Автор: Лебедева Елена Петровна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Мценска "Средняя образовательная школа № 9" Населённый пункт: Орловская область г.Мценск Наименование материала: автореферат Тема: "Всестороннее воспитание подрастающего поколения" Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Мценска
«Средняя образовательная школа № 9»
Автореферат
«Всестороннее воспитание
подрастающего поколения»
Выполнила учитель физической культуры
первой категории
Лебедева Елена Петровна.
г. Мценск 2016 год
Введение.
В развитии и формировании личности большое значение имеет, прежде всего,
физическое воспитание, укрепление ее сил и здоровья, выработка двигательных функций,
физической
закалки
и
санитарно-гигиенической
культуры.
Без
крепкого
здоровья
и
надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в
состоянии проявлять волевых усилий и настойчивости в преодолении встречающихся
трудностей, что, безусловно, может мешать ему в его личностном развитии. К тому же
современный
образ
жизни
культивирует
гиподинамию
(малую
подвижность)
и
однообразные
движения,
что
иногда
может
приводить
к
физическому
уродованию
личности.
Актуальность темы определяется тем, что в соответствии с социально-
экономическими особенностями современного общества, его дальнейшим развитием и
исходя
из
сущности
общего
среднего
образования
цель
физического
воспитания
подрастающего
поколения
состоит
в
том,
чтобы
содействовать
формированию
всесторонне развитой личности. Основное средство достижения этой цели - овладение
подростками
основами
личной
физической
культуры,
под
которой
понимается
органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья,
физического
развития,
разностороннее
развитие
двигательных
(координационных
и
кондиционных)
способностей,
умения
осуществлять
собственно
двигательную,
физкультурно-оздоровительную
и
спортивную
деятельность.
При
этом,
наряду
с
решением
традиционных
задач
по
формированию
собственно
знаний,
двигательных
умений и навыков, развитием кондиций и координационных способностей, укреплением
здоровья несравненно целенаправленнее следует вести работу по воспитанию ценностных
ориентаций
на
физическое
и
духовное
развитие
личности,
здоровый
образ
жизни,
формирование потребности и мотивов (интересов) к регулярным занятиям физическими
упражнениями и спортом, формирование гуманизма, радости и опыта общения, развитие
волевых и нравственных качеств.
Целью работы является рассмотрение связи физического и всестороннего
воспитания молодежи.
В связи с поставленной целью в работе необходимо решить ряд задач:
рассмотреть факторы, влияющие на всестороннее развитие личности;
определить задачи физического воспитания при формировании личности;
рассмотреть принципы физического воспитания подростков;
рассмот реть
пути
совершенствования
физиче ского
во спит ания
в
общеобразовательной школе и способы перестройки педагогического процесса по
физическому воспитанию;
рассмотреть основы деятельности учителя по физическому воспитанию;
воспитать физически развитую личность.
Новизна
- состоит в том, что методика «Физической культуры» широко
используется
в
нашей
школе.
Мною
был
подобран
определённый
курс
занятий
физического
воспитания
школьников,
способствующий
раскрытию
и
развитию
физических
качеств школьников,
а
именно,
ответственность,
доброжелательность,
самостоятельность.
В
своей
практической
деятельности
я
опиралась
на
труды
таких
авторов, как Бере Р.С. «Воспитаниефизических качеств у школьников», Донорова Т.Н. «
Из ДОУ – в школу», Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей», Никитин Б.П.
«
Ступеньки
творчества
или
развивающие
игры».
Физическое
воспитание-это
самое
важное дело школьника. Для детей это такой же естественный процесс, как приём пищи,
питьё, сон. У них нет иного способа познать окружающий мир, приобрести основные
навыки и умения. Любое физическое воспитание подразумевает получение определённого
опыта,
необходимо
школьнику
для
полноценного
развития.
В
основе
всех
научных
методик
по
воспитанию
и
развитию
школьников
лежит
игровая
педагогика.
По
заключению
педагогов
и
психологов,
именно
нравственное
воспитание
даёт
детям
возможность
раскрыть,
в
полной
мере
свой
интеллектуальный,
эмоциональный
и
физический потенциал, помогает в доступной форме освоить и осмыслить получаемую
информацию. Детей в начальной школе нельзя принудить к чему-либо, заставить быть
внимательными и усидчивыми. Дети просто физически не способны на это-все системы
их
организма
находятся
на
начальных
стадиях
своего
развития
и
не
подчиняются
жесткому
волевому
контролю.
Но
детей
можно
увлечь,
заинтересовать
и
развить
вышеупомянутые
качества
посредством
создания
игровых
ситуаций.
В
физическом
воспитании все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии. Единство и
взаимодействие проявляются по-разному в разных видах деятельности. Ребёнку нужна
активная
деятельность,
способствующая
повышению
его
жизненного
тонуса,
удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
Физическое воспитание-это спортивный комплекс, но…для ума, для развития
способностей ребёнка. Щедра ли природа на таланты? К счастью, человечество ставит
перед собой только разрешимые задачи. Проникнув в одну из великих тайн природы -
тайну возникновения и развития творческих способностей, люди научатся выращивать…
таланты.
Оказывается,
природа
щедро
наделила
каждого
здорового
ребёнка
возможностями развиваться. И каждый здоровый школьник может подняться на самые
большие высоты спортивной деятельности!
К. И. Циалковский говорил: « Сначала я открывал истины, известные многим,
затем стал открывать истины известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины,
кому ещё не известные». Видимо это и есть путь становления физической стороны, путь
развития спортивной жизни школьника.
Наша обязанность-помочь ребёнку стать нравственно воспитанной личностью.
Основной идеей является всестороннее развитие детей школьного возраста, воспитание
любви
и
интереса
к
спортивному
решению
всех
вопросов
и
воспитанию
у
него
правильному
отношению
к
окружающему
миру.
Мною
были
определенны
основные
принципы, которые легли в основу новизны:
- Принцип целенаправленности. Я учитываю, что цели и задачи данной работы
могут быть доступны только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для
всестороннего развития школьников.
- Принцип систематичности и исследованности. Только систематичное и
последовательное применение физического воспитания позволит достичь максимальных
результатов в развитие школьников.
- Принцип доступности. Опираясь на него, я учитываю возрастные и
психологические
особенности
детей,
их
потребности
и
интересы,
уровень
подготовленности.
- Принцип наглядности.
- Принцип интегрированного подхода. Благодаря физическому воспитанию в единое
целое объединяются самые разнообразные виды деятельности.
- Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Благодаря физическому
воспитанию
дети
очень
быстро
усваивают
нормы
и
правила
поведения,
быстрее
развиваются.
- Принцип адаптивности. С большим вниманием отношусь к индивидуальным и
психо- физиологическим особенностям каждого школьника.
- Принцип прочности. Я стремлюсь к тому, чтобы знания , полученные во время игр
постоянно находили применение в повседневной жизни.
Общая характеристика.
Любой человек должен стремиться к тому, чтобы стать полезным своей стране и
обществу. Но это может быть осуществлено только людьми со всесторонне развитыми
духовными
и
физическими
силами.
Но
такими
они
могут
стать
исключительно
под
влиянием
определенных
общественных
условий
жизни,
среди
которых
особая
роль
принадлежит физическому воспитанию. Необходимо разграничивать понятия "Физическое
воспитание",
"Физическое
развитие",
""Физическая
культура",
"Спорт".
Физическая
культура
-
часть
общей
культуры
общества,
объединение
различных
мероприятий,
направленных на достижение человеком физического совершенствования (укрепление
здоровья, развитие физических качеств, достижение спортивных результатов и т.д.).
Спорт - составная часть физической культуры, средство и метод физического
воспитания, система организации соревнований по различным физическим упражнениям.
Существует любительский спорт и профессиональный. Целью спорта как составной части
физической культуры, наряду с укреплением здоровья и общим физическим развитием
человека, является достижение высоких результатов и побед в состязаниях.
Физическое
воспитание - органическая часть общего воспитания; педагогический
процесс, направленный на укрепление здоровья, на формирование и совершенствование
двигательных навыков и умений. Основные средства достижения: занятия физическими
упражнениями, различные виды спорта и туризма, закаливание организма, и др.
Физическое
развитие
-
проце сс
изменения,
а
также
с о во ку п н о с т ь
функциональных
свойств
организма.
Физическое
развитие
человека
обусловлено
факторами
биологическими
(наследственность,
постепенность
количественных
и
качественных изменений в организме и др.) и социальными (материальный и культурный
уровень
жизни,
распределение
и
использование
материальных
и
духовных
благ,
воспитание, трудовая деятельность, быт и т. д.).
Современное образование стоит на пути
реформирования
системы
воспитания
подрастающего
поколения,
которая
требует
выработки новых подходов и к физическому воспитанию детей и молодёжи, и развития
школьного спорта.
В деле формирования готовности молодого поколения к жизни и труду, ее
гармоничному развитию в наше время большое значение имеют традиции народной
педагогики,
которая
накопила
значительный
положительный
опыт
физического
воспитания.
В
таких
условиях
возникла
необходимость
привлечения
детей
и
молодежи
к
физической культуре, учитывая природные способности, состояние здоровья ребенка и его
мотивы с помощью сочетания средств физического воспитания и народной педагогики –
направленного
на
укрепление
здоровья
и
физическое
развитие
личности,
которая
считается сегодня приоритетным.
И в семейно-бытовом, и в морально-этическом воспитании детей и молодежи
внимание
должно
обязательно
направляются
на
подготовку
помощника,
труженика,
созидателя материальных ценностей. Этому подчинялся весь строй народно-бытовой и
общественной жизни.
Проблема здоровья и физического воспитания детей особенно остро встала в
начале третьего тысячелетия.
Здоровье
подрастающего
поколения
является
неотъемлемой
составной
частью
общечеловеческих ценностей любого государства.
Сразу же после появления младенца на свет родители считают своим первым и
главным долгом заботиться о его здоровье. Поэтому, учитывая важность данной проблемы,
целью ученых является научное обоснование необходимости физического воспитания
молодого
поколения
как
первоочередной
задачи
педагогики,
в
которой
собраны
и
проанализированы огромный воспитательный потенциал о заботе здоровья и физическое
развитие детей.
Всем хорошо известна формула народной мудрости о том, что “в здоровом теле –
здоровый
дух”.
Независимо
от
мировоззренческих
позиций,
от
религиозных,
идеалистических или материалистических, то есть с различным обоснованием, но очень
верно указывается взаимосвязь и взаимозависимость этих двух атрибутивных качеств
человека:
внутреннего
и
внешнего,
духовного
и
телесного.
Нормальное
физическое
развитие
личности
в
народной
педагогике
обуславливалось
вполне
реальными
жизненными потребностями.
Физически крепкий, выносливый, уверенный в своих возможностях человек не
позволит себе хвастовства своей силой ради превосходства, насилия или диктата своих
желаний.
И
это
особенно
ценилось
народом
и
подсказывало
вывод
о
том,
что
идеал
настоящего человека имеет не только морально–этическую, но и природно-биологическую
основу. Поэтому и занималась народная воспитательная практика не только чистотой
желаний,
помыслов
и
стремлений
человека,
но
и
тем,
чтобы
должным
образом
организовать ее природно-биологическую структуру.
Народное физическое воспитание своим содержанием призвано было обеспечить
решение трех основных задач: развитие силовых качеств, совершенствование умений и
навыков, их приспособление к повседневной жизни и морально-этической атрибутивности
личностных характеристик физически развитого человека.
В многочисленных афористических высказываниях, пословицах, поговорках
постоянно
акцентировалось
мнение
о
здоровье
человека
как
самой
личностной
и
общественной ценности. Отмечали, что “нет счастья без здоровья”, приравнивали его к
самому ценному богатству, призывали постоянно заботиться о нормальном, природой
определённом физическом состоянии человека.
Всесторонне воспитание подрастающего поколения России – важнейший фактор,
определяющий благополучие человека во всех сферах жизнедеятельности в ближайшей и
отдалённой
перспективе.
Сегодня
решающее
значение
для
улучшения
воспитания
подрастающего поколения имеет создание благоприятной для человека среды обитания,
проведение
продуманной
демографической
политики,
пропаганда
здорового
образа
жизни. Среди мероприятий, направленных на решение указанных задач, немаловажное
место
отводится
профилактическим
и
поддерживающим
программам
в
сфере
здравоохранения. Наиболее эффективной представляется мера воспитания подрастающего
поколения – средствами физической культуры. В числе первоочередных мер, которые
поддержаны Правительством Российской Федерации, находится задача создания условий
для
вовлечения
различных
групп
подрастающего
поколения
в
активные
занятия
физической культурой и спортом.
Формирование у подрастающего поколения устойчивого интереса и потребности в
регулярных
занятиях
спортом,
привычкам
к
здоровому
образу
жизни
имеет
особое
значение.
Роль физического воспитания подрастающего поколения.
Содержание
программы
по
физическому
воспитанию
направлено
на
решение
конкретных взаимосвязанных задач, активно способствующих всестороннему воспитанию
подрастающего поколения:
укреплению здоровья;
физическому развитию;
закаливанию;
повышению работоспособности учащихся;
воспитанию у учащихся высоких нравственных качеств;
воспитанию потребности в систематических занятиях физическими упражнениями;
стремлению к физическому совершенствованию;
готовности к защите Отечества.
Одной из главных задач физического воспитания является укрепление здоровья и
правильное физическое развитие учащихся.
с этой целью я использую различные формы:
урок физической культуры;
гимнастику до занятий;
физкультурные минутки на уроках;
подвижные игры на переменах;
занятия в спортивных секциях;
внеурочные занятия.
На уроках стараюсь достичь следующих целей:
формирование у учащихся соответствующих знаний, умений, навыков.
развитие основных двигательных качеств, правильного дыхания, формирования
осанки, совершенствования двигательных навыков и умений.
При
проведении
занятий
использую
различные
способы
организации
учебной
деятельности:
фронтальный;
групповой;
индивидуальный;
поточный.
При
фронтальном
способе
упражнения
выполняются
всеми
учащимися
одновременно. Это один из способов организации занятий, при котором коллективные
упражнения приучают учащихся к согласованным действиям всей группы.
При
организации
занятий групповым
способом
упражнения
выполняются
одновременно несколькими группами учащихся.
Сущность индивидуального способа заключается в том, что отдельные учащиеся,
получив те или иные задания, самостоятельно выполняют их. Применение этого способа
помогает
учащимся
овладеть
умением
самостоятельно
заниматься
физическими
упражнениями, а другие оказывают им помощь. Таким образом, в работу включаются все
учащиеся, что повышает их интерес и активность.
Поточный
способ
заключается
в
том,
что
учащиеся
выполняют
заданные
упражнения друг за другом. Все упражнения, проводимые поточным способом, должны
быть предварительно изучены групповым способом.
Какой бы ни был применен способ организации урока, в любом случае важно,
чтобы
обеспечивалась
необходимая
физическая
нагрузка
с
учетом
подготовленности
учащихся, соблюдая требования техники безопасности.
Наряду с образовательными задачами, на уроках физической культуры ставлю цель
нравственного воспитания учащихся. Содержание всех разделов комплексной программы
физического воспитания, методы обучения, формы организации деятельности учащихся
использую для формирования у учащихся опыта нравственного поведения. В процессе
занятий физической культурой, особенно во время выполнения коллективных заданий,
игр,
соревнований
у
учащихся
формируется
чувство
долга,
ответственности,
справедливости, коллективизма, проявляется взаимная выручка, помощь.
Особенности учебного предмета «физическая культура» позволяют воспитывать у
учащихся волевые качества. Для этого ставлю перед учащимися трудные, но посильные
задачи. Для воспитания настойчивости использую упражнения, связанные с проявлением
выносливости,
мышечной
силы,
координации
и
ловкости.
Для
воспитания
смелости
использую
упражнения,
связанные
с
преодолением
страха
и
неуверенности.
Для
воспитания
организованности
и
дисциплинированности
использую
подвижные
спортивные
игры,
соблюдая
при
этом
правила
игры.
Игры
способствуют
также
воспитанию
коллективизма
и
товарищества.
Уроки
физической
культуры
должны
способствовать и эстетическому воспитанию учащихся. Немалую роль в этом играют
хорошая
подготовка
мест
занятий,
опрятная
спортивная
одежда,
музыкальное
сопровождение и т.д.
Воспитание
личности
учащихся
неразрывно
связано
с
воспитанием
у
них
устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
При
проведении
уроков
физической
культуры
в
разных
группах,
учитываю
возрастные особенности учащихся. Каждый урок физической культуры должен иметь
ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи. Важное
значение
в
разделе
знаний
по
физической
культуре
имеют
сведения
о
личной
и
общественной
гигиене,
правилах
закаливания,
использование
игр,
физических
упражнений для укрепления здоровья.
Значительное
место
в
учебной
программе
1-4
классах
занимают
игровые
упражнения и подвижные игры. Многие игры я использую для ознакомления с учебным
материалом и закрепления движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях. Сведения по
физической культуре сообщаю учащимся 1-4 классов в течение учебного года на уроках в
виде бесед.
В каждом уроке в 2 классе обучение основным двигательным навыкам и умениям
сочетаемо с развитием физических качеств.
Для
развития
ловкости
использую
подвижные
игры,
прыжки,
упражнения
с
предметами, в равновесии, требующие координации движений.
Силу
развиваю
с
помощью
выполнения
общеразвивающих
упражнений
без
предметов, с набивными мячами, игр с элементами сопротивления и т.д.
Для развития быстроты использую бег на скорость, подвижные игры, требующие
быстрой двигательной реакции, повторное пробегание отрезков.
Развитию гибкости способствуют различные упражнения для рук, ног, туловища,
головы с предметами и без них, выполняемые с большой амплитудой.
Для
развития
выносливости
использую
ходьбу,
ее
чередование
с
бегом
в
различном темпе, передвижение на лыжах, игры, в которых предусмотрена повышенная
двигательная
активность.
На
уроках
осуществляю
дифференцированный
и
индивидуальный подход к учащимся.
Особого внимания требуют учащиеся 2 класса. На уроках в 2 классе надо шире
использовать фронтальный и поточный методы выполнения упражнений. В подвижных
играх нужно лучше организовывать совместную деятельность детей, развивать у них
взаимовыручку, коллективизм.
Применяя игровой метод, необходимо учитывать, что учащиеся 1 класса еще плохо
контролируют свои силы, поэтому очень важно не допускать переутомления детей и
чередовать высокоинтенсивные упражнения и игры с упражнениями и играми средней и
малой интенсивности.
Подростковый возраст – переломный период в развитии двигательных функций
учащихся. В этот период происходят большие изменения в их физическом, умственном,
нравственном развитии.
К
7-10
годам
учащиеся
в
основном
овладевают
базовыми
двигательными
действиями в беге, прыжках, метании, лазанье и т.п. У них складываются благоприятные
предпосылки для углубленной работы по развитию двигательных способностей. В связи с
этим,
одной
из
главных
задач
преподавателя
становится
обеспечения
всестороннего
развития
координационных
(ориентирование
в
пространстве,
быстрота
перестроения
двигательных действий, ритм, равновесие и т.д.) и кондиционных (скоростно-силовых,
скоростных,
выносливости,
силы
и
гибкости)
способностей
учащихся.
На
уроках
учащиеся получают представление о физической культуре личности, о ее взаимосвязи с
основами здорового образа жизни, о методике самостоятельных тренировок. Большое
значение в подростковом возрасте придаю решению воспитательных задач: выработке
привычки
к
самостоятельным
занятиям
физическими
упражнениями
и
избранными
видами спорта в свободное время, воспитанию ценностных ориентаций на здоровый образ
жизни.
На уроках физической культуры в старших группах основное внимание уделяю
тренировочной
направленности
занятий
по
разностороннему
развитию
физических
способностей. Вместе с тем закрепляются и совершенствуются двигательные навыки
(техники
и
тактики);
продолжается
дальнейшее
обогащение
двигательного
опыта,
повышение
координационного
базиса
путем
освоения
новых,
еще
более
сложных
двигательных
действий
и
вырабатывается
умение
применять
их
в
различных
по
сложности условиях. В процессе усвоения учащимися материала программы, углубляются
знания о закономерностях спортивной тренировки, двигательной активности, значении
физической культуры для будущей трудовой деятельности, службы в армии, выполнения
функций
материнства
и
отцовства.
У
учащихся
стараюсь
вырабатывать
умения
по
использованию средств физической культуры для укрепления здоровья, противостояния
стрессам, организации отдыха и досуга. Задачи физического воспитания, решаемые в
старших группах, учитывают возрастные и половые особенности юношей и девушек и
определяют специфику организации и методики учебно-воспитательного процесса.
Важный элемент учебного материала комплексной программы – раздел «Основы
знаний». Он присутствует в программе всех групп. В зависимости от возраста учащихся,
задач учебного предмета теоретический материал усложняется. Я стараюсь формировать у
учащихся умение применять полученные знания на практике. Знания по физической
культуре помогают учащимся повысить свою образованность, рационально применять
умения и навыки для укрепления здоровья, развития физических качеств, подготовке к
труду и защите Родины.
Основные
знания,
получаемые
учащимися
на
уроках
физической
культуры,
группируются по следующим направлениям:
значение физической культуры и спорта в жизни человека;
начальные знания в области гигиены и медицины;
требования комплекса ГТО;
влияние образа жизни на состояние здоровья;
основы методики самостоятельных занятий физической культурой;
правила безопасности во время занятий;
Теоретический знания на уроках даю учащимся с помощью рассказа, показа и
выполнения. Для пополнения своего запаса знаний использую различную методическую
литературу:
журнал «Физическая культура в школе»;
«Настольная книга учителя физической культуры»;
учебники по методике преподавания в разных группах;
всевозможные инструкции и пособия.
Участвую в методическом объединении «ГТО».
Распределение учащихся на медицинские группы.
В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем общей
физической подготовленности и тренированности детей школьного возраста согласно
медицинским показаниям медицинский работник делит на три медицинские группы:
основную;
подготовительную;
специальную.
Основная медицинская группа. В нее включаются подростки без отклонений в
состоянии здоровья, имеющие достаточную физическую подготовленность. На уроках с
этой группой обучающихся использую обязательные виды занятий (в соответствии с
учебной программой) в полном объеме, а также сдачу контрольных нормативов.
Подготовительная медицинская группа. В нее включаются подростки, имеющие
незначительные
отклонения
в
физическом
развитии
и
состоянии
здоровья,
а
также
недостаточную
физическую
подготовленность.
В
данной
группе
использую
также
обязательные
виды
занятий,
но
при
условии
постепенного
освоения
упражнений,
предъявляющих повышенные требования к организму. Занятия физической культурой в
подготовительной группе провожу совместно с основной группой по учебной программе;
обе
группы
сдают
установленные
контрольные
нормативы.
При
этом
учащиеся,
отнесенные к подготовительной группе, нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок и
постепенном освоении комплекса двигательных навыков и умений.
Специальная медицинская группа . В нее включены учащиеся, которые также
имеют отклонения в состоянии здоровья, являющиеся противопоказанием к повышенной
физической
нагрузке.
Занятия
физической
культурой
с
учащимися
этой
группы
проводятся
по
специально
разработанной
программе.
Подростки
со
значительным
отклонением в состоянии здоровья нуждаются в занятиях лечебной физической культурой
(ЛФК).
Заключение.
При всем многообразии подходов к построению концепций физического
воспитания, физкультурного образования и физкультурного воспитания, организации этих
процессов, степени их разработанности приоритетным является всестороннее развитие
человека, личности в процессе освоения физкультурных ценностей. Безусловное уважение
самоценности
человека,
его
прав
на
свободу
выбора
формы
физкультурного
совершенствования, его актуальных и долгосрочных целей рассматривается как одно из
важнейших условий гуманизации процесса воспитания, включения в него собственного
потенциала развития ученика, его мотивационной и потребностной сферы.
Нет сейчас и серьёзных расхождений во мнениях специалистов относительно
необходимости организации такой системы воздействий, которая способна стимулировать
развитие тех или иных физических качеств и психофизиологических кондиций на разных
этапах
развития
детей
и
молодежи.
Осуществление
разграничений
величины
и
содержательной
направленности
нагрузок
и
обучающих
воздействий
в
согласии
с
возрастными
периодами
в
развитии
органов
и
систем,
обе спечивающих
функционирование физического и психологического потенциала человека не вызывает
каких-либо возражений у представителей разных научных школ.
Нет разногласий между учеными и в вопросе о настоятельной необходимости
освоения
дошкольниками,
школьниками
и
студентами
интеллектуальных
ценностей
физической
культуры,
ее
огромного
валеологического
потенциала,
коммуникативных,
информационных, эмоциональных и других ценностей физкультурной деятельности.
Между тем, до сих пор не найдены достаточно эффективные формы организации
учебного процесса по физической культуре, способные воплотить в непротиворечивых
педагогических технологиях все то новое в воспитании подрастающего поколения, что
создано
российской
наукой
в
области
теории
формирования
физической
культуры
человека на разных этапах его возрастной и индивидуальной социальной эволюции.
Уровень здоровья учащихся.
Основная группа.
67% 81%
2015 г. 2016 г.
Подготовительная группа.
22 % 12%
2015 г. 2016 г.
Специальная группа.
7% 5%
2015 г. 2016 г.
Освобожденные.
4% 2%
2015 г. 2016 г.
Диаграмма анализа успеваемости учащихся по физической культуре.
2015-2016уч.г
6
5
4
3
2
1
«5»
«4»
«3»
«2»
Список литературы:
1.
Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное
направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // «Теория
и практика физической культуры», 1993, № 4, с. 21-22.
2.
Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность
//Теория и практика физической культуры, 1995, № 4, с. 2-8.
3.
Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального
обучения, основанных на содержательном обобщении. /В.В. Давыдов - Томск: Пеленг,
1992.
4.
Кузин В.В. Очерки теории и истории интегративной антропологии. / В.В.Кузин, Б.А.
Никитюк - М.: ФОН, 1995. - 450с.
5.
Лубышева
Л.И.
Концепция
формирования
физической
культуры
человека.
/Л.И.
Лубышева. - М.: Гардарика, 2002.
6.
Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. /Л.И.
Лубышева - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 240 с.
7.
Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной
школе. // «Теория и практика физической культуры», 2001, № 9. - С. 10-14.
8.
Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. пособие
для студентов вузов. - Изд. 2-е, исправленное и доп. / А.М.Максименко- М., 2001. -
470с.
9.
Матвеев
А.П.,
Непопалов
В.Н.
Физическая
культура:
физкультура
и
развитие
человека? // «Теория и практика физической культуры», 1995. - С. 2-5
10.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: Учеб. для
высших спец. физк. учеб. завед. - 3-е изд. /Л.П. Матвеев - СПб.: Лань, 2003. - 390с.
11.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка:
Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. - 2-е
изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
12.
Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе: Пособие для учителя /
В.П. Богословский, М.Н. Давыденко, В.И. Дробышев и др. Под ред. М.Д. Рипы. - М.:
Просвещение, 1985. (Б-ка учителя физ. культуры). - 350с.
13.
Д. В. Петравчук, Г. П. Ковальчук. Народно-педагогические традиции физического
воспитания по укреплению здоровья и физическому развитию детей. // Научные
исследования
Камянец-Подольского
национального
университета
имени
Ивана
Огиенко. Факультет физической культуры. Камянец-Подольский, 2012. – Выпуск 4. –
236 с.
14.
Куликова Т.А. К 90. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ.
сред. и высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,1999.- 232с.
15.
Лях.В.И.
Л
98.
Физическая
культура.
10-11
классы:
учеб.
для
общеобразоват.
учреждений
/В.И.Лях,
А.А.
Зандевич;
пол
общ.
ред.
В.И.
Ляха.
–
6-е
изд.-
М.:Просвещение,2011.-237 с.