Напоминание

Основы проектирования современного урока


Автор: Свистунова Ирина Юрьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №540 Приморского района Санкт Петербурга
Населённый пункт: Санкт Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Основы проектирования современного урока
Раздел: среднее образование





Назад




Свистунова И.Ю. Учитель английского языка ГБОУ гимназия № 540 Приморского района Санкт-Петербурга
Основы проектирования современного урока
Введение ФГОС в образовательное пространство Образовательного Учреждения предполагает новые подходы к проектированию основной формы образовательного процесса - урока. Основными характеристиками урока, соответствующего принципам ФГОС, являются  результативность  продуктивность  эффективность Рассмотрим подробнее эти характеристики, соотнеся их с практическими аспектами проектирования современного урока. Результативность. Принципиальным отличием современного урока от традиционного является ориентация на результаты освоения учащимися основных образовательных программ: предметные, метапредметные (так называемые универсальные учебные действия -УУД) и личностные.
Таким

образом,

при

проектировании

урока,

соответствующего

принципам

ФГОС,

учителю

необходимо

соотнести

цели

урока

с

планируемыми

результатами.
Продуктивность. В основу стандартов нового поколения положен системно-деятельностный подход. Практическая реализация деятельностного подхода заставляет учителя по-новому взглянуть на урок. Теперь ученик – не слушатель, а активный участник образовательного процесса – деятель. Задача учителя скоординировать деятельность ученика так, чтобы он осмысленно решал значимые для себя вопросы: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал. Превращение из слушателя в деятеля не происходит сразу, не вдруг. Для этого необходимы задания нового формата: продуктивные. Продуктивное задание – это переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения конкретной задачи. Реализация системно-деятельностного подхода на уроке также предполагает создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять границы знания и незнания. Рефлексия позволяет оценить свои результаты на эмоциональном и качественном уровне.
Проектируя

урок, учителю необходимо для каждого этапа спланировать деятельность учащихся,


направленную на достижение планируемых результатов, продумать формы организации

процесса

активного

познания

с

помощью

заданий

продуктивного

типа,

определить

формы и виды рефлексии.
Эффективность. Основным критерием эффективности урока с точки зрения его проектирования, является качественное планирование. Современным графическим инструментом планирования урока является технологическая карта. В настоящее время существует много вариантов технологических карт. Проанализировав несколько модификаций, считаем наиболее эффективным вариант, в котором не указывается деятельность учителя на уроке, принимая во внимание его изменившиеся функции. Это позволяет ориентировать урок на деятельность учащихся. В структуре карты необходимы графы для заданий базового и повышенного уровня, графы для планируемых результатов, соотнесенные с этапами урока и видами деятельности учащихся на каждом этапе.
Заполнение технологической карты при

проектировании урока, позволит учителю системно подойти к реализации планируемых

результатов, формированию у учащихся универсальных учебных действий; выполнить

анализ и диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом

этапе урока, провести рефлексию собственной деятельности при проектировании урока.
Предлагаем рассмотреть структуру урока открытия нового знания с точки зрения деятельности учащихся. Этап 1: Мотивирование к учебной деятельности. На этом этапе учащиеся формулируют тему, цели и задачи урока, определяя границы знания и незнания. Этап 2: Построение нового знания. На втором этапе учащиеся планируют способы деятельности по изучению новой темы, осуществляют поиск и формулирование решения по намеченному плану, самоконтроль и взаимоконтроль. Этап 3: Применение полученных знаний. Закрепление, актуализация полученных знаний. На этом этапе учащиеся выполняют учебную задачу по созданию и представлению продукта, выбирая уровень и способ деятельности. Этап 4: Рефлексия учебной деятельности На заключительном этапе проводится эмоциональная и качественная рефлексия деятельности учащихся.
Для оптимизации деятельности учителя по проектированию современного урока, предлагаем пошаговые инструкции. Шаг 1. Целеполагание:  определить тему, тип урока, его место в учебной программе  поставить цели урока с учетом планируемых результатов и формирования УУД на каждом этапе урока  выделить в содержании учебника обязательный программный минимум, который должны усвоить все ученики и который будет проверяться в контрольных и диагностических работах Шаг 2. Заполнение технологической карты:  выявить понятия минимума и максимума в учебном материале  продумать проблемную ситуацию, главный вопрос урока, набор важнейших вопросов для диалога с учениками, подобрать задания продуктивного типа, критерии оценивания выполнения заданий  включить резервный материал для дополнительного изучения на уроке  продумать содержание, форму, объем дифференцированного домашнего задания  продумать форму рефлексии для учащихся на уроке Шаг 3. Рефлексия учителя:  соотнести планируемые результаты урока с поставленными целями  оценить возможные риски деятельности учащихся и учителя на уроке. В основе проектирования современного урока лежит стратегия: от удивления к возникновению интереса, интерес активизирует познавательную деятельность, что в свою очередь, ведет к открытию нового знания через реализацию системно-деятельностного подхода. Список литературы Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход - как основа формирования метапредметных результатов/СПб.: Реноме, 2012. Андрианова Г.А. Целеполагание и рефлексия как метапредметные виды учебной деятельности//Интернет-журнал «Эйдос».-2011. - №8
Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков /М.: Просвещение, 2012. Зубкина О.П. Проектирование современного урока на основе системно- деятельностного подхода//Социальная сеть работников образования nsportal. -2014. Ипатова И.И., Топехина О.Н., Калюжная Е.Н, и др. «Технология проектирования современного урока при реализации требований ФГОС ООО»: Методические рекомендации/ Санкт-Петербург, 2015 Логвинова И.М., Копотева Л.Г. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС//Управление начальной школой. – 2011. №12. Лукьянова М.И. и др. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Лукьяновой. – М.: Центр педагогический поиск, 2009. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./М.: Народное образование, 2010. Образовательная система «Школа 2100»/Под ред. А.А. Леонтьева. – Баласс, 2000. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной образовательной среде (Серия «Работаем по новым стандартам») – М.: Просвещение, 2012.


В раздел образования