. Определение готовности педагога к педагогической деятельности. 2. Программно –
методический блок. 3. Психолого – педагогический блок
4.

Матрица экранирования Манджаро (оценивание идей)
№п/п Формулировка идеи (варианты решения проблемы) Привлекательность
Соответствие

ресурсам
1 2 3
4
2 3 4…..


В раздел образования