"Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"
Автор: Семикина Людмила Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДС №7 "Незабудка" Населённый пункт: город Мегион, Тюменская область Наименование материала: КОНСПЕКТ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Тема: "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада" Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание.
Группа общеразвивающей направленности для детей от 2 до 3 лет
Тема: «Адаптация к условиям детского сада, ее положительные и
отрицательные стороны».
Цель: Установление контакта между родителями и педагогами.
Задачи:
Познакомить с трудностями адаптации ребенка к ДОУ и дать рекомендации
поданной теме.
План:
1.
Вступительная часть.
2.
Знакомство с родителями.
Выступление воспитателей: Семикина Л.М., Ибирова Р.А.
3.
Профилактика ОРВИ и гриппа.
Выступление медсестры Сираева А.К.
4.
Адаптация детей к ДОУ.
Выступление педагога-психолога: Яруллина А.Я.
5.
Разное
Выступление воспитателей: Семикина Л.М., Ибирова Р.А.
Ход собрания.
Вступительная часть «Знакомство с родителями».
Добрый вечер, уважаемые родители!
Очень приятно встретиться с родителями наших новых воспитанников. И
сейчас возникает очень много вопросов. Понравимся ли мы друг другу? Обретем
ли взаимопонимание и дружбу? Сможете
ли вы услышать и принять наши
требования и помогать нам и вашим детям? Именно от этого зависит успех нашей с
вами совместной работы.
Нередко бывает, что родители детей одной группы, встречаясь, даже не знают
друг друга. И это очень мешает общению. Поэтому предлагают познакомиться.
Я возьму вот этот волшебный клубок. Он поможет узнать нам друг друга
представляюсь еще раз Людмила Михайловна. Я передаю клубок Рупие Аминовне
обмотайте вокруг пальчика ниточку, представьтесь и скажите одно слова о своём
ребёнке, а затем передайте клубочек следующему.
Посмотрите,
каждый
из
нас
соединен
ниточкой,
не
простой
ниточкой,
а
нитью, которая нас будет связывать на протяжений нескольких лет. Наша нить
должна быть на столько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья
ваших детей! Думою, что вы с нами согласитесь! Скоро у ваших детей все будет
по-новому. Очень важно чтобы вы, любящие родители, находились
рядом со
своими детьми, проявляли терпение и внимание. Теперь мы с вами - один общий
коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть
и учиться. Учиться это - значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми
учатся и их мамы и папы , бабушки дедушки.
-Тема нашего сегодняшнего разговора – это "Адаптация ребёнка к условиям
детского сада".
Как вы думаете, что такое "адаптация"?
-"Адаптация" в переводе означает "приспособление".
При адаптации ребенка к детскому саду встречается три степени тяжести:
Кратко охарактеризую каждую степень...м
1 степень - поначалу ребенок капризничает, плачет. Обычно через 2-3 недели
он будет оставаться в детском саду без проблем.
Сдвиги нормализуют в течение 10-15 дней.
2 степень - слезы, крики, странное поведение ребенка. Ребенок отказывается
идти
в
детский
сад,
но
успокаивает
постепенно
в
группе.
На
фоне
такого
эмоционального
состояния
ребенок
начинает
болеть.
Постепенно
ребенок
становиться спокойнее и затем привыкает.
Сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на которое время
теряет
в
весе,
может
наступить
заболевание
длительностью
5-7
дней,
есть
признаки психического стресса.
3 степень - самая тяжелая. Ребенок никак не может привыкнуть к детскому
саду. Ребенок начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его нервно-
психическое развитие: ребенок может забывать новые слова, демонстрировать
мнимое неумение есть ложкой проявлять замкнутость и отчужденность. Длится от
2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может
наступить как физическое, так и психическое истощение организма. Адаптация –
сложный процесс приспособления организма к новым условиям.
Для многих детей приход в детский сад-это первый сильный стресс в их
жизни;
привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно. Некоторые
дети привыкают к детскому саду быстро, без каких-либо изменений в привычном
поведении.
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит
множество изменений: это строгий режим дня, отсутствие родителей 9 и более
часов, новое требование к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое
помещение, другой стиль общения Выступление педагога-психолога: Харченко
Н.Н., а значит много неизвестного и опасного.
Все эти
изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для
него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести
капризам, страхам, отказом от еды, частым болезням к невротическим реакциям.
Бурно
дискуссию
вызывает
вопрос
о
строках
и
продолжительности
адаптационного периода у детей, приходящих в детский сад. На этот случай
приводятся разные цифры: от 7 до10 дней, две недели, месяц, два месяца, полгода,
год. Единственно неоспоримой закономерностью является удлинение адаптации по
мере взросления детей. Чем старше ребенок, тем длиннее адаптационный период.
Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребенка. Если с
ним
систематически
занимались
дома
и
рос
он
человеком
общительным
и
самостоятельным,
то
в
группе
он
быстро
установит
контакт
с
воспитателем,
сможет
занять
себя
содержательной
игрой,
по
мере
сил
обсуждать,
не
будет
чувствовать себя брошенным и беспомощным. Ребенок с таким уровнем развития
привыкает к детскому саду в течение 10-12 дней.
Если у малыша слабо развивать речь, уровень самостоятельности низок, тон
не может обходиться без взрослых ни в игре, ни в кормлении, ни при укладывании
спать. В новых для него условиях ребенок не отходит от мамы, тут же начинает
плакать, если не видит ее. Период адаптации такого ребенка может растянуться до
месяца.
Ребенок, который дома находится на попечении всех родных по очереди и не
привык самостоятельно занимать себя ни на минуту, в условиях детского сада
требуется к себе постоянного внимания, проявление ласки со стороны взрослых.
Он
позволяет
обнимать
себя,
гладить
по
головке,
ласково
разговорить
с
ним
.Фактически он переходит из рук в руки – от мамы к воспитателю и наоборот. Даже
в
таких
условиях
заботливого,
предупредительного
отношения
со
стороны
взрослых он может заболеть, так как постоянно хандрит, насторожен, угнетен. Все
свое внимание он направляет только на взрослых, следит за их настроением,
малейшим нюансами отношения к себе. Адаптация такого ребенка может длиться
3 месяца, а то и больше.
Адаптация
–
сложный
и
постепенный
процесс,
имеющий
свою
продолжительность у каждого ребенка.
Судить о действительном окончании адаптационного периода в большинстве
случаев мы можем после 4-6 месяцев, а у некоторых детей после года пребывания
в
саду.
Особенно
это
относится
к
детям
от
2
до
3
лет,
поскольку
частые
заболевания в этом возрасте
Наиболее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад дети с
сильной
привязанностью
к
матери
и
малым
социальным
опытом
(отсутствие
общения со сверстниками, контактов со взрослыми. Для таких детей адаптация-это
изнуряющий плач, отказ от всего, чем занимаются другие дети, рыдания при
сборах на прогулку, подготовке к обеду, сну.
Семье
ребенка
тоже
требуется
какое-то
время
для
того,
что
бы
приспособиться
к
новым
жизненным
обстоятельствам.
Обычно
время
приспособления
условно
разделяют
на
три
периода:
острый,
подострый
и
компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период.
Это моменты первого столкновения с неизвестным. Это новая, часто неожиданная
эмоциональная реакция, как ребенок,
так и его родители. И наиболее сложная
перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может
затянуться
и
прейти
в
дезадаптацию,
т.е.
привезти
к
нарушениям
здоровья,
поведения и психики ребенка.
Так же проблемой является: недостаточные знания у родителей возрастных
особенностей
психического
и
физического
развития
ребенка.
А
отсюда,
у
родителей сформированы разные
позиции ожидания: часть родителей считает
детей очень маленькими, неспособными чему-либо научиться, и думают что всему
ребенка должны научить в садике или он сам когда-нибудь научится, другая часть -
что ребенку нужнее всего значения букв, цифр, искренне считая, это эти знания
есть проявление особой одаренности ребенка: и только небольшая часть детей, к
моменту поступления в ДОУ имеет привитые навыки гигиены, самостоятельности,
их жизнь имеет определенный режим; как правило, у таких детей хорошо развита
речь.
В основном, нарушения режима дня, т.е. в домашних условиях режима дня
не придерживается детсадовского: У большого
количества детей проблемы
в
развитии
элементарных
навыков
самообслуживание,
т.е.
ребенок
не
научен
родителями самостоятельного
одеваться – раздеваться, пользоваться горшком,
самостоятельно и т.п.
Отсутствие правильной речи;
Отсутствие навыков общения со сверстниками и взрослыми.
Исходя из всего выше сказанного, хочу обраться к вам уважаемые родители с
такой просьбой:
-Занимайтесь со своим ребенком: т.е. учите его самостоятельно обслуживать
себя одеваться, раздеваться, есть, пользоваться горшком, но никак памперсами.
-Придерживайтесь дома того же режима дня, что и в детском саду, хотя на
момент привыкания ребенка к дошкольному учреждению.
-Настраивайте ребенка на детский сад только положительно, что бы не было
проблем при расставания с родителями по утрам.
-Общайтесь с ребенком, не отмахивайтесь от него и его вопросов. Сами
наталкивайте
его
на
разговор
с
вами.
Беседуйте
с
ним
как
можно
чаще!
Проявляйте заинтересованность в своем
ребенке! И у вашего ребенка не будет
проблем в речевом и умственном развитии.
-И последняя просьба: старайтесь, что бы ваш ребенок хоть немного ходил
пешком, без санок, без маминых и папиных рук! Развивайте ножки ребенка! Я
прекрасно понимаю: вы торопитесь на работу, времени в обрез, НО все-таки
найдите компрессное решение этой проблеме. Ведь выходя на прогулку, вашим
детям
тяжело
ходить.
Они
итак
закутаны
с
головы
до
ног,
отсюда
падения,
спотыкания, плачь, слезы истерики. И воспитателю тяжело, таких детей очень
много да и вашему ребенку тоже.
Пожалуйста, приложите усилий в решении данных проблем, ведь это ваш
ребенок и вы должны быть заинтересованы в его успешном развитии.
Безусловно, со времени малыш освоится в новой обстановке, познакомиться
с детьми, с воспитателями, будет ориентироваться в саду. Кто-то с первого дня
почувствует себя "как дома", а у кого-то неумение освоить в новой ситуации
приведет
к
не
желанию
ходить
в
детский
сад,
к
конфликтами
с
детьми,
воспитателями. Именно поэтому одна из задач адаптационного периода - помочь
ребенку
как
можно
быстрее
и
бесполезнее
освоить
в
новой
ситуации,
почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет,
если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и
т.д.
Адаптационный период считается законным, если ребенок с аппетитом ест,
быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со
сверстниками.
Если родителям удалось сформировать у ребенка навыки самообслуживание,
научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыш
совпадает
с
детсадовским
и
наметился
эмоциональный
контакт
ребенка
с
воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ
1.Отсутстивие в семье режима, совпадающего с режима детского сада.
2.Наличие у ребенка своеобразных привычек.
3.Неумение занять себя игрушкой.
4.Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков
5.Отсустивие опыта общения с незнакомыми людьми.
Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ
1.По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть
страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действие и
поведения посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
2.Помочь ребенку разобраться в игрушках: Использовать сюжетный показ,
совместные действия, вовлекать ребенка в игру.
3.Развить
подражательность
в
действиях:
"полетаем,
как
воробушки",
"попрыгаем как зайчики".
4.Учить
обращаться
к
другому
человеку,
делиться
игрушкой,
жалеть
плачущего.
5.Не
высказывать
сожаления
о
том,
что
приходится
одевать
ребенка
в
дошкольное
учреждение.
Некоторые
родители
видят,
ребенок
недостаточно
самостоятелен
в
группе,
например,
не
приучен
к
горшку.
Они
пугаются
и
перестают водить в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы
оторвать ребенка от себя.
6.Приучать
самообслуживанию,
поощрять
попытки
самостоятельных
действий.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
- самостоятельно садиться на стул;
- самостоятельно пить из чашки;
- активно учувствовать в одевании, умывании.
Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас отрицательные
переживания, сообщите ему о своих чувствах:
мне нравится, когда дети хнычут;
я огорчена;
мне трудно.
Нужно
соразмерять
собственные
ожидания
с
индивидуальными
возможностями
ребенка.
Важно
также
постоянно
поощрять
ребенка,
давать
положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.
Планируйте свое время так, чтобы в первые 2-4 недели посещения ребенком
детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые
дни вам необходимо
находиться рядом с телефоном и недалеко от территории
детского сада.
В
период
адаптации
важно
предупреждать
возможность
утомления
или
перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей.
Для
этого
не
посещайте
людные
места,
не
принимайте
дома
шумные
компании, не перегружайте ребенка новой
информацией, поддерживайте дома
спокойную обстановку.
Скорее всего, ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача
родителей
-
быть
спокойными,
терпеливыми,
внимательными
и
заботливыми.
Радоваться
при
встрече
с
ребенком,
говорить
приветливые
слова
фразы:
я
соскучилась по тебе; мне хорошо с тобой. Обнимите ребенка как можно чаще.
Условия
уверенности
и
спокойствия
ребенка
-
это
систематичность,
ритмичность и повторяемости его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.
Ребенок не хочет спать:
1.Замечайте
первые
признаки
переутомления
(капризничает,
трет
глаза,
зевает.
2.Переключайте
ребенка
на
спокойные
игры
(например,
совместное
рисование, сочинение историй), попросите ребенка говорить шепотом, что бы не
разбудить игрушки.
3.Во время вечернего туалета дайте ребенку возможность поиграть с водой.
4.Остовайтесь спокойным, не впадайте в ярость от непослушания ребенка.
5.Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж.
6.Спойте ребенку песенку.
7.Пообщайтесь с ребенком, поговорите с ним, прочитайте книгу.
Ребенок не хочет убирать за собой игрушки:
1.Твердо решите для себя, необходимо ли это?
2.Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.
3.Убирайте игрушки вместе.
4.Убирая
игрушки,
разговаривайте
с
ребенком,
объясняя
ему
смысл
происходящего.
5.Формулиройте просьбу убирать игрушки доброжелательно.
6.Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.
7.Учитывайте возраст и возможность ребенка.
Что делать, если... ребенок начал ходить в детский сад.
1.Установите тесный контакт с работниками детского сада.
2.Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.
3.Не оставляйте ребенка в саду более чем 8 часов.
4.Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.
6.Подерживайте дома спокойную обстановку.
7.Не перегружайте ребенка новой информацией.
8.Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.
Ребенок плачет при расставании с родителями:
1.Расказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.
2.Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
3.Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
4.Принесите в группу свою фотографию.
5.Подумайте
и
отрепетируйте
несколько
разный
способов
прощения
(например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).
6.Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.
7.После детского сада погуляйте с ребенком. Дайте ребенку возможность
поиграть в подвижные игры.
8.Устройте семейный праздник вечером.
9.Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.
10.Будьте терпеливы.