Напоминание

"Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"


Автор: Ратникова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: Владимирская область г. Карабаново
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад





Ратникова Татьяна Николаевна

МБОУ СОШ №8 г Карабаново.





«Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках

в начальной школе»
За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить - становление личности младшего школьника, - раскрытие его индивидуальных возможностей. Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии. Наибольшее распространение в начальной школе получила «технология деятельностного метода обучения. Я считаю, что данная тема особенно актуальна сейчас, в условиях перехода к ФГОС нового поколения, т.к. в основе ФГОС лежит деятельностный метод, ставший главной целью развития личности ученика. Систематическое и методически правильное применение деятельностного метода и приёмов работы по развитию общеучебных умений в начальной школе развивают не только учебную деятельность учащихся, но и повышают качество образования В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Основные положения технологии деятельностного метода обучения Процесс обучения есть всегда обучение деятельности. Сам процесс учения должен быть творческим. Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Дидактические принципы в системе развивающего обучения.
Принцип деятельности. формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. Принцип целостного представления о мире. у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук Принцип непрерывности. преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики Принцип минимакса. школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню Принцип вариативности. предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов Принцип психологической комфортности. снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома». Принцип творчества (креативности). предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта . Учителям, работающим в рамках Образовательной системы «Планета знаний», хорошо известно требование реализации технологии деятельностного метода на уроках различной целевой направленности. Этот метод осуществляется путём создания проблемных ситуаций и, как следствие – необходимости проблемного диалога. Проблемный диалог – технология Образовательной системы «Планета знаний». Технология проблемно – диалогического обучения даёт возможность наиболее полно соблюсти вопросы - преемственности между различными ступенями образования; - сделать учебный процесс единым и непрерывным; - наиболее полно отражает идею: «Хороша та школа, в которой хорошо каждому ребёнку и взрослому». Проблемный урок обеспечивает тройной эффект: -более качественное усвоение знаний -мощное развитие интеллекта, творческих способностей -воспитание активной личности.
Проблемно – диалогическая технология в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности. Модель организации учебного процесса называют "ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ". Модель организации учебного процесса строится на реализации принципа проблемности в обучении. Принцип проблемности реализуется: — как в содержании учебного предмета; — так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе. Технологические приемы организации учебного процесса. а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию; б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы; в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы. Результативность можно оценить с помощью критериев: а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...), б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере (" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание...") в) переживание учащимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я? вывел закон..."), г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности; ("Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны..."), д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности. Признаки применения подхода в учебном процессе. Методы обучения — проблемные: а) проблемного изложения; б) частично-поисковый; в) исследовательский. Формы организации учебного пространства коллективные: а) парное взаимодействие;
б) микрогрупповое взаимодействие; в) бригадное (групповое) взаимодействие; г) межгрупповое взаимодействие Проблемная технология в образовательном процессе содержит ТРИ главных компонента: а) потребность учащегося в новом знании или способе действия ("хочу узнать..., научиться ...") б) неизвестное знание, которое учащийся должен усвоить по проекту педагогических целей урока в) известные знания и сформированные умения (могу сам, без педагога), усвоенные в ходе предшествующей учебы Проблема в образовательном процессе - это осознание учеником невозможности в данной ситуации разрешить противоречие (или возникшее затруднение) средствами имеющегося опыта и знаний Обнаружение учеником противоречивости в проблемном задании, продуктивной задаче приводит к переживанию учеником состояния интеллектуального затруднения и осознанию недостаточности ранее усвоенных знаний. Осознав недостаточность ранее усвоенных знаний, и пережив состояние интеллектуального затруднения, ученик строит предварительные гипотезы относительно способа разрешения проблемной ситуации. Проверка гипотез приводит учащегося к тому, что проблемная ситуация для ученика становится проблемой (и соответственно, задачей продуктивного типа), либо — превращается в репродуктивную задачу, которую нужно решить путем преобразования определенных условий. У учащегося возникает субъективная потребность в новых знаниях В соответствии с целями уроки развивающего типа можно распределить в четыре группы: -Уроки открытия новых знаний -Уроки рефлексии -Уроки-тренинги -Уроки контроля Структура урока открытия новых знаний 1. Самоопределение к деятельности (организационный момент). Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне. 2. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 3. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. 4. « Открытие» детьми нового знания.
Цель: по возможности включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке и знаково. 5. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее. 8. Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 9. Домашнее задание. Реализация программы «Планета знаний» через использование деятельностного подхода и проблемно – диалогического метода обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем. В результате использования проблемно – диалогического метода в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление. Образовательная система «Планета знаний» создаёт условия для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития; для социальной и социально-психологической ориентации в окружающей действительности. Эти задачи решаются посредством совместной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников по решению системы взаимосвязанных учебных задач и опоры на внутреннюю мотивацию. Литература 1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. 2. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979. 3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка- М: 1979, т.11, с.345. 4. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск: ОГПИ, 1991 5. Краткий словарь по философии -М: 1982. С.191- 192. 6. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч.– Т.5. – М.: Просвещение, 1976,с.193.
7. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания.- М: Педагогическое общество России,2002г. С.124-125. 8. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 1995.с.289. с.735. 9. Свадковский И.Ф. Введение в педагогику.- М: изд-во Академия,2005г. 10. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения .с. 120., с.170. 11. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики.- М:изд- во УРАО,2002г.


В раздел образования