Развитие интонационно-выразительной стороны речи (просодики) в играх и упражнениях
Автор: Акимова Александра Юрьевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 82 "Сказка" Населённый пункт: г. Норильск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Развитие интонационно-выразительной стороны речи (просодики) в играх и упражнениях Раздел: дошкольное образование
Упражнения на развитие дикции и артикуляции.
Способствуют
четкому
произнесению
звуков
речи,
внятности
речи,
развитию
артикуляционной
моторики.
Сначала
проводятся
упражнения
на
артикуляцию
гласных
звуков без голоса, затем подключается голос. Вслед за гласными проговариваются со-
гласные
и
слоги.
Затем
подключаются
движения
рук,
где
каждое
движение
является
двигательным образом проговариваемого звука или слога.
" Разговор через стекло"
отгадывание и имитация артикулирования гласных звуков А, И, У, Э, О, Ы и согласных П, Т,
К, Л.
"Бадминтон".
Исходное положение — основная стойка, ведущая рука у плеча. Вытягивание руки
вперед и вверх с проговагиванием слогов "ба — ба — ба — ба", "бо — бо — бо — бо", " бу
— бу — бу — бу", " бэ — бэ — бэ — бэ", "бы — бы — бы — бы". Три первых слога
проговариваются тихо, движение рукой небольшой амплитуды, на четвертый слог — руки
вытягивается
вперед
и
вверх,
сила
голоса
увеличивается.
Согласный
Б
в
дальнейшем
заменяется взрывными звонкими Д, Г.
"Бокс".
Исходное положение — стоя, руки согнуты в локтях, ладони в кулак. Поочередное
выбрасывание рук вперед с произнесением слогов
"да — до — ду — ды",
"ба — бо — бу — бы",
"га — го — гу — гы".
Развитие интонационно-выразительной стороны речи
Упражнение 1
Подражания
различным
эмоциональным
состояниям,
сопровождающиеся
движениями тела, мимикой.
■ Боль: «А-а-а, у меня болит голова» — руки у головы, брови нахмурены, лицо
изображает страдание.
■ Радость: «А-а-а! Ура! Не болит голова, мама пришла» — руки вверх, глаза широко
открыты, рот в улыбке.
■ Вопрос: «А? Где? Кто там? Мама?» — руки в стороны, согнуты в локтях, брови
подняты, рот приоткрыт.
■ Просьба: «А, аа-а, дай, помоги мне, иди ко мне, мама» —руки вперед, брови
немного сдвинуты.
• Усталость: «О, а, ох, ах, устал я» — руки опущены вниз, мышцы лица расслаблены.
Упражнение 2
Игра-упражнение для развития выразительности мимики и движений, голоса «Скажи
и
покажи».
По
картинкам
предлагается
назвать
слова-антонимы,
сопровождая
речь
выразительными жестами и мимикой: веселый — грустный, злой — добрый, удивленный —
равнодушный.
Упражнение 3
Обыгрывание повадок различных животных, характерных черт людей (изображение
злой большой собаки, ласковой хитрой кошки, удивленной мамы и т.д.).
Упражнение 4
Эмоциональная окраска картин типа: «Молодец!», «Ай-яй-яй, плохо!» и т.д.
Упражнение 5
Выразительное
чтение
стихотворений,
считалок,
насыщенных
интонационно-
окрашенным материалом.
Те, кого охватит страх,
Произносят слово «Ах!».
Кто встречается с бедой,
Произносят слово «Ой!».
Кто отстанет от друзей,
Произносят слово «Эй!».
У кого захватит дух,
Произносят слово «Ух!». А. Тетивкин
Упражнение 6
Инсценировка доступных детям стихотворений, сказок («Колобок», «Теремок», «Три
медведя» и т.д.).
Открываем магазин, продаем продукты.
Покупает крокодил овощи и фрукты.
— Сколько стоит кабачок?
— Кабачок? Пятачок,
— Дайте два кабачка.
— Дайте два пятачка.
В магазин пришли еноты покупать у продавца
Два соленых огурца. Говорит продавец:
— Две копейки огурец!
— Дайте нам по огурцу!
— Заплатите продавцу!
— Сосчитаем: дважды два... Дважды два — четыре?
— Очень точно! Молодцы!
— Забирайте огурцы!
— Здравствуй, козлик.
Что тебе?
— Мне, пожалуйста вот, э-э-э...
И вот это, и вот это.
— А монета? где монета?
— Потерял монету где-то! Можно взять бесплатно?
— Так и быть!— Ладно! Э. Мошковская
Подборка дидактических игр для развития просодических качеств
у дошкольников 3-5 лет
Угадай, кто сказал
Цель: развитие слухового внимания (концентрации, устойчивости, переключения),
просодических качеств (изменение тембра голоса).
Оборудование:
картинки
с
изображением
персонажей
из
сказки
«Три
медведя»
(Михайло Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки).
Ход. Ребенка предварительно знакомят со сказкой, взрослый произносит фразы из
текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаиле
Ивановичу.
Ребенок
поднимает
соответствующую
картинку.
Рекомендуется
нарушать
последовательность
высказывания
персонажей,
принятую
в
сказке.
Затем
предложить
ребёнку «поговорить» за каждого из персонажей.
Веселые куклы
Чему
учится
ребенок: соотносить
игрушку
(картинку)
со
звукоподражанием
и
называть звучащие игрушки; понимать и употреблять в речи наречия: «громко»; развиваем
просодику: дифференцировать громкий и тихий звуки.
Оснащение: две куклы, большая и маленькая; карточки с изображением маленькой
куклы с идущими от их ртов дорожками (от большой широкая дорожка, от маленькой куклы
— узкая).
Ход игры: покажите ребенку большую и маленькую куклу.
Прочтите рифмовку:
Вот это — кукла Маша,
А это — кукла Даша!
С хорошим настроением
Проснулись малыши,
Поют не умолкая,
Их песни хороши!
Проведите двумя пальцами (указательным и средним одновременно) по дорожке,
громко произнося звук [А]. Скажите: «Кукла Маша большая, и очень громко».
Обратите внимание ребенка на то, что кукла Даша тоже поет. Проведи пальцами по
узенькой дорожке, идущей от куклы Даши, и спойте тихим голосом [а-а-а]. Скажите, что
кукла Даша маленькая, голосок у нее тихий и поет она так.
Попросите
ребенка
повторить,
как
поёт
кукла
Маша
(громко):
[А-А-А],
спойте
песенку куклы Даши (тихо): [а-а-а].
Предложите ребенку поиграть с куклами в «Угадайку». Прикройте рот и произносите
звук [А] громко и тихо, спрашивая ребенка после подражания: «Кто плакал? Как плакала
кукла Маша? Тихо или громко? Повтори».
Усложнение: проведите игру по картинкам с изображением кукол без изображения
дорожек.
«Пчёлы».
Цель: развитие слухового внимания (концентрации, устойчивости, переключения).
Развитие просодических качеств: сила, громкость.
Оборудование: бубен.
Ход. Даётся объяснение, что на 1 удар в бубен – «пчёлы» вылетают из улья на сбор
нектара. Дети изображают летающих пчёл, жужжат спокойно, негромко. На 2 удара –
сигнал, что прилетел трутень, трудолюбивые пчёлы хотят его прогнать – сила и громкость
жужжания усиливаются. На 3 удара бубна – сигнал опасности для пчёл – летят птицы, могут
склевать их. На этот сигнал дети присаживаются «на корточки» и замолкают.
Угадай, кто кричит
Цель: развитие слухового внимания (концентрации, устойчивости, переключения),
обогащение глагольной лексики.
Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребенку домашних
животных: корову, собаку, кошку, лошадь и др.
Ход.
Взрослый
показывает
ребенку
приготовленные
картинки
или
игрушки
и
обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных. Затем он просит малыша
послушать и угадать, кто придет к ним в гости. Взрослый закрывает рот листом бумаги и
подает голос, подражая одному из животных. Ребенок угадывает, кто это. Игру можно
повторять 5-6 раз. Необходимо следить, чтобы малыш внимательно слушал, активизировать
его вопросами, обогащая его словарь глаголами типа: лаять, мяукать, кукарекать, мычать
и т. д.
Усложнение: развиваем просодику. Предложить ребёнку изобразить «голоса» взрослых
животных и их детёнышей.
Подскажи словечко!
Цель: активизация словаря, развитие внимания, памяти, чувства ритма, рифмы.
Ход: Вы предлагаете ребенку послушать интересные загадки-складки: «Я не буду
договаривать одно слово, а ты догадайся какое». Можно прочитать ему стихотворение Е.
Серовой:
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих,
Ждет он и вздыхает:
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть-чуть
Подскажи словечко!
Затем читаете строчку из стихотворения, а ребенок подсказывает последнее слово:
Наша Таня громко плачет: уронила в речку … (мячик)
Зайку бросила хозяйка – под дождем остался … (зайка)
Спать пора! Уснул бычок, лег в коробку на … (бочок)
Федя ходит руки в боки, значит, выучил … (уроки)
Перед зеркалом мальчишка корчит рожи, как … (мартышка)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Развитие интонационно-выразительной