Творческие занятия по литературе и на занятиях кружка как средство развития творческой инициативы студентов
Автор: Чешева Юлия Николаевна Должность: преподаватель русского языка и литературы Учебное заведение: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания" Населённый пункт: г. Хабаровск Наименование материала: статья Тема: Творческие занятия по литературе и на занятиях кружка как средство развития творческой инициативы студентов Раздел: среднее профессиональное
Творческие занятия по литературе и на занятиях кружка как
средство развития творческой инициативы студентов
Автор: Чешева Юлия Николаевна
СЛАЙД 1
Успешную социальную адаптацию в современной жизни проходят
люди, умеющие продуктивно и конструктивно выстраивать общение и люди,
обладающие развитым эстетическим вкусом и богатым воображением.
Творчество на уроках литературы способствует формированию тех
общеучебных компетенций, которые создают условия для развития
социально адаптированной личности, поэтому к выполнению творческих
заданий необходимо систематически привлекать практически всех студентов
колледжа.
Не секрет, что у большинства студентов, с которыми мы работаем,
имеются очень большие пробелы в школьном образовании; многие из них
являются психологически запущенными обучаемыми, которым не хватало
внимания со стороны родителей, Это сказалось на знаниях обучаемых, на
их читательском опыте, на их аналитических навыках.
Недостатки образования и воспитания негативно сказываются на
учебном процессе и на внеучебной деятельности. Мне как преподавателю
литературы понятны причины отсутствия художественного вкуса,
воображения и коммуникативных умений наших студентов.
Как педагог я должна содействовать формированию данных навыков, и
поэтому моей изначальной задачей стало привлечение студентов к
творческой работе в урочное и неурочное время в колледже. Своих
обучаемых я могу только мотивировать на подобную деятельность,
обосновывая важность коммуникативных навыков и эстетического вкуса в
профессиональной деятельности: «Вы учитесь быть смелыми, грациозными,
раскованными, вы учитесь «подавать себя», а эти качества важней, чем
просто эффектная внешность».
Сразу отмечу: как правило, на моё предложение откликаются многие
обучаемые. Приятным и позитивным является тот факт, что среди студентов
есть раскованные, одаренные и трудолюбивые люди.
СЛАЙД 2
В процессе работы над творческими заданиями, применяемыми в
урочное и внеурочное время, я решаю следующие развивающие задачи:
активизация познавательного интереса к литературным произведениям
и развитие аналитических способностей, развитие творческого
воображения и эстетического вкуса и развитие коммуникативных
навыков.
СЛАЙД 3
1. Активизация познавательного интереса к произведениям русской
классики – задача довольно сложная, если учесть отсутствие читательского
опыта у большинства студентов и низкий уровень школьной подготовки. Я
поняла, что если у обучаемых отсутствует интерес к произведению, значит,
они не будут активно приобщаться к анализу художественного текста.
Для того чтобы у студента выработался познавательный интерес,
необходимо облегчить восприятие текста произведения, которое вызывает
наибольшие сложности. Мой опыт показывает, что такими книгами являются
роман Ивана Тургенева «Отцы и дети» и пьеса Максима Горького «На дне».
В данном случае я часто использую такой вид работы: инсценирование
эпизода произведения группой студентов. Как правило, подобный приём я
применяю в конце изучения произведения, когда студентам известны и
персонажи, и события, но идейная направленность книги чётко ещё не
определена. Разбиваю группу на команды, каждая из которых,
предварительно прорепетировав, разыгрывает свой эпизод. После просмотра
каждого отдельно взятого эпизода я задаю следующие вопросы
исполнителям: «Почему вы выбрали для постановки именно этот эпизод? Как
вы думаете, что в данный момент чувствуют ваши герои? Как они проявляют
себя в данном отрывке? Как вы считаете, какую роль эпизод играет в
структуре всего произведения? Можно ли данную сцену увидеть в
реальности современной жизни? Легко ли было вам играть роль того или
иного героя? Почему?».
Задавая подобные вопросы, мне намного легче вывести студентов на
понимание проблематики и идеи произведения .
СЛАЙДЫ 4-11
2. Содействие развитию воображения студентов тоже не является
простой задачей для преподавателя, поскольку приходится сталкиваться с
неумением студентов мыслить отвлечённо, абстрактно и просто рисовать в
сознании любую картину внешнего мира.
СЛАЙД 12
Решая данную задачу, я предлагаю студентам принять участие в
популярной игре «Угадай героя», где каждый (или почти каждый) студент
группы с помощью мимики, жестов представляет героя изученного
литературного произведения, имя которого должна назвать группа. Как
правило, персонаж загадывается консультантом - одним из членов группы,
который обладает хорошей памятью и оказывает консультативные услуги
каждому студенту-актёру. Цель актёра – настолько убедительно показать
своего героя с помощью мимики, жестов и выбранного мини-эпизода, чтобы
остальные участники игры смогли его узнать. В данном случае актёр
вынужден технически продумать собственную маленькую постановку и
выбрать приёмы, с помощью которых он сможет перевоплотиться в
выбранный персонаж, то есть, подключить собственное воображение и
эстетический вкус. Если обучаемый затрудняется в выборе средств
постановки, ему помогает консультант.
Помимо развивающей задачи в ходе данной игры решается и учебная
задача: определяя героев, обучаемые невольно вспоминают содержание
изученных произведений, что помогает им в дальнейшем успешно
справиться с контрольными заданиями в конце семестра.
Ребята с удовольствием включаются в данный вид работы, поскольку
он не требует тяжёлой тщательной предварительной подготовки, а актёрская
игра активно поддерживаются аудиторией. Как правило, подобный вид
деятельности пробуждает у студентов только положительные эмоции,
вызывает радость и желание что-то придумывать снова и снова.
СЛАЙДЫ 13-17
В предыдущих докладах я упоминала о работе студентов над
иллюстрациями к произведению – данный вид деятельности часто
планируется мной как на уроках, так и во внеурочное время. Подобный вид
работы развивает не только воображение обучаемых, но и формирует
эстетический вкус.
СЛАЙД 18
В рамках недели общеобразовательных дисциплин в нашем колледже
прошёл конкурс на лучшую иллюстрацию к произведению. Участники
конкурса не скрывали, что их работы были срисованы, однако также они
сказали, что им пришлось делать следующий выбор: что именно нарисовать,
чем нарисовать, что реализовать в рисунке из собственных задумок. Это
доказывает, что студенты, приобщаясь к рисованию, развивают свой
художественный вкус.
СЛАЙД 19
3. Развитие коммуникативности у обучающихся – это одна из
глобальных задач, поскольку реализовать её пытается каждый преподаватель
в ходе своих уроков. На занятиях по литературе данная компетенция может
осваиваться студентами в полном объёме с помощью различных форм
работы, в том числе и творческой.
В своей работе я столкнулась с тем, что наши студенты не всегда могут
выстраивать эффективное деловое общение. Это я увидела через работу
обучаемых в командах и в парах. Как правило, студенты-представители
команд испытывают сложность при защите своих работ (перекладывают
ответственность друг на друга, в конечном итоге слабо презентуют
собственный продукт). Сказываются неуверенность в себе, плохое владение
устной речью и неумение слышать советы своих товарищей по команде перед
выступлением.
Данная проблема у меня решается через игровую форму работы в
которой студентам необходимо проявлять творческое мышление, умение
оперативно мыслить и умение слышать своих товарищей. Такой является
игра «Весёлая история», где каждый из студентов вносит по одному
предложению в создание общего устного рассказа. Условия игры: быстрота
реакции, формулировка предложения в тесной логической и смысловой
связи с предыдущим высказыванием, отсутствие в речи игроков пошлости и
негатива, соблюдение места действия и время действия рассказа. Долгое
раздумывание, отсутствие связи с предыдущим высказыванием, внесение
негатива в содержание истории – повод для того, чтобы участник вышел из
игры.
Каждый участник, выполняя роль своеобразного «звена», получает
навык умения мыслить быстро, творчески, связывая свои высказывания с
общей командной задачей.
Игра не требует особых предметных знаний, поэтому в неё, как
правило, включается вся группа, но только финалисты служат примером для
остальных одногруппников.
Как правило, заслуги финалистов не остаются без моего внимания:
«Учитесь быть такими, как наши сегодняшние финалисты – общительными,
волевыми и творческими. Больше читайте – это расширит ваш кругозор и
обогатит ваш словарный запас».
Работая над постановками, обучаемые вынуждены не только
перевоплощаться в роли и импровизировать, но и самостоятельно писать
мини-сценарии и реализовывать их. Студенты вынуждены
взаимодействовать между собой таким образом, чтобы по хорошему
сценарию успешно была поставлена законченная сценка. Участники
команды распределяют между собой не только роли, но и обязанности: кто-то
сценарист, кто-то костюмер, кто-то постановщик. Как правило, такую работу
я провожу уже на втором курсе, потому что именно второкурсники имеют
неплохой багаж сценического и коммуникативного опыта.
В ходе работы над подобными заданиями у студентов исчезает
скованность, погруженность в себя, повышается уровень развития культуры
речи, начинают проявляться такие качества как обаяние и харизматичность.
СЛАЙД 20, 21
Успешная реализация данных задач через творческую работу – это
залог будущей успешности человека в жизни, где бы он ни работал, в какой
бы ситуации он не оказался и с кем бы ни вёл общение. Ведь если человек
раскован, культурен, образован – он всегда будет окружен успешными
людьми и сам будет успешен.
Она радует себя и оружающих своим душевным здоровьем. Умением
ладить с людтьми и хорошей рписпособленностью к широкому кругу
ситуаций.
Гармонически развитая личность – вариант развитой личности, которая
живет без внутренних конфликтов и излучает гаомонию и счастье. Мы хотим,
чтобы наши студенты хотя бы приблизительно достигли бы если не
гармонии, то хотя бы социального равновесия в своей жизни, то есть
успешно бы в ней адаптировались.