"Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"
Автор: Ратникова Татьяна Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №8 Населённый пункт: Владимирская область г. Карабаново Наименование материала: статья Тема: "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе" Раздел: начальное образование
«Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках
в начальной школе»
За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась
тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей
российского начального общего образования.
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция
обучения, которая должна обеспечить
- становление личности младшего школьника,
- раскрытие его индивидуальных возможностей.
Широкое распространение в начальной школе получают личностно-
ориентированные педагогические технологии.
Наибольшее распространение в начальной школе получила «технология
деятельностного метода обучения. Я считаю, что данная тема особенно
актуальна сейчас, в условиях перехода к ФГОС нового поколения, т.к. в
основе ФГОС лежит деятельностный метод, ставший главной целью развития
личности ученика.
Систематическое и методически правильное применение
деятельностного метода и приёмов работы по развитию общеучебных умений
в начальной школе развивают не только учебную деятельность учащихся, но
и повышают качество образования
В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший
приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем
звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через
деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного
процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно
формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств
личности.
Основные положения технологии деятельностного метода обучения
Процесс обучения есть всегда обучение деятельности. Сам процесс учения
должен быть творческим. Обучение деятельности предполагает
совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под
руководством учителя.
Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения
является способность ученика проектировать предстоящую
деятельность, быть ее субъектом
Дидактические принципы в системе развивающего обучения.
Принцип деятельности.
формирование личности ученика и продвижение его в развитии
осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в
процессе его собственной деятельности,
направленной на «открытие» им нового знания.
Принцип целостного представления о мире.
у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное
представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте
каждой науки в системе наук
Принцип непрерывности.
преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии,
содержания и методики
Принцип минимакса.
школа должна предложить ученику содержание образования по
максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по
минимальному уровню
Принцип вариативности.
предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть
понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения
осуществлять систематический перебор вариантов
Принцип психологической комфортности.
снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного
процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая
расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома».
Принцип творчества (креативности).
предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной
деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта .
Учителям, работающим в рамках Образовательной системы «Планета
знаний», хорошо известно требование реализации технологии
деятельностного метода на уроках различной целевой направленности.
Этот метод осуществляется путём создания проблемных ситуаций и, как
следствие – необходимости проблемного диалога.
Проблемный диалог – технология Образовательной системы «Планета
знаний».
Технология проблемно – диалогического обучения даёт возможность
наиболее полно соблюсти вопросы
- преемственности между различными ступенями образования;
- сделать учебный процесс единым и непрерывным;
- наиболее полно отражает идею: «Хороша та школа, в которой хорошо
каждому ребёнку и взрослому».
Проблемный урок обеспечивает тройной эффект:
-более качественное усвоение знаний
-мощное развитие интеллекта, творческих способностей
-воспитание активной личности.
Проблемно – диалогическая технология в обучении включает в себя
создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в
учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления,
закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых
знаний о действительности.
Модель организации учебного процесса называют "ОБУЧЕНИЕ через
ОТКРЫТИЕ".
Модель организации учебного процесса строится на реализации принципа
проблемности в обучении.
Принцип проблемности реализуется:
— как в содержании учебного предмета;
— так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе.
Технологические приемы организации учебного процесса.
а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него
проблемную ситуацию;
б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии
исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия
учеником как проблемы;
в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа,
вытекающую из осознанной учеником проблемы.
Результативность можно оценить с помощью критериев:
а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной
ситуации
("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу
ли разрешить эту ситуацию...),
б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой
сфере
(" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это
интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание...")
в) переживание учащимися субъективного открытия:
("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я?
вывел закон..."),
г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности;
("Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне
будут эти знания нужны..."),
д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных
ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения,
проверкой их правильности и получением результата деятельности.
Признаки применения подхода в учебном процессе.
Методы обучения — проблемные:
а) проблемного изложения;
б) частично-поисковый;
в) исследовательский.
Формы организации учебного пространства коллективные:
а) парное взаимодействие;
б) микрогрупповое взаимодействие;
в) бригадное (групповое) взаимодействие;
г) межгрупповое взаимодействие
Проблемная технология
в образовательном процессе содержит ТРИ главных компонента:
а) потребность учащегося в новом знании или способе действия ("хочу
узнать..., научиться ...")
б) неизвестное знание, которое учащийся должен усвоить по проекту
педагогических целей урока
в) известные знания и сформированные умения (могу сам, без педагога),
усвоенные в ходе предшествующей учебы
Проблема в образовательном процессе - это осознание учеником
невозможности в данной ситуации разрешить противоречие (или возникшее
затруднение) средствами имеющегося опыта и знаний
Обнаружение учеником противоречивости в проблемном задании,
продуктивной задаче приводит к переживанию учеником состояния
интеллектуального затруднения и осознанию недостаточности ранее
усвоенных знаний.
Осознав недостаточность ранее усвоенных знаний, и пережив
состояние интеллектуального затруднения, ученик строит предварительные
гипотезы относительно способа разрешения проблемной ситуации.
Проверка гипотез приводит учащегося к тому, что проблемная ситуация
для ученика становится проблемой (и соответственно, задачей продуктивного
типа), либо — превращается в репродуктивную задачу, которую нужно
решить путем преобразования определенных условий.
У учащегося возникает субъективная потребность в новых знаниях
В соответствии с целями уроки развивающего типа можно
распределить в четыре группы:
-Уроки открытия новых знаний
-Уроки рефлексии
-Уроки-тренинги
-Уроки контроля
Структура урока открытия новых знаний
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.
2. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового
знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого
учащегося.
3. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы
ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который
предстоит ответить, или в виде темы урока.
4. « Открытие» детьми нового знания.
Цель: по возможности включение детей в ситуацию выбора метода решения
проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода,
фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке и знаково.
5. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на
повторение и закрепление изученного ранее.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка
результатов деятельности своей и всего класса.
9. Домашнее задание.
Реализация программы «Планета знаний» через использование
деятельностного подхода и проблемно – диалогического метода обучения
создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно
мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к
решению проблем.
В результате использования проблемно – диалогического метода в
учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс
познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми
знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует
развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения
формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.
Образовательная система «Планета знаний» создаёт условия для
формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и их
личностного развития; для социальной и социально-психологической
ориентации в окружающей действительности. Эти задачи решаются
посредством совместной и самостоятельной учебно-познавательной
деятельности учеников по решению системы взаимосвязанных учебных задач
и опоры на внутреннюю мотивацию.
Литература
1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.:
Просвещение, 1979.
2. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.:
Просвещение, 1979.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка-
М: 1979, т.11, с.345.
4. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности:
Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск: ОГПИ, 1991
5. Краткий словарь по философии -М: 1982. С.191- 192.
6. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч.– Т.5. –
М.: Просвещение, 1976,с.193.
7. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания.- М: Педагогическое
общество России,2002г. С.124-125.
8. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание
-М: 1995.с.289. с.735.
9. Свадковский И.Ф. Введение в педагогику.- М: изд-во Академия,2005г.
10. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения .с. 120., с.170.
11. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики.- М:изд- во УРАО,2002г.