Автор: Говядинкина Ирина Александровна Должность: учитель - дефектолог (тифлопедагог) Учебное заведение: Детский сад №218 компенсирующего вида для детей с нарушением зрения Населённый пункт: Г.Красноярск Наименование материала: Методическаяразработка Тема: "Добудем пирог для Карлсона " Раздел: дошкольное образование
«Добудем пирог для Карлсона »
с детьми старшего дошкольного возраста
Учитель – дефектолог (тифлопедагог): Говядинкина Ирина
Александровна
Красноярск
2016
Цель: Активизация интереса и желание детей старшего дошкольного
возраста
с
нарушением
зрения
исследовать
территорию
детского
сада,
используя пространственные модели.
Задачи:
Подвести детей к пониманию соотношения месторасположения
зданий,
малых
форм,
дорог,
тротуаров
на
территории
ДОУ
с
пространственными моделями;
Побуждать словесно, обозначать направления, начерченные
на пространственных моделях;
Стимулировать
детскую
инициативу,
самостоятельность,
предлагая
проблемные
ситуации,
проблемные
вопросы.
В
процессе
исследования создать атмосферу продуктивного взаимодействия детей
друг с другом, способствовать развитию интереса детей
Образовательные
области:
(интеграция
образовательных
областей):
«Познавательное
развитие»,
«Физическое
развитие»,
«Социально-
коммуникативное
развитие»,
«Художественно-эстетическое
развитие»,
«Речевое развитие»
Предварительная
работа:
Работа
с
пространственными
моделями,
отображающими территорию групповой комнаты и здания ДОУ.
Развивающая предметно-пространственная среда: оформление игровой
зоны тремя гелиевыми шарами, пространственной моделью с вложением
записки. Накрытые обеденные столы, где по центру выставлено большое
блюдо для пирога.
Методы обучения:наглядный, словесный, практический, игровой.
Виды
детской
деятельности:
познавательно-исследовательская,
коммуникативная, игровая, продуктивная.
Используемое
оборудование,
материалы:
белое
большое
блюдо,
три
гелиевых шарика, записка от Карлсона, пространственная модель макет- ДОУ,
схемы – маршруты территории ДОУ в различных вариантах – 5 штук на
обороте
цифры
от
1
до
5,
стрелки
пяти
цветов,
фото
здания
ДОУ
разделённого на 5 частей.
Планируемый результат:
дети с интересом исследуют
территорию
детского
сада,
легко
ориентируются
по
заданному
маршруту,
используя
пространственные модели
Примерный ход деятельности
1 часть в групповой комнате.
Педагог вводит детей в игровую комнату, где накрыты обеденные
столы, а по центру выставлено большое круглое блюдо. Педагог переводит
взгляд на оформленную гелиевыми шарами игровую зону, там же выставлен
макет детского сада с вложенной запиской.
Педагог
выжидает
реакцию
детей.
Дети
первые
находят
макет,
обсуждают между собой, что это за здание на макете.
Педагог: Ребята, что это (удивленно, указывая на макет)? Макет чего?
Как
же
вы
решили,
что
это
макет
нашего
детского
сада? (педагог
выслушивает ответы детей).
Педагог мотивирует детей на описательный рассказ и сравнительный
анализ, с опорой на пространственную модель (макет детского сада) и
представления детей о здании ДОУ.
(Здание
двухэтажное,
серого
цвета,
три
входа,
один
из
них
центральный,
10
веранд
с
прогулочными
участками,
тропинки,
приусадебный участок, физкультурная площадка, с большим количеством
белых окон и т.д.)
Один из воспитанников на макете находит записку и обращается к
умеющему читать ребёнку или к педагогу за помощью в прочтении.
Педагог читает записку: «Привет, малыши! Сегодня я летал над вашим
садиком и фотографировал его! Я понял, что он у вас самый красивый! С
деревьями, горками, квадратным бассейном по центру, а уж сколько у вас
игровых участков! Но пока я летал, очень проголодался. Мотор мой заглох, и
мне пора бы подкрепиться. А ваш повар пообещал меня угостить пирогом с
повидлом, только если я подарю ему фотографию вашего детского сада.
Мотор мой не запускается, да и сил уже нет! (печально) Сижу на крыше и
ничего не могу сделать. Можете мне помочь? Пожалуйста!
Педагог обращается к детям: Ребята, вы поможете Карлсону? (ответы
детей)
Педагог дочитывает записку: Оставляю вам шарики. Вы скорей, скорей
летите, фото сада соберите!
Педагог удивляется и ждет, когда кто-нибудь из детей выскажет, что
на шариках, мы долететь не сможем.
Педагог:
Тогда
что
же
мы
будем
делать?
Раз
вы
решили
помочь
Карлсону, нужно что-нибудь придумать. Как же мы сфотографируем детский
сад? (выслушивает варианты ответов)
Воспитатель выслушивает мнения детей и подводит итог: из окна мы
сможем сфотографировать только территорию детского сада, а самого
здания видно не будет. Дети предлагают выйти на улицу.
2 часть на территории детского сада.
Педагог с детьми переодеваются и выходят на улицу через
центральный вход. У входа на асфальте лежат пять стрелок (желтого,
красного, синего, зелёного, оранжевого) цветов, направленных в разные
стороны в веерном порядке. На конце стрелок выложены карточки с
цифрами по порядку от 1 до 5.
Педагог: Ой, какие яркие стрелки! Сколько их много! Как вы думаете,
для чего же они?
Дети осматривают стрелки и берут в руки карточки с цифрами, на
обороте которых изображена схема маршрута. Один из воспитанников
замечает это.
Педагог: Почему стрелки разного цвета? И что это за цифры? А уж не
Карлсон ли это подготовил для нас испытание? Ну что же мы с вами с этими
маршрутами будем делать?
Педагог выслушивает мнения детей, при этом сам берет в руки одну из
схем
и
пытается
её
прочитать.
Дети
подсказывают,
что
можно
по
стрелочкам указанным на схемах дойти до конечного пути.
Педагог: Что же Карлсон хотел нам подсказать этими схемами? Он же
просил просто сфотографировать детский сад? Мы с вами отправимся по
маршрутам?
Дети выбирают как они пойдут по пяти маршрутам и какой маршрут
будет первый.
Педагог:
Это
вы
здорово
придумали,
что
мы
отправимся
с
первого
маршрута
все
вместе,
ведь
вместе
будет
проще
разгадывать
выдумки
Карлсона.
Один из воспитанников, в чьих руках находится схема № 1, выполняет
роль проводника.
Педагог
произносит
имя
воспитанника
–
проводника
и
просит
проговаривать направления движения по заданной схеме, чтобы остальные
дети не сбились с пути.
Педагог: Ну, вот и конец первого маршрута, для чего же мы пришли на
ваш прогулочный участок?
Дети
обегают
территорию
прогулочного
участки
и
находят
подвешенный к веранде один из элементов фото детского сада. Выясняют,
что изображено на фото.
Ребята, что же это? (педагог выслушивает предположения детей). Я бы
сама не догадалась, что это часть фотографии детского сада! Ай да Карлосон,
ай да выдумщик. Но ведь это не целое фото Детского сада, о котором нас
просил Карлсон. (выдерживает паузу, тем самым активизируя детей на
рассуждения. Дети предлагают пройти по маршруту № 2).
Педагог вместе с детьми возвращаются на исходную позицию к
центральному крыльцу.
Педагог: Ну, а сейчас по какому маршруту пойдем? Дети выбирают
маршрут. Один из воспитанников берёт на себя роль проводника и оречевляет
направление передвижения.
Группа детей совместно с воспитателем подходят к бассейну. Сбоку
борта бассейна один из воспитанников находит прикреплённую вторую
часть фотографии детского сада. Дети рассматривают фото и
определяют, какая часть здания изображена на этом элементе.
Мне уже не терпится узнать, куда же приведут нас следующие схемы. А
вам? Тогда – за дело!
Педагог с детьми отправляется на исходную. Дети выбирают
маршрут и проводника. Проводник проговаривает направления движения по
схеме и приводит группу детей к дереву на приусадебном участке. Дети
ищут элемент фото.
Педагог: Какие же вы молодцы! Настоящие следопыты! Сколько уже
элементов мы нашли? Не устали? Отправимся дальше?
Педагог с детьми отправляются к центральному входу. Дети
выбирают маршрут и проводника. Проводник ведёт группу по схеме и
проговаривает повороты и ориентиры. Группа детей подходят к
физкультурному участку. Дети ищут элемент фото. Четвёртый элемент
фото прикреплен к шведской стенке. Дети обсуждают и оречевляют
сходство здания на фото и реального здания ДОУ.
Педагог: (устало) Ребята, а сколько маршрутов нам осталось пройти?
(удивленно и радостно) Всего один! Ну, тогда скорее, не терпится найти
последнюю картинку!
Педагог с детьми отправляются к центральному входу. Дети
выбирают проводника и отправляются по последнему маршруту. Проводник
ведёт группу по схеме и проговаривает повороты и ориентиры. Группа
детей подходит к центральной клумбе. Дети ищут элемент фото. Под
камнем находят пятый – последний элемент фото.
Педагог: Ну что ж ребята, все маршруты пройдены? Что же дальше
делать с этими фотографиями? (Выдерживается пауза, пока один из
воспитанников не догадается собрать пять элементов в одну единую
картинку). Карлсон наверное проголодался, да и у нас подходит время обеда.
А Что же нужно сделать с этой фотографией? Для чего она нужна
Карлсону? (ответы детей по воспоминаниям послания – записки от
Карлсона).
Педагог: действительно! Нам нужно отнести фотографию садика
нашему повару и обменять на пирог с повидлом.
Дети совместно с педагогом составляют в рамку 5 элементов фото и
получают целое изображение здания детского сада.
Педагог:
Как
же
здорово,
что
у
нас
были
такие
внимательные
проводники
и
поисковики.
Мы
нашли
все
пять
элементов!
(радостно
восклицает педагог) Мы помогли Карлсону? Как мы это сделали? (педагог
выслушивает эмоциональные высказывания детей).
Педагог: Ну, кто пойдёт к повару?
Дети выбирают того, кто понесёт на кухню фотографию детского
сада в рамке и обменяет её на пирог с повидлом. Воспитатель выслушивает
предложения детей, поощряет и поддерживает детскую инициативу, при
необходимости принимает просьбу помощи от воспитанников.
Повар выдает детям пирог
и просит сначала пообедать, а пирог
оставить на десерт. Дети несут пирог в группу и выкладывают на большое
блюдо в центре обеденного стола, переключаются на другой режимный
момент:
переодевание,
мытьё
рук
и
обед
с
последующим
десертом.
Угощение для Карлсона остаётся на блюде и во время сон часа убирается с
заменой на записку «Спасибо за помощь! Пирог был очень вкусный! До
скорых встреч».
В приложенных файлах:
Приложение № 1 фото ДОУ из 5 элементов
Приложение № 2 фото пространственной модели ДОУ
Приложение № 3 маршрут 1
Приложение № 4 маршрут 2
Приложение № 5 маршрут 3
Приложение № 6 маршрут 4
Приложение № 7 маршрут 5
Приложение №1
Приложение №2