Напоминание

ПЛАНИРОВАНИЕ НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Автор: Соловьева Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Сказка"
Населённый пункт: г.Вуктыл, Коми Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ПЛАНИРОВАНИЕ НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: дошкольное образование





Назад





ПЛАНИРОВАНИЕ НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛИЧЕСТВО ПРОВЕДЕНИЯ Игровая деятельность 1. Сюжетно-ролевые игры (
СРИ
) 2. Настольно-печатные игры (
НПИ
) 3. Словесные игры (
СИ
) 4. Подвижные игры (
ПИ
) 5 . И г р ы с о с т р о и т е л ь н ы м материалом (
ИСМ
) 2 раза в неделю Каждый день 1-2 раза в неделю Каждый день 1-2 игры 2 раза в неделю Художественная деятельность Изобразительная деятельность (
ИЗО
) 2 раза в неделю Исследовательская деятельность 1. Наблюдение в уголке природы (
НУП
) 2. Наблюдение на прогулке (
НП
) 3. Опыты и эксперименты (
ОЭ
) Каждый день Каждый день 1 раз в неделю Трудовая деятельность 1. Хозяйственно-бытовой труд (
ХБТ
) 2. Труд в природе (
ТП
) 3. Ручной труд (
РТ
) Каждый день 10-15 минут Каждый день 1 раз в неделю Социальная деятельность 1 . О с н о в ы э т и к и , м о р а л и , нравственности (
ЭМН
) 2. Основы общения (
ОО
) Каждый день Каждый день Театрализованная деятельность 1. Художественное слово (
ХС
) 2. Выразительное движение (
ВД
) 3. Музыкальное искусство (
МИ
) 4. Драматизация (
Др
) 2 раза в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Утро НУП НПИ ОЭ ХБТ НУП НПИ ХБТ НУП НПИ ХС ХБТ НУП НПИ ИСМ ХБТ НУП НПИ ИЗО ХБТ Прогулка НП ТП ПИ Вечер СИ НП ХБТ РТ СРИ ХБТ ОБЖ МИ ХБТ ХС Др ХБТ ОБЖ ВД ХБТ Примечание: ОО, ЭМН – задачи данных видов деятельности решаются через все другие виды запланированной деятельности.
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА


(младшая группа)
№ п\п ЦЕЛЬ СЮЖЕТЫ ИГР 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Учить воспроизводить отдельные игровые действия, носящие условный характер (ребенок «кормит» куклу, «делает уколы» и т.п.) Учить выполнять предметные действия не только с п р е д м е т а м и , н о и с п р е д м е т а м и – заместителями. Учить выполнять роль фактически, не называя ее. Побуждать к развертыванию парного ролевого взаимодействия («мама – дочка»). Учить изменять ролевое поведение в ходе игры в зависимости от роли партнера или сюжета. Учить развивать сюжет в воображаемой ситуации: сюжет – цепочка из двух действий, при этом воображаемую ситуацию удерживает взрослый. Побуждать детей подбирать атрибуты для роли, дополнять игровую обстановку недостающими предметами. Побуждать к активности, самостоятельности, проявлению доброты. Содействовать развертыванию детьми ролевого диалога в играх. Семья, Больница, Магазин, Парикмахерская, Детский сад, Магазин игрушек, Автобус, Пароход, Зоопарк.
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА


(средняя группа)
№ п\п ЦЕЛЬ СЮЖЕТЫ ИГР 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Учить называть роли, выполнять именно те действия, которые характерны для выбранной роли. Учить менять свою роль, если этого требует развертывание сюжета. Учить налаживать ролевое взаимодействие с 1-2 партнерами. Учить выст раивать п о с л е д о в ат е л ь н о с т ь нескольких ролевых действий (цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий) в соответствии с той л о г и ко й , ко т о р о й п од ч и н е н а р е а л ь н а я действительность взрослых. Формировать умение отличать воображаемый мир от настоящей жизни, т.е. замечать соответствие и несоответствие роли и реальности. П о бужд ат ь с а мо с тоя т е л ь н о уд е р ж и в ат ь воображаемую ситуацию. Содействовать разным формам обращения к сверстнику, способствующим бесконфликтно подключаться к игре. Привлекать детей к совместному придумыванию новых сюжетов, комбинируя различные события реалистического, сказочного, фантастического характера. Побуждать детей к самостоятельному выбору сюжета игр. Формировать основы социальных норм и правил поведения. Семья, Больница (с отделениями), Магазин, Парикмахерская, Автобус, Моряки, Прачечная, Салон красоты, Детский сад, На улице, Театр, Зоопарк, Пароход, Кукольный театр, Кафе.
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА


(старшая группа)
№ п\п ЦЕЛЬ СЮЖЕТЫ ИГР 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Учить выполнять роли, в которых ребенок проигрывает действия, передающие характерные отношения между людьми, социальные функции людей. Учить выделять типичные ролевые отношения л и ц , р ол и кото р ы х в ы п ол н я ют д е т и в соответствии, с которыми строят свое поведение. Учить распределять роли до начала игры на протяжении всей игры. Учить налаживать игру небольшим коллективом – 2-3 ребенка. Учить создавать цепочку действий, объединенных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых. Ф о р м и р о в а т ь у м е н и е с т р о и т ь н о в ы е разнообразные сюжеты игр, согласовывать индивидуальные творче ские замыслы с партнерами – сверстниками. Развивать гибкое ролевое поведение при развертывании сюжетной игры в индивидуальной и совместной деятельности со сверстниками. Способствовать отражению в сюжетно-ролевых играх содержания любимых литературных произведений, спектаклей, кинофильмов. Закрепить основные социальные нормы и правила поведения. Воспитывать доброжелательное отношение к партнерам по игре. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Семья, Кафе, Почта, Больница (с отделениями), Поликлиника, Аптека, Зоолечебница, Ателье, Салон красоты, Магазин (несколько назначений), Киоск «Газеты и журналы», Прачечная, Химчистка, Фабрика, З а в о д ( р а з н о г о назначения), Д е т с к и й с а д , Дискотека, Уличное движение, Театр, Цирк, Зоопарк, Музей, Армия, Строительство, Аэропорт, Космодром, П у т е ш е с т в и е с приключениями, Космическое путешествие, Путешествие ( в ы б о р в и д а транспорта).
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА

(подготовительная группа)

№ п\п ЦЕЛЬ СЮЖЕТЫ ИГР 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Учить отображать в игровых действиях отношения между людьми (подчинение, сотрудничество). Учить придерживаться своей роли во время игры. Учить до начала игры проговаривать не только роли, но и замысел игры. Учить удерживать воображаемую ситуацию самостоятельно. Формирование поло-ролевых представлений девочек и мальчиков, отражение их в игре. Совершенствовать навыки с о ц и а л ь н о го поведения. Вызвать интере с к т руду взро слых и воспитывать уважение. Воспитывать доброжелательное отношение к партнерам по игре. Семья, Школа, Библиотека, Банк, Больница с разными отделениями, Поликлиника, Зоолечебница, Ферма, Дом мод, Ателье, С а л о н к р а с о т ы , Магазин (несколько назначений), Кио ск «Газеты и журналы», К а ф е , П о ч т а , Телефонная станция, Прачечная, Химчистка, Стадион, Фабрика, З а в о д ( р а з н о г о назначения), Уличное движение, Те ат р , Цирк, Зоопарк, Музей, Дискотека, Служба спас ения, Пожарные, Армия, «Скорая помощь», Строительство, Аэропорт, Космодром, П у т е ш е с т в и е с приключениями, Космическое путешествие, Путешествие (выбор вида транспорта).
ПОДВИЖНАЯ ИГРА

(средняя группа)

ОСНОВНОЙ ВИД ДВИЖЕНИЯ НАЗВАНИЕ ИГРЫ ЦЕЛЬ ИГРЫ Бег Самолеты, Цветные автомобили, У медведя во бору, Н а й д и с е бе п а р у, Лошадки, Птички и кошка, Кот и мыши. Учить легкому бегу врассыпную по сигналу. Прыжки В о р о б у ш к и и автомобиль, Лиса в курятнике. Учить правильному спрыгиванию со скамейки (высота 10-15 см) Прыжки Перепрыгнем через ручеек. Учить правильным прыжкам через узкое и широкое препятствие на двух ногах (от 10 до 40 см) Прыжки З а й ц ы и в о л к , Огуречик-огуречик. Учить правильным прыжкам на двух ногах с продвижением вперед. Метание Охотник и зайцы. Учить правильному замаху, броску мяча в подвижную цель. Метание Подбрось-поймай. Учить правильному броску и ловле мяча двумя руками. Метание Накинь на кольцо. Учить метанию, развивать глазомер, координацию движений. Лазание Кролики. Учить правильному пролезанию в обруч. Лазание Котята и щенята. Учить правильному лазанию по г и м н а с т и ч е с к о й л е с т н и ц е и пролезанию под препятствием. Ориентировка Найди, где спрятано, Прятки. Р а з в и в а т ь в н и м а н и е , у ч и т ь ориентироваться в пространстве.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА

(старшая группа)

ОСНОВНОЙ ВИД ДВИЖЕНИЯ НАЗВАНИЕ ИГРЫ ЦЕЛЬ ИГРЫ Бег Карусель, Кошка и мышка, Мышеловка, М ы – в е с е л ы е ребята. Учить бегу по кругу, действовать по сигналу, развивать ловкость. Бег Хитрая лиса, Караси и щука, Гуси – лебеди. Учить бегу врассыпную, действовать по сигналу, воспитывать наблюдательность. Бег Золотые ворота. Учить ходьбе «змейкой» с изменением скорости движения. Прыжки Сделай фигуру. Учить подскокам с ноги на ногу, ф о р м и р о в а т ь у м е н и е с о х р а н я т ь равновесие. Прыжки Пастух и стадо. Учить прыжкам с продвижением вперед, формировать умение ориентироваться в пространстве. Прыжки Кто скорее? Учить прыжкам через скакалку с продвижением вперед. Прыжки П р ы ж к и ч е р е з веревку, Удочка. Учить прыжкам через шнур (скакалку) на месте, развивать ловкость. Прыжки Не оставайся на полу. Учить прыжкам с возвышения, бегу по сигналу, развивать ловкость. Прыжки Классы. Учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед. Метание Перебежки. Учить метанию в подвижную цель. Метание Накинь кольцо, Попади в обруч, Снежные круги, З а б р о с ь м я ч в кольцо, Кегли. Учить метанию в неподвижную цель, развивать глазомер, координацию движений. Метание Охотник и зайцы. Учить метанию в подвижную цель, закрепить умение бегать на скорость. Лазание Медведь и пчелы, П о ж а р н ы е н а учении. Учить лазанию на препятствие, развивать ловкость.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА

(подготовительная группа)

ОСНОВНОЙ ВИД ДВИЖЕНИЯ НАЗВАНИЕ ИГРЫ ЦЕЛЬ ИГРЫ Бег Ло в и ш ка , б е р и ленту, Два Мороза, Краски. Закрепить навык бега по сигналу, развивать произвольное внимание, ловкость. Бег Пустое место, Бездомный заяц, Палочка- выручалочка. Учить бегу на скорость, закрепить умение ориентироваться в п р о с т р а н с т в е , воспитывать выдержку. Бег Горелки. Учить бегу в паре, во с п и т ы ват ь выдержку. Бег Море волнуется. Учить бегу «змейкой», спокойной ходьбе, чередовать их, закрепить ум ение ориентироваться в п р о с т р а н с т в е , воспитывать выдержку. Бег Паук и мухи. Учить легкому бегу, формировать умение сохранять равновесие, воспитывать выдержку. Бег Третий лишний. Учить бегу по кругу, закрепить умение ориентироваться в пространстве. Бег Ж м у р к и с голосом. Учить ходьбе по кругу в разные стороны, воспитывать наблюдательность. Прыжки Не попадись! Учить прыжкам в круг и обратно, развивать ловкость. Прыжки Волк во рву. Учить прыжкам через преграду, развивать ловкость, формировать умение сохранять равновесие. Прыжки Скакалки. Закрепить умение прыгать через скакалку на одной и двух ногах, на месте, с продвижением вперед. Прыжки Классы. Закрепить умение прыгать на одной и на двух ногах. Прыжки Кенгуру. Учить прыжкам на двух ногах с мячом от «Старта» до «Финиша» на скорость. Метание Передай мяч, Закрепить умение метать в подвижную
Ловишка с мячом. цель. Метание З а б р о с ь м я ч в кольцо. Закрепить умение метать в неподвижную цель. Метание Мяч соседу. Учить быстрой передаче мяча из рук в руки по кругу. Лазание Перелет птиц. Учить лазанию по гимнастической л е с т н и ц е , з а к р е п и т ь у м е н и е ориентироваться в пространстве. Лазание Ловкие обезьяны. Учить лазанию по гимнастической лестнице, воспитывать находчивость.
ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ

(младшая группа)

СИТУАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕЛЬ Игровое взаимодействие 1. Создавать условия для «игры рядом». 2. Развивать способность ребенка привлекать партнера для игры. 3. Побуждать к игровому взаимодействию по 2-3 человека. Общение 1. Побуждать детей к речевому общению простыми предложениями. 2. Учить слушать детей друг друга и отвечать на вопросы сверстников. Совместная деятельность детей на занятиях 1. Способствовать проявлению интереса к предметным действиям партнера, подражанию им. 2. Развивать способность пригласить партнера к выполнению совместной работы. 3 . П о о щ р я т ь п о п ы т к и д е т е й н а л а д и т ь сотрудничество.
ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ

(средняя группа)

СИТУАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕЛЬ Игровое взаимодействие 1. Создавать условия для игровых объединений из 2-5 человек. 2. Способствовать длительному взаимодействию детей друг с другом. 3. Формировать умение распределять роли в игре, согласовывать игровые действия по ходу игры. 4. Развивать ролевое общение. 5. Учить разрешать конфликты путем объяснения партнеру своих притязаний. Общение 1 . П о б у ж д а т ь д е т е й в ы с к а з ы в а т ь с я распространенными предложениями. 2. Формировать умение вести беседу. Совместная деятельность детей на занятиях 1. Формировать способность (с помощью взрослого) разделить материал и распределить обязанности при выполнении работы. 2. Формировать навык взаимного контроля за действиями сверстника. 3. Вызывать стремление к получению результата.
ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ

(старшая группа)

СИТУАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕЛЬ Игровое взаимодействие 1. Способствовать избирательности и устойчивости взаимодействия детей. 2. Учить согласовывать правила игры при ее планировании. 3. Побуждать детей совместно распределять роли. 4. Учить разрешать конфликты и критиковать действия партнеров, основываясь на правилах игры. Общение 1. Формировать умение сообщать не только о реальных событиях, но и о прошедших. 2. Закреплять умение вести беседу, выслушивать собеседника, своевременно задавать вопросы. 3. Развивать эмоциональную отзывчивость на рассказ другого. Совместная деятельность детей на занятиях 1. Развивать способность предложить группе сверстников план совместной работы. 2 . В о с п и т ы в ат ь с а м о с т о я т е л ь н о с т ь п р и распределении обязанностей внутри группы. 3. Побуждать детей учитывать мнение друг друга. 4. Воспитывать чувство сопричастности к общему делу.
ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ

(подготовительная группа)
СИТУАЦИЯ ЦЕЛЬ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Игровое взаимодействие 1. Формировать умение совместно планировать игру, распределять роли. 2. Поощрять детей за помощь и поддержку детей друг другу. 3. Формировать умение ориентироваться в игровом взаимодействии на социальные нормы и правила. Общение 1. Формировать умение вести продолжительную беседу, поддерживая одну тему. 2. Формировать умение передавать информацию полно и точно. 3. Учить уточнять сообщения другого. Совместная деятельность детей на занятиях 1. Способствовать дальнейшему расширению и у с л о ж н е н и ю ф о р м с о в м е с т н о й р а б о т ы (интегрированная деятельность). 2. Побуждать детей к сотрудничеству вне продуктивных видов деятельности. 3. Формировать умение коллективно создавать замысел. 4. Воспитывать доброжелательное отношение к партнерам.
НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ

(младшая группа)
ОБЪЕКТ ЦЕЛЬ
НАБЛЮДЕНИЯ ОСЕНЬ Небо. Солнце. Погода. Дождь. Ветер. Птицы. 1. Учить определять и называть характер погоды (тепло, холодно, идет дождь, дует ветер). 2. Учить описывать небо (чистое, голубое, серое, тучи на небе). 3. Учить определять силу ветра (ветер деревья раскачивает, гнутся ветки, летят листья). 4. Формировать типичные знания признаков осени (пасмурно, дождливо, листья желтеют, краснеют, падают на землю). 5. Учить замечать изменения в поведении птиц (собираются стаи, улетают в теплые края, остаются птицы, которые не боятся холода). 6. Формировать знания о труде взрослых на огороде и саду. ЗИМА Небо. Солнце. Облака. Снегопад. Метель. Снежинки. Капель. Ворона. Синичка. Снегирь. 1. Формировать представления о зиме, привлекать внимание к неживой природе. 2. Формировать представления о природном материале (снег, лед, вода) и их свойствах. 3. Учить отличать по ярким характерным признакам зиму. 4. Учить наблюдать за облаками, характеризовать солнце. 5. Привлекать внимание к красоте и разнообразию форм снежинок. 6. Раскрыть значение слов и явлений, которые они обозначают (метель, снегопад, капель). 7. Формировать представление о внешнем виде, повадках птиц. 8. Учить устанавливать закономерность в образе жизни зимующей птицы и погодных изменениях. ВЕСНА Состояние погоды. Изменения погоды. Небо. Солнце. Облака. Снег. Птицы. Насекомые. Свойства воды. Набухание почек. 1. Формировать первичные представления о наиболее ярких явлениях, происходящих в природе весной (солнечная, дождливая и ветреная погода, появление туч, сильного ветра, грома, молнии). 2. Учить сравнивать форму, цвет облаков, особенности солнца зимой и весной. 3. Познакомить со свойствами, внешним видом снега весной. 4. Привлекать внимание к свойствам в од ы , образованию ручейков. 5. Учить долговременно, наблюдать за изменениями растений (их рост, цветение).
Появление листьев, т р а в ы , п е р в ы х растений. 6. Формировать представление о зависимости роста растений, появлению насекомых от изменений в природе. 7. Учить различать и называть 1-2 растений (мать-и- мачеха, подснежник), птиц (грач, ворона), насекомых (бабочка, жук, кузнечик). 8. Формировать позицию помощника и защитника живой природы. 9. Развивать восприятие природы как прекрасного. 10. Воспитывать наблюдательность. ЛЕТО Небо. Солнце. Облака. Ветер. Дождь. Растения. Птицы. Насекомые. 1. Формировать представления о лете как времени года. 2. Закрепить умение наблюдать за явлениями природы и замечать изменения в погоде. 3. Закрепить названия растений, их отличительных признаков. 4. Закрепить имеющиеся знания о птицах и насекомых, их внешнем виде, повадках. 5. Воспитывать бережное отношение к природе.
НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ

(средняя группа)
ОБЪЕКТ ЦЕЛЬ
НАБЛЮДЕНИЯ ОСЕНЬ Изменение погоды в с о л н е ч н ы й и пасмурный день. Небе сные с в е т и л а (солнце, луна, звезды). И з м е н е н и е ц в е т а листьев. Травянистые растения и деревья. Листья клена, березы. Состояние водоема. Изменение в жизни п т и ц , ж и в о т н ы х , насекомых. Работа в т е п л и ц е , огороде. 1. Обобщить первичные представления об осени по существенным признакам сезона: состояние погоды и основные осенние явления (хмурое небо, мелкий холодный дождь, туман). 2.Учить узнавать и называть деревья, кустарники и травянистые растения по листьям, плодам, семенам, количеству и особенностям стеблей. 3. Учить выделять основные признаки, по которым можно обобщить деревья и кустарники, и травы. 4. Спо собствовать появлению интере с а к самостоятельному наблюдению. 5. Формировать понимание необходимости помощи природе. 6. Закрепить знание изменений, происходящих в жизни животных, птиц, насекомых осенью. 7. Формировать представление о зависимости среды обитания, погодных изменений и образе жизни всего живого. 8 . П р и в л е к а т ь в н и м а н и е к и з м е н е н и я м , происходящим с небесными светилами утром, днем, вечером. ЗИМА Зимнее небо, звезды, зимний пейзаж. Явления п р и р од ы : с н е го п а д , м е т е л ь , в ь ю г а , п у р г а , оттепель. Следы на снегу. Ветер. Солнце. Деревья и кустарники п о д с н е ж н ы м покровом. Повадки птиц. Сосульки в оттепель. Погода в ветреный день. Снежинки при свете фонаря. Сугробы. Лед. 1. Расширить представления о явлениях неживой природы зимой (морозы, дуют холодные ветры, идет снег, замерзают реки, озера, пруды, метут метели, небо). 2 . С ф о р м и р о в а т ь п р е д с т а в л е н и е о продолжительности дня и ночи зимой. 3. Раскрыть значение слов пурга, вьюга, оттепель и явлений, которые они обозначают. 4. Учить определять состояние воды. 5. Учить устанавливать связи между живой и неживой природой, погода – состояние воды, снега, время года – состояние растений, одежда человека). 6. Учить сравнивать деревья по толщине ствола и виду веток. 7. Учить различать хвойные и лиственные деревья. 8. Учить устанавливать простейшие связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей в лесу. 9. Расширить представления о птицах (внешний облик, разнообразие пород, особенностях образа жизни зимующих птиц).
Узоры на стекле. 10. Побуждать детей видеть красоту природы, рассматривая заснеженные деревья, снежинки, узоры на стекле. 11. Вызвать желание у детей помочь зимующим птицам, сделав кормушки. 12. Учить наблюдать продолжительное время за образованием сосулек, устанавливая причину их появления. ВЕСНА Погода. Красота в е с е н н е го неба, пейзажа. Оттепель: изменение плотности и цвет а снега. Сосульки. Трава на солнечной стороне участка. П е р в ы е в е с е н н и е цветы. Гнездо птицы. Почки на деревьях, листья. Весенний дождь. Первая гроза. Одуванчик (разные стадии). Посадка саженцев. Насекомые. 1. Уточнить представления о признаках весны (изменение цвета неба, таяние снега, оттепель, солнечные лучи, появление проталин, сосульки и их таяние, появление травы, цветущих растений). 2. Уточнить представления о весеннем состоянии деревьев (цветущих). 3. Учить различать 2-3 цветущих дерева. 4. Расширить представление об образе жизни птиц: прилет в родные края, размножение, поведение (стаи, гнезда). 5. Расширить представления о жизни насекомых (потребность в тепле, пище). 6. Учить различать и называть насекомых. 7. Уточнить представления о биологических процессах в природе на примерах размножения растений и животных (посадки растений и длительные наблюдения за ними). 8. Упражнять в навыках посадки и ухаживания за растениями. 9. Развитие наблюдательности. 10. Воспитание осторожного и доброжелательного поведения во время игр на природе. ЛЕТО Погода. Растения. Птицы. Насекомые. 1. Уточнить представления о признаках лета. 2. Закрепить знания о растениях (строение, размножение, рост). 3. Закрепить знания о птицах и насекомых. 4. Побуждать длительно наблюдать за изменениями в погоде, объектами природы. 5. Воспитывать бережное отношение к природе.
НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ

(старшая группа)
ОБЪЕКТ ЦЕЛЬ
НАБЛЮДЕНИЯ ОСЕНЬ Изменение о с в е щ е н н о с т и в т е ч е н и е д н я , продолжительность дня и ночи, высота с т о я н и я с о л н ц а , изменение температуры, первые заморозки, т у м а н , роса, небо (звездные светила, облака). Прозрачность воздуха, с к о р о с т ь е г о передвижения. Прекращение роста и отмирание верхних частей растений. Внешний вид деревьев и кустарников, трав. Исчезновение насекомых. Отлет насекомоядных и в од о п л а в а ю щ и х птиц. Т р уд д в о р н и к а и садовника. 1 . О б о б щ и т ь п р е д с т а в л е н и я о л е т е : продолжительность дня и ночи, температура воздуха, явления природы (гроза, радуга, молния, солнцепек), состояние растений (рост, цветение, созревание плодов), особенности жизнедеятельности в лесу животных и птиц. 2. Уточнить представления о труде людей в сельской местности. 3. Формировать понятие об осени как времени года (похолодание, сокращение светового дня, холодные затяжные осадки). 4. Раскрыть значение слов туман, роса, заморозки и явлений, которые они обозначают. 5. Формировать представление о ветре как перемещении воздуха. 6. Закрепить представления о взаимо связи особенностей жизнедеятельности растений и погодными изменениями. 7. Закрепить умение сравнивать по внешним признакам деревья, кустарники, травы. 8. Конкретизировать представления об основных группах растений, насекомых и животных. 9. Привлечь внимание детей к особенностям поведения насекомых осенью. 10. Учить устанавливать взаимозависимость между особенностями погоды и жизнедеятельностью насекомых и птиц. 11. Формировать представление о необходимости уборки сухих листьев на газонах. ЗИМА Небо, тучи, звезды, солнце. Выход и заход солнца (по ориентирам). Снег. Метель. Вьюга, поземка. Приметы изменения погоды. Замерзание воды в лужах, на водоеме. Деревья и кустарники. 1. Углубить представления о зиме: состояние погоды, длительность дня. 2. Учить замечать особенности осадков: снег как хлопья, снег как крупа. 3. Учить замечать особенности ветра со снегом: метель, вьюга, поземка. 4. Привлечь внимание детей к особенностям строения снежинки, рассматривая ее под лупу. 5. Учить определять погоду по приметам. 6. Учить определять положение солнца по ориентирам. 7. Углубить представления о свойствах воды зимой. 8. Учить различать деревья по коре, расположению ветвей, оставшимся плодам (6-7 деревьев).
Повадки зимующих птиц. 9. Расширить и углубить представления о зимовке птиц, зверей, рыб, насекомых. 10. Закрепить представления о взаимосвязи между внешним видом животных и погодными условиями. 11. Формирование понимания роли человека в нарушении и сохранении целостности экосистемы. ВЕСНА, ЛЕТО Увеличение светового дня. Солнце, изменение его пути в течение дня. Кучевые облака. Т а я н и е с н е г а , образование сосулек и капель. Деревья. Почки. Ручейки. Ледоход. Половодье. Первые ростки травы. Гнездование птиц. А к т и в н ы й р о с т растений. Насекомые. 1. Обобщить понятия о характерных признаках весны. 2 . З а к р е п и т ь з н а н и я о с о о т н о ш е н и и продолжительности дня и ночи. 3. Учить определять зависимость образования кучевых облаков от процессов таяния снега. 4. Закрепить умение наблюдать за изменениями, происходящими со снегом, на протяжении нескольких дней, появлением капели в солнечные дни. 5. Формировать представления о зависимости между таянием снега и солнечной погодой, о скорости таяния снега на тенистой и солнечной стороне дерева или дома. 6. Учить длительно наблюдать и сравнивать время появления и набухания почек у разных деревьев и кустарников. 7. Формировать представление о необходимости достаточно большого количества влаги для бурного роста растения весной. 8. Раскрыть смысл понятий ледоход, половодье и явлений, которые они обозначают. 9. Учить отслеживать появление первых ростков и количеством солнечного света. 10. Способствовать наблюдению за изменениями в поведении птиц: греются на солнце, громко чирикают, дерутся, строят гнезда, устраиваются в скворечниках. 11. Формировать представление о способности живых существ чувствовать состояние среды (температура, освещенность, влажность, наличие пищи).
НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ

(подготовительная группа)
ОБЪЕКТ ЦЕЛЬ
НАБЛЮДЕНИЯ ОСЕНЬ О с е н н и е я в л е н и я ( т у м а н , з а т я ж н о й дождь, з а м о р о з к и , ветры и т.д.). Долгота дня, высота с т о я н и я с о л н ц а , д в и ж е н и е е г о н а небосводе. Н е б о ( о б л а к а , планеты, космос). В о з д у х . О с а д к и . Окраска листьев. Подготовка насекомых к зиме. Водоем. Поведение птиц. Труд на огороде, в саду. Самостоятельные наблюдения. 1. Обобщить представление о лете, его признаках. 2. Систематизировать знания об осени. 3. Расширить представления о состоянии растений (изменение окраски листьев). 4. Расширить предст авления о с п о с о б а х распространения семян растениями. 5. Систематизировать представления о многообразии насекомых (внешний вид, место обитания, передвижение, питание, размножение). 6. Закрепить знания детей о водоеме как среде обитания животных, насекомых, птиц, рыб, установить взаимосвязь между образом их жизни. 7. Обобщить представления о воздухе и его свойствах (невидимость, прозрачность, движение, перемещение). 8. Формировать представления о дыхании растений, животных, рыб, человека. 9. Способствовать самостоятельным наблюдениям за изменениями погоды (термометр, флюгер, приметы). 10. Обобщить знания необходимости труда на огороде, в поле, в саду. ЗИМА Небо, звезды, луна, солнце. Определение погоды п о п р и м е т а м ( н а завтра). Сравнение п о год ы (вчера и сегодня). Снегопад (изменение глубины сугробов). Следы на снегу. К о р а д е р е в ь е в (пробковый слой). Поведение и повадки птиц. Рыболовы на водоеме. К р а с о т а з и м н е г о пейзажа. 1. Обобщить представления о типичных зимних явлениях в неживой природе. 2. Закрепить знания о связи между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды. 3. Обобщить представления о зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ. 4. Закрепить умение определять погоду по приметам. 5. Учить сравнивать погоду вчера и сегодня. 6. Закрепить представление о зависимо сти количества выпавших осадков и глубине сугробов. 7. Учить различать следы на снегу (птиц, животных, взрослого человека, ребенка, санок, машины, лыж и т.п.), устанавливать их давность. 8. Формировать представление о защите деревьев от морозов с помощью пробкового слоя коры. 9. Способствовать самостоятельным наблюдениям за поведением птиц (время кормления, особенности определенных пород птиц в поведении и питании). 10. Выявить особенности зимней рыбалки, установить зависимость толщины ледяного слоя от
погодных условий. 11. Формировать знания о безопасном пребывании на льду водохранилища. 12. Привлекать внимание детей к красоте зимней природы в разное время суток, при разном состоянии погоды. 13. Побуждать детей длительно наблюдать за состоянием воды, льда, снега. ВЕСНА, ЛЕТО Солнце, небо, луна, звезды. Длительность дня. Изменения снега. Сосульки, проталины, ручьи. Прилет перелетных п т и ц , д о б ы в а н и е корма. Рыбы в водоеме. Уборка снега. Обрезка деревьев в садах. Труд людей в сельской местности. Почва. Сокодвижение растений. Цветение растений, набухание почек. Появление бабочек. Водоем. Изменение по год ы перед грозой. 1. Обобщить представления о типичных весенних явлениях в неживой природе. 2. Расширить представления о признаках роста и развития живых организмов. 3. Закрепить умение определять длительность дня. 4. Обобщить представления о зависимо сти температуры, освещенности и быстроты таяния снега, образования сосулек, капели, проталин. 5. Уточнить и расширить знания детей об особенностях поведения птиц, зависимо сти строения клюва от способа добывания пищи. 6. Привлечь внимание детей к поведению рыб в водоеме в теплые весенние дни. 7. Формировать представление о снегозадержании, уборке снега в городах. 8. Расширить представления о труде взрослых в садах и огородах. 9. Учить устанавливать зависимость между особенностями почвы и появлением первых ростков. 1 0 . П р и в л е ч ь в н и м а н и е к п р о ц е с с а м жизнедеятельности деревьев, формировать представление об активности движения соков в коре деревьев весной. 11. Формировать представления о цикличности в жизни деревьев. 12. Способствовать самостоятельным наблюдениям за появлением первых насекомых. 13. Обобщить представления о процессах таяния льда на водоеме. 14. Способствовать отслеживанию изменений погоды перед грозой. 15. Уточнение основных правил поведения человека в экосистеме.
ТРУД В ПРИРОДЕ

(младшая группа)
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕЛЬ

Труд на участке.
ОСЕНЬ. Сбор осенних листьев, уборка участка, веранды. ЗИМА. Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек. Постройка из снега домика для куклы, зверушек. Лепка различных форм снега. ВЕСНА. Посев семян гороха, бобов, лука на огороде (конец апреля). ЛЕТО. Поливка грядок, клумб, уход за растениями на участке.
Труд в уголке природы.
Уход за растениями (рыхление почвы, протирание листьев, полив). Уход за животными (кормление, уборка). 1. Приобщить к труду в природе. 2. Вызвать интерес к труду в з р о с л ы х п о у х о д у з а растениями и животными. 3. Учить простым приемам ухода за растениями (поливка, протирание пыли на крупных л и с т ь я х ) и ж и в о т н ы м и (кормление совместно со взрослыми) в зависимости от их состояния. 4. Познакомить с приемами посадки растений ( с е я т ь крупные семена, сажать лук).
ТРУД В ПРИРОДЕ

(средняя группа)
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕЛЬ
Труд на участке.
1. Приобщать к труду в природе.
ОСЕНЬ. Уборка участка от листьев, сбор осенних листьев, семян цветов и других растений. Сбор овощей на огороде. Подготовка игровой площадки к зиме. ЗИМА. Уборка участка после снегопада. Подготовка корма для обитателей уголка природы. Подкормка птиц. Замораживание цветных льдинок. Устройство горки для кукол, берлоги для медведя. Сооружение построек из снега, используя прием выравнивания. Стряхивание снега с веток деревьев и кустарников. Окапывание снегом деревьев. ВЕСНА. Перекопка грядок на огороде. Окапывание деревьев и кустарников (совместно со взрослым). Посадка корнеплодов. ЛЕТО. Поливка огорода.
Труд в уголке природы.
Украшение уголка природы. Уход за рыбками. Замена воды в аквариуме (совместно со взрослыми). Уход за растениями (полив, рыхление п о ч в ы , с б о р с у х и х л и с т ь е в , опрыскивание) и животными (кормление) с помощью взрослых в уголке природы. 2. Побуждать к совместному труду со взрослыми по уходу за растениями и животными. 3. Учить приемам ухода за растениями и животными в зависимости от их состояния. 4 . Ф о р м и р о в а т ь у м е н и я с а м о с т о я т е л ь н о п о л и в а т ь растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать воду в поилки, класть корм в кормушки. 5. Приобщать к участию в выращивании зелени для корма птиц и животных в уголке природы в зимнее время. 6. Познакомить с приемами ухода за огородом, деревьями и цветами на участке. 7. Упражнять в навыках посадки (лунка, посадка, прижатие земли, поливка). 8 . П р и в л е к а т ь д е т е й к оформлению уголка природы в соответствии с временем года. 9. Содействовать проявлению самостоятельности к уборке участка. 10. Учить использовать снег для сооружения построек для игры. 11. Учить приемам заботы о деревьях и кустарниках в зимнее время. 12. Воспитывать уважение к труду.
ТРУД В ПРИРОДЕ

(старшая группа)
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕЛЬ
Труд на участке.
1 . Ф о р м и р о в а т ь у м е н и е
ОСЕНЬ. Сбор семян цветов (дикорастущих трав для подкормки птиц). Сбор урожая на огороде. Перенос цветущих растений с участка в группу. Заготовка листьев и семян для аппликаций и т.д. Составление коллекций, гербариев. Очистка и перекопка грядок. Уборка листьев. Обрезка кустарников. ЗИМА. Изготовление и вывешивание кормушек для птиц. Подкормка птиц. Расчистка дорожек от снега. Утепление молодых деревьев. Стряхивание снега с веток. Изготовление и вывешивание цветных льдинок на участке. Ус т р о й с т в о с н е ж н ы х п о с т р о е к . Разбрасывание снега для быстроты таяния. ВЕСНА. Вывешивание скворечников (совместно со взрослыми). Подготовка участка к весне (уборка сухих листьев, побелка стволов деревьев) совместно со взро слыми. Помощь воробьям в сооружении гнезд. ЛЕТО. Прополка и поливка огорода. Разбрасывание песка на дорожках участка.
Труд в уголке природы.
Посадка в уголке природы овса для кормления животных, лука, петрушки. Подготовка комнатных растений к зимнему периоду. Уход за комнатными растениями (поливка, опрыскивание, обрезка), животными, рыбками (смена воды в аквариуме, кормление животных, уборка клеток совместно со взрослыми. Подкормка комнатных растений. Посадка комнатных растений. Черенкование. Посадка семян растений для участка. ухаживать за растениями, ориентируясь на состояние, внешние признаки. 2. Учить самостоятельно и о т в е т с т в е н н о в ы п о л н я т ь обязанно сти дежурного в уголке природы. 3. Учить с а м о с т оя т е л ь н о заботиться о растениях и животных в уголке природы. 4. Учить выкапывать овощи на огороде, перекапывать грядки, пересаживать растения из грунта в уголок природы. 5. Учить сгребать снег к стволам деревьев. 6. Учить выращивать зелень для обитателей уголка природы. 7. Учить выращивать цветы к п р а з д н и к у с о в м е с т н о с воспитателем. 8. Привлекать к перекопке земли на огороде, посеву семян, высадке рассады. 9. Привлекать к прополке, рыхлению, поливке грядок и клумб. 10. Воспитывать уважение к труду. 11. Воспитывать партнерские отношения в процессе труда.
ТРУД В ПРИРОДЕ

(подготовительная группа)
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕЛЬ
Труд на участке.
ОСЕНЬ 1 . З а к р е п и т ь у м е н и е самостоятельно выполнять
Уборка участков от листьев. Сбор природного материала для занятий. Сбор семян цветов и дикорастущих растений. Сбор урожая на огороде. Перенос цветущих растений в группу. Извлечение из земли луковиц и корневищ цветущих растений. Сбор растений для гербария. Перекопка земли. Посадка кустов и деревьев. Сбор ягод рябины. ЗИМА. Установка кормушек для птиц. Устройство зимних построек. Посыпка скользких дорожек песком. Подкормка птиц на участке. Изготовление ледяных игрушек. Сбор талой воды для поливки комнатных растений. ВЕСНА. Разбрасывание снега для быстроты таяния. Установка скворечников (совместно со взрослыми). Разбивка огорода на грядки. Перекопка клумб. Посадка семян, высадка рассады. ЛЕТО. Прополка и поливка огорода.
Труд в уголке природы.
Устройство выставки овощей, выращенных на огороде. Уход за растениями, животными, рыбками. Выращивание зеленого корма для животных. Проращивание семян для посадки. Посев овса, гороха. Пересадка комнатных растений. Подкормка комнатных растений. обязанности дежурного по уголку природы. 2 . З а к р е п и т ь н а в ы к и п о с а д к и и у х о д а з а растениями, выкапыванию л у к о в и ц и к л у б н е й цветочных растений. 3 . У ч и т ь о п р е д е л я т ь потребность комнатных растений во влаге, свете и в с о о т в е т с т в и и с э т и м ухаживать за ними. 4. Воспитывать привычку самостоятельно подкармливать птиц на улице, собирать плоды и семена для их подкормки. 5. Воспитывать уважение к т руд у и ф о р м и р о в ат ь партнерские отношения в п р о ц е с с е т р у д о в ы х действий.
ДРАМАТИЗАЦИЯ

(младшая группа)
№ П/П ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № П/П ЦЕЛЬ 1. Игры с пальчиками. 1. О б о г а щ а т ь д е т с к и е
2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Драматизация сказок: «Репка», Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба». Показ сценок и сказок на фланелеграфе: «Три медведя», «Колобок», «Кто сказал – мяу?». Показ кукольного театра: «Заяц и гуси», «Утята и шалуны», «Еж и грибок». Чтение в лицах стихотворения М.Ивенсен «Елочка». Инсценировка стихотворения А.Барто «Грузовик». Показ кукольного театра: «Волк и семеро козлят», «Про маленького котенка», «Упрямые козлики», «Ножки не идут», «Еж и медведь». Показ теневого театра «Лиса и заяц». 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. п р е д с т а в л е н и я я р к и м и в п е ч а т л е н и я м и ч е р е з художественную литературу, музыкально-театрализованную деятельность. У ч и т ь в о с п р и н и м а т ь произведения искусства. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. П о б у ж д а т ь в ы п о л н я т ь имитационные действия. Р а з в и в а т ь с п о с о б н о с т ь понимать смысл разнообразных вопросов и умение отвечать на них. Развивать умение задавать вопросы самого различного характера, активно включаться в диалог. Р а з в и в а т ь э л е м е н т ы монологической речи. Развивать мелкую моторику. Р а з в и в а т ь с п о с о б н о с т ь уд е р ж и в а т ь в п а м я т и и воспроизводить последовательность событий в сказках. Учить использовать различные пластические выразительные средства с целью создания образа.
ДРАМАТИЗАЦИЯ

(средняя группа)
№ П/П ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № П/П ЦЕЛЬ 1. Инсценировки: 1. Развивать эмоциональную
2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. « Л и с а и з а я ц » , « К а к непослушный котенок обжег себе лапку» (придумывание), «Как у Наташи чуть не улетела птичка», «Оживим сказки». Фланелеграф: «Кто как от дождя спасается», «Маша и медведь», «Детки в клетке», «Как вести себя на улице», «Заюшкина избушка», «Заяц и еж», «Ж ихарка», «Лесная история». Театр игрушек: «Про машину», «Почему они одинокие». Кукольный театр «Ле сная история». Игры с пальчиками. Драматизация: «Три поросенка», «Красная шапочка». Н а с т о л ь н ы й т е а т р : «Снегурушка и лиса», «Два жадных медвежонка». П а л ь ч и к о в ы й т е а т р : «Светофор», «Перчатки», «Кто сказал – мяу?» Импровизация « П о р а д уе м своих родных». 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. отзывчивость. Р а з в и в а т ь т в о р ч е с т в о и фантазию. Р а з в и в а т ь с п о с о б н о с т ь воспринимать художественный о б р а з л и т е р а т у р н о г о произведения, соотно сить личный опыт с ф а кт а м и , описанными в нем. У ч и т ь с а м о с т о я т е л ь н о р а з ы г р ы в а т ь н е б о л ь ш и е сценки, те ат ра лизованные представления, инсценировать стихи и песенки. Поощрять самостоятельность, инициативу. Учить различать жанры сказки и рассказа. Учить видеть положительные и о т р и ц ат е л ь н ы е к а ч е с т в а персонажей, чувствовать юмор, оценивать ситуации, поступки. Способствовать получению удовольствия от участия в театрализованных действиях.
ДРАМАТИЗАЦИЯ

(старшая группа)
№ П/П ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № П/П ЦЕЛЬ 1. Кукольный театр: 1. Развивать самостоятельность в
2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. « П е т р у ш к и н ы з а г а д к и » , «Хрюша не грязнуля», «Бантик и пузырик», «Дед Мороз», «Трудолюбивая к у р оч к а » , «Зайкин дом». Сценические этюды: «Отгадай, что я ем», «Отгадай, где я», «Зимний лес». Драматизация: «Без друзей не прожить», «Зимовье», «Зимние долги» (Скребицкий), « Те р е м о к » , «Цветик-семицветик», «Медведь и солнце» (Сладков). Пальчиковые игры. Игра «Петрушки», «Котята и Барбос». Настольный театр: «Волк и семеро козлят». К а л я д о в а н и е н а к а н у н е Рождества. Пантомима: «Я случайно разбил чашку», «Как мама наряжается», «Я пришивала пуговицу и уколола палец». И н с ц е н и р о в к а с т и х о в С . Я . М а р ш а к а , М . К а р и м а «Врунишки». 2. 3. 4. 5. 6. 7. организации театрализованных игр. Совершенствовать умение р а з ы г р ы в а т ь с ц е н к и п о з н а к о м ы м с к а з к а м , стихотворениям, песням. Совершенствовать исполнительские умения. Р а з в и в а т ь с в я з н у ю выразительную речь. Развивать спо собно сть к творческому перевоплощению. Воспитывать доброжелательные отношения в процессе самостоятельной деятельности. Развивать эмоциональную отзывчивость.
ДРАМАТИЗАЦИЯ

(подготовительная группа)
№ П/П ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № П/П ЦЕЛЬ 1. Фланелеграф: 1. Способствовать целостному
2. 3. 4. 5. «Светофор», «Воробьишко» (Горький). Драматизация: « Л а с т о ч к а » ( С л а д к о в ) , «Любочка и ее помощники», «Самый лучший пароход», «Лиса и козел», «В лес на прогулку», «Дружные зайчата», «Лебедь, рак и щука» (Крылов). Пальчиковый театр: «Не хватайся», «Дружная семья». К у к о л ь н ы й с п е к т а к л ь : « Д в е н а д ц а т ь м е с я ц е в » , «Смешные истории». Настольный театр: «Федорино горе» 2. 3. 4. 5. 6. восприятию художественного п р о и з в е д е н и я , в ы д е л я т ь персонажей, определять их х а р а к т е р , о с о б е н н о с т и поведения. Учить вносить изменения в с ю ж е т ы и н с ц е н и р о в о к , придумывать новые сюжетные л и н и и , в в о д и т ь н о в ы х персонажей, действий. Р а з в и т и е т в о р ч е с к и х с п о с о б н о с т е й в исполнительской деятельности. Совершенствовать исполнительские умения, в том числе передавать характер персонажа. Формирование положительных межличностных взаимоотношений в процессе исполнительской деятельности. Поощрять самостоятельность и инициативу.


В раздел образования