ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ КРУЖОК "РАДУГА КРАСОК"
Автор: Степаненко Мария Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 2 г. Светогорска Населённый пункт: Ленинградская область, г. Светогорск Наименование материала: методическая разработка Тема: ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ КРУЖОК "РАДУГА КРАСОК" Раздел: дошкольное образование
КРУЖОК «РАДУГА КРАСОК»
Возраст детей: от 1,6 до 2,6 лет
Срок реализации: 1 учебный год
Составитель: Степаненко Мария Александровна
г. Светогорск
Пояснительная записка
Художественная
деятельность
–
ведущий
способ
эстетического
воспитания
детей
дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего
детства. Занятия изобразительной деятельностью не только помогают овладеть элементарными
приемами лепки, рисования и аппликации, но и благотворно влияют на общее развитие малыша:
пробуждают
эмоциональную
отзывчивость,
воспитывают
чувство
прекрасного,
формируют
трудолюбие,
развивают
мышление,
внимание,
память,
развивают
творческие
способности,
фантазию, воображение.
Цель программы – развитие эстетических чувств и интереса детей к изобразительной
деятельности. Усвоению детьми знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их
пространственном расположении.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
1. Развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы
предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.
2. Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям,
конфигурации; побуждать их задумываться над тем, что они нарисовали, на что похоже.
3. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями, к
осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.
4.Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов.
5.Учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные),
пересекать их; подводить детей к рисованию предметов округлой формы.
6.Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать; учить держать карандаш
и кисть свободно: карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше
железного наконечника.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1.
«РАЗВИТИЕ
РЕЧИ».
В
процессе
обыгрывания
сюжета
и
самого
рисования
ведется
непрерывный
разговор
с
детьми.
Использование
на
занятиях
художественного
слова:
потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много
новых
слов
и
выражений
активного
и
пассивного
словаря
детей,
развитие
коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
2.
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ». Для занятий подбираются сюжеты близкие
опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить
первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы
(дождь, снег, времена года и т.п.), о жизни людей (в городе и деревне, о праздниках, о труде
взрослых и т.д.), о жизни животных.
3.
«СЕНСОРНОЕ
ВОСПИТАНИЕ».
Занятия
способствуют
усвоению
знаний
о
цвете,
величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
4.
«МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Рисование по передаче восприятия музыкальных
произведений.
Использование
рисунков
в
оформлении
к
праздникам,
музыкального
оформления
для
создания
настроения
и
лучшего
понимания
образа,
выражения
собственных чувств.
5.
«ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА».
Использование
физминуток,
пальчиковой
гимнастики,
работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Приемы и методы используемые на занятиях кружка:
Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
Практические – упражнения, игровые методы.
Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, словесные приемы –
объяснение, пояснение.
Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов
выполнения и др.
Кружок комплектуется из числа детей группы раннего возраста. Занятия проводятся во вторую
половину дня. Количество занятий в неделю -1. Продолжительность одного занятия – 10 минут.
Предполагаемый результат:
Повышение
знаний
детей
о
цвете,
форме,
величине,
количестве
предметов
и
их
пространственном расположении.
Сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами.
Знают и называют цвета, пытаются правильно подбирать их.
Передают различие предметов по величине.
Знают нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым
тампоном, печатками.
Украшают изделие, используя фломастеры, карандаши.
Используемая литература:
1. Д.Н.Колдина «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.
2. Е.А.Янушко «Аппликация с детьми раннего возраста», М, издательство «Мозаика-Синтез»,
2006г.
3. Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-
Синтез», 2006г.
4. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под
редакцией М.А.Васильевой.
занятий
1.
Нетрадиционные техники рисования
36
2.
Сенсорные эталоны
3.
Развитие мелкой моторики
4.
Развитие эстетического восприятия окружающего мира
Содержание разделов программы.
1. Нетрадиционные техники рисования : рисование пальчиками, ладошками, поролоновыми
губками и штампами, в соответствии с темами календарного планирования.
2 . Сенсорные эталоны : усвоение детьми знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов
и их пространственном расположении.
3. Развитие мелкой моторики : пальчиковые гимнастики.
4. Развитие эстетического восприятия окружающего мира: использование рисунков в
оформлении к праздникам. Занятия пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают
чувство прекрасного.