Разработчик: Гарифуллина Г.Р.
Тема : «Жизнь столовых приборов. Умение пользоваться ими»
Задачи:
Закреплять знания по теме «Столовые приборы»; умение правильно располагать приборы на столе;
Познакомить с историей столовых приборов;
Обогащать словарь за счет слов: столовые приборы, древние люди, культура.
Упражнять в монологической и диалогической речи;
Закрепить знания по правилам безопасности при пользовании вилкой и ножом;
Научить правильно ,пользоваться вилкой и ножом.
Формирование навыков самооценки.
Тип занятия :беседа
Вид занятия :тематическое
Материал : подарочный наборы столовых приборов, пластмассовые одноразовые приборы, для детей
иллюстрации отражающие ,как люди едят. Столы накрытые к завтраку. Схемы правил безопасного поведения
при пользовании вилкой. Картина дамы 15 века с большим белым воротником.
Ход занятия:
1 Воспитатель вносит в группу коробку со столовыми приборами:
- Как вы думает, какие приборы находятся в коробке?
(дети перечисляют: столовые ложки, чайные ложки, вилки, ножи)
-Как вы догадались?
-Почему все эти приборы собраны в коробку?
(Всеми этими приборами пользуются во время еды)
-Поднимите руки те, кто умеет есть: столовой ложкой и чайной ложкой, вилкой?
-В какой руке мы держим все эти приборы?
(все дети в правой, а Серёжа с Аней в левой-левша)
-Кто дома ест при помощи вилки и ножа?
-Объясните , как ими пользоваться. Разложите на столе пластмассовые приборы и объясните, как они должны
лежать(тарелка и вилка, вилка и нож)
Три человека выполняют задание. Дети дают себе оценку, правильно ли они сделали.
-Почему и зачем пользуются столовыми приборами.
(Правильно , мы все воспитанные и не хотим ходить грязными )
2. Как вы думаете, всегда ли люди пользовались столовыми приборами? Сейчас мы с вами разделимся на
четыре группы: «Малыши», «Древние», «Крестьяне», «Культурные»
Каждая группа получит иллюстрацию, рассмотрит её и ответит на два вопроса:
-Какими столовыми приборами пользуются люди?
- Какую еду они могут пить и есть?
Дети самостоятельно выполняют задание, после от каждой группы выступает один человек и рассказывает по
картине.
Ответы на вопросы:
1.
«Малыши». Дети сами не могут пользоваться столовыми приборами, их из ложечки кормят мамы,
тертыми овощами и фруктами.
2.
«Древние».Древний человек придумал разные приспособления для добывания еды- копья, ножи ,
скрепки из камней. Первый столовый прибор – ложка из камня. Ели мясо , рыбу, яйца, корешки,
фрукты руками.
3.
«Крестьяне»- ели из чугунка деревянными ложками щи, кашу, руками ели мясо , рыбу, овощи.
4.
«Культурные»- богатые в прошлые времена и современные люди умеют пользоваться всеми этими
приборами.
Детская игра «Что , чем едят?»
Вилкой ножом и вилкой
Пельмени огурец
Жареный картофель помидоры
Макароны яйца вареные
Винегрет омлет
Голубцы сосиски
Пудинг мясо отварное
Запеканку колбаса
Котлеты голубцы
Пюре
Салаты
Вермишель
3 .Обратить внимание детей на картину.
-Как вы думаете , эта дама умеет пользоваться столовыми приборами?
-Эта дама жила 400 лет назад в Италии, в городе Венеция. В то время в моду вошли пышные воротники , есть
Руками стало неудобно и неприлично, и для них были придуманы столовые приборы как вилки, ножи ,
тарелки, салфетки.
Предложить одному из детей примерить бумажный воротник и предложить поесть «мясо».
Спросить:
-Удобно ли тебе? Почему?
4 .К какой группе мы можем отнести себя: «крестьяне», «древние», малыши», «культурные»?
-Мы все воспитанные люди ,все умеем пользоваться столовыми приборами, кроме ножа.
-Назовите правила пользования ножом (воспитатель вывешивает правила техники безопасности в картинках
на доску)
Нож лежит справа от тарелки лезвием к ней, вилка слева зубчиками вверх.
Нож держим в руке , как карандаш, только ручка ножа лежит в кулаке, а указательный палец на тупом
лезвии ножа.
Нож в рот не тянем. С ножа не едим.
5.
Дети приглашаются к накрытым столам. Воспитатель показывает , как пользоваться ножом и вилкой.
Нож и вилку следует держать в руке свободно, немного согнутыми пальцами. Не надо сжимать руку в
кулак. Нож и вилку держат как карандаш, только с той разницей, концы ручек вилки и ножа спрятаны в
ладонях, обращенных вниз. Указательный палец правой руки ставится на основание ручки ножа (не в
коем случае не на спинку острия). Когда еда режется на куски, изгиб зубов вилки находится в сверху. В
такой позиции вилку подносят ко рту. Эту позицию вилка сохраняет в течении всего процесса еды. Если
вилку держат изгибом вниз, то она служит как лопаточка, на которую при помощи ножа накладывают
еду.