Напоминание

Развитие личности младшего школьника через совершенствование навыка чтения


Автор: Сафаралиева Миляуша Гайнановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Вятские Поляны Кировской области
Наименование материала: Эссе
Тема: Развитие личности младшего школьника через совершенствование навыка чтения
Раздел: начальное образование





Назад





ЭССЕ

учителя начальных классов муниципального казенного

общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы

№5 города Вятские Поляны Кировской области

Сафаралиевой Миляуши Гайнановны

Тема «Развитие личности младшего школьника через совершенствование

навыка чтения»
Я работаю учителем начальных классов МКОУ СОШ №5 г. Вятские Поляны. Преподавание предметов начальной школы веду по типовым общеобразовательным программам издательства «Просвещение». Работаю по УМК «Школа России», где наряду с традиционными методами широко использую в своей педагогической деятельности методы и приёмы развивающего обучения. Суть подхода к изучению младшими школьниками родного языка можно выразить словами К.Д. Ушинского:
“Дитя

входит

в

духовную

жизнь

окружающих

его

людей

через

посредство

отечественного

языка”.
Через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, прививается любовь к своей стране, культуре своего народа. С помощью языка формируется мышление, происходит интеллектуальное развитие ребенка, осваиваются новые виды деятельности, развиваются творческие и коммуникативные способности. Проблемы развития речи младших школьников в том, что уровень индивидуальных речевых умений первоклассников различный. Для многих детей развитие речевых умений (чтения и говорения) начинается только в 1 классе. Письмо, как вид речевой деятельности, осваивается детьми в начальной школе впервые. Кроме того, выстраивание новых отношений в учебном сотрудничестве предполагает развитие речевых умений, без которых общение не может быть продуктивным. Обучение детей без развития их речи невозможно. Само сознание основано на речи и развивается вместе с речью. Таким образом, развитие речи становится необходимым условием для творческого познания мира и собственного совершенствования. Создание условий для мотивированной продуктивной речевой деятельности предполагает организацию
диалога
как способа общения
со

сверстниками, автором книги и самим собой.
Ребенок, видящий радость жизни в глазах учителя, тянется к учебе. Ему надо лишь вручить волшебные ключи, которыми он откроет дверь знаний; считаю, что ключи –
чтение и речь
. Поэтому работу по речевому развитию ребенка на начальной ступени обучения
считаю

основной

в

своей
педагогической деятельности; учу детей не только видеть слова, быстро и правильно произносить, но и чувствовать их, улавливать стоящую за ними мысль, красоту, ощущать радость познания. С уважением относиться к автору и произведению, к учителю, школе, семье, Родине. Через авторское слово приобщаю учеников к нравственным идеалам, стремлюсь, чтобы выросли они людьми думающими и чувствующими, владеющими великим даром человеческой природы – словом.
Мысль ребенка рождается, если он сам ищет ответы на вопросы, спорит, ошибается, отстаивает свое мнение. Поэтому одним из условий повышения развивающей и воспитывающей роли урока в начальных классах считаю включение школьников в разнообразную психическую деятельность с учетом активной позиции ученика в процессе обучения. И моя роль как учителя – умело сформулировать вопрос, направить ученика на путь поиска ответа. Главное для учителя – позволить каждому быть собой, не подавить того, кто не похож на других, сберечь «неповторимую прелесть индивидуальности». Для результативности обучения, по мнению Л.В.Занкова, не безразлично, захвачен ли школьник познанием нового или учение оставляет его равнодушным. Учение должно пробуждать
положительные эмоции
, чувство радости познания, радости открытий. Стараюсь поддержать школьника, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно похвалить даже за незначительный шаг вперед. Именно успех укрепляет веру ребенка в себя. Имея в виду развитие не только ума, но и чувств ребенка, постоянно организую
наблюдение
за наиболее яркими и волнующими картинами русской природы. Пробуждение природы весной после зимнего покоя, буйное цветение растений в начале лета, незабываемые по яркости и разнообразию красок картины осеннего листопада – все это вызывает у учащихся чувства радости и грусти, удивления от неповторимости увиденного, гордости за человека, покоряющего природу и охраняющего её богатства. Кроме того, считаю необходимым опираться пусть на маленький
жизненный опыт у
чащихся, даю им возможность рассказать на уроке о том новом, что они узнали, предлагаю обсудить волнующие всех в данный момент события в жизни страны, поделиться тем, чем обогатился школьник из общения с взрослыми, родителями, из телевизионных и радиопередач. Основная педагогическая идея моего опыта:
создание

культурной

речевой среды, погружение детей в учебную деятельность
, которая позволит ребенку развиваться как личности
через приобщение к языку и овладение

речевыми умениями.

Проблема

детского

чтения,
вернее, потери интереса детей к этому важному для человека способу получения знаний – одна из самых актуальных в наше время. Современные дети не просто не любят, но и не умеют читать, а чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ученику, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, познавать богатство окружающего мира и человеческих отношений, формировать в себе собственное отношение к действительности. Наши исследования показали, что количество читаемых книг, приходящихся на одного ученика, постоянно сокращается. Почему дети не любят читать? Процесс чтения для них очень трудоемок, требует больших затрат, а более легких источников получения информации сегодня очень много, поэтому особенно важным в работе учителя являются два фактора: развитие у учащихся интереса к содержанию чтения и самому процессу чтения. Несформированный навык чтения мешает восприятию, что, в свою очередь, тормозит развитие мыслительных процессов и памяти. Это приводит к
низкому уровню обучаемости, в конечном результате - к низкому качеству обучения. Например, чтобы прочитать текст, который содержит 900 слов (2-й класс), при беглости чтения 45 слов в минуту, необходимо затратить 20 минут. На повторное чтение уйдет вторая часть урока. Таким образом, на уроке исключается возможность анализировать текст, работать над полным правильным ответом ученика. Не хватает времени на опрос, исключается возможность контролировать усвоение изучаемого материала. При недостаточно сформированном навыке чтения на чтение домашних текстов, текстов задач и упражнений ученику придется затратить больше часа. Но при таком несформированном навыке чтения естественно, что ученики за один раз не поймут того, что написано в учебнике. Им придется минимум дважды, трижды прочитывать тексты - это уже 2 часа. Плюс ещё письменные работы. Какой же может возникнуть интерес к учебе, если рабочий день ученика составляет 6-7 часов? При таком неадекватном напряжении сил школьника обучение и воспитание становится неэффективным, подрывающим его здоровье. Практика показывает, что эффективная система формирования навыка беглого чтения у младших школьников увеличивает возможность восприятия, осмысления, запоминания, применения знаний и умений в учебной деятельности. Моя система работы по совершенствованию навыка чтения содержит: 1. Проведение мониторинговых исследований по уровню обучаемости школьников. 2. Составление и проведение срезовых диагностических работ по определению уровней обучаемости и сформированности навыка чтения у младших школьников. 3. Изучение и учет факторов, влияющих на совершенствование навыка чтения. 4. Формирование интереса учащихся к самостоятельному чтению через использование индивидуальной карты «Я расту». 5. Организация деятельности учащихся и родителей с индивидуальным дидактическим пособием «Читайчик». Учеными-педагогами также доказано, что на совершенствование навыка чтения влияют следующие факторы: уровень развития речевого аппарата, речи, поля зрения, оперативной памяти, смысловой догадки (антиципации), поэтому упражнения и задания для уроков чтения отбираются мною с учетом этих факторов. Все задания многофункциональны. Они не только развивают правильность, осознанность, способствуют совершенствованию способа чтения, но и развивают восприятие, внимание, память, мышление, учат ребенка самостоятельно формулировать вопросы, искать на них ответы и стимулируют интерес к чтению. 1. Благодатным материалом для тренировки речевого аппарата являются
скороговорки
, богатые звуковыми повторами, обладающие четко выраженным
ритмом. Они занимательны по своему содержанию, легко запоминаются детьми. Речевая гимнастика должна не загромождать урок, а сливаться органически со всеми другими компонентами его структуры. 2 . Для развития правильного произношения, совершенствования навыка чтения мы используем работу со
структурными слоговыми таблицами
. 3. Для совершенствования чтения и развития произносительной стороны речи у учащегося взяты в практику 3 эффективных упражнения И.Т. Федоренко. Это такие упражнения:
многократное

чтение,

чтение

в

темпе, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста
. Иногда беглость чтения не может быть сформирована из-за отрывистого чтения. В таком случае надо поработать над
плавностью чтения.
Аналогично проводится работа с предложением. Последние два задания не подходят для работы со всем классом. Они выносятся на индивидуальную работу с учеником, испытывающим трудности в чтении. 4. Упражнения на расширение поля зрения. Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации. Так как у детей поле зрения мало, их глаза делают много фиксаций. Необходимо
расширять

поле

зрения
, чтобы взгляд фиксировал не 1-3 буквы, а целое слово или несколько слов. На решение этой задачи направлено упражнение
«Пирамида».
Психологи убедительно доказали, что размер оперативного поля, с которого происходит съем информации, зависит от обучения. Значительно расширяют поле зрения широко известные у психологов цифровые
таблицы

Шульте.
Но при работе с ними глаза читающего движутся скачкообразно. А для расширения поля зрения необходима фиксация глаз в одном центре. Расширению поля зрения способствует упражнение.
«Найди лишнее слово».
- Все ли слова из одной семьи? Докажи. Гора – горка – горный – гористый – горький
«Чтение с пленкой»
«Пленка» представляет собой прямоугольник размером 7х10 см, вырезанный из светло-желтого светофильтра. Она накладывается на читаемую страницу книги вертикально таким образом, чтобы её левая кромка отстояла от начала строк примерно на 4-5 букв. Ставится задача читать, сознательно воспринимая только ту часть строки, которая находится под пленкой, а слова слева и справа от краев пленки воспринимать за счет периферического зрения. Конечно, в случае непонимания содержания читающий может выходить и за пределы пленки.
Работа

по

расширению

поля

зрения

не

ограничивается

уроками

литературного

чтения,

а

включается

в

структурные

элементы

других

предметов
. Успешность обучения чтению зависит от сформированности
оперативной

памяти
(способности удерживать только что воспринятую информацию). Для развития оперативной памяти используются диктанты, разработанные
профессором И.Т.Федоренко. В своей работе
использую

систему

упражнений,

предложенную

Климановой Л.Ф.
1. Чтение пар слов, отличающихся одной буквой 2. Чтение цепочек слов, близких графическому облику 3. Чтение цепочек родственных слов 4. Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию Готовясь к уроку, отбираю слова, над которыми будет проведена работа, и определяю, какая именно. Эту работу планирую так, чтобы в словарь учащихся на одном уроке вводилось 3-5 новых слов и ещё с несколькими словами проводилась бы работа по уточнению значений, выяснению их оттенков. Работу над уточнением значения слов веду разными способами: – показ предмета. – логическое определение, – подстановка синонимов. – развернутое описание, – через введение в предложение. 5. Чтение и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста. 6. Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом: Умение антиципировать способствует облегчению чтения и углублению восприятия и понимания его содержания. Приведенные ниже упражнения я
вляются эффективными для

развития речи
на всех уровнях. Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации 1. Чтение с пропущенными окончаниями. 2. Доскажи строчку. 3. Занимательные модели. 4. Слова-невидимки 5 . «Чтение наоборот» по словам. Написанное причитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, и т.д. 6. «Поиск смысловых несуразностей». 7. «Чтение текста через слово». Читать нужно не как обычно, а перескакивая через слово. Это вносит разнообразие в упражнения. Дети с большим желанием его выполняют. 8. «Чтение с помощью «Решетки». Тренировка чтения с решеткой продолжается не более 5 минут и сменяется чтением без решетки в течение 2-3 минут. Совершенствованию навыка беглого чтения и развитию интереса к нему способствует упражнение «речевая разминка», разработанное А.К. Аксёновой. Выбор данного термина автором обосновывается тем, что, во-первых, чтение является видом речевой деятельности, во-вторых, тренировка проводится в начале урока, в результате чего работа с дополнительным материалом оказывается как бы «разминкой».
Речевая разминка мною используется на уроке и как тренинг, и как учебный материал на разных этапах урока. Мною разработаны и апробированы тексты «разминок», которые соответствуют теме урока и органически включаются в его структуру. Для организации всей работы с детьми мною составлено дидактическое пособие “Читайчик”, которое содержит специальные задания для индивидуальной работы, развивающие оперативную память, внимание и произношение, а также доступные и интересные тексты, объем которых соответствует возможностям ребенка. С пособием ребенок может работать самостоятельно, либо под руководством учителя или родителей. Ученики, работая над совершенствованием навыка чтения, должны видеть
результаты своего труда.
Для этого у каждого ученика моего класса имеется карта
«Я расту».
Это своего рода график. На одной оси координат отмечено число, обозначающее количество слов, которое ученик прочитал и осознал за 1 минуту. На другой – дата. Ребенок рисует человечка соответствующей высоты. Через некоторое время в таблице по результатам работы появляется другой человечек. Дети наглядно видят свой результат (он может быть и положительным, и отрицательным), что побуждает их к самоанализу и коррекции своей деятельности. Такая целенаправленная работа даетхорошие результаты: 100 % успеваемость, на «4» и «5» обучается более 60% учащихся класса. Эти показатели успешности обучения не снижаются у учащихся и в основной школе, потому что все дети овладевают навыками беглого и осознанного чтения, у них развиты познавательная активность, творчество и самостоятельная деятельность на уроках и во внеурочное время.


В раздел образования