Напоминание

Отчет о работе МО учителей начальных классов в 2015-2016 учебном году


Автор: Туйманова Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов, руководитель шмо
Учебное заведение: МБОУ "Мглинская СОШ №1"
Населённый пункт: г. Мглин, Брянская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Отчет о работе МО учителей начальных классов в 2015-2016 учебном году
Раздел: начальное образование





Назад





Отчет о работе МО учителей начальных классов в

2015-2016 учебном году
В течение учебного года МО работало над проблемой:
«Системно-деятельностный

подход как средство формирования метапредметных компетентностей

обучающихся»
МО ставило на учебный год:
Цель:
Совершенствование форм и методов реализации системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании младших школьников.
Задачи:
-изучать и применять деятельностно – развивающие технологии на уроках; - совершенствовать методический уровень педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями, моделировании мотивации достижения успеха; -организация работы проблемной группы по теме: «Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС» - способствовать развитию творческого потенциала личности учащегося, побуждать и поддерживать инициативы школьников в разных видах учебной деятельности; -изучать и внедрять новые формы передового педагогического опыта; - пополнять методическую копилку информационно-методическим материалом по предметам; - оказывать методическую помощь в вопросах самообразования и саморазвития педагогов через механизм аттестации; - совершенствовать формы работы с одаренными учащимися -осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся. Р е ш и т ь и х п л а н и р о в а л о с ь ч е р е з с л е д у ю щ и е ф о р м ы р а б о т ы М О : 1. Заседания методического объединения. 2. Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации внеклассной деятельности. 3. Взаимопосещение уроков педагогами. 4. Выступления учителей начальных классов на заседаниях МО, семинарах, педагогических советах. 5. Посещение семинаров, круглых столов, педагогических чтений и конференций в образовательных учреждениях города.
6. Повышение квалификации педагогов на курсах. 7. Прохождение аттестации педагогических кадров. Одной из основных являлась следующая задача - совершенствовать качество современного урока, повышать его эффективность, применяя современные методы обучения и ИКТ. Для решения этой задачи было запланировано отдельное заседание. Глубокое изучение этого вопроса дало свой результат. Все учителя владеют методикой современного урока, умело применяют современные методы обучения и ИКТ. Подтверждением этого является достойная оценка открытых уроков, которые были даны в рамках недели начальных классов. С этой задачей учителя начальных классов справились. За этот учебный год прошло 5 заседаний МО учителей начальных классов, на которых были рассмотрены следующие темы и вопросы.
1 заседание. Тема:

«Анализ деятельности МО по достижению планируемых

результатов учебной и внеурочной деятельности.»
Завуч школы Зюзя Людмила Николаевна проанализировала работу учителей начальных классов за 2014-2015 учебный год. В анализе прозвучали положительные стороны и недочеты, которые необходимо учесть в текущем году. Руководитель ШМО Туйманова Н.А. предложила вниманию учителей проект плана работы ШМО на предстоящий учебный год, который, после некоторых обсуждений был принят за основу и предложен на утверждение директору школы. Рассмотрели и утвердили рабочие программы по предметам и планы по внеурочной деятельности на 2015-2016 учебный год. Все учителя начальных классов представили свои рабочие программы по предметам на утверждение. Все планы были составлены в соответствии с требованиями, с учетом количества часов, отведенных по базисному плану. По вопросу «Соблюдение единого орфографического режима при оформлении школьной и ученической документации» слушали завуча школы Зюзя Л.Н., которая актуализировала знания учителей по заполнению школьной документации, и Козлову А.С., которая познакомила членов МО с выработкой единства требований в обучении:
а) соблюдение и выполнение единого орфографического режима; б) соблюдение норм оценок; в) дозировка классной и домашней работы, дифференцированный подход к домашнему заданию. По вопросу корректировки и утверждения тем самообразования выступила Туйманова Н.А., которая отметила, что работа по темам самообразования является необходимым условием повышения педмастерства учителей. Она проанализировала результаты педагогической деятельности за прошлый учебный год, представила на обсуждение и утверждение план МО на новый учебный год.
2 заседание. Тема:

«Формы и методы системно – деятельностного подхода

на уроках в начальных классах.»
По вопросу «Итоги реализации программы «Преемственность. Адаптация». ( 1 класс) выступила классный руководитель 1а класса Козлова А.С. Социальный педагог Воликова С.А. на основе проведённой диагностики у учащихся 1-х классов дала рекомендации по методам и приемам формирования положительной мотивации обучения в начальных классах. С докладом по вопросу «Методы системно-деятельностного подхода при обучении литературному чтению.» выступила Повтарь Т.С. Своим личным опытом по формированию УУД учащихся при изучении предмета «Окружающий мир» поделилась классный руководитель 3а класса Ильиненко Е.И. Руководитель ШМО уделила внимание роли занятий внеурочной деятельности в достижении личностных результатов обучения и воспитания. Учителя начальных классов обсудили подготовка КИМ и олимпиадных заданий, сроки и план проведения предметной недели начальных классов.
3 заседание. Тема :

«Активизация познавательных интересов посредством

применения ИКТ.»
На данном заседании учителя обменивались опытом проведения нетрадиционных форм урока с ИКТ и ЦОР с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Руководитель ШМО выступила по теме «Влияние ИКТ технологий и ЦОР на повышение учебной и творческой мотивации учащихся на уроках русского языка.» Панасюго А.С. раскрыла вопрос «Информационные и коммуникационные технологии на уроках математики в начальной школе.» Макарова Е.Н. выступила с докладом на тему «Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир.» По итогам проверки выполнения орфографического режима по ведению ученических дневников, тетрадей, прописей выступила завуч школы Зюзя Л.Н. Ею были подведены итоги 1 полугодия. Учителя проанализировали контрольные и проверочные работы за 1 полугодие.

4 заседание .Тема:

«Условия формирования устойчивой учебной мотивации

и готовность к переходу на вторую ступень обучения».
Тема данного заседания очень актуальна. По вопросу «Мотивация учебной деятельности и её формирование.» выступила учитель 4 класса Черникова Л.А. На основе проведённой диагностики учащихся 4-х классов, Воликова С.А. рассказала об особенностях учебной мотивации и эмоциональных переживаний младших школьников в условиях адаптации ко второй ступени обучения. Руководитель ШМО подвела итоги круглого стола по теме «Готовность младших школьников к обучению в среднем звене», обратила особое внимание на портфолио ученика, как средство мониторинга деятельности к обучению в среднем звене. Были подведены итоги III четверти.
5

заседание.

Тема:

«Результаты

деятельности

педагогического

коллектива начальной школы по совершенствованию образовательного

процесса».
На данном заседании была представлена Индивидуальная методическая работа учителей (отчет по самообразованию). Проведен анализ итоговых контрольных работ по предметам, техники чтения за год. Анализ итоговых контрольных работ за курс начальной школы. Подведены итоги комплексной работы младших школьников (по классам). Руководитель ШМО проанализировала работу методического объединения учителей начальных классов за 2015-2016 учебный год. Педагогами обсужден план работы и задач МО на 2016-2017 учебный год. Обсудили план и режим работы летнего оздоровительного лагеря. Каждый учитель ответственно подходил к подготовке заседания, готовил доклады, сообщения. Учителя принимали активное участие в методической работе школы. Ожидаемые результаты.
-рост качества знаний учащихся; -овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС. План работы, который принимало МО учителей начальных классов, был выполнен.
В течение всего учебного года МО учителей нач. кл. работало

под девизом «Открывать знания вместе с детьми».
Большую роль в педагогической практике учителей играет работа по темам самообразования, которые изучают педагоги, накапливая различный материал, реализуя его в практической деятельности. У каждого учителя определена индивидуальная тема по самообразованию, которая анализируется через участие педагогов в работе МО учителей начальных классов, педсоветов, семинаров, творческих отчетах. В 2015-2016 уч. году учителя работали над следующими темами
по самообразованию
; Туйманова Н.А. «Технология дифференцированного обучения» Зайцева К.И. « Организация групповых форм работы в начальных классах» Панасюго А.С. « Проектно – исследовательская деятельность на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе, как средство развития познавательной активности учащихся»» Ильиненко Е.И. « Развитие познавательных способностей младших школьников» Черникова Л.А. « Технология формирования правильной читательской деятельности» Макарова Е.Н. « Системно - деятельностный подход в формировании положительной учебной мотивации младших школьников» Козлова А.С. «Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности» Повтарь Т.С. «Игровая деятельность учащихся, как основа организации жизнедеятельности младших школьников» Третьякова В.В. «Занимательные игры-одно из средств пробуждения интереса к изучаемым предметам».

Работа учителей над самообразованием носит практический характер, соотносится с о б щ е й м е т о д и ч е с к о й т е м о й ш к о л ы и М О и н а п р а в л е н а н а совершенствование профессионального мастерства педагогов. Результатом деятельности становится повышение качества образования в начальной школе, развитие личности, повышение уровня воспитанности младших школьников.
Среди проблем, связанных с работой над самообразованием, сл едует выделить следующие: 1. неумение части учителей рационально спланировать работу над самообразованием; 2. недостаточно активная работа МО учителей начальных классов по обобщению личного опыта. Решить данные проблемы можно через организацию инструктивно-методических совещаний по вопросам планирования работы над самообразованием и обобщением опыта своей деятельности. На каждом заседании методического объединения заслушиваются сообщения учителей о ходе и результатах работы над темой самообразования. Учителям начальных классов следует активнее принимать участие по распространению своего педагогического опыта не только в своем учреждении, но и на уровне города и района. В рамках работы ШМО с целью обмена опытом были намечены и проведены следующие открытые уроки и мероприятия, а также предметные недели: Учитель Открытый урок Сроки Открытый классный час Сроки Туйманова Н.А. Математика «Приёмы вычислений для случаев вида 60- 24» 17.11 « О б м а н и е г о последствия» 11.12 Зайцева К.И. Литературное чтение «Стихи о дружбе и обидах» 29.02 «Воспитание товарищества по страницам художественной литературы» 22.01 Ильиненко Е.И. Математика «Сравнение трёхзначных чисел» 16.03 «Чернобыль-что это?» 26.04 Панасюго А.С. Литературное чтение «Л.Н.Толстой «Лев и собачка» 22.12 « М и р м о и х увлечений» 29.01 Черникова Л.А. Р у с с к и й я з ы к 18.04 «Мама-главное 9.11
«Правописание безударных личных окончаний глаголов в н а с т о я щ е м времени» слово в каждой судьбе» Макарова Е.Н. Окружающий мир «Водные богатства нашего края» 26.11 «Не бери чужое!» 14.03 Козлова А.С. Р у с с к и й я з ы к «Слова-названия признаков предметов, действий предметов» 18.03 «Весна идёт! Весне дорогу!» 26.02 Повтарь Т.С. Окружающий мир «Почему мы любим кошек и собак?» 31.03 «Литературная викторина «Сказки А.С. Пушкина» 22.04 На протяжении многих лет в нашей школе проводится неделя начальных классов. В ней принимают участие учителя и учащиеся начальных классов, учитель музыки и физической культуры. Ежегодно с огромным удовольствием участвуют наши малыши в различных мероприятиях в рамках проведения недели. С большой ответственностью относятся учителя к подготовке и проведению уроков, внеклассных мероприятий, используя различные формы и методы проведения их: викторины, игры, путешествия, КВНы.
Тема

недели:
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе»
Цель:
Способствовать активизации познавательной сферы обучающихся для повышения мотивации обучения. Неделя начальных классов проводилась
с 18 января по 25 января
. План проведения недели заранее обсуждался на заседании методического объединения учителей начальных классов, затем вывешивался на школьную Доску объявлений. План проведения недели включал в себя открытые уроки, классные часы, акцию «Покормите птиц зимой», родительское собрание.
Учиться должно быть интересно. Только тогда учение может быть успешным. В этом твёрдо убеждены педагоги начальной школы. Всеми учителями начальных классов была проведена большая работа по подготовке и проведению предметной недели. Такие мероприятия в начальной школе — это праздник длиною в целую неделю. Это было увлекательное путешествие по учебным наукам: математике и русскому языку, литературному чтению и окружающему миру. Ребята читали стихи, показывали сценки из школьной жизни, загадывали загадки. Проводимые уроки отмечались разнообразием приёмов и методов обучения, форм организации урока. Учителя стараются работать творчески, так как современный урок- это творчество самого учителя, его стремление к проявлению профессиональной индивидуальности. На уроках в начальной школе ученики совершали интересные открытия, увлекательные путешествия, наблюдения, проявив неиссякаемую радость познания. В
1 а классе
был проведён урок окружающего мира на тему «Пришла зима. Снежные загадки» (учитель
Козлова А.С.
). На уроке были использованы современные средства обучения, также элементы проблемного обучения, развития мыслительной деятельности и творческих способностей учащихся. На уроке математики в
1 б
классе по теме «Разность и ее значение» учитель
Повтарь

Т.С.
способствовала закреплению знания математической терминологии у своих учеников. Поддерживала стремление ребёнка к размышлению и поиску правильных ответов. В игровой форме было проведено объяснение нового материала. На классном часе на тему : «В гости к нам портфель пришёл»
ребята

1

а

класса
(учитель
Козлова

А
.С.) соревновались в смекалке, отгадывали кроссворд и загадки, учились правильно собирать свой портфель, а также самостоятельно выработали правила обращения с портфелем. Запомнились гостям сценка, показанная детьми. Урок русского языка
во

2

а

классе
на тему «» провела
Туйманова

Н.А.
В ходе исследования учащиеся сами делали выводы по теме урока, работали в парах, четвёрках и самостоятельно. Для творческой работы были подобраны разноуровневые задания. На уроке литературного чтения на тему: «» в
3

б

к л а с с е

П а н а с ю г о

А.С.
продемонстрировала умение организовать работу с сильными и слабыми учениками, ставить и решать вместе с детьми проблемные вопросы. Для развития навыков выразительного и осознанного чтения учитель применяет разные виды чтения.
Урок русского языка
во 2 б классе
на тему «» провела
Зайцева К.И.
Урок был насыщен наглядным материалом. Ребята проявили активность, смекалку, эрудицию. Урок систематизировал и укрепил знания школьников. На уроке русского языка
в 4 а классе
по теме: «Родительный падеж множественного числа имен существительных» (учитель
Черникова Л.А.
.) ребята работали в группах. У ребят работа была очень серьёзная и ответственная: каждая группа «защищала свой» падеж, самостоятельно выводили правило и продемонстрировали умение проводить рефлексию. Педагог умело использовал презентацию по теме урока. А на уроке
в 4 б классе
по теме: «Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями» (
учитель Макарова Е.Н
.) совершали путешествие по увлекательной стране «Математика». Ученики показали гостям, что умеют нестандартно мыслить, логически рассуждать. Урок способствовал развитию творческой инициативы детей. Праздник «Во всём мире Рождество» провела учитель


класса

Ильиненко

Е.И.
Учитель способствовал развитию художественного вкуса, приобщению к искусству, духовной культуре. Через прослушивание музыкальных произведений и чтение текста учитель способствовала формированию творческого воображения и умению обосновывать свою точку зрения, воспитанию нравственных качеств. Учитель
2а класса Туйманова Н.А.
пригласила своих коллег на родительское собрание на тему: «Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей». Мероприятие было организовано таким образом, что его ребята вели самостоятельно, умело вовлекая в разговор своих родителей. Были показаны сценки из школьной и семейной жизни, прочитаны стихи, спеты песни. Дети совместно с учителем провели большую подготовительную работу. Традиционную акцию «Покормите птиц зимой» провела учитель
3

«Б»
класса
Панасюго А.С.
,в ходе которой детей

познакомили с тем, что птицам зимой холодно и голодно, что им надо помогать, рассказали о пользе кормушек, поэтому ребята с удовольствием изготовили кормушки своими руками и повесили в школьном саду. На всех уроках применялись информационные технологии, которые способствовали укреплению интереса детей к учёбе. Педагоги уверены в том, что после проведения предметных недель у многих учащихся меняется отношение к учёбе, появляется заинтересованность в познании нового, усиливается интерес к процессу обучения.
Такие формы работы дают большой эмоциональный заряд, надолго запоминаются детям, способствуют формированию положительной мотивации учебной деятельности. На уроках учителя применяли ПК, использовали поисково-исследовательские, игровые технологии. Это позволило провести уроки на высоком профессиональном уровне. Изучаемый материал был дан в доступной и занимательной форме, поэтому быстро усвоен детьми. У ч и т е л я в с в о ю работу включали современные технологии обучения: проблемно-диалоговая технология, исследовательская, оценочная, технология с от рудн и ч е с т ва, технология проектного обучения, технология игровых методик (ролевые, деловые и другие обучающие игры), технология проблемного обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии и ИКТ, технология личностно-ориентированного обучения. Использовали в работе различные методы: познавательная игра, деловая игра, разъяснение, исследование, р о л е в а я и г р а , и л л ю с т р и р о в а н и е , м од е л и р о в а н и е , о п ы т , р а с с к а з , соревнование, упражнение и другие средства: интерактивная доска, рабочие тетради, интернет, технические средства обучения , справочники, , энциклопедии , у ч е б н и к , к о м п ь ю т е р . Э т о м о ж н о б ы л о н а б л ю д а т ь и н а открытых уроках и уроках взаимопосещений. На базе нашей школы 15 апреля 2016 года был проведен районный Практико- ориентированный семинар по теме: «Новые образовательные технологии как средство повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС» Были представлены открытые уроки : во 2А классе (учитель Туйманова Н.А.) по математике по теме «Таблица умножения на 3» в 3 А классе (учитель Ильиненко Е.И.) по русскому языку по теме «Времена глагола» Козлова А.С. выступила с докладом по теме семинара. Учитель начальных классов Туйманова Н.А. приняла участие и стала победителем районного конкурса «Учитель года 2016». Ею был дан открытый урок русского языка во 2 классе по теме «Способы проверки безударных гласных в корне слова»
В системе школьного образования существуют разнообразные формы организации творческой деятельности учащихся. Среди них распространены творческие конкурсы, научно-исследовательские проекты, мастер-классы, олимпиады и др. Учащиеся нашей школы за последний учебный год неоднократно принимали участие и занимали призовые места в дистанционных конкурсах и олимпиадах. Дистанционные олимпиады выявляют скрытые возможности и таланты учащихся как по определенному учебному предмету, так и в межпредметных областях, помогают решать проблемы творческой реализации личности посредством компьютерных технологий, позволяют современному школьнику ощущать себя развивающимся гражданином мирового информационного пространства. Участвуя в дистанционных творческих олимпиадах, школьники становятся заинтересованными в развитии собственного образования, так как, выполняя открытые эвристические задания, они решают реальные научные проблемы, выдвигают собственные версии и гипотезы причин тех или иных явлений в предметных областях, создают творческую продукцию, актуальную для их жизни в современном информационном обществе. В прошедшем учебном году учащие начальной школы принимали участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах:
1а класс (учитель Повтарь Т.С.)

«Лисёнок»
Математика - Короткая Софья (1 место) Русский язык – Ломко Дмитрий (1 место) Окружающий мир – Колесникова Дарья (1 место)
3а класс (учитель Ильиненко Е.И.)

«Лисёнок»
Русский язык – Кривоносова Дарья (1 место) Макарова Мария (1 место) Окружающий мир – Мельник Кирилл (2 место)
«Олимпиада «Плюс»
Математика – Кривоносова Дарья (1 место) Макарова Мария (1 место) Окружающий мир – Мельник Кирилл (2 место)
4а класс (учитель Черникова Л.А.)


ОПК

4б класс (учитель Макарова Е.Н.)

ОПК
–Мосейчук Никита Анищенко Никита Витовская Александра


В раздел образования