Автор: Свистунова Ирина Юрьевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: ГБОУ гимназия №540 Приморского района Санкт Петербурга Населённый пункт: Санкт Петербург Наименование материала: статья Тема: Основы проектирования современного урока Раздел: среднее образование
Свистунова И.Ю.
Учитель английского языка
ГБОУ гимназия № 540
Приморского района
Санкт-Петербурга
Основы проектирования современного урока
Введение ФГОС в образовательное пространство Образовательного Учреждения предполагает
новые подходы к проектированию основной формы образовательного процесса
- урока.
Основными характеристиками урока, соответствующего принципам ФГОС, являются
результативность
продуктивность
эффективность
Рассмотрим
подробнее
эти
характеристики,
соотнеся
их
с
практическими
аспектами
проектирования современного урока.
Результативность.
Принципиальным
отличием
современного
урока
от
традиционного
является
ориентация
на
результаты
освоения
учащимися
основных
образовательных
программ: предметные, метапредметные (так называемые универсальные учебные действия
-УУД)
и
личностные. Таким
образом,
при
проектировании
урока,
соответствующего
принципам
ФГОС,
учителю
необходимо
соотнести
цели
урока
с
планируемыми
результатами.
Продуктивность. В основу стандартов нового поколения положен системно-деятельностный
подход. Практическая реализация деятельностного подхода заставляет учителя по-новому
взглянуть на урок. Теперь ученик – не слушатель, а активный участник образовательного
процесса – деятель. Задача учителя скоординировать деятельность ученика так, чтобы
он
осмысленно решал значимые для себя вопросы: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я
это делаю, как я это сделал. Превращение из слушателя в деятеля не происходит сразу, не
вдруг. Для этого необходимы задания нового формата: продуктивные. Продуктивное задание –
это переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование
информации для решения конкретной задачи. Реализация системно-деятельностного подхода
на уроке также предполагает создание условий для развития рефлексии — способности
осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат
деятельности
с
поставленной
целью,
определять
границы
знания
и
незнания.
Рефлексия
позволяет оценить свои результаты на эмоциональном и качественном уровне.
Проектируя
урок, учителю необходимо для каждого этапа спланировать деятельность учащихся,
направленную на достижение планируемых результатов, продумать формы организации
процесса
активного
познания
с
помощью
заданий
продуктивного
типа,
определить
формы и виды рефлексии.
Эффективность.
Основным
критерием
эффективности
урока
с
точки
зрения
его
проектирования,
является
качественное
планирование.
Современным
графическим
инструментом планирования урока является технологическая карта.
В настоящее время
существует много вариантов технологических карт. Проанализировав несколько модификаций,
считаем наиболее эффективным вариант, в котором не указывается деятельность учителя на
уроке, принимая во внимание его изменившиеся функции. Это позволяет ориентировать урок
на деятельность учащихся. В структуре карты необходимы графы для заданий базового и
повышенного уровня, графы для планируемых результатов, соотнесенные с этапами урока и
видами деятельности учащихся на каждом этапе. Заполнение технологической карты при
проектировании урока, позволит учителю системно подойти к реализации планируемых
результатов, формированию у учащихся универсальных учебных действий; выполнить
анализ и диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом
этапе урока, провести рефлексию собственной деятельности при проектировании урока.
Предлагаем рассмотреть структуру урока открытия нового знания с точки зрения деятельности
учащихся.
Этап 1: Мотивирование к учебной деятельности.
На этом этапе учащиеся формулируют тему, цели и задачи урока, определяя границы знания и
незнания.
Этап 2: Построение нового знания.
На
втором
этапе
учащиеся
планируют
способы
деятельности
по
изучению
новой
темы,
осуществляют поиск и формулирование решения по намеченному плану, самоконтроль и
взаимоконтроль.
Этап 3: Применение полученных знаний.
Закрепление, актуализация полученных знаний. На этом этапе учащиеся выполняют учебную
задачу по созданию и представлению продукта, выбирая уровень и способ деятельности.
Этап 4: Рефлексия учебной деятельности
На заключительном этапе проводится эмоциональная и качественная рефлексия деятельности
учащихся.
Для оптимизации деятельности учителя по проектированию современного урока, предлагаем
пошаговые инструкции.
Шаг 1. Целеполагание:
определить тему, тип урока, его место в учебной программе
поставить цели урока
с учетом планируемых результатов и формирования УУД на
каждом этапе урока
выделить
в
содержании
учебника
обязательный
программный
минимум,
который
должны
усвоить
все
ученики
и
который
будет
проверяться
в
контрольных
и
диагностических работах
Шаг 2. Заполнение технологической карты:
выявить понятия минимума и максимума в учебном материале
продумать проблемную ситуацию, главный вопрос урока, набор важнейших вопросов
для диалога с учениками, подобрать задания продуктивного типа,
критерии оценивания
выполнения заданий
включить резервный материал для дополнительного изучения на уроке
продумать содержание, форму, объем дифференцированного домашнего задания
продумать форму рефлексии для учащихся на уроке
Шаг 3. Рефлексия учителя:
соотнести планируемые результаты урока с поставленными целями
оценить возможные риски деятельности учащихся и учителя на уроке.
В основе проектирования современного урока лежит стратегия: от удивления к
возникновению интереса, интерес активизирует познавательную деятельность, что в свою
очередь, ведет к открытию нового знания через реализацию системно-деятельностного
подхода.
Список литературы
Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход - как основа формирования
метапредметных результатов/СПб.: Реноме, 2012.
Андрианова Г.А. Целеполагание и рефлексия как метапредметные виды учебной
деятельности//Интернет-журнал «Эйдос».-2011. - №8
Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков /М.: Просвещение,
2012.
Зубкина О.П. Проектирование современного урока на основе системно-
деятельностного подхода//Социальная сеть работников образования nsportal. -2014.
Ипатова И.И., Топехина О.Н., Калюжная Е.Н, и др.
«Технология проектирования
современного урока при реализации требований ФГОС ООО»: Методические
рекомендации/ Санкт-Петербург, 2015
Логвинова И.М., Копотева Л.Г. Конструирование технологической карты урока в
соответствии с требованиями ФГОС//Управление начальной школой. – 2011. №12.
Лукьянова М.И. и др. Личностно-ориентированный урок: конструирование и
диагностика. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Лукьяновой. – М.: Центр
педагогический поиск, 2009.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./М.:
Народное образование, 2010.
Образовательная система «Школа 2100»/Под ред. А.А. Леонтьева. – Баласс, 2000.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к
мысли. Система заданий: пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. – М.:
Просвещение, 2010.
Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной образовательной среде
(Серия «Работаем по новым стандартам») – М.: Просвещение, 2012.