Напоминание

Творческие занятия по литературе и на занятиях кружка как средство развития творческой инициативы студентов


Автор: Чешева Юлия Николаевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Творческие занятия по литературе и на занятиях кружка как средство развития творческой инициативы студентов
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Творческие занятия по литературе и на занятиях кружка как

средство развития творческой инициативы студентов
Автор: Чешева Юлия Николаевна СЛАЙД 1 Успешную социальную адаптацию в современной жизни проходят люди, умеющие продуктивно и конструктивно выстраивать общение и люди, обладающие развитым эстетическим вкусом и богатым воображением. Творчество на уроках литературы способствует формированию тех общеучебных компетенций, которые создают условия для развития социально адаптированной личности, поэтому к выполнению творческих заданий необходимо систематически привлекать практически всех студентов колледжа. Не секрет, что у большинства студентов, с которыми мы работаем, имеются очень большие пробелы в школьном образовании; многие из них являются психологически запущенными обучаемыми, которым не хватало внимания со стороны родителей, Это сказалось на знаниях обучаемых, на их читательском опыте, на их аналитических навыках. Недостатки образования и воспитания негативно сказываются на учебном процессе и на внеучебной деятельности. Мне как преподавателю литературы понятны причины отсутствия художественного вкуса, воображения и коммуникативных умений наших студентов. Как педагог я должна содействовать формированию данных навыков, и поэтому моей изначальной задачей стало привлечение студентов к творческой работе в урочное и неурочное время в колледже. Своих обучаемых я могу только мотивировать на подобную деятельность, обосновывая важность коммуникативных навыков и эстетического вкуса в профессиональной деятельности: «Вы учитесь быть смелыми, грациозными, раскованными, вы учитесь «подавать себя», а эти качества важней, чем просто эффектная внешность». Сразу отмечу: как правило, на моё предложение откликаются многие обучаемые. Приятным и позитивным является тот факт, что среди студентов есть раскованные, одаренные и трудолюбивые люди. СЛАЙД 2 В процессе работы над творческими заданиями, применяемыми в урочное и внеурочное время, я решаю следующие развивающие задачи:

активизация познавательного интереса к литературным произведениям

и развитие аналитических способностей, развитие творческого

воображения и эстетического вкуса и развитие коммуникативных

навыков.
СЛАЙД 3 1. Активизация познавательного интереса к произведениям русской классики – задача довольно сложная, если учесть отсутствие читательского опыта у большинства студентов и низкий уровень школьной подготовки. Я поняла, что если у обучаемых отсутствует интерес к произведению, значит, они не будут активно приобщаться к анализу художественного текста. Для того чтобы у студента выработался познавательный интерес, необходимо облегчить восприятие текста произведения, которое вызывает наибольшие сложности. Мой опыт показывает, что такими книгами являются роман Ивана Тургенева «Отцы и дети» и пьеса Максима Горького «На дне». В данном случае я часто использую такой вид работы: инсценирование эпизода произведения группой студентов. Как правило, подобный приём я применяю в конце изучения произведения, когда студентам известны и персонажи, и события, но идейная направленность книги чётко ещё не определена. Разбиваю группу на команды, каждая из которых, предварительно прорепетировав, разыгрывает свой эпизод. После просмотра каждого отдельно взятого эпизода я задаю следующие вопросы исполнителям: «Почему вы выбрали для постановки именно этот эпизод? Как вы думаете, что в данный момент чувствуют ваши герои? Как они проявляют себя в данном отрывке? Как вы считаете, какую роль эпизод играет в структуре всего произведения? Можно ли данную сцену увидеть в реальности современной жизни? Легко ли было вам играть роль того или иного героя? Почему?». Задавая подобные вопросы, мне намного легче вывести студентов на понимание проблематики и идеи произведения
.
СЛАЙДЫ 4-11 2. Содействие развитию воображения студентов тоже не является простой задачей для преподавателя, поскольку приходится сталкиваться с неумением студентов мыслить отвлечённо, абстрактно и просто рисовать в сознании любую картину внешнего мира. СЛАЙД 12
Решая данную задачу, я предлагаю студентам принять участие в популярной игре «Угадай героя», где каждый (или почти каждый) студент группы с помощью мимики, жестов представляет героя изученного литературного произведения, имя которого должна назвать группа. Как правило, персонаж загадывается консультантом - одним из членов группы, который обладает хорошей памятью и оказывает консультативные услуги каждому студенту-актёру. Цель актёра – настолько убедительно показать своего героя с помощью мимики, жестов и выбранного мини-эпизода, чтобы остальные участники игры смогли его узнать. В данном случае актёр вынужден технически продумать собственную маленькую постановку и выбрать приёмы, с помощью которых он сможет перевоплотиться в выбранный персонаж, то есть, подключить собственное воображение и эстетический вкус. Если обучаемый затрудняется в выборе средств постановки, ему помогает консультант. Помимо развивающей задачи в ходе данной игры решается и учебная задача: определяя героев, обучаемые невольно вспоминают содержание изученных произведений, что помогает им в дальнейшем успешно справиться с контрольными заданиями в конце семестра. Ребята с удовольствием включаются в данный вид работы, поскольку он не требует тяжёлой тщательной предварительной подготовки, а актёрская игра активно поддерживаются аудиторией. Как правило, подобный вид деятельности пробуждает у студентов только положительные эмоции, вызывает радость и желание что-то придумывать снова и снова. СЛАЙДЫ 13-17 В предыдущих докладах я упоминала о работе студентов над иллюстрациями к произведению – данный вид деятельности часто планируется мной как на уроках, так и во внеурочное время. Подобный вид работы развивает не только воображение обучаемых, но и формирует эстетический вкус. СЛАЙД 18 В рамках недели общеобразовательных дисциплин в нашем колледже прошёл конкурс на лучшую иллюстрацию к произведению. Участники конкурса не скрывали, что их работы были срисованы, однако также они сказали, что им пришлось делать следующий выбор: что именно нарисовать, чем нарисовать, что реализовать в рисунке из собственных задумок. Это доказывает, что студенты, приобщаясь к рисованию, развивают свой художественный вкус.
СЛАЙД 19 3. Развитие коммуникативности у обучающихся – это одна из глобальных задач, поскольку реализовать её пытается каждый преподаватель в ходе своих уроков. На занятиях по литературе данная компетенция может осваиваться студентами в полном объёме с помощью различных форм работы, в том числе и творческой. В своей работе я столкнулась с тем, что наши студенты не всегда могут выстраивать эффективное деловое общение. Это я увидела через работу обучаемых в командах и в парах. Как правило, студенты-представители команд испытывают сложность при защите своих работ (перекладывают ответственность друг на друга, в конечном итоге слабо презентуют собственный продукт). Сказываются неуверенность в себе, плохое владение устной речью и неумение слышать советы своих товарищей по команде перед выступлением. Данная проблема у меня решается через игровую форму работы в которой студентам необходимо проявлять творческое мышление, умение оперативно мыслить и умение слышать своих товарищей. Такой является игра «Весёлая история», где каждый из студентов вносит по одному предложению в создание общего устного рассказа. Условия игры: быстрота реакции, формулировка предложения в тесной логической и смысловой связи с предыдущим высказыванием, отсутствие в речи игроков пошлости и негатива, соблюдение места действия и время действия рассказа. Долгое раздумывание, отсутствие связи с предыдущим высказыванием, внесение негатива в содержание истории – повод для того, чтобы участник вышел из игры. Каждый участник, выполняя роль своеобразного «звена», получает навык умения мыслить быстро, творчески, связывая свои высказывания с общей командной задачей. Игра не требует особых предметных знаний, поэтому в неё, как правило, включается вся группа, но только финалисты служат примером для остальных одногруппников. Как правило, заслуги финалистов не остаются без моего внимания: «Учитесь быть такими, как наши сегодняшние финалисты – общительными, волевыми и творческими. Больше читайте – это расширит ваш кругозор и обогатит ваш словарный запас». Работая над постановками, обучаемые вынуждены не только перевоплощаться в роли и импровизировать, но и самостоятельно писать мини-сценарии и реализовывать их. Студенты вынуждены взаимодействовать между собой таким образом, чтобы по хорошему сценарию успешно была поставлена законченная сценка. Участники
команды распределяют между собой не только роли, но и обязанности: кто-то сценарист, кто-то костюмер, кто-то постановщик. Как правило, такую работу я провожу уже на втором курсе, потому что именно второкурсники имеют неплохой багаж сценического и коммуникативного опыта. В ходе работы над подобными заданиями у студентов исчезает скованность, погруженность в себя, повышается уровень развития культуры речи, начинают проявляться такие качества как обаяние и харизматичность. СЛАЙД 20, 21 Успешная реализация данных задач через творческую работу – это залог будущей успешности человека в жизни, где бы он ни работал, в какой бы ситуации он не оказался и с кем бы ни вёл общение. Ведь если человек раскован, культурен, образован – он всегда будет окружен успешными людьми и сам будет успешен. Она радует себя и оружающих своим душевным здоровьем. Умением ладить с людтьми и хорошей рписпособленностью к широкому кругу ситуаций.
Гармонически развитая личность – вариант развитой личности, которая живет без внутренних конфликтов и излучает гаомонию и счастье. Мы хотим, чтобы наши студенты хотя бы приблизительно достигли бы если не гармонии, то хотя бы социального равновесия в своей жизни, то есть успешно бы в ней адаптировались.


В раздел образования