Напоминание

Формирование социального опыта у детей дошкольного возраста


Автор: Калявина Людмила Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 86"
Населённый пункт: город Саранск,Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: Формирование социального опыта у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Формирование социального опыта у ребенка дошкольного

возраста
Социальный опыт ребенка – это «всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром» [3, с. 326]. Овладеть социальным миром – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является. Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит тремя взаимосвязанными путями: – социальный опыт ребенка идет стихийно, т. к. ребенок с самых первых шагов выстраивает свою собственную индивидуальную жизнь как человеческое существо, как член человеческого сообщества. Причем ребенок не пассивно вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт; – овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение; – социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Даже в самые ранние периоды жизни, когда активная деятельность в социуме еще невозможна, ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям. Ребенок социализируется и приобретает собственный социальный опыт: – в процессе разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд социальной информации, умений, навыков; – в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая модели поведения;
– в процессе общения с людьми разного возраста, в рамках различных социальных групп, расширяя систему социальных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности. Механизм процесса социализации имеет личностный характер и реализуется через деятельность личности. Воспитание как раз и способствует тому, что процесс социализации от форм прямых воздействий, от совместных актов деятельности взрослых и детей постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка. Накопление социального опыта возможно не во всякой деятельности. Хорошо известно, что ребенок может присутствовать на определенном занятии, манипулировать предметами и материалами, но при этом ничуть не приращивать своего социального опыта. Успешно социализируется та деятельность, которая обеспечена специальными педагогическими условиями. Она должна: – воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни; – вызывать личную заинтересованность ребенка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности; – предлагать ребенку активное действие, связанное с планированием д е я т е л ь н о с т и , о б суж д е н и е м р а з л и ч н ы х ва р и а н то в у ч а с т и я , с ответственностью, с самоконтролем и оценкой; предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве. Овладение социальным опытом у ребенка происходит различными, но взаимосвязанными путями: – импринтинг (действие изначально заложенных в человеческой природе социальных инстинктов; ребенок наследует некоторые знания о мире как совокупность приспособительных достижений поколений); – стихийная социализация (ребенок с первых шагов выстраивает свою индивидуальную жизнь как жизнь человеческого существа, члена
человеческого сообщества и усваивает социальный опыт самостоятельно, пассивно вбирая воздействия окружающей среды, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт); – целенаправленная социализация (предъявление человеку нормативного, специально отобранного социального опыта; такая социализация реализуется в организованной системе воспитания и обучения детей). Первой важнейшей составляющей механизма становления социального опыта ребенка дошкольного возраста выступает деятельно сть. Она представляет собой и способ, и условие, и форму выражения культурно- исторического воспроизведения социального опыта, но при этом отнюдь не является чем-то внешним по отношению к внутренней структуре личности. Предметное содержание социального опыта ребенка не прямо запечатлевает все его действия, а выстраивается определенным образом. Первый уровень предметного содержания социального опыта ребенка дошкольного возраста складывается вокруг знания о том, «как делать»: как есть ложкой, как переходить улицу, как завязывать шнурки, как слушать сказку, как рисовать и т. д. В этом содержательном наборе социального опыта ребенок нуждается сразу после рождения и в течение всей жизни. Этот социальный опыт с годами расширяется в разнообразных действиях ребенка, как спонтанных, так и специально организованных взрослыми. Второй уровень предметного содержания социального опыта ребенка связан с формированием «вторичного знания», получаемого в общении, знания «как делают другие». Ребенок включает в свой опыт не только то, что было продуктом его собственной деятельности, но и то, что сделали другие люди. Но это произойдет лишь при условии, что действия «другого» или сам их «продукт» как-то эмоционально затронут ребенка: заинтересуют, вызовут любопытство, удивление или тревогу, страх и т. п. В противном случае
ребенок лишь заучит то, что ему сказали взрослые, организовавшие обучающую ситуацию. Накопление социального опыта возможно не во всякой деятельности. Успешно социализирует та деятельность, которая обеспечена специальными педагогическими условиями. Она должна: – воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни; – вызывать личную заинтересованность ребенка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности; – предлагать ребенку активное действие, связанное с планированием д е я т е л ь н о с т и , о б суж д е н и е м р а з л и ч н ы х ва р и а н то в у ч а с т и я , с ответственностью, с самоконтролем и оценкой; –предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве. Социальный опыт ребенок формирует во взаимодействия со сверстниками и даже взрослыми. Ребенок должен иметь некие социальные ожидания: достаточные представления о том, почему так значимо освоить эту социальную роль, какова будет реакция окружающих людей на его правильное или слабое владение ролью. Ребенок, принимающий на себя ту или иную социальную роль, всегда рассчитывает на положительное восприятие окружающих. Он многому учится, наблюдая за другими людьми. Поэтому ожидание такого же наблюдения со стороны окружающих ставит дошкольника в ситуацию опосредованного социального контроля. Важным элементом, определяющим формирование социального опыта ребенка дошкольного возраста, является самосознание, без которого не состоится ни познание социального мира, ни социальное самоопределение в этом мире. Социальный опыт, определенным образом «закодированный» в социальной роли, будет присвоен ребенком только по мере активности его самосознания, по мере осознания своего взаимодействия с окружающим социумом, по мере развития «Я-концепции».
Обратив внимание на то, что социальный опыт ребенка является, с одной стороны, результатом взаимодействия личности с окружающим миром, следует подчеркнуть, что, с другой стороны, он всегда проецируется собственной индивидуальной активностью в этом взаимодействии. Поэтому важным элементом психолого-педагогического механизма становления социального опыта ребенка являются его социальные отношения, в которых он соотносит себя с действительностью. Формирование социального опыта детей осуществляется в ходе их игровой деятельности как ведущей деятельности. Особую роль в этом процессе играет сюжетно-ролевая игра. Ведущие отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Е. А. Смирнова, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, С. Г. Якобсон и другие) рассматривают игру как «одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности, средство приобретения социального опыта» [3, с. 326]. Так, по мнению А. В. Запорожца, игра в детском возрасте – норма: ребенок должен играть, даже если он делает самое серьезное дело; игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающей жизни; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми. А. П. Усова, теоретически обосновав необходимость использования игры на занятиях, отмечала, что самостоятельная, творческая игра есть способ познания мира, средство воспитания, возможность передачи ребенку знаний и умений, социального опыта человечества. В игре ребенок желает действовать как взрослый, его игровое действие соответствует, хотя и своеобразно, действиям взрослых людей. Характерная черта сюжетно- ролевой игры состоит в том, что она позволяет ребенку выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, а в самом процессе выполнения действия.
Е. О. Смирнова замечает, что в игре ребенок принимает на себя те роли, которые так или иначе соответствуют некоторым функциям взрослых людей, и вносит в нее нормы отношений, связанных с этими функциями». В процессе сюжетно-ролевой игры «ребенок начинает ориентироваться в общем смысле человеческой деятельности, в том, что любое предметное действие включено в систему человеческих отношений, направлено на других людей и оценивается как значимое или незначимое» [2, с. 226]. В процессе сюжетно-ролевой игры ребенок открывает у себя наличие переживаний и начинает осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему у него возникает новое отношение к самому себе, новые формы поведения. Эти переживания обобщаются, появляется своеобразная «логика чувств», формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, социальный опыт детей. Игра является важным средством овладения правилами нравственных взаимоотношений со сверстниками, школой морали в действии, так как в ней ребенок старшего дошкольного возраста активно воссоздает отношения между людьми; таким образом, создаются необходимые условия для осознания ребенком этих отношений. В игре ребенок приобретает опыт общения и культуры поведения, столь необходимые для жизни в обществе, в коллективе. Таким образом, вышесказанное позволяет сделать следующие выводы: На процесс формирования социального опыта детей дошкольного возраста оказывают влияние: – методы обучения, воспитания, личный пример взрослого; – различная деятельность ребенка, в первую очередь, игровая; – развивающееся самосознание ребенка; – социальные отношения ребенка с окружающей действительностью, окружающими людьми; – разнообразные действия ребенка; – стихийная и педагогически контролируемая социализация.
Список использованных источников

1. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – М. : Академический Проект; Культура, 2005. – 240 с. 2. Смирнова, Е. О. Психология ребенка : учебник для пед. вузов и училищ / Е. О. Смирнова. – М. : Школа-Пресс, 1997. – 384 с. 3. Слабослицкая, М. В. Ценностное обогащение социального опыта как фактор социализации / М. В. Слабослицкая // Вестник ОГУ. – 2001. – № 2. – С. 326 – 330.


В раздел образования